Анализ одного произведения Юрия Проскурякова Время пауков

  (Заметки читателя)      
               
Произведение – это неотъемлемая часть мировоззрения писателя, его детище.
Еще Вильгельм фон Гумбольт писал, что произведение искусства и язык, подобно человеку, имеют свои внешние и внутренние формы. Такое строение имеет и символ, поставляющий материал для искусства и констатирующий его. Символ несет в себе основной смысл и обладает эйдетической и духовной энергией.
Уильям Блейк говорил, что проникновение человека во внутреннюю форму символа, произведения искусства, другого человека есть шаги по пути создания своей собственной внутренней формы.
«Время пауков» Ю. Проскурякова можно рассматривать как символ психоаналитического объяснения функционирования человеческой психики, как временной и пространственный симбиоз ее проявления.
Французский мыслитель Жан-Поль Сартр, исследовавший природу и назначение человека, феноменологию воображения, пишет, что воображение, самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности.
Недаром, в произведении «Время пауков», автор выделяет часть текста курсивом, подчеркивая, что художественная деятельность является результатом знания об эволюции в живой природе, осуществляющая свое самосознание.
Еще Дидро сказал, что художник должен «познать нежные и сильные страсти» и «передать их без гримас».
Возможно, в рассматриваемом произведении реальные события завуалированы  под «блуждение в закоулках чужой психики».
Какая стоит цель перед автором «Время пауков»? Цель исповеди? Цель характеристики неких людей? Или поиск истины, поиск вечного Добра и Зла?
Да, быт сталинского времени был таким, когда гудели заводы, коммунальный быт был окрашен длинными коридорами с керосинками и тазами, ведрами и кастрюлями.
Детские воспоминания перемешиваются с взрослыми, попадая то в Булгаковский мир Мастера и Маргариты, то в философию жизни Фридриха Ницше.
Человек все делает для того, чтобы познать себя. Что он ищет?
Психологам известно, что яркие детские впечатления накладываются на подсознание,  а  следовательно поступки взрослого человека. Мать дает жизнь, а человек выбирает, как ему поступать.
Мерзость жизни выражается автором как аллегория жизни пауков. Все мерзко. Мерзки погуливания матери, мерзки женщины, потому что они или «лахудра с Тверской», или девочки из детства, которые унизили ребенка, связав его и сдернув трусы, вызвав ненависть и чувство сильной агрессии. Трагедия в семье накладывает на «героя» произведения неизгладимый отпечаток. Он задает себе на нестерпимое состояние внутренней боли гамлетовский вопрос («Быть или не быть?»): «Ух, какой я злой» или «Добрый я человек».
Добрых поступков, к сожалению, в произведении  почти не прослеживается. А «сверхчеловек» выглядит как «последний человек» (По Ф. Ницше). Добрый человек в произведении «Время пауков», это бабушка, она гладит по голове и успокаивает.
«Он привык к этим воплощениям в иного, чуждого… понимаешь, что вредно, что сам становишься подобно тому, за кем с таким интересом наблюдаешь, проникаешь во все закоулки его мысли, в тайники им самим может быть и неосознаваемых или так не осознаваемых переживаний, но с определенного момента невозможно оторваться, представить себя вне него, вне его жизненной драматургии.»
<…> «Мерзость и страх мгновенно доводят меня до полного безумия. Я бросаюсь на него и бью ногой. Желтое брызжет в стороны и десятки малюсеньких паучков в панике скрываются в близлежащие щели. Я убегаю от них на кухню , к бабушке… Она улыбается. Гладит мой стриженый затылок. Успокойся. Это тарантулиха, с детенышами. Весной они особенно ядовиты. Считай, что тебе повезло…».
Все, что пишет Юрий Проскуряков заставляет внимательно читать и вдумываться в написанное. Время пауков?  Вопрос остается открытым, кто паук в этом мире и времени?

Август 2004 г.


Рецензии