Герои нашего времени

Однажды Аркадий Райкин был на гастролях в Баку. Читал свой - Жванецкого знаменитый "Дэфсит ": " Пуст фсо будыт, да? но пуст чего-ныбуд нэ хватаэт". Я не помню, в каком зале это происходило - рассказываю со слов моей подруги, которая в те времена вела гораздо более цивилизованный образ жизни,чем я, что выражалось в регулярном посещении всех гастрольных спектаклей и концертов, по которым скакали ее неугомонные родители и ребенка таскали за собой - мудрые люди. Вот стоит великий Райкин на сцене, гениально имитирует азербайджанский акцент ( говорили, что в Грузии он этот монолог читал с грузинским акцентом, а ведь далеко не все понимают и улавливают разницу), зал в восторге. И вот он доходит до роковых, сакраментальных слов: " Ихто в пэрвым раду сыдыт? Уважяэмыэ луды..." Еще он не закончил фразу, как весь первый ряд, словно управляемый по радио механизм, разом поднялся и пошел к выходу. Это была бомба! А Райкин, еще, произнося эту фразу, сделал широкий жест рукой, как бы обрисовывая границы этого ряда, хотя чего их было обрисовывать - всем и так были они слишком хорошо знакомы: ЦК, горкомы, райкомы, Верховный Совет, горсоветы, райсоветы, минторг, горторг ------ бесконечность до цеховиков и просто ловких людишек. Если бы не этот жест, как бы указывающий на сидящих в первом ряду, не это обобщение их в единую группу, остальным зрителям не повезло бы так крупно и не оказались бы они свидетелями этого прямого попадания, этого позорного признания шахер-махерами абсолютной и безоговорочной точности обвинения, этого публичного нахлобучивания ими на себя - прилюдно! - горящей шапки. Нет,ну нужно же было быть такими тупыми, а? Эта история оставалась горячей долгое время, да и до сих пор, я думаю, многие ее помнят. А в моем сознании четко отпечатались образы героев современности: один пишет текст, за который и убить могут, а другой, не дрогнув, этот текст выдает в морды тех, что могут убить.


Рецензии