Труд ради веры

«Нынче храмы, слава Богу, как грибы растут» – такие слова я услышал от одного из строителей, работающих в здании сельской церкви. Эта стройка интересна тем, что главным «спонсором» являются прихожане. Такие «народные» храмы становятся редкостью, поэтому было интересно посетить село и пообщаться с теми, кто взялся за работу.

Храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости» – таково его полное название, пока еще не приметен среди административных зданий села. Администрация выделила для церкви недостроенное здание ЗАГСа. Эта  кирпичная «коробка» имеет свою историю – стены возвели еще в начале 90-х годов, потом от задуманного отказались, выставили долгострой на торги. Покупателей не нашлось, несмотря на удобное расположение здания – в центре села.
Строители пока оставили наружный вид без изменений, торопясь подготовить внутреннее убранство для проведения служб. Судя по чертежу, который прикреплен у входа, придется достраивать колокольню, переделывать второй этаж и т.д.
Подхожу к бригаде штукатуров.
– Когда собираетесь закончить стройку?
– Алексей (бригадир): К субботе.
– ?! А как же каменная кладка, перекрытия…? Надеетесь на чудо? – Собеседник остается невозмутим.
– Чудес в жизни много. Вот я пришел в церковь, не забочусь о своем теле, и что удивительно – стал жить лучше, всего хватает. (Очевидно, человек научился довольствоваться малым. К тому же, у него есть цель в жизни).
Через некоторое время стало понятно, что имел в виду Алексей, говоря о сроках окончания работ – строители решили сделать все возможное, чтобы подготовить храм к пасхальному богослужению, как минимум достроить алтарную часть и оштукатурить стены.
Настоятель отец Александр рассказал о начале своей работы в селе: «Когда я пришел сюда, обстановку со служением Богу в поселке можно было назвать земледельческим термином – целина. Вначале нам передали сельский клуб. Так вот, на первое мое богослужение пришло пять пожилых женщин. Такие прихожане не раз защищали храмы от разрушения, но для того, чтобы строить, конечно же, нужны молодые мужчины».
Но постепенно народ потянулся в церковь. За два года их количество заметно увеличилось, так что уже слышатся просьбы открыть воскресные школы – для детей и взрослых. У отца Александра появились помощники. Вот и сегодня работают на стройке только добровольцы, не требуя денег за свой труд. Помогают и некоторые предприниматели, каждый  по своему профилю – пиломатериалами, стальными конструкциями и т.д. О. Александр: «В целом, к сожалению, а может быть и к радости, мы строимся именно на те крохи что собирают люди. Хорошо тем, что молитва как бы удваивается – каждое приношение вымаливается. Нельзя сказать, что у нас есть настоящий храм – он еще не освящен по всем правилам. Но здесь уже достаточно намоленности. Поэтому, когда мы его откроем, это не будет простым зданием, что построено специализированной фирмой «под ключ» и «сдано» верующим».
То касается окончания строительства, то с прогнозами отец Александр пока не торопится – работы действительно еще очень много, а вот денег маловато.  Однако главной проблемой он называет нехватку квалифицированных организаторов. На стройке нет прораба. Поэтому сельский священник взял на себя его обязанности, решив, что эта забота является дополнительной возможностью напрямую общаться с людьми.
Из трех слов названия главной иконы воспринимается, как правило, второе – «скорбящих». Так порой уже называют строящийся храм, не подозревая о значении иконы. На самом деле подразумевается, что на иконе изображена Богородица – покровительница бедных, обездоленных, бездомных и т.д. Этот образ уже имеет свою маленькую историю. Он представляет собой так называемый «список» –  копию чудотворной иконы. Прихожане надеются, что в белоярский храм придет хотя бы часть его свойств. Те, кто верит, говорят, что уже получили небольшую помощь в жизни.
О. Александр: «Главное чудо уже состоялось – мы получили эту икону. Очень сложно было оплатить заказ в московской мастерской. Однако нашлись люди в Санкт-Петербурге, которые решили выделить деньги на изготовление».   
Далеко не каждый согласится бесплатно работать на стройке. Но у моих собеседников свои взгляды на жизнь. Тот же бригадир Алексей удивляется вопросу «За что вы трудитесь здесь?», потому что узнал – душевное удовлетворение не хуже материального вознаграждения. О. Александр:  «Никто не знает, сколько ему отпущено пребывать на земле. Каждое наше действие должно быть выражением готовности в любой момент оказаться «там». В народе говорят: «Нагим ты пришел в этот мир, нагим и уйдешь». Из материального мы не сможем ничего взять с собой. Зато у нас есть добродетели и духовный потенциал, который мы накапливаем в этом мире».   


Рецензии
Чтобы Санин прошел мимо очепятки? Да ни в жисть! "То касается окончания строительства, то с прогнозами отец Александр пока не торопится – работы действительно еще очень много, а вот денег маловато". В первом слове я угадываю "ЧТО". Правильно?
По существу. Темпоритм не мой. Алексей в начале должен говорить только о стройке, а в заключении о деньгах, когда и там и тут он о них говорит, вызывает ощущение, что $ здесь главное. А это не так.
Главное, на мой взгляд, возвращение-обращение к духовной жизни.

Виктор Санин   27.09.2004 04:21     Заявить о нарушении