Старинный романс

(или Семейные Хроники-2 по следам женских рассказов августа 2004)

"Раскладывать по полочкам любови - о тщета - они  бесплотней  пересохшего листа". Но раскладывать по полочкам  любови, описанные в женской  прозе,  порой так  же увлекательно, как гербарий  смотреть: это лист ярко-желтый, в прожилках, а этот коричневый,  как  кора,  а этот вообще  рассыпался. Августовский  гербарий невольно распадается на знакомые  уже страницы - о, это "семейные  хроники", а  это "девочкин  дневник". Поэтому разговор о семейных хрониках, как и обещано, имеет продолжение, и, кроме того, появится  еще одна новая страничка женской прозы.

"Никогда не читайте Франсуазу Саган, когда вы уезжаете от любимого" - такой  коронной  фразой  начинается  рассказ Наташи Болтовской [http://www.proza.ru/2004/08/29-39
Честное  слово, Наташа  явно упустила  возможность пересыпать весь рассказ вот  такими  вот перлами. Это сделать еще не поздно, и это придаст  тексту  шикарный  стиль. Начало жизни, молодость, встреча  с суженым - вот тема  рассказа. Вроде бы все как у  всех -  сначала  дрались  и ругались как  школьники, а потом  вдруг ...озарение... будущий  муж! Что, удивляетесь? Не удивляйтесь и не  читайте  Саган, потому  что  знайте -  у других все точно так  же. Все признаки  "девочкиного дневника" налицо - перебор событий недостаток  чувств, есть только одно,  что отличает... Чуть заметная  ирония, она-то и не дает воспринимать все это плоско.

Анна Жаркова в своем рассказе [http://www.proza.ru/2004/08/14-45]  описала типичную "Лав  стори" в  чистейшем  виде.  И  сколько бы их не было,  все равно  каждый  раз  история  уникальна. Удивляешься иной  раз,  сколько  горя приходится перенести, пока наткнешься на что-то настоящее. А этот рассказ, пожалуй, безыскусный настолько, что  финал  ясен с  самого начала.  Но предсказуемость - это еще  не  значит примитив. Все-таки жаль, что автор не описала душевные переживания  героини, ведь нелегко  же  ей  пришлось. Поэтому  маловато  здесь  эмоций. А в  целом интересно.

Тот же  раздел "девочкин дневник" продолжает странный текст  Шабановой Ксении
[http://www.proza.ru/2004/08/26-105] - несмотря на то, что написано не от лица  девочки, а от лица  мальчика. И это настоящая лирика, но горькая,  как  анальгин.
Написано хорошо, сочно и выпукло, описания  природы и города зело хороши
При этом  детали играют даже более важную роль, чем  сами герои,  это как раз и удивительно.

"Девочкин дневник" Натальи  Филлем [http://www.proza.ru/2004/08/26-168]  выступает как  форма, пусть  повествование  идет в третьем лице, но тематически это не  выходит за  рамки дневника - первая любовь, жестокость, кумиры  из кино и смерть человека, затравленного одноклассниками. Товарищи, после "Чучела"  и  "Дорогой  Елены  Сергеевны" ничего более  страшного на  эту  тему не припомню...
Прямая  отсылка  к Ирине  Лайхтман  [http://www.proza.ru/2004/08/26-209] задает тему человеческого равнодушия, но  художественно это  дело не оформлено. Просто заявка, из которой  может получиться большая  вещь...
Алина  Кузмичева не так  грустна,  ее  текст - забавная  штучка из  серии Тильтиль и Митиль, когда  мамы-папы  дома нет. Если смотреть с точки  зрения  тинеэйджера, то - Кулл!  Рулез! (здорово покатит), а если с  точки  зрения литературы - полная пустота. Рассказ [http://www.proza.ru/texts/2004/08/27-115.htm] - если  серьезно, то про брата и сестру,  когда они по-настоящему  дружат. Даже  зацепиться не за что! Вроде как героиня  себя преодолевает, а логического конца нет и нет! Так  можно до  бесконечности упражняться и бегать, подобно белке в  колесе. А  цель? Быть самой  крутой, что-ли? Наверно, это просто не дописано.

Дополняет Алину  Татьяна, попавшая в необычное приключение на  дороге - [http://www.proza.ru/2004/08/27-114]. Оживший на глазах "трупак" становится причиной хорошего  порыва людей по его спасению, и одновременно же он спасает скучный  сюжет! Чтобы  еще поразвлекать любителей игривых  сюжетов, советую прочитать короткий и незатейливый девочкин дневник Яхонтовой-Брыльянтовой, спасшей от жуткой  расправы с  черепаху  Соньку   [http://www.proza.ru/2004/08/24-04]. Прелестная  зарисовка! Без  всяких  заходов и заносов,  характерных для  современной  литературы. Просто, очень  сюжетно, радостно и прозрачно... А вот  с фамилией  автор намудрила... Запомнят Яхонтову, а от Брыльянтовой  следа не останется.

Курьез или особая романтика?  Не знаю,  но сударыня почему-то путается в  фамилиях -   рассказ [http://www.proza.ru/2004/08/15-35]  вывешен и под Тарковской, и под Трубецкой, и обе фамилии мне не нравятся,  так  как слишком знамениты. Рассказ не  лишен полета  фантазии... все от начала  до  конца придумано, пожалуй, это  фэнтези с  примесью символизма. Ассоциация  с Беляевым, но не похоже в  смысле  психологии! Скорее, дамские романы в тонких обложках... Кажется, многовато деталей, красиво, но слащаво. Возвышенные  чувства - это не обязательно летать... Даже  встретившись на помойке, люди могут испытать  возвышенные  чувства,  ибо это зависит не от обстановки, а от них  самих, от их восприятия. Желаю любительницам этого жанра  меньше обращать внимания на  внешнее, больше - на  внутреннее. Есть в  этот  раз и черный  список самых  слабых произведений.

Никому не советую  читать  Видновчанку [http://www.proza.ru/2004/08/27-10],
Нику  Глазунову - [http://www.proza.ru/2004/08/26-166]
Магду  Майскую - [http://www.proza.ru/2004/08/16-07],
Светку - [http://www.proza.ru/2004/08/29-13],
Ветер в Голове - [http://www.proza.ru/2004/08/29-01],
А Ленку [http://www.proza.ru/2004/08/26-210] - (особенно мерзко) и
Малышку Смерть - [http://www.proza.ru/2004/08/15-35], - это все сентиментальщина, нытье, грубый натурализм  и отсутствие мысли. Неважно, что это девочкин  дневник, важны  крупицы  опыта и подлинность. Но  в том-то и дело, что в  подобных  текстах больше  выдумки, чем  собственного  опыта. Например, у той же  Светки описана курортная  история, слишком простецкая, наверное, по причине нежного возраста. Характеры не прописаны. Сюжета нет. Цепь событий ничего не проясняет. Вторая пара  вообще непонятно где была, т.е. была  фоном. Только и дела,  что, в конце концов, героине захотелось любить, то есть "девочка созрела". Больше никакого следа  не остается.

И пора переходить к обещанным  семейным хроникам,  благо в  августовском  репертуаре их на  удивление  много. До чего, например, великолепна миниатюра  Зорки на  тему  семейной  жизни [http://www.proza.ru/2004/08/28-49]. Она о том,  как горько разочаровываться в человеке, даже если  это  длится  целые  годы. Ну что ж,  значит, бедняге  Милке  надо было  полностью испортить  себе  жизнь,  прежде  чем  понять - какое он  ничтожество, ее  милый Левушка, даже не потому, что голубой, а потому что циник и потребитель,  чего она в любовном ослеплении долго не замечала... Живи  Милка,  дальше живи, хоть по-французски, хоть как...  Жё тэм, жё тэм… Муа нон плю… Да  как не будет - будет, никуда не денется, это и печально...

Семейная хроника бывает просто жуткая, гораздо боле жуткая, чем вампиры - в  своей тупости и непоправимости - [http://www.proza.ru/2004/08/28-22]. Что делать женщине, когда она отчетливо  видит не просто равнодушие, но обман? Ничего она не делает. Потому - чтоб ни делала  она - и сладкий  голос, и  еда ему, и бесконечное  терпение - от всего этого только хуже.
И все же, мнится, такова  только  очень слабая  женщина - она  жертва. Сильная  будет  вырываться... Только много ли их таких? О, написано беспощадно...

Муж как жертва описан у Galа Amarando-[http://www.proza.ru/2004/08/26-96]. Главное тут  характеры. А  они как на  ладони -  это добрый мужественный Игорь и  совершенно паразитарная  холодная Лариса. Возможно  эта  история -  еще  один  шанс  утвердить  себя, но для  женщин таких ведь все  становится  поводом  к самоутверждению, даже крохотное  дите... В рассказе  есть говорящие сами за  себя детали. Улыбающийся  ротик (характер в  отца), уходящие  то и дело  куда-то  старые застенчивые родители...

Анна Прудская показывает  семью  как  тюрьму, а все остальное  как  награду и  волю -[http://www.proza.ru/2004/08/28-15]. Судьба  главной героини Валентины сложилась так, что в любви ее  всегда обманывали, дразнили, бросали - предавали, в общем. Это не помешало ей постигнуть главную ценность  любви во всем ее  разгаре, невзирая на предательство и  подлость возлюбленных. То, что она  сошла  с ума - условность, дань обывательскому  мышлению, а если нет - то значит, ей  остается  еще  шанс.
Психологический  портрет  этой  женщины  выписан  тщательно и выразительно. Вот  так  да!

Семейная  хроника в  чистом незамутненном  виде - это хроника горя и счастья одновременно - у Натальи Батовой - [http://www.proza.ru/2004/08/27-121]. Автор вроде  и сама не знает, в чем  дело, и признается в бессилии разгадать  секрет бытия, но через  героиню "Беленькую" доносится до нас, что главный  секрет - доверять  жизни и не противиться ей. Наверно,  это и  есть самая главная  мудрость и в  семейной   жизни, и в  жизни вообще.

Мои просьбы насчет семейных хроник люди прочли и пришли заявки, например, от Аллы  Тихоновой [http://www.proza.ru/2004/08/13-19]. Тема  маленького человека совсем  в  другом освещении,  чем у  классика. Написано просто, без  выкрутасов. Но эффект  пьяного угара передан  адекватно - в  смысле сравнения   пустой  жизни с  пьяным  угаром. И  бедный Иван Петрович! Ну, маленький,  ну,  нерешительный, ну,  звезд с  неба не хватает. Но не подлец же! Честен! И даже  самоотвержен в  своей  никому не  нужной преданности. Его помощь  бесценная  никем не замечена, его подвиг невидим, он  такой  маленький  боец  невидимого фронта. Но  какое сочувствие  вызывает...

Точно эхо - [http://www.proza.ru/2004/08/13-19]. Тоже  тема  маленького  человека, но на  это раз о  женщине. Боже  мой. Как  затягивает болото  жизни  и  как человек  ему  поддается!  Это так  просто. И глядь -  жизни уже  нет. Сочувствие - главная   выразительная  черта  Аллы  Тихоновой. И  поэтому  ее  рассказы  очень  человечны. И потому  они  вызывают  душевный  отклик. И деталей  тут много ярких, они  увидены, пойманы, отражены, это придает  живость и  волшебную пестроту.

Настоящая  карикатура на семью  cмешно нарисована  Настасьей  Чеховской [http://www.proza.ru/2004/07/20-47]. Русской бабе, голодной и холодной, плохо живется с  немцем в его сытом  доме. И смешно,  и грустно! А то, что Флорентина со своим Шикльгрубером два  сапога  пара, ей,  конечно, невдомек. Несмотря  на то, что рассказ несколько лубочный и мне не очень понравился, это большое искусство. Гораздо сильнее поразил меня другой  рассказ  Чеховской - [http://www.proza.ru:8004/2004/07/20-44].
Согласна с Вовой Бурым  Волком, что написано грамотно. Хорошо написано, просто сильно. О том, что чудище Таню, девушку из ужасной  семьи, искалечившей ее, однажды  спасли стихи Есенина. Не  согласна только - что не важно о чем. Важно и это. История неправдоподобная, если  честно. Я  тоже знаю  мальчика, который  перешел  из плохой школы, где  его пытали - в хорошую. Только ему  стало еще  хуже: раньше его пытали, как Таню, но он был  равный им и  учился легко, а в хорошей школе он стал хуже  всех учиться, потому  что предыдущее  развитие... Он стал отверженным  уже по-другому... Эту  Таню  вряд ли могло спасти прекрасное, ведь, как  правило, забитые люди этого не понимают! Так что  рассказ  хорош, хотя и выдумка. Это основное  отличие правды  жизни  от правды искусства.

Хорошо подходит к теме  разговора новая  вещь Юлии Алехиной [http://www.proza.ru/2004/06/04-129]. Это о поиске спутника жизни, только под оригинальным  углом  зрения. Данная вещь может, конечно, сложна (а по-моему, просто не продумана), а  еще она, может, и умна (а по-моему, героиня  примитивна очень)... Может, в  повести и есть полифония (а по-моему, просто абы  как написано). Девушка перебрала  столько  мужчин, и все не понимала, почему они уходят... А это на поверхности лежит... Но даже  если и так -  умна, сложна, интеллектуальна, эмоционально приятна, то все-таки, как же  быть с искусством?  Как-то не прослеживается. Понимаете, проза, конечно,  имеет право  быть несюжетной. Но при этом она так выразительна может быть. Но здесь невыразительна. Ну, нету. Ни языка, ни выразительности, ни фабулы. Испытать такое горькое читательское разочарование - это все равно что с любовью проститься. Не помогут оправдания - где  есть Катя, где Катя-я. Нет у  автора  четкого понятия кто где. Все  должно быть в  тексте, без комментариев. И дело же  не схеме. Ждешь процента чуда... Никогда  не  соглашалась с критиком В. Шимберевым! А тут  относительно Алехиной согласна. И частично с Турандот.
Только если бы у  меня  такие сомнения  были, как у них, я не стала  бы хвалить вообще; это  плохо, откровенно плохо, слабо, не прописано, оценка  два бывшему  кумиру. Читавшие это ни Галицкая, ни Турандот, ни  муж автора - есть подозрение, что, наверно, никто не прочитал до конца. Лишь бы  голове погладить : хорошая девочка.
Понимаете, дело не в объеме. Бывает, что объем позволяет разогнаться, чтобы расплести сюжетные нити, потом  сплести все воедино. Но данный объем  забалтывает и утомляет, он здесь не оправдан. Количество  мужчин не переходит в  качество текста. Все так  тупо, так однообразно. Люди действуют как партнеры, а не как личности. Как в одной смешной балладе Зульфикарова: посидели-переспали. И  следа не осталось.

Самое неожиданное  решение темы семейной  хроники - у Татьяны Ворониной  в  радиорассказе [http://www.proza.ru/2004/08/26-166]. Ну, это блеск. В телефонном  разговоре вся жизнь, вернее сразу несколько  жизней прочитывается. Идеально для  постановки. И характеры  есть, и время наше  прочитывается. И  вот этот  легкий  цинизм сквозит... Короче говоря,  автор  очень  меткий и зоркий  человек. Мало того, что есть герои,  видна  так же  и трансформация  сознания - вот, пожалте, теперь и дочь... Она стала точно такая  же.

Не могу не привести  еще  один телефонный  разговор - [http://www.proza.ru/2004/08/05-85]. Ирина Анцупова очень скупо,  без описаний, экономя читательское  терпение, очень осторожно, штрихами дает понять, как робко и хрупко растет надежда на  разрушенном пространстве.  Был, конечно,  скандал и разрыв в прошлом.  Что именно между ними произошло - только догадываться  можно. Но надежда  всегда  остается, а притворство,  даже если очень  хочется - не помогает. Психологически это  так  точно описано, причем веришь, что героиня не ломается - она  просто болит с  тех пор, как "заломали" ее. Ирине  не слабо и пошутить как  следует, ибо она  с  котами разговаривать умеет - [http://www.proza.ru/2004/08/12-147], но  телефон,  честное  слово,  меня больше  тронул...

Анна Рулевская продемонстрировала, как  легко она  может  подать тяжелую  семейную тему -[http://www.proza.ru/2004/08/28-38]. Почитав не только рассказ, но и отзывы, я решила отозваться... Со Сломанной Веточкой готова  согласиться, только жаль, что она ничего не объяснила, не прокомментировала. Хочу  сказать о своем  восприятии. Рассказ понравился  тем, что в его ритме нет монотонности. Он  вдруг прерывается на  самом напряженном  моменте и начинается  другая интонация. Еще он понравился мне тем, что помимо  классической семейной  хроники  он содержит хронику  страны. Интеллигентские голоса часто получали у нас  аминазин. Еще он хорош тем, что главные  герои и рассказчики не совпадают в одном  лице, как бывает  слишком  часто. Дядя  Петя многогранен - может, он  алкаш, да, но кроме него никто не  смог предвидеть сад на  Манежной. И еще тем, что он  заставляет  обратиться  к личным, очень личным воспоминаниям. К музыкальной  школе, например... В рассказе  есть трагические и смешные ноты. Как  в жизни. Власть, за которую боролась  мама? Она ее получила. Власть,  за  которую боролась страна - она тоже ее  получила. А  власть, которую получает автор над читателем? Автор ее чувствует? Это власть яркого  и талантливого слова.

Не претендуя на громоздкие оды и длинные романеи, Жанна Пестова изящно и легко обобщила тему  семейных  хроник на примере семьи олимпийских богов - [http://www.proza.ru/2004/08/14-06]. Правда, они подчас  рассуждают, как люди, но  скоро выясняется, что божественное  слово  нужно не  только богам, но и людям. Ибо они любят порою сильнее, чем боги... И хотят оставить след этой  любви в  слове.
В этом обзоре  есть несколько пропусков, например, не  упомянуто имя Федоровой  Ольги, которая вывесила в  августе  много новых материалов. О ней отдельный разговор.


Рецензии
Спасибо за отзыв, пусть маленький, но такой для меня обнадеживающий. А еще бы хотелось дельного совета (если будет время у Вас).
С уважением. Наталья.

Наталья Батова   16.09.2004 16:51     Заявить о нарушении