Так умирают воспоминания...

Когда разрушается и уходит в небытиё реальность, которая тебе дорог, у человека остаются лишь воспоминания… Воспоминания о былом…
Вспомните, как влюбленные вспоминают место, на котором было их первое свидание! С каким трепетом они об этом рассказывают своим детям!.. Или как взрослый человек, глядя на старый парк, сквозь улыбку вспоминает о том, что когда-то его сюда приводила бабушка… Которой давно уж нет… С какой любовью и теплотой в сердце он садится на ту самую лавочку, на которой когда-то сидела его бабушка, когда он играл в песочнице… Да, когда-то это всё было…
Вещи, обстановка, здания – самые живые «творцы наших воспоминаний», и когда эти вещи утрачиваются, порой становится очень тяжело… С ними расстаться так же трудно, как со знакомыми людьми… Может быть, поэтому человеку так трудно покинуть родной дом, в котором он вырос, или уехать в другой незнакомый город, а тем более страну… Каждый из нас, кому не чуждо человеческое, это прекрасно знает…
Да, вещи и здания живут своей, неведомой нам жизнью…
А теперь представьте себе старое здание института… Самого рядового института в самом рядовом, провинциальном городке… Сколько же в нем отучилось поколений! Кажется, еще наши отцы и деды сдавали здесь зачеты и экзамены, списывали лекции и, конечно же, «тусовались» на всеми любимом «островке», состоящем из памятника двигателю науки и скамеечек вокруг… И подтверждением тому являются, конечно же, надписи на всеми любимых скамейках и партах, которые давно пора уже сменить, но всё как-то «руки не доходят»… А может быть, это даже хорошо? Колорит той эпохи воспринимается намного ярче и интенсивнее!
Пройдемся по стенам этого «дышащего воспоминаниями» института… Вот здесь когда-то был агропромышленный факультет… Сохранилась даже старая доска почета с пожелтевшими, советских времен объявлениями и фотографиями… А в этой аудитории, похоже, сдали экзамены уже не одно поколение наших отцов и дедов… Надписи говорят сами за себя, которые не спутаешь ни с чем… Душа просит радоваться и кричать от сознания того, что и ты сам здесь учишься, продолжая поколение и, возможно, семейную традицию! Что не ты первый (и, хочется верить, не последний) сдаешь «эту грёбаную сессию» и отрабатываешь уже в который раз механизм списывания на зачетах и обманывания преподавателей! Да, есть в этом что-то… Какой-то колорит… Какая-то неведомая энергия, которая наполняет тебя силой и эмоциями!
Идешь, бывало, по тропинке мимо студенческой общаги и тебе вдруг кажется, что в это же самое время, в каком-то другом измерении, «на другой частоте», вместе с тобой идут в этот же институт твой старший брат и твой отец… Идут все вместе, только «в разных измерениях»… Идешь, бывало, на занятия, смотришь на окна общежития и тебе вдруг кажется, что именно в это самое окно влезал твой отец, когда ухаживал за матерью… Что именно под этим шикарным дубом целовались они, сбежав с лекций… Что, возможно, именно на этой лавочке готовились они к сессии…
И это не просто фантазии, а реальные предчувствия… Какое-то шестое врожденное чувство, переданное в генах…
Но, видимо, колорит эпохи меркнет со временем, и далеко не всё так хорошо сохраняется… Что же происходит? Почему нет теперь студенческого шума и гама в столовой? Почему, как прежде, не идут сюда с удовольствием студенты «что-нибудь перехватить»? Почему в столовой теперь кажется всё таким мертвым и безмолвным? Где наша любимая знаменитая студенческая столовая, которая всегда отличалась особым колоритом?! В которой когда-то можно было за несколько копеек хорошо и вкусно поесть…
Как сейчас помню, обставлена она была скромно, но со вкусом… Никогда не пустовала! Всегда в ней «тусовались» студенты, то и дело бегая туда-сюда… Чистые фартуки поваров так и мелькали среди огромных шумящих кастрюль, разносов и столов… Всеми любимая повариха тётя Зина с удовольствием общалась со студентами и обслуживала их… В общем, жизнь кипела…
А что теперь? Нет тёти Зины… Большая просторная кухня воет пустотой от одиночества… Стены безвкусно изрисованы современным граффити… Нет мелькающих фартуков поваров… Вместо шумящих газовых плит стоит микроволновка, в которой разогревают «на скорую руку» консервированную еду… Не идут больше сюда студенты… Былого уюта как не бывало…
Вот так умирают воспоминания… Не осталось и следа от былого уюта. От уюта, который жил и здравствовал годами, который помнит целые поколения, который вырастил и воспитал своей теплотой миллионы людей. Вот так всё перечёркнуто. Резко и навсегда. Остается лишь надеяться, что это во благо. Во благо современности и цивилизации.


Рецензии