Изысканный труп
Окна глядятся друг в друга, мудрые арки, за которыми сумрак и смуглый мед ненастного Пражского неба, изрезанного шпилями и садовыми купами.
Жужжание осенней пасеки, овечья сутолока людей и предметов - Владиславовский зал Града. Здесь будут встречаться и расходиться танцоры, здесь молчаливые подростки будут разносить лимонную воду и токайское вино, и как заводные, будут вскрикивать инструменты в восковых руках оркестрантов на деревянных хорах, никто не станет спрашивать имени собеседника, цвет и вышивка камзола, количество надушенных до сердца бантов на плече или оттенок перчаток от тускло- пепельного до горличьего, скажут больше, нежели титулы.
Здесь будут цвести в реверансе печальные подруги танцующих - живые аметисты. И влюбленный огонь отразится в глазах умных длинномордых собак и бледных, прозрачных стариков, окостеневших на скамьях, застеленных виноградной парчой, вон их мертвые головы на крахмальных блюдах жабо. Старики помнят Императора, Рудольфа Сумрачного, помнят его молодым, таким же, как и те, что начинают праздничную гирлянду танца, Те, чьи молодые зубы посверкивают из - под свежих губ и нафабренных усов.
Спроси кого - нибудь, что празднуют, рассмеются в ответ. Это так сладко и тревожно, получить поутру раззолоченную грамотку именного приглашения , ее принесут прямо в постель вместе с поджаристыми венскими булками. паштетом и рассветным вином. Да, раньше было лучше, эти золотые крупицы тайны, балы предсказателей и некромантов, которые вызывали великих мертвецов прямо в гремящие залы Града и тени обнимали живых женщин и привядший румянец Поппеи или Лукреции Борджа оставлял следы на губах полнокровных любезников, раньше завистью и недоумением кипели французские, испанские и фламандские плащи, почему дородная смеющаяся Прага принимает Бруно и Сервета, почему жмутся к стенам иезуитские тени, приглашенные из милости на триумфы Императора, и умные внимательные глаза Ордена гаснут от очередной записки с непристойным и легким стишком, от зрелища пиршественного застолья, где вычурные блюда изображают зодиак,или алхимические ключи, а царствует над ними лесной секач , зажаренный целиком и наряженный для потехи в папскую митру из нитей жженого сахара.
Если исплясавшийся кавалер не брезгует подойти к почетным скамьям у стен, где клубится тонкий запах палых листьев, благовоний и старческих выделений, он услышит, впитает всей разгоряченной кожей полусонный бред бальных мафусаилов, вышедших из обращения вельмож, о придворном забавнике и мракобесе, который въезжал на пиры верхом на петухе, который вызывал из воздуха сильфов, востроносых полупрозрачных девочек, отдававшихся гостям на сквозняке, как в разгар торжеств залы заполнялись лоснящимися кольцами гигантской змеи, и каждый откусывал по куску от мясистого тела рептилии и отсутствием вкуса лакомство напоминало Гостию.
Да мало ли какие бредни вылакивают из памяти заплетающиеся языки старых рудольфинцев, их терпят на балах из милости, да из милости, как прежде рассаживали у стен смешных иезуитов... Уже не брызжут эпиграммками и жемчугом французики, не гремят каркасами траурных юбок плавучие острова испанских грандесс, и два кавалера при встрече не проводят незаметно краем бокала по горлу и не ставят носки под прямым углом, намекая на принадлежность к очередной тайной ложе Каменщиков, чей загадочный и напыщенные церемонии завезены из Парижа или Шотландии.
Теперь в Праге рассеяна скука, птичьи базары имперских наместников и сановников двора опостылели, как утомительная повинность. Вряд ли в гладких глазах Вильгельма Славаты или его свиты, появится тот одержимый, хищный отблеск, подобный тому, что видели в зрачках Рудольфа Сумрачного, выходящего из кунсткамеры или лаборатории, в одуpь и сутолоку придворного вечера. Ручной лев Императора издох, все волшебства и вольнодумства обметали кислым налетом десны.
Медленно выступающие мужчины - как рассыпанные по снегу вороньи стаи, одинаково черны, лишь изредка вскрикнет узкий млечный воротник или желтая лента с позументом через плечо. Можно разве что позубоскалить над брусничными и кровавыми доломанами заезжих мадьярских дворян.
Впрочем зубоскалить было не принято и в царствование Рудольфа. Император, влюбленный в серебряные пентакли и вонючие реторты, запретил шутов и кривляк, презирая уличных и дворцовых потешников также, как бродячих монахов и шарлатанов, украдкой подсыпавших в тигель с расплавленным свинцом позолоту.
Свидетельство о публикации №204100900127
Анна Рихтер 11.10.2004 11:54 Заявить о нарушении