Анастасия Парфенова - Танцующая с Ауте

«Танцующая с Ауте» А. Парфеновой – роман, вызвавший своего рода бум среди читателей фантастики. Чем это вызвано? Что так привлекло внимание к этому произведению, выдвинув его на первый план? Может быть, это была очередная удачная попытка женщины написать «мужской роман»? Но в нем все равно присутствует слишком много «женского», чтобы он мог претендовать на этот статус.

Повествование ведется от лица представительницы расы эль-ин – Антеи. Непомерно гордая, своевольная и самостоятельная личность, которая совершенно не самодостаточна – уж слишком много у нее обнаруживается слабостей и недостатков. Ее легко спровоцировать на неприкрытую агрессию, практически не прилагая к этому каких-либо усилий. Чуть ли не каждую фразу, высказанную в ее присутствии, Антея воспринимает как вызов, оскорбление. И это несмотря на то, что она училась у профессора-арра, познавая науку взаимоотношений и развития различных рас. При наличии огромного багажа знаний и опыта, Антея ничего не понимает в культуре родственного народа.

На протяжении всего романа Антея страдает – как физически, так и психологически, эмоционально. Вся ее боль, слабости, щедро выплеснулись на страницы книги и размазались по ним ровным толстым слоем. В результате роман становится тягуче-болезненным, напоминающим ломку суставов накануне дождливого и ветреного дня.

«Танцующая с Ауте» была бы скучным произведением, если бы не арры. Они ближе к человеку, чем эль-ин, хотя обе эти расы выведены в результате генетических экспериментов с человеком. Их отличает красота – аристократическая, утонченная, в то время как эль-ин больше похожи на взъерошенных милых зверьков. Арры ближе к нам своими мыслями, нравами. Они плетут интриги в своих замках, нарисованных услужливым воображением читателя как средневековых, создают четкую классовую лестницу и т.д. Они – не так чужеродны нам, как эль-ин. Поэтому, попадая в круговорот их жизни, восклицаешь: «Хоть что-то знакомое, родственное!».

Надо же было Антеи во все это окунуться с головой, благодаря Арреку – целителю из влиятельнейшего рода арров. И во взаимоотношениях этих двух главных героев, талант писательницы на поприще «женского чтива» раскрывается в полной мере.

Что мы имеем? Классический сюжет: Она – мужененавистница, Он – красивый и сильный мужчина, думающий о своих проблемах и, как истинный джентльмен, помогает Ей. Оба любят друг друга с первой же минуты знакомства, но не признаются в этом даже самим себе. Но потом Он решает все-таки завоевать «дикарку», расколоть сей «крепкий орешек» и … Совет да любовь вам, молодые! Только если в любовных романах свадьбой или помолвкой заканчивается повествование, то у А. Парфеновой предложение руки и сердца разделяет «Танцующую с Ауте» на две неравные части: 1. то, что было до помолвки 2. и то, что стало после нее.

Несмотря на важную роль в романе Аррека, он все равно остается второстепенным героем. Он – все понимающий, прощающий, добрый, сильный мужчина, который умудряется не только не ставить палки в колеса карьеры своей любимой, но и всячески ей помогает. И нет у него чувства собственности, ревность в пределах нормы. О его плечо можно опереться, а при случае и спрятаться за широкой спиной. Очень удобное приобретение этот Аррек. «Мечта домохозяйки».

Как уже говорилось выше, весь роман – это боль. Такое ощущение, что автору нравится мучить своего персонажа, подвергая Антею все новым и новым испытаниям, вытаскивания воспоминания о прошлых поражениях. Порой создается ощущение об открытом мазохизме Антеи, словно она наслаждается неприятностями, сваливающимися на нею с частотой дождевых капель. Правда, иногда случаются и приятные минуты, но они быстро тонут подо всем остальным. Анжелика А. и С.Голон может только позавидовать столь бурной жизни своего русского фантастического аналога.

Хотелось бы отнести роман к техномагии, но это довольно проблематично сделать, несмотря на присутствие необходимых составляющих. О технике там остались по большей части только воспоминания (дескать, жили многие века назад люди, и были у них машины), а магия вступила в полные права. Но и магию сложно таковой назвать. Присутствует ощущение ее искусственности, технической обоснованности, но она слишком тесно соседствует с необъяснимой – накладыванием заклинаний на прическу, высушиванием одежды и т.д. В результате возникает некий дискомфорт в восприятии романа, отсутствие целостности, словно соединили мистику с научной фантастикой. Желание навести порядок требует либо все объяснить с технической стороны, либо ничего не объяснять, подразумевая магию как независимое явление.

Впрочем, если на этом не заострять внимание (что сделать достаточно трудно), то этот винегрет гладко принимается разумом: и водичку заклинанием можно подогреть, и портал с помощью имплантанта во лбу открыть.

Нестандартное решение с оружием – одушевленный меч, который является полностью самостоятельной личностью и способен принимать форму, внешний вид эль-ин, при этом обладая всеми присущими этому народу качествами: характером, чувствами, мироощущением, ценностями и т.п.

Еще одна нестандартность – это высокая степень подвижности эль-ин. Здесь имеется в виду не только физическая подвижность (в значении самоизменяемости тела), но и подвижность разума, вплоть до уровня бессознательного - полный, стопроцентный контроль.

Если говорить о «Танцующей с Ауте» А.Парфеновой в общем, то нельзя не отметить некоторую «нудность», скучность повествования, сменяемую редкими интенсивными вспышками действия. Антея занимается «самокопанием», но это ни к чему не приводит – выводы она не делает, а только жалеет себя и время от времени комментирует поведение остальных персонажей. Чаще всего ее действия диктуются эмоциями и инстинктами, но они однообразны, предсказуемы – отпрыгнуть, выпустить когти, оскалиться и зарычать, если было сказано или сделано что-то, что может унизить ее честь и достоинство. И гораздо реже она руководствуется разумом. А жаль. Может быть, ее личность была бы более многогранной.

Оценки:
Психология – 6/10 (и только за счет сравнения арров и эль-ин, выделения различий в них).
Магия – 6/10 (слишком однообразна, несмотря на присутствие ее в большом количестве)
Техника - 4/10 (есть, но мало, гораздо больше воспоминаний о ней, намеков на ее присутствие)
Военное ремесло – 9/10 (оригинальное оружие, оригинальные трансформации тела для сражения)
Динамичность – 7/10 (с переменным успехом)
Интересность – 7/10 (так же с переменным успехом).
Итоговая оценка – 7/10 (рекомендуется для прочтения).


Рецензии