Братья притча
"Не все то золото,
что блестит".
(Народная пословица)
В далекие времена в сказочной стране жили два брата Фома и Фима. Они были обычными бедняками и ничего с самого своего рождения в приюте не имели, кроме своей дружбы.
Оба наших героев были очень дружны. Братья всё время помогали друг другу: где был один, там и второй, и если с одним случалась беда, второй сразу же приходил к нему на помощь, не обращая внимания ни на какие преграды, даже если между ними встал бы великан или дракон.
Вот пришла пора, когда они смогли выйти за стены своего приюта, достигнув своих юношеских годов и смогли начать странствовать по белому свету.
Путь их пролегал через небольшой городок-государство, где правил юный король примерно их возраста.
В одно хмурое раннее утро король той страны, где жили наши герои, неожиданно умер, не оставив наследника престола. Королевская свита сразу же обеспокоилась, а не начнется ли гражданская война за обладание престолом? Чтобы этого не случилось, подданные слуги короля решили тайком похоронить его, а взамен найти двойника, чтобы тот занял на время место покойного короля, пока не найдется угодный им преемник.
И вот Канцлер, глава королевской свиты, послал в город своих тайных агентов, которые должны были найти двойника до наступления полного рассвета, ведь утром король всегда появлялся перед жителями этого города, чтобы их поприветствовать.
По чистому случайному совпадению, двойником того самого умершего короля оказался один из наших героев.
В это время наши братья сладко спали в бедном квартале города в амбаре на сене. Вдруг к спящим подошли три человека в черных одеяниях и быстро унесли одного из них в переулок. Когда Фима проснулся и не увидел рядом своего брата Фому, то сразу же понял, что здесь что-то нечисто (ведь они никогда никуда не ходили друг без друга), и пошел его искать.
А Фома в это время спал на королевском ложе, и вокруг него стояли слуги короля. Когда Фома проснулся, он перепугался и закричал: «Где я?» — «Вы, Ваше Величество, во дворце Вашего Величества», — сказал канцлер, поклонившись новоиспеченному королю. «Но как я сюда попал?» — с удивлением спросил Фома. Канцлер подошел к нему и сказал: «Понимаете, наш с вами король сегодня ночью умер, не оставив наследника, и мы нашли его двойника, то есть вас, чтобы не началась смута и чтобы никто не смог заподозрить преждевременную кончину короля. Хочу вас обрадовать: вы стали нашим королем и получили все права, которые имеет король. А я вам буду помогать править. Сейчас вы должны надеть королевскую одежду и выйти на балкон, чтобы поприветствовать своих жителей».
Ошеломленный Фома после слов канцлера немного пришел в себя, и на его лице появилась счастливая улыбка. Он радовался, что ему больше не придется жить на улице в нищете и есть объедки, которые не доели собаки и кошки. Фома сразу же приказал принести одежду и туфли Его Величества, сказав при этом: «Да не забудьте мою корону!". Через некоторое время наш Фома-бедняк стоял уже королем на балконе своего дворца, приветствуя жителей. А несколько недель спустя он, окруженный роскошью и раболепием, уже полностью вошел во вкус королевской власти.
От блеска денег и сознания своей власти его разум затуманился так, что он даже не вспоминал своего брата, да и зачем? Ведь у него теперь было всё, что можно пожелать, плюс свита, претендующая на его внимание, которая была так же богата, как и он сам.
Фома и не подозревал, что всё это время брат Фима его упорно ищет, но все его поиски в городе были безуспешны, никто ничего про Фому не знал.
Через некоторое время Фима решил пойти на прием к королю, чтобы просить помощи в поисках друга. И вот он во дворце, в огромном, раззолоченном зале, в конце которого на троне восседал король. Фима подошел поближе к трону и не смог поверить своим глазам: перед ним на троне сидел его брат Фома! От шока бедняк потерял дар речи. «Фома! — опомнившись, закричал Фима на весь зал, где находились все подданные короля. — Брат мой! Наконец я нашел тебя». «Что вы сейчас сказали?» — произнес начальник царской стражи. «Я сказал сейчас, что король — мой брат Фома, который пропал месяц назад». «Значит, вы хотите сказать, что наш король — это простой нищий, который является вашим братом?» — сурово промолвил канцлер, стоявший возле короля. «Ваше Величество, вы признаете, что этот проходимец — ваш родной Брат?» — спросил он короля.
Фома, уже развращенный властью и богатством, не признал в Фиме своего родного брата, потому что сказать «да» значило потерять счастье, которое свалилось ему на голову. «Нет, этого человека я вижу в первый раз». «Но это ложь, я твой брат Фима! Неужели ты не узнаешь меня?» — прокричал Фима, подойдя почти к самому трону. «Ты говоришь, что твой король лжет? Да как ты смеешь, оборванец — завопил канцлер, и стража оттолкнула Фиму прочь от трона.
«Неужели ты променял меня, своего единственного близкого брата, на всё это?» — произнёс Фима, поднимаясь с царского пола со слезами на глазах, но не от телесной боли, а душевной.
«Ваше Величество, да он еще смеет вас упрекать в том, чего вы не совершали! Прикажите его отправить в темницу — посоветовал канцлер, обращаясь к королю. Фома понял, что перед ним сейчас стоял выбор: богатство и власть, но без Фимы, или нищета и голод с Фимой. И Фома, не выдержав соблазна, приказал заточить Фиму в темницу дворца, думая, что так будет лучше для обоих. Потом со спокойной совестью пошел в свои царские покои, думая, что месяц в темнице — это не так много.
Вскоре после этого названный король Фома со своим новым другом канцлером неторопливо беседовал и пил вино. Но тут новому королю стало плохо, он начал задыхаться. Виной всему был яд, который канцлер незаметно добавил в напиток короля Фомы.
К Фоме-королю, лежащему на смертном одре, подошел погубивший его канцлер и сказал ему на ухо: «Твое время вышло, мы нашли нового короля. Им стану Я! А теперь прощай и передавай привет своему оборванцу брату, которого я казнил в тот же день. Как его звали? Кажется, Фима?» — с этими словами канцлер встал и пошел объявить, что король умер. А последней мыслью умирающего Фомы было раскаяние: «Жаль, что я предал своего единственного родного брата. А сколько еще на свете таких, как я?» — с этими последними словами Фома ушёл вместе со своим верным братом Фимой в небесные сказочные дали.
Свидетельство о публикации №204101700055