Как-то, давным-давно...
... В былую лихую молодость, когда ОН был смел, отважен и ловок, когда ему не грозила взрослая жизнь, был мал да удал! 15 весна пошла, а вышел и статью и силой, умом бравировал, как с лавками пятипудовыми. Не грозила ему ни хворь, ни смерть сама – которой, показав кукиш, и был таков!
Мастером на все руки был хоть куда, вот только зазнайством блистать умел – хоть глаза коли! Любили его, да вот только он никого не ценил, себя любил больше. Ну-с, и говорят ему: коли ты смел, коли ты брав да удал, сложить бы тебе песнь, но не простую, а СЛАВНУЮ! Чтоб катилась слава впереди тебя, громко крича о подвигах твоих, о славных деяниях!
Загорелись у него глаза, восхотелось ему славы великой, славы немеркнущей, славы огромной! Так и быть, пойду я в лес, там чудищ-юдищ полно-полным, царевн освобожу, а кощею иглу вгоню куда подальше, чтоб не забывал, когда садился каков молодец-удалец был в гостях! Сказ бы славен, да вот беда – порча, али нет, но не видать ему подвигов. Ведьма* с веси соседней, гадала ему, будучи еще малым: «схлестнешься ты с самой богиней, и быть тебе биту, коли не поумнеешь и дури из башки не повыбиваешь, али кто другой повыбивает. Но быть тебе биту...». «Да полно тебе, карга старая, по што пугаешь? Быть ему и славой блистать и подвигами»-сказывал отец его, улыбаясь и теребя сына-несмышленыша по кудрям, златосветлыми!
Не принял и он слов, женщины знающей, подрастя, и пошел по тропе через лес. Шел-шел, а на пути ни чудищ, ни юдищ, ни зла, ни добра, никого! Задумался было герой, но тут и вышел на опушку с избушкой. Обрадовался: «Ох, щас задам Бабе-Яге, костяной ноге, по што зло сеять да детей воровать! И славу обрету, что впереди меня будет бежать, и всех пугать!» Подходит: «Избушка-избушечка, а ну-ка, встань-ка к лесу задом, ко мне передом, да так, что бы без фокусов!» Скрип, звон, лязг, будто тыщу зим не шевелилась.
Ух, встала. Вступил он в дом сей, а там............................... А там краса-молода сидит, и рукоделит. Опешил герой, что за морок, куда попал-то?
«Девица, светлокудрая, синеокая, скажи мне, что делаешь-то ты в доме старой злой бабки-то?»
На что та ему ответствует:
«Низкий тебе поклон, странник-богатырь, изволь сначала баньку принять, откушать, а потом на все вопросы отвечу!- поклонившись в пояс, девушка повела парубка за руку в баньку. Тот потерял вообще дар речи, уж и она с ним в баньку что ли? Прочитав в глазах у него недоумение, девушка потупила глазки синие в пол деревянный, нет, что ты, сам уж изволь мыться, мне недосуг, да и не положено!
А банька на совесть – жарища, но затем как в вирии чувствуешь себя, одно блаженство. Вымылся герой наш, глядь в избушку, ну сейчас-то поймаю, думает, каргу струю, не проведет!!! А там............... Стол дубовый, в три скатерти накрыт, а явств, что слюнки бегать научились быстрее его самого! И изменилось еще кое-что: Сидит за столом девушка-встречница справа от... такой красоты еще не видывал он. Столь чистой и белоснежной кожи, даже во сне не видывал, а личико милое, ай да терем - термок, полон он чудес и удивлений! Видимо ОНА и есть за главную, уж больно по-взрослому смотрит, чуть устало и печально, будто не два-три десятка весен живет, а эдак, за два-три тысчи зим! А слева от дива дивного, красы неописуемой, сидит девушка, сказать что не красива, соврать значит, но что-то предостерегало, и вся в темных одеяниях была, значит не спроста!
«Присаживайся, добрый молодец, путь был не легкий твой, откушай со стола нашего, гость ты заморский. - сказала средняя из них.- Меня зови Макошь. А это мои дочери-послушницы: Среча -справа, и Несреча – слева. А пока ты явствуй на здоровье!
Присел. Да уж, таких столов он виду-невидывал и слышать-неслыхивал за свою хоть и короткую пока прожитую жизнь, но уж никак не малоприключенческую - повидал за околицей веси своей он достаточно. Три раза скатерти менялись. Три раза накрывали на стол: обильно лилось вино, брага, пиво, настойки на травах, медовуха. Виды пищи – один другого затмевал и красотой украшательства, и изысканным вкусом, и отменной силой утолять голод. А проголодаться уже успел, еще в баньке мечтал трапезовать не иначе как за княжеским столом. Чудесный аромат так и витал по избе: были и кабанчик, зажаренный до золотисто-румяной кожицы, что исходила волнующим живот запахом и интригующим видом своим; и дичь всякая – от фазана до рябчиков, фрукты, овощи, салаты да соусы. Таких явств даже на княжеском пиру не бывало, а как подобран вкус: огромные цветки украшали щуку в соусе, барабулька так и просилась, что бы ее съели. Тонкие листочки некоего дерева, придавали специфический запах неизвестного. На все глаз не хватало, что б все запомнить да откушать...
... И вот, наевшись так, как никогда еще не ел, наш герой было встать захотел, но не тут-то было – рубаха плотно сидит, а в животе тяжесть, но на душе легкость. Видит хозяюшка, что устал герой, и говорит: « Ты, добрый молодец, ложись почивать, на дворе-крыльце ночь, а в душе-теремке покой, утро вечера мудренее. Спи, пусть тебе снятся добрые сны». С такими словами на уме и заснул он, забывшись, как младенец. Утро вечера мудренее, что ж, посмотрим.
Какой дивный сон приснился – весь обсыпанный лаврами победителя, шествовал он, а впереди его мчалась, всех обгоняя и окрикивая, Слава его! Но это лишь сон. Эх, солнышко уже сияет во всю утреннюю силу, заставляя оживать природу-матушку от недолгого ночного сна. Птахи уде завели свои прекрасные песни, рядом тихо журчит ручеек, теплое дыхание леса ощущается в морозном утреннем воздухе, легкий ветерок треплет вершины крон деревьев... Благодать одна, чудо, и быть не может, что живет среди такой красоты Баба-Яга. Мысли медленно текли свои ходом, продолжая позевывать, богатырь вышел к колодцу – напиться и умыться утренней колодезной водицей. Хорошо то как!!!
Вернувшись в дом, увидел стол накрытый, уже не столь богато, как вчера, но ни чуть не уступая в аппетитном виде. Дымилась, исходя тончайшим ароматом каша, холодное «вепрево колено», и всякая живность травяная. А пиво** то, какое было?!?!?! Квас! Вот это жажду утолит, точно утолит.
Насытившись, наш герой задумался, а где же хозяюшка со своими дочурками. Не успел додумать, как вошла Макошь, а за ней и дочки две ее, нарядные, и где в такой глуши столь дивные одеяния находят? Наверное, сами вышивают.
«Как почивалось, добрый молодец? Хорошие ли сны виделись? Приятно ли потчивалось?»- ласково пропела хозяюшка.
«Чудно у Вас, хозяюшки вы милые! Вот на том вам благодарность моя, извольте, низкий поклон Вам, за гостеприимство»- ответствует герой.-«Только не пойму, ведь Баба-Яга должна быть, старая и злая. А тут Вы, молодые и добрые!».
«Так я и есть Баба-Яга***»- Сказала Макошь, -«Люди так кличу меня по зиме».
«Как так?»-«А вот так». Долго недоумевал парубок, так и остался бы глупо стоять и смотреть на них, пока не нарушила молчание богиня. «Я ждала тебя, знала, что придешь!». «Так ты ведьма, старая карга?! Морок навела, ну сейчас я устрою...». На что Макошь ответила – «Погоди лошадей гнать! Выслушай. Я пряду судьбы людские. И ты в моей власти. То, зачем ты пришел, лишь тебе и мне известно, но сможешь ли ты...»
«Врешь поди! Разгромлю!!! Славу себе добуду, так как с мороком сильным справился!!!». С такими словами он кинулся на нее...
Посуровела богиня-хозяюшка, нахмурилась –« Дурак ты! Я хоть и пряду судьбы, но менять-то вам их позволяю! И в этом ваша сила. А теперь, не иметь тебе такой силы!» И исчезла, исчезла и избушка, и поляна... один в лесу остался он..............
... С тех давних пор, так и бродит он в поисках богини, судьбы своей, не в силах изменить уже ничего сам. Ищет, что бы прощения попросить, уже столько лет кануло во времени, многое обдумал... Но по прежнему идет он по своему пути-дороге, по своей тропе, по своей судьбе, и не может он догнать то, что всегда будет впереди него........................
Так и сбылось то, о чем говорила ведьма - знающая женщина: Глупое постоянство, удел слабых мозгов. Иногда лучше сто раз подумать, а сделать наверняка! И враки все, что судьбу не изменишь – изменишь, только уму-разуму наберись, а затем и менять не придется.
Сказ сказом, да вот урок наказом,
Дабы жить хорошо стали, историю знали,
И предков чтили, а своих деяний не стыдились,
Любите думать и добрые дела вершить!
* - ведьма, [вед-ма], с санскрита, да и со старорусского языка, означает «Ведающая» (вед) «Женщина»(ма).
** - пиво. С санскрита означает как «напиток». Под этим словом определялся любой прохладительный напиток: квас, брага. медовуха, и прочее.
*** - В древнерусской религии баба-ага, это была сама Матерь Сыра Земля, что означало тоже, что и Макошь, имя древнерусской богини, прядущей судьбы всех богов и людей на земле!
Свидетельство о публикации №204091400025