Юрий Брайдер, Николай Чадович - Клинки Максаров

Аннотация к книге звучала весьма многообещающе, поэтому я решила не откладывать дело в долгий ящик, и сразу же взяла с полки эту книгу. Кроме того, авторы – русские, а в данный момент я заинтересована изучением творчества именно наших писателей-фантастов. Связано это с тем, что я пытаюсь найти среди них «отцов-основателей», «идолов» и «богов» - называйте, как хотите. Короче, я ищу хорошую, качественную и интересную русскую фантастику. Как оказалось, под эти определения не попадает даже десятая часть наших писателей.

Три романа («Евангелие от Тимофея», «Клинки Максаров», «Бастионы Дита»), связанные с историей одного человека, которому очень не повезло в жизни – мало того, что он бессмертен, так еще и дорогу домой не может найти в свое родное измерение. Зато повезло в плане развлечений – скучно ему никогда не бывает.

Интересно название первого романа. Именно Евангелие, житие бога и апостолов, история происхождения религии, ее начало, продолжение и … бесконечность. Ведь религия – это не определенное, четко обозначенное верование, это – одна единственная прямая, которая существует наравне с человечеством. И в это линию втекаю ручейки, которые привносят в главный поток свои изменения, свои краски, пески, свою жизнь. Это – огромная система, которая имеет свое начало, но не имеет обозримого конца.

«Евангелие от Тимофея» написано от первого лица, поэтому мы так и не узнаем, как зовут главного героя. Этот роман вызвал исключительно положительные эмоции.

Во-первых, достаточно много действия, за которым просто интересно следить. А во-вторых, очень органично в это действие вписаны философия, внутренние переживания и размышления героя. Я приведу некоторые высказывания, которые мне особенно понравились.

- Самоубийство оправдывается только тогда, «когда не остается воли, ни физических сил, ни привычки к жизни, ничего».
- «Попробуй, найди на тебя управу, коль прошлой вины нет» (то есть государственным служащим может стать только тот, у кого в прошлом были серьезные проступки, – таким образом, человеком можно манипулировать, держать его «на коротком поводке»).
- «Слепой знает, что кусок угля черный, а кусок мрамора белый. Но если перед ним положить два этих предмета, он не сможет указать, какой из них белый, а какой черный» (Высказывание, если не ошибаюсь, китайского философа Мо-зы – как определить, что есть в данный момент добро, а что зло?).

Помимо всего прочего, в романе имеется потрясающее руководство для того, кто хочет стать правителем-тираном, в котором, присутствует железная логика, частично оправданная неразвитостью обрисованного в романе общества. Но это руководство исключает полностью такое понятие, как гуманизм.

Один интересный момент – главный герой пел песню:
Над страной весенний ветер веет,
С каждым днем все радостнее жить
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить.

Но сурово брови мы нахмурим
Если враг захочет нас сломать.
Как невесту родину мы любим,
Бережем, как собственную мать.
Не напоминает ли вам это песню «Над страною тучи ходят хмуро, Край родной [чем-то там] объят. У высоких берегов Амура Часовые родины стоят»?

«Клинки Максаров» – значительно слабее первого романа. Здесь уже нет философии жизни, а только действие. Чувствуется, что эти два романа написаны разными людьми. Во-первых, повествование в «Клинках» идет в третьем лице (здесь, наконец-то, мы узнаем имя главного героя – Артем). Во-вторых, как я уже говорила, практически нет размышлений Артема. В-третьих, Артем очень отличается от самого себя в «Евангелие» - уже нет юмора, другое отношение к жизни. В-четвертых, появился секс, которому уделено не мало страниц.

«Бастионы Дита» вообще не выдерживают никакой критики. Такое ощущение, что оба автора исчерпали себя на первых двух частях – настолько третья невзрачна. Здесь акцент делается на органической, научной фантастике, причем довольно обычной и простой. Поэтому если кому-то попадется эта книга в руки, советую читать только первые два романа. Все равно третья не содержит никакой развязки, а только портит общее впечатление. Авторы, видимо, хотели показать, насколько бесконечной может быть история. Вот только для достижения желаемого эффекта они не затруднили себя созданием какой-нибудь интриги, а просто завершили действия, словно отрезали. Может быть, они рассчитывали написать продолжение.

Оценка по 10-балльной шкале – 7 баллов (и то, только потому, что первая часть уж очень хороша).


Рецензии