Обитель зла, или пример того, как радикалы смотрят фильмы про ко

-Ты стала совершенной…
-Я стала ненормальной!

Если вы начали читать эту заметку, прочтите ее до конца. Простите, за такое авторитарное вступление, но, поверьте, оно напрямую связано с темой данной заметки.
Как известно, наступивший век – это век противоречивой, но победоносной глобализации, когда пассивных потребителей напор информации шокирует и даже… отчуждает. От всего культурного многообразия, от нездорового «обилия продуктов», от диктатуры рыночного «предложения» - эта своеобразная передозировка отчуждает человека от самого себя.
Наконец, чтобы все же стать чуть ближе к теме заметки, признаюсь: я пишу о фильме, который посреди прочего разнообразия, я выделил для просмотра. «Обитель зла, часть 2».
Но и здесь не без подвоха. Писать о фильме  «просто так...» – это не ко мне (я рассчитываю на Читателя, а не на потребителя, я не торгуюсь). Это отнюдь не писательский волюнтаризм – просто фильм очень нравоучительный. Если закрыть глаза на супер-спец-эффекты, можно сделать изрядно полезные комментарии и выводы, вполне «земные» - к этому очередному творению «планеты» Голливуд.
«… Меня зовут Эллис. Я работала на корпорацию Umbrella… Это самая большая и самая могущественная корпорация в мире… Я работала в гигантской подземной лаборатории, где производили эксперименты по созданию вирусного оружия…». Итак, она – привлекательная женщина (из «Пятого элемента») - уже на половину некий мутант, получеловек, сверхчеловек, с психофизическими способностями, позволяющими ей ломать шеи и стрелять точно в голову целым армиям противника. Сложно сказать, главный ли она герой, или штатный персонаж общей картины. Вот она, фишка первая: деиндивидуализация. Этот сложно произносимый термин на деле означает банальное отсутствие фокуса на неком главном персонаже. Посреди ночного города, кишащего массой голодных зомби, она лишь эффектная функция 1. уничтожения 2. спасения 3. редкого юмора 4. прочих атрибутов американского зрелища. Бесхарактерность. Пускай, она заражена этим вирусом-зомби, пускай, она частично мутант… Она совсем не похожа на героиню из «Убить Билла», хотя чувства ненависти у нее хватит на пару подобных Умы Турман. Плохая актриса, режиссура? Отнюдь нет. Быть может, бессознательно, но концепция бьет фонтаном очевидности – бьет свинцом в тучные тела голодной массы свежих зомби и выходит наружи с брызгами привычной крови. Мы уже не брезгуем массой трупов. Мы уже не боимся восставших мертвецов. Нечто убивает в нас человека. В данном случае, это корпорация Umbrella: «Почему они не видели нас? – Они видели нас… Мы просто расходный материал для них… который можно пустить в расход». Да, все, что так или иначе связано с протестом против корпораций, сейчас в моде. «Обитель…» - рядовой гимн фишке антиглобализма, идеологии сейчас настолько привычной и банальной, что даже проституированный Иисус Христос со своим «возлюби ближнего…» выглядит более привлекательно. Это уже прибыльный бизнес на глобальном уродстве человеческого рода. Это спекуляция на примитивно-мажорской моде антиглобалистического протеста, высокотехнологически  и культурно качественная  спекуляция на моде…
 А мода, как известно, превращает в урода, - коих в фильме необозримое множество. Думается, что это они и есть главные герои картины. Черт с ним, что мертвые… но зато какие - бескомпромиссно-голодные! Корпорация сделала их такими, какими они и мечтали стать всю свою жалкую «среднеклассовую» жизнь – волевыми и беспощадными пожирателями всего еще действительно живого. С пониманием и деятельным сочувствием я смотрел замечательный кадр: изобретатель вируса – инвалид-ученый, несчастный любящий отец – наконец добирается до шеи главы корпорации и с завидным аппетитом и манящим хрустом перегрызает хрящи и артерии. И он не один –  с ним десятки других лязгают челюстями на пиру отчаянной мести. Цель достигнута. Скинутая на город через несколько секунд бомба ставит справедливо-атомную точку в истории эксперимента «удачного» эксперимента. Хотя, очевидно, там есть некое продолжение, но это уже вопрос чисто коммерческий – третья часть «Обители…» порадует нас не меньше, чем «Революция» - трилогии «Матрицы».
Угрюмо-осточертевшие констатации неотвратимой катастрофы и технократический пафос элегантного насилия – вот все, что может дать нам поколение «Матрицы», поколение жутко талантливых мелкобуржуазных истериков-интеллигентов. Действительно, на «Матрице» эпоха протеста остановилась в ожидании некого нового толчка (типа Интернет). Худ-коммерческие конвульсии типа «Обители…» лишь подтверждают тот неоспоримый факт, что зудящий творческий потенциал не умещается в узкие рамки капиталистических «сил производства» и культуры. Искусство – нелепо стынет в тисках глобальных корпораций. Это кризис глобального сознания. Фильмы об этом мы ежедневно смотрим в кадрах собственного бытия. И канал не переключишь. Из зала просмотра не выйдешь, от участия – не уклонишься. А закрывать глаза… ведь надоело уже?
Как верно писала реакционно-ограниченная декадентка З. Гиппиус:

Но жалоб не надо; что радость в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Соратник, смело приближай восход Человека в общечеловеческой Обители!

P.S. Надеюсь, никто не подавился обилием втиснутых терминов? Черт подери, как жаль, что это всего лишь короткая заметка!

Алекс Кинзер


Рецензии