Маски - шоу по Рафаэлю Левчину

(Публицистическая заметка)

«Мне кажется, совершенно ясно, что человек, вовлеченный в направляющий процесс… это творческий человек. С его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения с  окружающими он будет таким человеком, у которого появляются продукты творчества и творческая жизнь…В любое время и в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой, которая необходима для сбалансированного удовлетворения его нужд…».*
Это слова выдающего психолога Роджерса Карла Ренсома на наш взгляд очень подходят к  мастеру русской словесности и лауреата всевозможных, престижных интернациональных литературных премий – Рафаэлю Левчину.
Я была приглашена на литературный вечер, который состоялся 5 октября 2004 г. в Доме-музее Марины Цветаевой (Москва, Борисоглебовский пер. 6) и был посвящен выступлению главного редактора журнала <REFLECT... КУАДУСЕШЩТ> (Чикаго, США), поэта Рафаэля Левчина (Чикаго) и презентации его книги «Ludus Danielis».
Рафаэль Левчин появился со своим другом, литератором Юрием Проскуряковым. Они стремительно вошли в зал М. Цветаевой, где ее портрет расположен в правом углу комнаты на мольберте. Рядом стоит рояль и клавесин. На стенах выставка живописи. Обстановка одновременно мила и грустна.
И вот, также мило, тихо и умно смотрит на нас человек, теперь уже всемирной культуры, Рафаэль Левчин. Ю. Проскуряков ведет вечер. Он рассказывает об авторе, его увлечениях, особенно  увлечениях масками.
Но перейдем к творчеству Рафаэля Левчина:

«…Я не пустил свое искусство в массы
и не послал ни в авангард, ни в тыл.
Я что-то делал. С интересом видел,
Что получалось. И ко мне на выстрел
Ни человек, ни зверь не подходил.
Лишь ангел, белый мой язык не тронув,
Меня как первомайскую корону,
на тонкий шест почета посадил.
Так сделалась символика судьбою:
Мне не видать ни очага, ни боя;
Ни девой, ни мужчиной мне не быть.
И будут усмехаться те и эти,
И с отвращеньем всматриваться дети…»

В непоэме «Ряженные», Р. Левчин надевает свои маски:

«…Я сегодня был
мужчиной, женщиной, стаей…»;

«…Тело –
моя самая жгучая маска…»;

«…Я песня спасательной девы…
Я песня ужасной Девы…»;

«…У тебя четыре маски
у тебя четыре тела…»;

«…У меня четыре тела
У меня четыре сердца…»;

«…Но ведь мы – и в масках! – люди!»;

«…- Каждый день мой – жадный грех…».

Надевая на себя ту или иную маску, человек прячется от мира, боясь показать свое истинное лицо. Но творчество Рафаэля Левчина основано на парадоксах. Сдергивая очередную маску, Рафаэль остается один на один с вечными проблемами человека:

«…Вас покинут друзья через миг короткий,
И останется вам повторять нелепо,
что верны в этом мире
лишь стопка водки,
стопка бумаги,
краюха хлеба…».

И вот опять снята маска:

«… Солнце тоже ждет, того и не зная.
Золотая, черная, золотая,
полосатая одежда судьбы.
Под одеждой – душа, она же и тело,
и ей нет до жажды и жадности дела.
Кто тебе мешает
Любить?».

Человеческое чувство у Р. Левчина прекрасно описано в XII. P.P.S. книги: «Ludus Danielis». Чем больше самое сильное чувство человека – любовь, тем человечнее человек:

«…И стихи, и звезды время уничтожит,
и цветы, и птиц, и нас с тобою тоже.
Но за то, что мы с тобой не разминулись,
Будь благословенно, время во хмелю!

Если мы не вместе, времени – избыток.
Колесо его – для бега и для пыток.
Время все быстрее. Жажда все острее,
Все горит сильнее…
Я тебя люблю».

И вот маска надета:

«…Слишком много слов
внутри и вокруг меня…
Я иду без конца
без лица, как и ты…».

Рафаэля Левчина невозможно комментировать. Это какой-то оголенный нерв.
В драматургической поэме: «Ludus Danielis»,  есть строчки, когда:  «В боку Статуи открывается Люк. Оттуда вылезает странное существо – Ребенок Даниила и Статуи. Он ни на что не похож». Он похож на Рафаэля Левчина:

«Я бедный.
Вредный.
Я незаметный.
Незаменимый.
Я вроде мима..
Я голод крови.
Я горло роли.
Я неизвестный.
Неоднозначный».

И хочется закончить эту статью высказыванием  того же К. Роджерса:
«…Чтобы полностью опуститься в поток жизни, требуется мужество. Но более всего в человеке захватывает то, что будучи свободным, он выбирает в качестве хорошей жизни именно процесс становления».
Следующая встреча с творчеством Рафаэля Левчина   состоялась  8-го октября  2004 г. в Центральной городской библиотеке им. Некрасова г. Москвы.
Будем ждать  новых произведений и следующих встреч!

* К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека.
М.: Прогресс, 1994.

Случайно узнала, что в 2013 году не стало поэта Рафаэля Левчина. Помяним его прижизненным творчеством!


Рецензии