Пропавшая книжка

         Это была трагедия. Книжки нигде не было. Лиза уже везде посмотрела: в портфеле, брошенном под столом, на столе, за которым делала уроки, в шкафах – может, кто случайно переложил ее туда. Она сбегала в игровую комнату, где последний раз читала, думая, что ненароком  оставила книжку на стуле, хотя точно помнила, что, уходя, брала с собой. Лиза даже сгоняла в спальный корпус через дорогу, проверяя самую абсурдную идею - вдруг забыла в тумбочке. Но это была полная чушь: она уже читала книжку здесь, в группе, сегодня. 
         Как раз сейчас, сделав уроки, она хотела, наконец,  вернуться к книжке и обнаружила, что ее нет. Лиза, сначала возмущенная, потом все больше растерянная и расстроенная, ходила по группе, расспрашивая всех, не видел ли кто ее книжки. Узнав, как  она называется, ребята равнодушно отмахивались, занятые своими делами. Книжку никто не видел.
             Лиза погрузилась в свое горе. В поселковой библиотеке, куда ее записали, было так трудно выбрать что-то подходящее, потому что все, что могло быть интересного на детских полках, она уже прочитала. Были еще взрослые книжки, но библиотекарь не советовала их читать: «Будет неинтересно, ты не поймешь». И она послушно не подходила к взрослым полкам.
         А эту книжку она нашла совершенно случайно, заглянув в большую стопку возвращенных книг на столе библиотекаря, когда та отошла. Лиза с трепетом ждала ее возвращения, опасаясь, что если та увидит, откуда она взяла книгу, то не даст. Но та дала…
            Когда девочку в первый раз привели в поселковую библиотеку, она  совершенно растерялась. Женщина за столом предложила ей  «Овод», и ей понравилось. Возвращая книгу, Лиза попросила что-нибудь такое же или продолжение.  Но вместо  женщины за столом теперь сидела девушка, которая равнодушно скользнула по ней взглядом и сухо произнесла: «Книги на полках». Покрасневшая Лиза отвернулась к полкам и  тупо стала в них рыться.
           Первое время она никак не могла выбрать интересную книжку. Книг было много, но все не то. И в этом море очень трудно было разбираться. Постепенно появились какие-то свои правила, которые ей помогали. Снимая с полки приглянувшийся томик  и заглядывая внутрь, она  по каким-то мелким признакам уже предугадывала, подойдет ей эта книга или нет.
          К слову сказать, ее полуграмотная мать всегда привозила ей в детский дом интересные книжки. Как она их выбирала в огромных городских книжных магазинах, Лиза не представляла.
          Среди всех привезенных ею Карлсонов, Винни-Пухов, Золушек, Мэри Попинс, Пеппи – длинный чулок, Алис, Питеров Пэнов, Мумми- тролей, Лиза больше всего любила «Мальчика из спичечной коробки». Она без конца читала его сама, читала  вслух девчонкам, и только, боясь, что книжка пропадет, как рано или поздно пропадали в детдоме все ее любимые вещи, отдала матери, чтоб та сохранила. Иногда она просила привезти ее обратно и, перечитав, возвращала назад.
             Пропавшая книжка была толстая и растрепанная, как Лиза любила. Еще она  была подробная и обстоятельная, что тоже было хорошо. Можно было долго не расставаться с ней, а  когда не читаешь, вспоминать героев и представлять, что  с ними было. Книжка называлась "Дитя человеческое" и считалась взрослой. Почему, девочка не знала, но другую книжку она не хотела. Она хотела вернуть эту.
                Лиза с подозрением смотрела на ребят, мучаясь вопросом, кто взял книжку. Она еще  могла понять, когда пропадали куклы, карточки артистов или другие симпатичные мелочи. Но книжка-то им зачем?
               Всех  читающих девочка знала наперечет, потому что книжками обменивались. Конечно, бывали случаи, когда книжки исчезали бесследно, но обычно их возвращали, потому что  они были в основном библиотечными. Но как вернуть себе книжку, которую никому не давала?
              Лиза не могла заниматься ничем другим, и поэтому слонялась по детскому дому,  упорно размышляя, кто мог взять. Мальчишки такие книжки не читали. Оставались только девчонки. Она перебирала в  памяти всех, кто интересовался  ее книжкой.
                Вот она сидит в игровой в уголке и читает. Иногда подходят девчонки и спрашивают, что за книга, но, увидев название «Дитя человеческое», равнодушно отходят в сторону. Только одна старшеклассница Надя взяла книжку в руки, открыла ее и стала читать отдельные куски, листая книжку дальше. Потом захлопнула и, возвращая, спросила: «Где взяла?». Уже то, как она держала книжку,
листала ее, Лизу насторожило, и она быстро забрала книжку назад, ревниво оберегая. Однако Надя вроде всегда считалась честной девчонкой, не воровкой, не врушкой, и Лиза уже спрашивала у Нади, брала ли та книжку. Надя говорила довольно убедительно, и Лиза ей
поверила. Но сейчас, мучительно размышляя, где книжка, она все сильнее подозревала Надю. Больше некому!
                Надя была старшеклассницей, и обвинить ее без доказательств Лиза боялась. Поэтому она бесцельно слонялась по группам, коридорам, спускалась на 1-й этаж, заглядывала в игровую комнату и актовый зал и все думала, как ей быть. Постепенно в голове выстраивался план, как проверить Надю.
        «Книга для того, чтобы читать, так она не нужна, - размышляла Лиза. - Значит,  рано или поздно она достанет ее оттуда, куда спрятала». Группа у них была общая, потому что состояла из двух классов («Там читать не будет!»), а спальни разные («Лишь бы туда не унесла!»).
         Девчонки старшего класса спали в комнате напротив, и Лиза боялась, что если Надя дотерпит до вечера, то книжки не видать, потому что заглянуть в их спальню она постесняется,  а рыться тайком по тумбочкам в чужой спальне побоится. Лиза знала по себе, с каким  предвкушением ждешь, когда сможешь читать выбранную книжку, и надеялась, что  Надя долго не выдержит.  Значит, надо последить!
           С этими мыслями Лиза вернулась в группу. Надя была здесь.
           По телевизору начинался фильм. Ребята бурно рассаживались перед включенным экраном, споря, толкаясь и сгоняя тех, кто занял чужие места. Лиза тоже села на свое место. Вскоре выключили свет, оживленные разговоры затихли, и все лица внимательно уставились на экран. Надя тихонько вышла из группы.
          Наблюдавшая за ней Лиза, подождав немного, встала и, стараясь не слишком шуметь, пробралась к двери. Выскользнув в коридор и увидев, что Нади нет, Лиза отправилась ее искать. Заглянула на всякий случай в другие группы. В одной шумно возились на полу малыши. В другой кое-кто еще делал домашние уроки, но телевизор уже работал, и часть ребят сидела перед ним, хотя комната была освещена. Третья группа была пуста, видимо, ушли на ужин.   На втором этаже осталась еще пионерская комната, но, подергав за ручку, Лиза убедилась, что она, как всегда, закрыта. 
              Лиза спустилась по пустой лестнице на первый этаж. В актовом зале возле пианино сидел Славка Николаев и подбирал какую-то знакомую мелодию двумя пальцами. Говорили, что у него хороший слух. Рядом с ним, болтая и смеясь, стояли неразлучные Нинка с Риткой,  то отбивая такт ногами, то постукивая пальцами по крышке пианино, то подпевая. Нади здесь не было.
            Лиза пошла дальше по коридору и уткнулась в игровую. В просторной комнате горел свет, было тихо,  и, казалось, никого нет. Заглянув туда, Лиза собралась уже уходить, но внезапно ее осенила догадка. Справа от двери, перед столом для пинпонга, в стене был выступ, который скрывал ближайший за ним угол. Лиза решила проверить все до конца, и тихонько, стараясь не шуметь, медленно двинулась вдоль стены, видимо, чтоб не спугнуть Надю. В углу, за выступом,  тихонько сидела Аня Румянцева  и вязала рыжий носок. Расстроенная такой неудачей, Лиза обреченно отправилась ужинать.
            Она шла и думала, что Надя, наверно, уже в спальне, где ее теперь никто не достанет и не помешает налаждаться Лизиной книжкой. Что если  Надя будет и впредь оставлять ее в спальне, то Лиза не увидит книжки, пока Надя ее не прочитает. От ревнивого отчаяния на глазах девочки выступили слезы обиды...
            Потихоньку шмыгая носом, Лиза вошла в полупустую столовую и села за свой столик у дальней колонны. Она уткнулась в тарелку и безучастно жевала, горестно размышляя. Ее рассеянный взгляд, оторвавшись от тарелки, бездумно скользнул по столовой и вдруг наткнулся на что-то знакомое. Полускрытая колонной,  за столом напротив сидела честная Надя  и ела, уткнувшись в Лизину книжку.
             Молча выросла Лиза перед Надей и уверенно протянула руку за своей книжкой. Надя, быстро прижавшая ее  к столу, подняла глаза, и, узнав Лизу, отпустила руку. Виновато глядя на нее, она неуверенно спросила: «Может, все-таки дашь дочитать?».  Но Лиза, возмущенная до глубины души, яростно ответила: «Я сама ее читаю». 
              Наконец, успокоенная, Лиза утащила свою книжку с собой и какое-то время не выпускала из рук, подозрительно поглядывая в сторону Нади, пока та не исчезла из поля зрения. Затем, вечером, она спрятала книжку в надежное место под матрас. А когда доставала, с беспокойством оглядывалась на других «читательниц», ревниво оберегая свое сокровище от посягательств, пока не прочитала все до конца. И только потом отдала книгу Наде.
 2003


Рецензии
Хороший рассказик. Трогает.
Удач.

Павел Черкашин   20.12.2004 09:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел, за оба рассказа. Рада, что понравилось. Заходите.
С уважением,

Света Лана   29.12.2004 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.