Язык солнца

Был дождь. Шел он, конечно же, как еще?
Падали с неба на землю капли воды.
В общем, шел – был дождь.
Был он не просто дождь; был он дождь грибной.
Противоестественное, хотя и отнюдь не противное естеству явление – действо.
В большом промышленном городе, где природу являли собой лишь тополи да ивы, цветущими – яблонями, черемухой, сиренью – перемежающиеся редко; а из живности только голуби, воробьи, собаки да кошки, - люди еще не забыли значение названия «грибного» для дождя. Родители, и бабушки с дедушками особо, говорили подрастающему, несмышленому поколению: «Смотри, вон солнышко с дождиком вместе землю греют и поят, значит, будет к осени много грибов...» Надрываясь и все утончаясь, связь времен еще окончательно не оборвалась. Пока еще не во всем.
Давным-давно, в таких же больших городах, пусть тогда еще и не столь промышленных, повыбили и повымели вон лучших из лучших – носителей, хранителей да и певцов великого и прекрасного русского языка. «Сливки» с общества нашего искусственно сняли. Нынешние «элиты» это не «сливки», не масло будущее, не квинтэссенция субстанции общества нашего (если выразиться «современным» русским языком), а всего лишь комочки собравшиеся от брожения скисшего молока. Связь времен, не то что разорвана, вырезана аккуратно и жестоко – нынешним «элитам» ли, не элитам, - нужно объяснять почему «Мертвые души» поэма, а не роман, не рассказ...
Боюсь, что по нынешнему положению дел в современном русском языке объяснять, что правильно именно: «Дрожит как осиновый лист» (а отнюдь не «банный»), а как «банный лист» – это «прилип». Как и смысл выражения «грибной дождь». Оно и неудивительно: если последовательно (и отчасти, целенаправленно) корчевать язык русский – то что осталось от него, в употреблении – а засевать вновь почти исключительно тем, что имеет другие, чуждые корни, результат таков и будет – единственно возможный – кто б сомневался в том ?...
Бессмысленно призывать: давайте писать и говорить как Гоголь. Бессмысленно, - это будут всего лишь заклинания; связь эта потеряна, культура эта погибла, никакими камланиями современных шаманов от политики, публицистики, науки или искусства ее не реанимировать; а если  по-русски – не воскресить.
Бесполезно взывать к современной пишущей и читающей братии: творите используя прекрасный, традиционный, высокий язык! Требуйте и читайте (читай – покупайте, как ни прискорбно) только написанное на языке таком! Ищите, лелейте и любите гениев от слова, творящих на русском языке (ибо ведь не Сальери от слова поднимали на недосягаемую высоту образцы национальной словесности, идеалы высокого слова, на которые равняемся до сих пор; нет, гармонию не вычисляли, но творили. Это дело Моцартов –Пушкина и Шекспира, Гоголя и Рабле, Данте и Толстого! Что толку, когда 90% «народонаселения» имеющего русский язык родным, не знают (и, что еще хуже, не хотят знать) чем велик Гоголь, что «есть был» золотой век русской литературы, и почему вместо золота ныне в словесности даже и не деготь – мазут, да и мера ему одна – баррель.
Когда «элитам» нужно слово на словах (да и какие уж там они «элиты»...), то что же требовать от пролетариата и от прочего простого народа?!
И что с этим делать? Я не знаю...
Объяснить им все? Когда больше некому, и я бы объяснил, да только кто услышит, захочет слушать кто, уже о том не говоря, чтоб воспринять... Да и слышал я, и все, массу заклинаний на тему эту.
Ждать гения? Человека, который покажет – вот, смотрите, как можно, как должно; который поднимет язык русский на высоты достойные его. Ведь действительно, не будь Пушкина, мы бы еще долго не видели и не знали как можно и как нужно творить пользуясь русским языком, как он прекрасен и богат. Быть может и сейчас придет он и покажет, ткнет носом: как мы неизмеримо богаты, как глупо и подло пользоваться лишь десятой частью того, что Божьим промыслом и трудом своим накопили поколения и поколения предков, и как радостно, и полезно применять все это богатство, и приумножать.
А если он не придет? Что тогда? Так и прозябать во тьме, в которую загнали сами себя? Я уверен, что в России есть еще огромный творческий потенциал. Есть зерна, которые можно взрастить и получить культуру, - культуру, ибо это именно то, что нужно нам. Но это не все что нужно.
Еще одна расхожая пошлость – «талант всегда пробьет себе дорогу». Нет, совсем нет. Одного творческого потенциала мало – как бы правильно и обильно ни было засеяно поле, глупо ждать всходов, если нет внешних условий к тому. Мало того, чтобы общий климат в обществе, в стране благоприятствовал всходам урожая, – мало. Мы здесь, на земле, и можем создать только некоторую, земную часть, и то, этого пока не делаем. А должно быть еще нечто неземное, некая субстанция, которую люди в принципе генерировать, создавать не могут, и даже не имеют понятия, что это вообще такое. Пусть многие и пребывают в самообольщении, что в будущем это окажется возможным: что человеческому разуму все подвластно; что можно алгеброй гармонию измерить; что этой субстанции в конце – концов вовсе нет. Но если этого нечто, этой субстанции вовсе нет, то пусть кто-нибудь объяснит, – где они, за последнюю сотню лет, гении от слова?...
В любом случае нужно жить, творить, трудиться и бороться так, как будто ее нет. Нужно только иметь в виду что этого мало, поэтому надеяться и молить. Только целенаправленным и упорным трудом всего сообщества, всех активно мыслящих людей, считающих русский своим родным и основным языком, можно добиться результата, вернее, предпосылок, делающих возможным, будь на то воля Бога, достижение конечного результата – вознесение на высоты достойные и подобающие – прошлому величию и нынешнему потенциалу его – русского языка.
Так что, коли есть они – споры, семена культуры, из которых могут взойти древа плодоносящие искусство в нашей русской земле, в языке, в народе нашем (а я полагаю, что они есть), то будем надеяться и просить, чтобы они взошли и дали в будущем не искусственные, но искусные плоды. Однако не факт, что они взойдут.
Что и кто является, явится этими спорами, пока неизвестно, – да и этого мало.
Когда пройдет, и пройдет ли вообще в земле нашей благословенный и плодотворный грибной дождь? Не коммерческий, не финансовый, не денежный, отнюдь, – нет. «Грибной».
Ибо, что дождь – один, сам по себе - даже и с наличием спор совместно – если год за годом, день за днем, поколение за поколением, и за строем строй, тучи скрывают от нас Солнце.
Когда разрушен, десятки лет назад, взлелеянный пращурами Храм, но искреннего и общего ни покаяния, ни исповедания даже своей вины не было... 
Любите свой солнечный светоносный, родной и прекрасный язык; любите, страдайте за него, ибо он в беде; может быть через это станете и ко всему светлому ближе. Может быть, к СЛОВУ откроется вам тогда путь ДЕЛА через ЛЮБОВЬ. Любите язык свой, хотя бы как самоё себя – народ и язык, право, в исконном значении своём – суть одно и то же. Не будет когда языка – знайте – нет и народа: ВАС.
Как Солнце – любите язык.


Рецензии
Тепло...ласково...солнечно...спасибо!

Василлий Ширяевец   22.10.2004 17:04     Заявить о нарушении
Очень, очень рад! Искреннее спасибо! :))

Сергей Ларягин   31.10.2004 00:32   Заявить о нарушении