Вы не против террора. вы - воздержались

Я – учитель в обычной сельской школе. Я обычный учитель. Я смотрел, что происходит в Беслане. И смотрел, как на это реагируют окружающие меня люди. И дети, и взрослые.
Не буду писать замызганные слова. Не буду писать аналитических статей.
Я хочу написать слово в слово, ничего не выкидывая,  и не добавляя, то, что я слышал от людей и говорил сам. Никаких прологов, эпилогов-выводов. Все чётенько, по дням.

О поселке, в котором живу. Сибирь. Нефтяные журавлики исправно лакают ее родимую в трубопроводы. До ближайшего города, Лангепаса, рукой подать, да только через Обь. Моста нет, есть паромная переправа нефтяников. Но они регулярно показывают кукиш сельским  машинам и грузят на аппарель «Уралы» полные всякой фигней. Чтобы добраться до поселка, вы проедите через два поста безопасности. На них дяденьки, получающие серьезные деньги, проводят взглядом вашу машину и сообщат по рации марку, цвет, номер и, наверно, даже запах. Отсюда, преступность  - минимальная. Бытовая. Серьезных краж никто не помнит. Рядом колония строгого режима. Может, как раз еще из-за этого. Больше, собственно, писать не о чем. Точнее не за чем.

2 сентября.
Вчера была линейка, выдача учебников, куча дел, бумажек. Свой класс все время по привычке зову пятым «Б». А он уже – шестой. Местный телеретранслятор работает плохо. Знаю, что взорвались самолеты, ловлю слухи. Трофимыч сказал: «Они врезались друг в друга под Москвой». По-моему, полная чушь. Что – теракт, понятно. После обеда подходит Илья, одинадцатиклассник, и говорит:
- Слышали? В какой-то школе заложников захватили.
- В какой?
- Не знаю.
- А что про самолеты?
- Там бомбы, вроде, были. Но об этом уже не говорят.
Через 15 минут я про это забыл.
На работе даже не подумал зайти в Интернет. Вечером телевизор не включал. Показывал только канал Россия, звука не было, одно шипение. Была реклама, я и выключил.

3 сентября.
Куча уроков. Дети не отвыкли от лета, крутятся и шумят. Зам по внеклассной работе сказала:
- В Осетии захватили всю школу в заложники и всё заминировали.
Все в волнении. РУО (Районный отдел образования) хочет, чтобы два 7-ых класса объединили, т. к. они слишком малы. Вместе – всего 28 человек. В пределах нормы.
Учительница по математики:
- Ирина Ивановна (директор) вчера поехала сразу с двумя тарификациями. На одном два седьмых класса, на другом – один, - грустно улыбается, - если будет один седьмой класс, я 6 часов потеряю…
Надо уже подумывать о тематическом планировании?..
- Ольга Васильевна (зам по учебе), можно взять ваши тематические планы прошлого года для 9-ых классов (зам одновременно ведет физику, как и я), посмотреть, как и что вы прошли…
- А у вас я, наверно, уберу 10-ые классы, так что вам не нужны планы прошлогоднего девятого…
У меня легкое удивление на лице.
- Да это из-за того, что классы объединяют.
Я киваю и ухожу. Совершенно не понимая, причем тут седьмые классы.
Про теракт – ни слова. Все в волнении «за седьмые классы».
После шестого урока – совещание. Второго числа в Сургут уехала директор защищать тарификацию, звонила и сообщила что-то срочное и важное. Взглянув еще раз на зама, вдруг понимаю: если седьмые объединят, то у нее, родимой, не будет выходить разрешенных заместителям кровных 12 уроков в неделю, полставки. Значит, она у меня себе срезала… да хрен с ней!..
Зам по учебе (буквально):
- Дорогие коллеги, прошу минутку внимания. Звонила Ирина Ивановна из Сургута. Ну… хожу как с подрезанными крыльями… Тарификацию нам запороли (шумный выдох)…
 И так далее… Горячие споры, сокрушенные качания головами. Зеваю.
Вечером.
Соседка:
- Они их всех взорвали! Всех до одного!
К телевизору. Сегодня «Россия» показывает отлично. Полчаса сижу и смотрю новости, идущие по кругу. Школа, носилки, БТР, дети.
Ступор.

4 сентября.
Звонок на первый урок. Захожу в учительскую и вижу зама по воспитательной работе.
- Надо провести митинг. Собрать все классы. Старшие после второго урока, младшие – после третьего. Это чтобы все нормально покушали в столовой, а то родители опять возмущаться будут. Надо всех классных родителей предупредить. С самого Ханты-Мансийска пришло распоряжение…
Пришло РАСПОРЯЖЕНИЕ?! Распоряжение собрать детей на митинг, и чтоб в обязаловку все пришли, распоряжение почтить минутой молчания, распоряжение поохать, повздыхать, поплакать?! Распоряжение?! (Далее буквально):
- Так! Девятый «Б» класс! Что вы шляетесь по школе? Да? Так Галина Ивановна еще с отпуска не приехала… Так, хорошо! Возьмите у меня ватманы, быстро! Будете делать лозунги: «Мы с тобой, Беслан!», «Мы против террора!». Поняли? Возьмите у Ларисы Ивановны ножницы.

Митинг, актовый зал. Девчонки из первого и второго класса плачут. Учителя одергивают болтающих школьников, мнущихся от безделья. Минута молчания. За дверью ржут над кем-то десятиклассники.
В левом крыле на первом этаже располагается  музыкальная школа. Там тоже провели митинг. Но им распоряжения почему-то не присылали.
Перемена. В учительской сидит историк, отдыхает от восьмого класса. Я говорю:
- Как могли боевики, такой толпой, проехать так далеко с таким огромным количеством оружия?
- А что тут такого? Надели камуфляж, и кто их разберет? Может, спецназ. Вон, далеко ходить не надо. В колонию поедет такой же автобус, скажут, зеков везем, и пропустят!..
- Но в Беслане они на спецназ даже издалека не похожи. Конкретные здоровые бороды, морды арабские…
- Да говорят, что они милиционера захватили, и он их провез.
- Нет… нет. Взятки. Сунули взятку в карман, и гуляй Вася… Не меня взрывать едешь, и наплевать.
- А, ну да, да, конечно. Да эти спецслужбы и МВД все насквозь закоррумпированны! Не понимаю, откуда таких скотов берут…
- Как откуда?.. Это же обычные люди. Они неразрывно связаны с обществом. Какое общество, такие и они. Это общее наше отношение к террору. Пока так все наплевательски относятся к этому, нас будут бомбить.
В учительскую вошла преподаватель немецкого языка и сразу включилась в беседу:
- Да надо закрыть границу с этой Чечней, чтоб никто не высунулся. Пусть они там сами по себе, и мы без них обойдемся.
Историк: Да, да… (зевок).
Я: Ну, это уже делали, после первой Чеченской. А потом они целую больницу захватили…
Учитель нем. языка: Тогда их надо…
Звенит звонок на урок. Все уходят. А я остался один.

На переменах по коридорам ходила со скорбным лицом учительница музыкальной школы.
- Мне так жалко этих детей, - сказала она мне.
Потом я случайно узнал: когда администрация муз. школы собирала со всех учителей по 10 рублей на свечки для митинга,  у нее единственной такой громадной суммы просто НЕ НАШЛОСЬ. За нее отдала другой преподаватель.

Шестой урок свободный. Сижу в Интернете. Рамблер. Все под отдельным ярким баннером – Террор.
Библиотекарь:
- Позвонить можно?
- Сейчас минутку, я в Интернете… Все, отключился.
- А про что смотрел?
- Про Беслан… Более 300 погибших…
- Ой, как ты это можешь смотреть, я – вот не могу. Просто не могу… Слышала, нам премию будут давать!.. Восьмибиллионную тонну нефти добыли. Интересно, как всегда оклад дадут или, говорят, полную зарплату?
Она позвонила и выяснила, что дадут премию в размере заработной платы…

5 сентября
Воскресенье. Смотрю в окно. Смотрю телевизор. И удивляюсь неожиданным мыслям, пришедшим после просмотра и того и другого. Из всех этих мыслей в голове к ночи застревает только одна: «Суки…»

6 сентября
Честно, уже не помню, с кем начал говорить…
- Вы смотрели вчера программу Мамонтова про Беслан?
- Нет, а что там?
- Ну, там про это все рассказывалось. Просто мне запомнилось… там завуч показывала фотоальбом. Показывает и говорит, что случилось с учителем. Знаете, получилось так, что почти все учителя выжили. Она показывает и говорит: эта жива, эта ранена, эта опоздала на пят минут на линейку. Завуч по внеклассной работе жива, директор жива… А дети погибли.
- Н-ну… случайность наверно…
- Да какая, к черту, случайность? Они должны были детей защищать, и если дети гибли, то  и они должны были погибнуть. Каким образом все учителя выжили?
- Н-ну.. да чего не сделаешь в панике. Автоматы, бомбы… Страшно…

На совещании, посвященном борьбе с терроризмом, стало известно, что торговля на территории школы категорически запрещена. Многие остались недовольны. Они покупали косметику «Орифлэйм», у девушки, которую теперь к ним не пустят.

7 сентября
…В вестибюле стояли два учителя и с жалостливыми лицами обсуждали что-то. Я подошел поближе. Нет, они разговаривали о дороговизне квартплаты…

- Запишите, задание на классный час.
- На классный час? Какое?
- Записывайте… Спросить… родителей… как они… относятся… к Бесланской… трагедии…
- О-ой, опя-ять!..



Всё, всё…
Хватит.


Рецензии
Наверное, вы правы, некоторые люди просто перестают замечать чужую боль. Хорошо помню как развивались события - сначала взрыв на остановке в Москве (его никто не помнит), через несколько часов падают два самолета, еще через несколько часов мы провожаем друга из Домодедова - тишина!!! - через день вылетаем сами - Тишина!!даже охранины не прибавили - потом Беслан.
Но самое страшное - это "митинги" студентов, которых заставляли "соперживать". Многие из этих подростков просто боялись, кто знает сколько еще смертниц осталось и не будут ли и они на этих "митингах". А ведь могли быть и новые взрывы...

Ольга Швисс   27.12.2004 19:04     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.