Интервью с Томом Вейтсом. Следующий напиток барда из кабака
Джоэл Сильвин.(Cамый,самый лучший критик на Западном Побережье)
Том Вейтс попивает кофе в Формайке, напротив китайской забегаловки и кондитерской лавки. Он смотрит на перекрёсток 24 стрит и Мишин. Позади идёт бойкая торговля арбузами с грузовика. Нетерпеливая скорая помощь пробивается сквозь забитую улицу, а прохожие идут по своим делам, не обращая внимания на воющую сирену.
Вейтс улыбается.
-Там где я живу-, говорит он, - я могу слышать звук от порханья крыльев птиц.
Замечательный композитор и поэт не любит публичных появлений. Вейтс тепличный цветок, который не прижился даже на открытие своего собственного мюзикла, Black Rider, дебют которого состоялся в прошлом месяце при Театре Американской консерватории.
За тридцатилетнюю карьеру, Вейтс, которому 54, доказал что является не только одним из самых оригинальных голосов в Американской музыке, но и как самый стойкий талант своего поколения. Артист, который записывается не часто, но его новый альбом такой же свежий и вызывающий как и все предыдущие. Ему не нравится играть живые концерты, по-этому он принимает участие только в спонтанных мероприятиях. Не смотря на то, что персонажи в его песнях являются бездуховными, ненормальными и подозрительными людьми, большинство времени он проводит счастливо в деревенской Сономе со своей женой и тремя детьми. Выезжает от туда только от случая к случаю. В данный момент, говорить про новый альбом Real Gone.
Он подготовил записки для интервью и постоянно заглядывал в исписанный блокнот, который всегда носит в кармане. Говорит он тихо, с хрипотцой. На нём чёрная майка, из под обоих коротких рукавов выглядывают татуировки. Длинные, чёрные брюки и большие чёрные ботинки с потёртыми носами.
-На протяжении многих лет, когда я бывал в Сент Луисе, я видел очень много людей, которые носили красные штаны. Я не мог это понять,- говорит Веитс, поглядывая в свои записки. Я не мог это понять на протяжение многих лет. В Сент Луисе так много чуваков которые носят красные штаны. Надо быть совсем крутым, что-бы носить красные штаны. Я не вру, именно красные, красные штаны. Вдруг я понял,- Кардиналы. (Футбольная команда). Красные штаны, не майка, а именно штаны. Поверьте мне, нужно иметь много храбрости, носить красные штаны.
Шоу бизнес в старых традициях.
Всё о чём он думает. Он снова заглянул в свой блокнот и заговорил про французскую звезду девятнадцатого века. Женщина, которая играла в водевилях под конец своей жизни.
-Сара Бернар, - говорит Вейтс,- играла Джульету когда ей было за семьдесят. У неё была одна нога. Циркачи Барнум и Бэли купили её ампутированную ногу. Они поместили её в аквариум с формалином и рыбками. Это показывалось в цирке, как нога Сары Бернард. В один прекрасный момент, её нога зарабатывала больше денег, чем сама Сара.
Когда у меня депрессия, я всегда думаю об этом. Наверное это должно причинять большую боль.
Он отхлёбывает свой кофе и снова смотрит в записки.
-Почему театры закрыты по Понедельникам?- говорит он.
-Некоторые люди говорят,- потому-что в старину в этот день вешали людей. Все хотели присутствовать при казни, особенно если ты актёр. Что может быть лучше для актёра, как присутствие при повешение? Они то знали, что такое им ни когда не сыграть. Начало недели. Конечно, если тебя повесили, то это конец недели. Чьё-то другое начало. Это ужасно, но правда. Как много раз приходиться слышать, подождём до Понедельника.
Real Gone, это четвёртый альбом Веитса за последние пять лет. Альбом Mule Variation, выпущенный в 1999 году прервал семилетний перерыв. В одно и то-же время он выпустил сразу два альбома в 2002 году. Alice и Blood Money. В этом же году он записал саунд трэк для фильма Дебры Уингер, Big, Bad Love. Одна из песен была исполнена Норой Джонс, и входит в её новый альбом Feels Like Home.
Альбомы Вейтса продаются не очень хорошо, но его песни исполняют самые большие имена в музыкальной индустрии. Брюс Спрингстин, Бэт Мидлер, Род Стюарт, Иглс. Так же Веитс самый желанный гость на любой вечеринке. Он записывался более чем на сотне альбомов с различными людьми. Начиная от старика бебопера с Западного побережья Тэда Эдвардса, и заканчивая современным классическим композитором Гэвином Брайором. ОДНАЖДЫ ОН ЗАПИСАЛ ДУЭТ С КЕЙТОМ РИЧАРДСОМ...
Весь культ Вейтса в ожидании выпуска в продажу на этой недели нового альбома. Хотя три последних, заняли середину хитпарадов. По сути дела, первоначально это не было предназначено для хитпарада МTV, но тем не менее является событием в культурной жизни.
Его девятнадцатый альбом, Real Gone выходит в продажу во Вторник, который был записан по его словам в «настоящей студии» в лесном посёлке Форествилл. Предидущие альбомы, были записанный в заброшенной школе в деревне Локе, которая находится в дельте реки Сакраменто.
На новый альбом он пригласил старого друга Лэри Тэйлора на бас гитару, чьё резюме начинается с шестидесятых годов. Короли буги Canned Head.
На барабанах Браин, который начинал стучать в Сан-Франциском трэш-панк бэнде Limbomaniacs, а в настоящее время играет в группе Акселя Роса. Отголосок GunsN’Roses.
Бас гитарист Лес Клэипул из Примуса играет на трёх песнях. Он познакомил Брайна с Вейтсом. На гитаре авангардис из Нью-Йорка Марк Рибот. Он придаёт фанки стиль игры с примесью кубинских мотивов. Рибот записывался с Элвисом Костелло и играл на альбоме Вейтся в 1985 году. Rain Dogs. А так-же студийные накладки на альбоме Mule Variation.
-С некоторыми музыкантами надо быть очень осторожным, каждый имеет свою особенность,- говорит Вейтс.
-К каждому необходим осторожный подход. Например если спросить его мнение, то в результате можно получить автокатастрофу. Необходимо найти объяснение ко всему что ты требуешь.
На протяжение двадцати четырёх лет, Вейтс так-же связан творчеством со своей женой, Катлин Брэнан. Его партнёр в каждом жизненном аспекте. Он готов к вопросу о её роли в их сотрудничестве.
-Она как трактористка или экскаваторщица, а так же провиденица. Такое совпадение бывает редко,- говорит он перелистывая страницы блокнота.
- Она, что-то не из этого мира, доктор, который лечит деревья, говорит, как не своими словами, космонавтша и соглядатай. Всегда нужны две вещи. Новости и красота. Это комбинация всегда работает для нас, потому что иногда, я как ребёнок в коляске. Жду когда меня толкнут на проезжую часть дороги. Она это сделает.
Он довольно легко записал альбом за пару месяцев. Голоса были записаны в живую и многие окончательные моменты были записаны с одного раза. Ему вовсе не пришлось использовать клавиши, хотя в студию он принёс всё что у него есть из того что можно использовать.
-По моей теории, если ты не возьмёшь с собой что-то, тебе обязательно это понадобиться, -говорит Вейтс
–Я прошу принести всё. Тогда мы этим и не пользуемся. Я приволок пианино, но не разу так и не сел за него. Просто оно не подходило.
Дорожки ревут и звенят от странных инструментов и каких-то, почти мистических звуков. Вейтс добивается звука через старинные микрофоны, выплёскивая информацию и пение на заднем вокале.
Восемнадцатилетний сын Вейтся, Кейси, играет в некоторых песнях на перкуссии и крутит пластинки на проигрывателе. Студент колледжа познакомил папу с миром скейтборд рэпа. Вейтс бормочет имена из графити андерграунда, такие как, Sage Francis, Aesop Rock, Vast Aire, Ol’Dirty Bastard, Weakerhans, Atmosphere, KRS-One.
-Он развивается,- говорит Веитс. Всё это играет в доме. Это случается когда у тебя есть дети. Ты перестаёшь доминировать проигрыватель. На меня так ни чего не действовало, как это на протяжение многих лет.
-Если ты ещё раз поставишь эту пластинку Лед Бэлли, я разобью бутылку об твою башку Папа.
Веитс дал один совет для написания песен.
-Уберите свои любимые строки, говорит он,- это тяжело.
- Всё что остаётся, -это одна строка, а остальное накладывается на неё. Всё что нужно,- это хорошая строка.
Над какими-то песнями нужна работа, какие-то выходят сами по себе. Которые вырастают как картошка из под земли, всегда самые лучшие.
Большинство моих песен это своего рода приспособления.
Оторвите голову у куклы и приделайте её к стиральной машине. Но самые хорошие, родятся как щенки или котята.
Обычно я имею дела сразу с двумя песнями. Помещаю их в одну комнату вмести и у них появляются дети. Обычно это две песни родители, остальные,- их детки. Это моя теория.
Он сильно принижает свой уникальный подход к музыке.
- Нет, я не оригинален,-говорит он. Я просто делаю плохую имитацию других людей. Мне хотелось бы звучать как Рей Чарльз. А кто не хотел бы? Так что вы слышите мою бедную и неудачную попытку звучать как Рей Чарльз.
У Вэйтса очень много экстраординарных поклонников.
Один парень, встал из за стола и выбежал из кафе на улицу Мишен, как только Вэйтс вошёл. Через несколько минут он вернулся обратно запыхавшись с программкой к спектаклю Black Rider, для автографа. Многие люди думают, что очень хорошо его знают, делая выводы из его песен.
-Люди постоянно пытаются сразу выпить со мной, говорит Вэйтс который не принимает спиртного уже четырнадцать лет, не смотря на продолжение присутствия алкогольной темы в лирике. – Но думаю это хорошо, что люди так считают, что ты здесь, а не там. Я как бы говорю чужими словами. Не хочется, что бы тебя путали с дураком. Это может произойти очень просто.
В молодости он очень был похож на героев своих песен, живя в паршивой гостинице в Голливуде за девять долларов за ночь. Она называлась Тропикана. Завтракал он в кафе каждое утро. Теперь он другой человек, и хранит свою личную жизнь отдельно от публичной. Он водил старые и большие американские машины, как Кадилак 1964 года цвета шампанского. Теперь он ездит анонимно на чёрном Шевролете Субербан. Вэйтс прекрасно готовит пиццу. Когда он был подростком,- работал пять лет в пиццерии в Сан-Диего.
–Я думал заняться ресторанным бизнесом,- говорит Вэйтс.
Он выращивает свою породу помидор и на Рождество отсылает домашние консервы с соусом всем друзьям.
-Люди хотят верить, что ты откровенен,-говорит Вэйтс,- это очень важно. Им надо знать, что это правда или пустой звон. Не знаю как это работает. Мне просто повезло. Не так как другим в бизнесе. Жизнь что-то другое. Поэтому я всё время иду против течения. Вот где я беру идеи. Я получаю песни даром и продаю их вам. Мне это ни чего не стоит. Ни каких затрат. Растут они по краям дороги.
На следующее утро, Вэйтс звонит по телефону. Некоторые детали надо доработать. Он искал ещё какие-то записи в блокноте.
-Семья и карьера не любят друг друга. Одно всегда пытается поглотит другое. Всегда пытаешься найти баланс. Но одно, абсолютно бесполезно без другого. Всё что нужно, это водопроводный кран и раковина. Это идеально. Иногда тебе хочется её наполнить, иногда хочешь спустить в трубу.
Обычно так в жизни не бывает.
Он хочет рассказать о тех кто повлиял на него, хотя тяжело увидеть, что же повлияло на человека чьи работы направленны от грязного блюза Хаулин Вульфа и Бродвеевских оперетт Бертольда Брехта, фантазий Рэимонда Чендлера и пародийных танцев Лили Сент Сир.
-Да уж, всё туда лезет во-внутрь, большинство расплавляется. Скорее это становится невидимым, -говорит он.- Я до сих пор слушаю Мэибел Мерсер, Джеймса Уайта, Кэптан Бифхарт, Биг Мама Тортон, Вилли Диксона, Джони Кэша, Биг Джо Тёрнера...Его голос затихает.
-Моя жена твердит, что я могу ехать на чём угодно, всё что не попадёт в мой творческий бензобак, но только не застряньте за мной в пробке.
Свидетельство о публикации №204100600025
Валерия Яковлева 29.07.2008 15:51 Заявить о нарушении
Это очень много о нём говорит.
Андрей Хотов 30.07.2008 10:25 Заявить о нарушении
Валерия Яковлева 31.07.2008 11:05 Заявить о нарушении