Проблемы науки и образования - реплика на передачу Радио России

Взгляд от подножия на тех, кто смотрит сверху.

\Реплика на интервью +.Сванидзе у министра науки и образования А.Фурcенко от 5.10.2004. Радио России\

Память прошлого подсказывает, по крайней мере, три дополнительных точки зрения к  контексту разговора:
 1. Существующая система экспериментальной апробации теорий  ущербна:  период между моментом запроса ученого на экспериментальное исследование и моментом предоставления ему этой возможности посредством оснащения его лаборатории дорогим оборудованием (как правило устаревшим) и эксплуатируюшим штатом (как правило недоукомлектованным - ученые сами эксплуатируют и обслуживают всю технику) длителен. Получив его в конце концов,  ученые выясняют, что нужно уже что-то другое или еще что-то, без чего вся эта груда металлолома не работает и т.д. Сверхдорогое оборудование эксплуатируется эпизодически много простаивает, отвлекает ресурсы ученых на эксплуатацию (чистку, смазку, отладку программного обеспечения).
Выход: централизовать эксплуатацию современного дорогостоящего постоянно обновляемого оборудования профессионалами ( уж коли денег не хватает на все) и обеспечить льготный лизинг его ресурсов ( не оборудования, а ресурсов) научным коллективам "по талончикам", прочим (возможно, найдутся и такие) - за реальную стоимость. Это разгрузит настоящих ученых от рутины и создаст дополнительный барьер псевдоученым, шьющим "невидимый наряд королю".
2.Подмеченная А.Зиновьевым  шизофрения соцмышления - для публичной декларации побудительных мотивов под прессом предписаний системы и для дела по существу (исходя из видимости снизу целей личных и общественных - хоть такое разнообразие) - была особенно характерна научной среде как части социума и, возможно, еще сохраняется в ней (этот фактор , по моему мнению, позитивен).
В каждом научном коллективе устоялась своя система такой неформальной жизни "по понятиям", корректирующим структурную-системную. Тем не менее, по причине принципиальной невозможности решения некоторых структурных изъянов системы правилами "понятий" (Россия - большая зона:  наше мышление  лагерное - слушайся пахана, иначе будет плохо), ни один из научных коллективов не лишен коллизий, львиная доля которых концентрируется  на факторе авторства.
Наиболее остро это должно проявляться в закрытых государственных и корпоративных научных коллективах, где структура системы не позволяет автору изначально сформировать множественную ссылку на свою идею.
----------------------------------------
Вывод: необходима глобальная система распределенного неразрушаемого реестра потока элементов информации от множества URI (Uniform Resource Identifiers - концепция требующая осмысления в контексте ВЕЧНОГО существования человечества).
Концепция как ассимпптотическое определение граничных условий ВЕЧНОГО  хранения информационного ресурса человечества описана в статье "Проблемы автора в эпоху тотального перехода к E-publishing." на моей страничке  сайта проза либо на моих страничках
В предложенном механизме ниша автора мыслится как подмножество URI таким образом, чтобы любой автор мог вставить метки элементов своего потока информации в  глобальный реестр, обладающий свойствами фрактальности, голографичности. Глобальный реестр - ключ к решению многих будущих проблем, фактор синергетических изменений в социуме, умозрительно думается - изменений к лучшему.
3.Спираль познания человечества раскручивается, и период спирали нового витка, порой, превышает длительность активной фазы жизненного цикла человеческого организма...
Вывод: необходим действенный структурный стимул для повышения степени преемственности (вертикальной во времени связности) научных исследований. Реализовать это можно по-разному: например, при учреждении премий установить обязательную составляющую премии для учителей лауреата и т.д. При таком подходе ученому будет выгодно  не только иметь много учеников, но и передать им все свои знания, чтобы они достигли результативности - "посев".
В идеале надо бы установить коэффициент значимости каждого учителя лауреата (и не только лауреата - любого достигшего результативности гражданина), но это, наверное, утопия.


Рецензии