Поиск источника жизни

Приятно чувствовать себя «немного первопроходцем». Мне было известно, что в деревне Бондарево Бейского района республики Хакасия проживают представители нескольких религиозных конфессий – адвентисты, молокане, иудеи, православные и т.д. Возможно, вера сплотила людей в общины, где помогают друг другу, соблюдают посты, не пьют, не курят и поэтому хорошо живут? Если это предположение верно, значит, секрет успешной жизни должен быть именно в следовании традициям.

Некогда в Бондарево насчитывалось около трех тысяч жителей. Десять лет назад сюда переехало довольно много людей. Говорят, даже не хватало домов для всех желающих. А сегодня брошенное жилье – не редкость. Хозяева покидают дома в поисках лучшей жизни.
Вот и большинства из тех, кого мы надеялись встретить и опросить, в деревне не оказалось. Кто-то переехал к родственникам, а кто-то из старожилов умер. Но нам удалось переговорить с Мариной, учительницей начальных классов в местной школе. Она подсказала нам адрес своей тети «бабы Дуси», которая придерживается так называемого молоканского вероучения. К ней мы и отправились.
Нам повезло – застали семью в сборе. Бабушка Евдокия и ее муж – старожилы Бондарево, только что вернулись в дом. С ними пришел и Семен – их сын. Он взялся хлопотать по хозяйству – растопил печь, пригласил нас к скромному столу: «Давайте ребята, щей с дороги, чайку…». Разносолов здесь, по-видимому, не жалуют, на плите стояла лишь кастрюля щей и чугунная сковорода с тушеным картофелем. И это в деревне, где, по идее, должно быть изобилие солений-варений. Или, как минимум, грибы, помидоры и огурцы в качестве гарнира к соленому салу и домашним копченостям. Но здесь просто, зато от души. Хозяева не хотели даже слушать отговорки нежданных гостей, заявив: «Люди должны приветствовать друг друга».
В разговоре «за жизнь» старожилы поведали нам, что живет современное село за счет натурального хозяйства. Совхоз, переименованный в АО бездействует, поля заброшены – впору понимать целину. Есть, конечно, крепкие хозяйства, там заправляют люди решительные, которые не боятся внезапных перемен. К сожалению, далеко не все такие – тот же Семен, по его словам, готов работать в коллективе, но опасается становиться собственником. А если не готов рисковать, значит, живет «как все» – за счет собственного двора-огорода.
Говорят, что в деревне иное течение времени. В этом как раз основное отличие от города – здесь не торопятся. Может быть, поэтому так тяжело идут реформы? Это урбанисты привыкли к распорядку дня в стиле «утром ты звезда, вечером – безработный», поэтому и перемены начинаются в крупных городах. Сельчанам торопиться некуда – поработал во дворе, вышел на улицу, поговорил с соседом, или, если повезет, с приезжим человеком. А завтра – все по новой. Неслучайно наши собеседники как бы вскользь упомянули: «Вдруг придет новая власть и все переменится?». Не иначе – ожидание возвращения Красной Армии с ее продотрядами.
В свое время, с началом строительства БАМа, местные жители говорили: «с охотой – плохо, с оленей – плохо, с водкой – харасо эвенку». Подобная ситуация, похоже, складывается в деревне. Совхоза нет, значит, работать крестьянам негде. Выращивают скот, но дело у них не очень-то спорится. Зато проблем с выпивкой нет. Бутылка разведенного спирта стоит 20 рублей, места, где им торгуют, хорошо известны. Вот и ходят по улицам старого села спившиеся мужики, которые, про словам односельчан, готовы по бревнам раскатать собственные дома, чтобы обменять их на спирт. Что им до будущего или настоящего?  Они уже не ищут смысл жизни, Бога и даже не стремятся прокормить семью. Большинство, судя по выражению лиц, находятся где-то далеко, в неведомом астральном мире.    
А что же верующие? Где крепкие семьи с патриархальным укладом жизни, хорошим хозяйством? Молокане и адвентисты собираются на молитву по выходным. Одни – на квартире, другие – в доме молитвы. Только идут туда в основном люди пожилые, а молодежь о душе особо не беспокоится. Вдобавок оказалось, что вера не всегда скрепляет семьи. Например, Семен остался жить со своими родителями после ухода жены. Та, по его словам, бросила семью ради служения Богу, присоединившись к адвентистам.
Уезжал из деревни с чувством сожаления и легкой досадой – оказалось, что для нормальной жизни недостаточно сохранения обычаев и, тем более, обрядовых действ. Бондарево, некогда богатое село, сейчас мало походит на  русскую деревню, где живут настоящие хозяева земли. Нет радости на лицах людей, чувствуется атмосфера какого-то напряженного ожидания. Неужели они действительно надеются, что вот-вот придет к ним некий управленец и принесет с собой деньги на оборудование?  Если так, то спаситель идет к ним уже второй десяток лет.
А вот кое-кто, надеется только на себя. Где-то между Абаканом и Хоныхом протянулись вдоль тракта ряды теплиц. Не могу сказать, сколько гектаров затянуты пленкой. Но количество полиэтиленовых суперпалаток просто невероятно – может, сотня, может, и несколько сот. Удивляет порядок и продуманная планировка городке – возле теплиц небольшие деревянные вагончики, крытые рубероидом, и аккуратные кучи угля. Вдоль «улиц» уже стоят опоры и протянуты линии электропередач. Тепло, светло, и явно недорого. Тепличный городок показался более уютным, чем деревня, по одной причине – в нем даже по выходным рабочая суета. Заканчивается стройка, скоро начнется посадка овощей (если, уже не началась). Значит, уже в начале лета рынок будет завален дешевой зеленью. Только вырастят ее не российские крестьяне – им, похоже, несподручно. Или огородничать у китайцев получается лучше?


Рецензии
Непуганые (пока что) русским призраком коммунизма китайцы наивно полагают, что тихо здесь будет всегда. Не пугали их и братки образца девяностых. Мягко щиплют и различные правопредохранительные органы. Вот как начнут по-настоящему все... тут и наступит исход (избег) (излет "АБАКАН - ХАРБИН" самолетка летает) китайцев.
А может и наоборот, потянутся переселенцы за Урал. В смысле на Запад, на исконно русские земли. Только вот где они?

Виктор Санин   27.09.2004 04:03     Заявить о нарушении
Излет говорите? Пока что прилет наблюдается. Я тут на досуге новую фишку придумал - првоз нелегалов в... бензобаках (самолетных ессно) - по агналогии с водкой. А что, красиво звучи в устах аса летуна: "Я вот в молодости, помню, китаяночек в бензобаках из Харбина привозил, натурой рассчитываличсь"

Андрей Викторов   27.09.2004 06:03   Заявить о нарушении
Кому они такие вонючие нужны будут? Кстати, самолеты едят керосин.

Виктор Санин   29.09.2004 12:24   Заявить о нарушении