Троны Европы. Англия

ТРОНЫ  АНГЛИИ.

    "Король Стефан" – под таким названием вошло в историю Англии дубовое тронное кресло, первоначально украшенное живописью, но давно и изрядно   потрепанное временем [┬]*. Изготовленное в   конце 11-го века, оно имеет прочные грубоватые  формы и много точеных деталей. Хранится в Хифордском кафедральном соборе (Hereford Cathedral).
    Средневековый мастер Уолтер из Дэрема (Walter of Durham) на исходе тринадцатого столетия (1297-1300) сделал  трон для коронационного зала, ставший ныне достопримечательностью Вестминстерского Аббатства [┬].     Прямоугольную спинку   трона венчал треугольный фронтон. Внешние грани  фронтона украшала резьба. Подлокотники, выполненные в виде двух вогнутых дуг, тянулись от передних стоек к верхним углам спинки и завершались там одинаковым украшением – каждый собственной фиалой. Плоские поверхности трона покрывал растительный орнамент. Сидение четырьмя углами опиралось на фигурки сидящих львов, тогда как сами львы располагались на подиуме, открытая часть которого между передними львами и фронтальной панелью сидения служила подножием трона. Мягкие переходы форм, образующих трон – от угла к дуге и обратно – создавали впечатление легкости и завершенности конструкции.
    Там же, в Вестминстере, можно увидеть коронационное кресло короля Эдварда Первого, созданное в 15-м веке. Внешне оно напоминало шедевр мастера Уолтера, но не имело львиной подставы и отличалось упрощенностью форм. Впрочем, это не лишало его торжественности, хотя  существенно убавляло чопорности.
      1702 год был отмечен восхождением на   престол королевы Анны (с 1702 по 1714 гг).   Коронационный трон для неё мастерил Томас Робертс [┬], служивший при дворе с 1685 по 1714 столяром и тронным мастером, а затем передавший  ремесло сыну Ричарду Робертсу, который в качестве придворного столяра делал   представительскую мебель и поставлял  в посольства, а в   1720 году и королевскому двору Франции. Резной позолоченный трон королевы Анны, как и пышная подушка его подножия,  обтянут неповторимой  парчей.
     Георг Третий короновался в 1761 году, сидя на троне, специально созданном для этого празднества [┬]. Оголовье спинки завершалось  резой виньеткой, а для ног ставили к трону  монарха   скамеечку, обитую той же тканью, какой   обтянут сам трон. Весь тронный  комплект выполнен в стиле,  чуждом строгой, прямолинейной  симметрии. Капризные декоративные формы сочетались в нем  с причудами орнамента, перегруженного раковинами, наплывами, прихотливыми стеблями, завитками и         гирляндами. Английская версия стиля рококо тех лет полнилась сочетаниями французского рокайля, мотивов готики и китайщины с формальными элементами английской мебели первой трети восемнадцатого столетия.
      В первой четверти XIX века не меньшим событием в королевстве было создание дубового трона, получившего имя «The Battle Abbey Throne» (трон Боевого аббатства). Его проектировали и делали специально для Большого зала этого замка столяры  мастерских Джорджа Баллока (George Bullock) , возможно, по рисункам Ричарда Бриджеуса.
      Чуть раньше (1813) мастерская Тэдема (Tatham & Cº) выполнила по собственному проекту два тронных кресла для венценосных  членов Государственного Совета [┬]. Форма изделий, их фундаментальный, словно высеченный из камня, внешний вид, скульптурная и орнаментальная  резьба по буковому и сосновому  дереву существенно отличали эти кресла от  тронов, которыми меньше века назад пользовались кололева Анна и король Георг III. В мебельное искусство вернулся древний мотив крылатых сфинксов, охранявших сидение царского трона. Мир перевернулся. Предреволюционная ситуация и Французская революция в итоге перерубили многозвенную цепь Людовиков на её шестнадцатом звене и предложили миру недолгий, но суровый стиль Директории, который вскоре переродился  в новый имперский стиль – Ампир, при котором   следование древнеримским и древнегреческим образцам превращалось в спекуляцию античной образностью и символикой.
      Государственный трон для Букингемского дворца [┬] поставил казне в 1837 году    представитель древнего Ланкаширского рода мистер Даубигин (Dowbiggin). Что  известно о  поставщике Букингемского трона?  В   книге "Церемониальные и памятные кресла в Великобритании" (Лондон, 1980)   автор Клер Грехем  упоминала только  фамилию, не мея, очевидно,   исчерпывающих данных об этом мебельщике. Пришлось  искать  Даубигина в интернете. Оказалось, что в Дублине существует   «Dowbiggin Family History Society»  (Общество истории семьи Даубигин) . Госпожа Диана Мейн, с которой я связался в интернете, была ведущей сотрудницей этой компании и в те дни  переводила свой оффис из Ирландии в Соединенные Штаты Америки. Она высказала сомнение относительно возможности   по одной   фамилии   выполнить успешный информационный поиск в густых  ветвях генеалогического древа, где почти каждый член семьи, включая женщин, обладал этой фамилией. Однако, госпожа Мейн объяснила, что её компания  искренне заинтересована  в пополнении базы данных новыми сведениями, и была готова помочь, если я уточню поисковый запрос хотя бы именем или предположительным годом  рождения мастера.
      Переписав   себе в компьютер с их сайта данные  мужчин, имевших  в период изготовления трона  зрелый  работоспособный  возраст, я выделил пятерых из полученной распечатки и снова обратился к Диане Мейн. В пятерку кандидатов   вошел и Томас Даубигин (1786-1862). Вскоре из Дублина   отвеили, что  кто-то  из этого списка     был скотоводом и  вряд ли причастен к изготовлению трона, а кое-кто торговал древесиной, был связан с обработкой дерева и   мог  иметь отношение к производству мебели. При этом несколько их двоюродных братьев, носивших другие фамилии,   служили либо адвокатами, либо были  влиятельными деятелями церкви и потому могли способствовать как получению, так и продвижению серьёзного государственного заказа. Спустя еще несколько дней помощница Дианы – Джилиан (Gillian), , подтвердила мою догадку о возможной причастности Томаса Даубигина к поставке трона Букингемскому дворцу.  Принадлежа сама к этому фамильному клану, она разослала клиентам и родственникам просьбу поискать в семейных архивах данные  о Томасе Даубигине, и одна из   канадских корреспонденток ответила ей  письмом, которое Джилиан переправила мне по интернету.  В письме говорилось, что главный библиотекарь и куратор айлингтонских публичных библиотек Л.М.Харрод опубликовал в феврвле 1954 года в журнале «Country Life Magazine» записки сэра Норберта Даубигина, который оставил в 1937 году службу в цейлонской полиции и после длительных путешествий   от имени Короны по разным колониальным полицейским подразделениям вернулся в Англию и занялся изучением родословной   Даубигинов. В письме был полезный для меня абзац:
      «Необычное имя Даубигин впервые появилось в справочниках фирменных мастерских Лондона и в новом провинциальном справочнике на 1823-1824 годы под титулом “Томас Даубигин и Кº – мастера кабинетного и обойного дела, Маунт-стрит, 23, Лондон”. Газета «Morning Post» за 27 июля 1837 года упоминала мастерскую Томаса Даубигина как поставщика государственного трона королеве Виктории для Букингемского дворца.  Имя Томаса Даубигина продолжает появляться в последующих изданиях Почтового Справочника до 1854 года, когда фирма приняла имя его наследников «Holland & Sons» (Холанд и сыновья), не сменив почтового адреса».
      По-видимому, Букингемский трон  был не единственным выдающимся успехом мастера Томаса Даубигина и его помощников. На эту мысль наводило еще одно   письмо Джиллиан, адресоавнное другой клиентке и пересланное мне в копии:
      «Привет, Кэтти! Я живу в Хемпшире, Англия, и  храню   доброе имя Даубигинов. Нам с сестрой стало известно, что мистер Томас Даубигин принимал участие в меблировке дома королевы Виктории на острове Уайт, Осборн Хауз. Я видела в государственном архиве репродукцию образца, которым принц Альберт «обустраивался» в Ньюпорте. Я хочу знать, где жил тогда мистер Томас Даубигин. – Джиллиан».
      Очевидно,  помощница Дианы   располагала сведениями о дополнительных фактах поставки мебели королевскому двору фирмой Томаса Даубигина. Это добавляет уверенности и позволяет   считать его одним из поставщиков мебели Двору его величества.
      Преемники Томаса Даубигина – мебельная фирма «Холланд и сыновья» – как выясняется, продолжали поставку мебели королевскому двору. Им, например, принадлежит разработка и проект трона королевы Александры для её участия в заседаниях Палаты Лордов [┬]. Разрабатывая проект, они заимствовали геометрию спинки у коронационного трона XII столетия, выполненного средневековым мастером Уолтером. На чертеже заказанного королем трона имеются   замечания и пометы, сделанные     Эдвардом VII  в 1902 году. Прямоугольная спинка трона, завершенная треугольным тимпаном – не единственная идея, позаимствованная ими у мастера Уолтера. Если он водрузил  тронную конструкцию на спины сидящих львов, то «Холланд и сыновья» опустили углы своего детища на спины зверей лежащих. Впрочем, я шагнул слишком далеко в прошлое. Английские специалисты не стали ходить так далеко. Они сравнили два трона одной эпохи и пришли к выводу, что дизайн трона королевы Александры «Холланд и сыновья» выполнили почти идентично с троном, созданным для королевы Виктории   мастерской «Barry & Pugin.
Другому лондонскому мебельщику Джону Веббу, работавшему на Олд Бонд-стрит, в конце сороковых годов XIX столетия  Двор заказал изготовить резное курульное кресло для заседаний принца Альберта  в Палате Лордов, хорошо его вызолотить  и обить бархатом [┬].  В 1847 году  Вебб выполнил королевский заказ  с прилежностью, на которую и расчитывал Двор. Он создал солидное мягкое кресло со следами складной (курульной) формы.  Английский мебельный Ренессанс, вполне естественно, принимал за точку отсчета  культурно-художественное наследие античности, и курульные кресла римских императоров и вельмож возрождались, привлекая внимание меценатов и богатых заказчиков. Мебельщики знали два варианта курульных кресел: голландский манер, в котором стул складывался сидением к спинке, и венецианский, где сдвигались друг к другу боковые ножки и подлокотники. Кресло принца Альберта относилось к венецианскому варианту, по-видимому, условно, ибо характер крепления массивной спинки и основательная мягкая обивка вряд ли позволяли сложить это «курульное» кресло, да и в сложенном виде оно не могло занимать меньше места. Такая декоративность конструкции подтверждается врезкой «букетов», украшавших с обеих  сторон  разъёмы S-образных передних устоев кресла, что должно было  создавать помехи при складывании [┬].
      Портрет Августа-Фредерика – герцога Суссекса –   литографирован в 1833 году.  Герцог изображен сидящим на роскошном резнои троне, увенчанном короной под плюмажем из трех широких и пышных перьев [┬]. Высокая спинка трона украшена в оголовьи рельефным картушем, перевитым резной гирляндой цветов. Задние стойки трона, поддерживающие спинку, сделаны в виде каннелированных колонн с простыми дорическими капителями, на каждой из них установлен крупный шар, напоминавший старинный ученический глобус. Массивное сидение   трона украшено со всех сторон по кромке резными розетами. Подлокотники с львиными мордами опирались на сидение трона звериной когтистой лапой. Ножки – точеные, каждая с шестью параллельными выпуклыми валиками по всей длине – заканчивались небольшими мебельными колёсиками. Полог и балдахин трона навешаны тяжелой драпировочной тканью, собраной в навесы и свободно ниспадавшие складки.
      В Англии, как и в остальной Европе, было немало дизайнеров, готовых использовать прежние исторические формы и разновидности тронов для того, чтобы создавать новые. Еще больше было  мастеров, способных   выполнить серьезный заказ по предложенному рисунку. Обычно необходимость нового заказа возникала накануне коронования очередного монарха, но это происходило нечасто, причем, Двор не всегда обращался к собственным мастерам. В 1902 году два одинаковых трона были заказаны  перед  коронованием Эдуарда VII и Александры – (золоченое дерево, обитое малиновым бархатом с узорчатой вышивкой) – и выполнены в Париже  под наблюдением особо уполномоченного агента [┬].
       Коронация Георга V и Мэри в 1911 году потребовала   новых затрат на приобретение тронных кресел, и только для проведения первой части процедуры были изготовлны два кресла, по образцу трона, построенного в 1680 году [┬]. После коронования было решено, что при проведении таких важных национальных празднеств королевские особы должны восседать на тронах, созданных в Англии только национальными мастерами.
—–
* [┬] – значок, указывающий место иллюстрации в тексте (см. «Предисловие»).


Рецензии
С двадцатых чисел апреля прошло полгода. И я действительно спрашиваю у споривших сторон: Появился ли у нас Английский клуб?
Молчат. Не дают ответа.

Евгений Девиков   03.12.2005 17:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.