Третья сестра

Почти все персонажи вымышленные,
и почти всякое сходство – случайность.
- Наверное, это он, - сказала Лия.
Рози машинально взглянула на схему, хотя в этом не было необходимости – дом был слишком большой и слишком уродливый для того, чтобы сомневаться – они, наконец, нашли его. Многооконная громада дома резко выделялась на фоне окружающих уютных особнячков – а ведь это была только вершина айсберга –  о том, сколько в нем подземных этажей родители сказать не успели – но из всего того, что сестрам пришлось услышать,  у них сложилось впечатле-ние, что большая часть дома расположена под землей. Множество дверей, множество комнат, из которых Лие и Рози предстояло найти одну – ту, где за-перта их третья сестра, Ирис.
Временами Рози даже думала, что весь этот дом был построен специ-ально для Ирис. Родители как будто ждали ее появления на свет для того, чтобы покинуть дом – и никогда больше туда не возвращаться. До самой их смерти Рози  и Лия даже не подозревали о его существовании – как, впрочем, и о су-ществовании Ирис. По словам родителей, Ирис было запрещено покидать дом. Причин этого запрета – и причин своего молчания - они объяснить не успели. Они как будто нарочно откладывали этот разговор до самой предсмертной ми-нуты – чтобы не успеть объяснить причины. Чтобы избежать вопросов. Чтобы избежать обвинений.
Впрочем, Рози и Лия были слишком удивлены, чтобы обвинять, и слиш-ком шокированы, чтобы спрашивать. Романтика заброшенных  замков и запер-тых принцесс не была свойственна их семье. Это было слишком похоже на приключение.
Сразу после похорон сестры решили найти заброшенный замок и осво-бодить принцессу. Видимо, родители их хотели того же – потому что успели рассказать, как найти дом. Хотя у Лии и создалось впечатление, что говорили они это очень неохотно. И что они были рады, наконец, умереть.
Среди личных вещей родителей нашлась одна неопознанная связка ключей – и сестры решили взять ее с собой. Впрочем, они полагали, что в доме живут люди помимо Ирис – прислуга, учителя, может быть, даже какие-нибудь дальние родственники – люди, которые могли бы рассказать сестрам правду о том, что случилось.
По словам родителей получалось, что Ирис была их старшей сестрой. А Рози и Лия были близнецами – черноволосыми и зеленоглазыми, связанны-ми общим детством, общими мыслями и общими планами, неразлучными и не-похожими друг на друга. Однако обе они когда-то – хотя и по разным причинам - мечтали о старшей сестре. Лия хотела любить кого-то еще. Рози хотела дове-рять кому-то еще.
А сейчас из-за окружающих уютные особнячки заборов раздавались резкие и веселые голоса детей – и, изредка – высокие и злые голоса их мате-рей, солнце уже начинало садиться, а Рози продолжала задумчиво вертеть в руках связку ключей под удивленным взглядом Лии. В доме было темно и тихо. Дом не был обнесен забором – но ни одно окно не было разбито и ни одна сте-на не поцарапана – злые окрики матерей надежно хранили их от детского лю-бопытства.
- А может, там никого нет?  - глядя на ключи, сказала Рози самой себе.
- Можно открыть и проверить, - ответила Лия.
Рози кивнула, продолжая сомневаться.
- А вдруг там и правда никого нет? – повторила она, не спеша откры-вать дверь.
Лия поняла, что сестра боится того, на что сама она немного надея-лась. И чтобы положить конец сомнениям, Лия незаметно забрала у Рози ключи и открыла дверь.
Заходящее солнце осветило широкий пустой коридор, лестницу, веду-щую вниз и лестницу, ведущую вверх. Заметив, что ключей у нее уже нет, а дверь открыта, Рози задумчиво обошла Лию и вошла внутрь. Лия последовала за сестрой, забыв забрать ключи.
Дверь захлопнулась, стало темно – но сестры знали, куда идти – прямо по коридору, потом вниз по лестнице.
Темный коридор оказался чистым – настолько, что стены почти свети-лись изнутри. И совершенно безлюдным – настолько, что сестрам стало немно-го неуютно из-за своего присутствия здесь, среди этих, казалось, никем ранее  не потревоженных стен. Лия задумчиво глядела в пол, провожая взглядом каж-дый свой шаг – она не могла видеть оставляемых ею следов – но чувствовала их и стыдилась. Рози шла впереди – она смотрела прямо перед собой, отыски-вая дорогу – но Лия знала, что сестра также чувствует себя неловко. И только подойдя к лестнице сестры вспомнили, что в рюкзаке у Лии есть свечка и зажи-галка, напряжение ушло – и они рассмеялись.
- Вот дурищи, - сказала Рози – и Лия согласно кивнула  головой, доста-вая свечку и зажигая ее. Свечка ответила пустой лестничный пролет и колеб-лющуюся за ним темноту. Рози огляделась вокруг.
- Ищешь лифт, что ли? – с легкой насмешкой спросила Лия.
Рози усмехнулась в ответ. Не самая умная идея, возможно – но надо было проверить все варианты.
- Неизвестно, сколько нам предстоит спускаться, - делая страшное ли-цо, ответила она.
Лия рассмеялась, Рози рассмеялась в ответ, забрала у сестры свечку и начала спускаться. Лия последовала за ней, все еще смеясь, а темнота отсту-пала перед свечой и смыкалась за Лией.
Лестница была такой же пустой и чистой, как и коридор – но на этот раз сестры не чувствовали неловкости. Играя с темнотой, свечка разрушала ее по-давляющее очарование, придавая знакомые и теплые черты ее холодно-неприступной таинственности. Сестры тихо и тайно веселились, захваченные предчувствием назревающего приключения.
Но спуск был долгим – и предчувствие затягивалось.
Поэтому, когда свет упал, наконец, на закрытую  дверь, и сестры поня-ли, что пришли куда-то, Лия чувствовала в основном лишь усталость, а Рози – равнодушие. Однако она все же внимательно окинула взглядом дверь и стену – в поисках кнопки звонка, как поняла Лия.
- А может, не заперто, - Лия осмелилась высказать свое предположе-ние.
В ответ Рози повернула ручку и открыла дверь.
- Не заперто, - подтвердила она.
Дверь открылась в слабо освещенный коридор. Перед тем, как задуть свечу, Рози спустилась на несколько ступеней вниз по лестнице, пытаясь уга-дать, сколько еще пролетов скрывает темнота. Лия ждала сестру у открытой двери. Поднимаясь обратно, Рози спросила: «Что же ты не заходишь?», задула свечку и вошла в дверь. Сестра последовала за ней.
Свет шел от вмонтированных в потолок редких и тусклых лампочек, ос-вещающих покрашенные в серебристый цвет стены и закрытые белые двери комнат. В коридоре было ожидаемо тихо – сестры не смогли услышать ни зву-ка, доносящегося из-за дверей комнат.
- Наверное, здесь тоже никого нет, - голос Рози звучал разочарованно и немного безразлично.
- Или хорошая звукоизоляция, - предложила Лия, желая утешить сест-ру.
- Это, конечно, вариант, - без особого вдохновения согласилась Рози.
Сестры продолжали стоять у двери, оглядывая длинный и по всей ви-димости идущий по кругу коридор, как будто выбирая, в сторону им пойти.
- Может быть, сюда? – робко спросила Лия, указывая на дверь напро-тив.
- В смысле? Зайти? – очнувшись, уточнила Рози.
- Ну да.
 - Как скажешь, - улыбнулась Рози, убирая свечку в рюкзак.
Но дверь была заперта. Рози потянулась было к рюкзаку, но потом вспомнила, что дверь открывала Лия – а Лия вспомнила, что забыла забрать ключи при входе – самоуверенно полагая, что внутри они не понадобятся. В связке было немало ключей – но в тот момент сестры хотели лишь войти в дом – не думая, что приключение может продолжиться.
- Может быть, постучать? - Лия мгновенно почувствовала себя винова-той, хотя Рози не сказала ни слова, и даже во взгляде ее не было упрека.
Рози постучала. Никто не ответил, и за дверью не раздалось шагов. Рози постучала еще раз, Лия приложила ухо к двери, прислушалась.
Сказала:
- Кажется, там кто-то есть.
Но Рози лишь покачала головой.
- Воображение. Wishful thinking. Может, нам удастся найти открытую дверь?
Подождав еще немного, сестры отправились дальше. Дверь следующей комна-ты была открыта, и они вошли, не постучавшись.
В комнате без окон и почти без мебели за столом сидела и что-то на-бирала на компьютере девушка, испуганно вскочившая при их появлении.
- Здравствуйте, - сказала Лия.
- Ирис? – спросила Рози.
Фигура девушки расслабилась, и она улыбнулась.
- Нет, я ее подруга.
Девушка была маленькой и стройной – и казалась очень юной – в голу-бых джинсах и белой рубашке без рукавов, с тонкими, изящно-гладкими руками, стянутыми в хвост длинными светлыми волосами и незагорелой кожей. Глаза ее, потеряв испуг, стали почти безмятежны – однако, напряжение не покинуло окончательно ее лицо, скопившись ниже, вокруг ее улыбающегося рта и в под-бородке, уничтожая одновременно и улыбку и юность – потому что такой жес-токий рот не мог улыбаться по-настоящему, а существо, наделенной подобной суровостью не могло быть юным.
Глядя на постаревшее лицо девушки, сестры и сами поняли, что она не Ирис. Но она могла помочь им найти их старшую сестру.
- Можно войти? – запоздало спросила Рози.
Девушка выключила монитор компьютера.
- Конечно.
 - Я Рози…а это моя сестра Лия, - немного смущенно сказала Рози.
- И еще мы сестры Ирис, - добавила Лия.
- Родители рассказали  нам о ней перед смертью, - смущение Рози от-ступило перед загадочностью необъяснимого очарования юного и старого лица девушки.
 - Наверное, хотели, чтобы вы ее нашли, - догадалась девушка.
Рози пожала плечами, Лия кивнула, соглашаясь.
- А ты…,- Лия на секунду запнулась, - не знаешь, почему они спрятали ее здесь? И почему никогда не говорили нам о ней?
- Если бы не говорили, вас бы здесь сейчас не было, - не в тему отве-тила девушка. 
- Но ты знаешь, где нам ее найти? –  опустив голову и не замечая, как таящаяся вокруг рта напряженность постепенно распространяется по всему лицу девушки, спросила Лия.
- Ты нас отведешь?
У Рози было еще множество вопросов к этой девушке – но она понима-ла, что те вопросы, которые сейчас задает Лия, являются единственными пра-вильными.
Девушка покачала головой.
- У нее сейчас депрессия…заперлась в комнате…я и сама ее давно не видела…не любит, когда ее беспокоят.
 - Скажи хотя бы какая из комнат – ее? – продолжала Лия.
Но девушка вновь покачала головой.
 - Если она не хочет, чтобы ее беспокоили, разве она скажет, где ее можно найти?
 - Так хотя бы на каком этаже? – спросила Лия, уже начиная отчаивать-ся и терять терпение.
Но на лице девушки вновь появилось отрицание.
- Ты не разговаривала с ней сейчас по сети?
Взгляд Рози упал на компьютер – и она поняла, что этот вопрос Лии был, пожалуй, самым верным. Девушка тоже взглянула на компьютер, потом вздохнула и повторила:
- Она не любит, когда ее беспокоят.
- А в доме есть еще кто-нибудь? – на этот раз вопрос задала Рози.
Девушка пожала плечами.
- Были, но их я тоже давно не видела…можете пойти…поискать.
Рози подумала, что девушка устала – и не говоря больше не слова, она вышла за дверь. Лия последовала за ней, но, уже на выходе, спросила
- А ты…не хочешь пойти с нами?
Но девушка уже сидела за столом, погрузившись в чтение, и только от-рицательно качнула головой.
И когда сестры вышли и закрыли за собой дверь, Рози вспомнила, сре-ди множества вопросов, которые она хотела бы задать этой девушке не было одного.
- Мы даже не спросили, как ее зовут, - сказала Лия. Рози задумчиво кивнула и добавила:
- Но мы не будем возвращаться ради этого.
Лия улыбнулась. Она тоже не особенно хотела возвращаться. И, выра-жая общее мнение сестер, добавила:
- Странная девушка.
Сказанное слово и чуть насмешливая улыбка рассеяли чары, и при-ключение вновь стало захватывающим. Сестры пошли дальше по коридору, надеясь найти незапертую дверь с более осведомленными и менее насторо-женными обитателями.
В комнате следующей обитательницы не было ни мебели, ни компью-тера, но на у стены стоял музыкальный центр, а в углу лежала гитара. Сама обитательница сидела на полу в наушниках и слушала музыку, умиротворенно улыбаясь при этом.
Поняв, что дверь не заперта, сестры постучали перед тем, как войти – но не дождавшись ответа, все же вошли. Девушка не заметила их появления, но через несколько секунд она случайно открыла глаза и увидела их. Улыбка ее потеряла умиротворенность и стала откровенно-радостной, теплые карие глаза сверкнули – и сестры вдруг отчетливо поняли, что она красива.
Девушка сняла наушники, кивнула сестрам и сказала:
- Проходите.
Потом потянулась к пульту и выключила музыку.
- Я бы оставила, но вам, боюсь, не понравится, - сказала она немного виновато.
Девушка была мила, гостеприимна и красива – и сестры ясно видели это – но не менее ясно они видели, что она тоже не Ирис.
- Ты – подруга Ирис? – вздохнув, спросила Рози.
Девушка покачала головой.
- Я? Нет. Я учила ее музыке.
- А сейчас уже не учишь? – насторожилась Рози.
- Сейчас она не хочет учиться. Она сейчас никого не хочет видеть.
- А какая она вообще? Расскажи нам о ней, - попросила Лия, садясь на пол рядом с девушкой.
Темные глаза девушки дружелюбно взглянули на нее.
- Немного похожа на тебя, тоже зеленоглазая, только волосы потемнее, очень талантливая…но слишком грустная.
Девушка замолчала, продолжая улыбаться. Через некоторое время се-стры поняли, что она сказала уже все, что собиралась.
 - Мы…пойдем? – сказала Рози.
- Я вас провожу, - приветливо откликнулась девушка.
Лия обрадовано вскочила. Девушка последовала за Рози – и Лия уви-дела, что она высокая, достаточно крупная и немного хромает – и как ни стран-но, это делает ее красоту совершенной.
Девушка пропустила Лию вперед, улыбнулась – светло, искренне - по-прощалась и закрыла дверь.
 Сестры подошли к двери следующей комнаты и остановились, в мол-чании и задумчивости.
- Жаль, что она не Ирис, - сказала Лия.
Рози промолчала, но лицо ее было грустным.
- Тебе разве не жаль? – не понимая, спросила Лия.
Но Рози молчала. Потом, вместо ответа, она повернула ручку двери. Дверь оказалось запертой.
- Жаль, - подтвердила Рози.
И сестры отправились дальше по коридору.
Ненарушаемая тишина и тусклый свет отвлекали Рози, мешая сосре-доточиться. Покрытый серебристо-серым ковролином пол неприятно и неожи-данно впитывал шаги, не давая им прозвучать, рождая иллюзию бестелеснос-ти.
Будто услышав мысли Рози, Лия подошла к следующей запертой две-ри, прикоснулась к ней пальцами, потом нажала посильнее. Рука оставалась по эту сторону двери, и Лия, со смешанным чувством смущения и разочарования поднесла ее к лицу и внимательно осмотрела.
- Как видишь, ничего не изменилось, - чуть насмешливо, но с понима-нием сказала Рози.
Однако, прошло еще некоторое время, прежде чем сестры нашли сле-дующую незапертую дверь.
 В комнате никого не было.  Сестры замерли на пороге, изумленные.
- Может быть, она прячется? – предположение Лии было бессмыслен-ным – но и единственным разумным, и Рози поняла это, когда обнаружила, что заглядывает под кровать в поисках потерянной старшей сестры – или очеред-ной обитательницы комнаты. Но под кроватью не было ничего, даже пыли.
На столе стоял выключенный компьютер, и Лия нерешительно подошла к нему и включила, в надежде найти локальную сеть, и, возможно, Ирис. Но компьютер потребовал пароль. Недолго думая, Лия набрала слово «Ирис» - но пароль оказался неверным. Рози подошла к сестре – и попыталась было поэкс-периментировать со шрифтом и раскладкой – но в коридоре раздались тяже-лые шаги, и сестры поспешили выключить компьютер.
Шаги приблизились, повернулась ручка двери, и в комнату вошла груз-ная черноволосая пожилая женщина с сосредоточенно-суровым лицом. Она равнодушно взглянула на девушек, потом проковыляла к кровати, с трудом легла и закрыла глаза.
- Здравствуйте, - Лия не знала, что еще сказать – и не знала, слышит ли ее женщина.
Женщина открыла глаза и устало посмотрела на сестер. Ее лицо было некрасивым, тяжелым и древним – с черными глазами и морщинами, с выра-жением бесконечной отрешенности – ее лицо было почти загадочно-уродливым – но совсем не злым – и сестры не испугались ее.
- Вы знаете Ирис? Мы ее сестры,  - прямо и открыто сказала Рози.
- Я учила ее…когда она была еще маленькой..., - женщина опять устало прикрыла глаза.
- Потом родители решили, что она уже подросла, и ей надо больше учи-телей…появились эти девочки...я так думаю, это они научили ее плохому…она была таким хорошим ребенком, таким ласковым, понятливым…, - женщина, ка-залось, засыпала.
Лия и Рози хотели уже выйти из комнаты, чтобы не тревожить покой женщины, как она вдруг открыла  глаза и села на кровати.
- Вы ее сестры? – переспросила она, - Передайте, пожалуйста, родите-лям, что я благодарю их за возможность остаться здесь.
- Родители умерли, - коротко ответила Рози.
- Вот как? Тогда меня, скорее всего, выгонят, - сонно проговорила жен-щина, закрыла глаза, легла, отвернулась к стенке и затихла.
Сестры вышли из комнаты и поняли, что помощи ждать неоткуда. Улыбаясь и взявшись за руки, они продолжили свой путь мимо белых запертых дверей, по серебристо-серому ковролину, вперед по тускло освещенному кори-дору без окон.
Лия первая заметила чуть приоткрытую дверь, ведущую на лестницу, и сестры поняли, что сделали полный круг.
- Ладно, попытаемся на другом этаже, - почти весело и почти легкомысленно сказала Лия.
Рози молча кивнула. Но, уже подойдя вслед за сестрой к двери и собираясь выходить, Лия нечаянно обернулась и увидела, что дверь напротив приоткрыта. Она взяла сестру за руку и указала на дверь. На лице Рози появилось удивление. Отведя руку сестры в сторону, она сделала несколько нерешительных шагов и постучала.
За приоткрытой дверью было темно – и никто не ответил.
 - Я же говорила, что там кто-то есть, - с выражением понятного торжества в голосе сказала Лия. Рози не спорила. Она открыла дверь и вошла.
Тусклого света из-за приоткрытой двери в коридор было недостаточно, чтобы осветить комнату. Сестры увидели смутные очертания дивана, разбро-санных по комнате табуреток, кресла без ножки; услышали запах пыли и засо-хших цветов.
- Здесь давно никто не живет, - сказала Рози, - Пойдем отсюда. 
Однако, заметив смутную тень в углу, сестры открыли дверь настежь, чтобы впустить свет, и подошли поближе.
В углу, в старой, почерневшей, покосившейся кроватке лежал крошечный скелет новорожденного ребенка.
Конец.
13.08.2004г.


Рецензии