Диагноз

Вы читали, конечно, Чехова, Булгакова, Вересаева? Наслышаны, как и я, об удивительно отзывчивой земской медицине, которую творили добрейшего сердца интеллигенты 19-го и начала 20 веков. Внешне чуть полноватые, обязательно в тройке, с пенсне и с бородкой клинышком... Они легко втискивались в любое жилище, говорили или скорее пели, смягчая обращение к родным больного, потом, присаживаясь, что-то писали, поясняли, чтобы через мгновение встать и, попрощавшись, уйти.
 Об этом подумалось мне, студенту 3 курса ленинградского медицинского института, на практике в Боровичах, когда главный врач больницы Арсений Иванович, направляясь с инспекцией, взял меня посмотреть фельдшерско -акушерский пункт.
 Через час расторопный газик тряс нас по обычной проселочной российской дороге, о которой писал Алексей Апухтин:
 
 " По Руси великой, без конца, без края
 Тянется дорожка, узкая, кривая,
 Чрез леса да реки, по степям, по нивам,
 Все бежит куда-то шагом торопливым..."

Такие дороги очень привычны глазу, они как бы рассекают, выметенные влажным ветром, спокойные ландшафты.

Молодая, лет двадцати, хозяйка ФАПа в безумно белом халате приглашает нас войти. "Многое изменилось за прошедшие полвека, - подумалось мне - мужчину сменила девушка, врача - фельдшер, осталась в неприкосновенности изба с ожидальней, комнатой приема, процедурной, просторный, прибранный двор, и, естественно, вечно болеющий люд".
После осмотра Арсений Иванович и Мария сели и заговорили об оснащении, транспорте, лекарствах, денежных суммах. Я внимательно слушал.
- А сейчас перекусим, - сказала Мария, когда они завершили беседу, и вышла. Арсений Иванович сел писать, а мне протянул "Журнал обращений" - огромную амбарную книгу с аккуратно расчерченными графами: даты, фамилии, данные осмотра, диагноз, назначения.
- Посмотри пока, - сказал он наставительно.
 Листаю я этот журнал и... вдруг на меня пахнуло чем-то удивительно народным, бесхитростным вот с этой строчки:
№ 561... 19 мая 1960... Савельева А.И.... 1902.... жалобы - понятно..., осмотр - неплохо, последовательно, четко, но... диагноз - "ЧИРЯК НА ПРАВОЙ ПОЛУЖОПИЦЕ".
Осмысливаю, согласитесь, очень находчиво и понятно, но забавно и уж, больно, по-сельски...
Тут Мария захлопотала и на столе появились: прохладное кислое молоко в огромной тарелке, золотистый, пахучий липовый мед, мягкий, с хрустящей корочкой, душистый, домашний белый хлеб. Славная трапеза в жаркий июньский день!
Поблагодарив Марию за угощение, мы отправились домой.
 Темнело. Насыщенные, пряные запахи с полей, вечерняя прохлада после напоенного жарой дня, освежали, даже взбадривали. Но этот диагноз.
"Не сшивает ли этот "марьин чиряк" вялыми стежками нашу "бесплатную и общедоступную"? "Нет, - решаю я - Бумага все стерпит. Главное, Мария все сделала грамотно, профессионально. А опыт диагноста придет к Марии, как и ко мне, обязательно. И земские врачи, оснащенные больницы еще вернутся на село..."
И я спокойно внимал краскам уходящего дня.


Рецензии
Хорошо написано. Образно. Даже зримо. Но ... как будто ни о чём. ГДЕ идея? Сельский медик вместо "ягодицы" пишет "полужопица"? И ЭТО - основа рассказа? Мелко!

Сергей Елисеев   19.07.2007 12:33     Заявить о нарушении
Чтобы нырнуть глубже, надо освоить мелководье.

Vikingnz   20.07.2007 03:08   Заявить о нарушении
Таких банальных премудростей я могу написать сколько угодно томов. Кому это нужно? Подначивать и подкалывать я умею так, что не забывается во веки вечные (язычок подвешен, а где у кого слабинка - вижу быстро). Но зачем обижать человека? Расскажу Вам случай из жизни. Я занимался спортом. Усиленно тренировался. Конечно, всегда под боком были и другие ребята. У всех - разные физические данные. И обычно сразу видно - из кого выйдет выдающийся спорсмен, а кто - зря потеет. Ну короткие у него ноги, и не быть ему прыгуном. Но! НИКТО и НИКОГДА в нашем спортзале не насмехался над менее даровитым товарищем. Занимайся, получай удовольствие, лбщайся, живи и радуйся. А что великим спорсменом не станешь и не снискаешь лавров - разве в этом счастье? Будь собой, здоровым и жизнерадостным. Да, а уж подколоть-то мы могли... Но не не делали этого. Здоровые, сильные физически ребята были душевно деликатными. Сильные люди вообще добрые.

Сергей Елисеев   20.07.2007 12:26   Заявить о нарушении
Что-то я не поняла: а кто кого здесь подколол и подколол ли?
Или Вы не поняли моей фразы?

Vikingnz   20.07.2007 14:55   Заявить о нарушении
Зачем Вы разыгрываете из себя простушку? Всё абсолютно ясно. Я ПРАВДИВО Вам сообщил что мне, мне не нравятся многие рассказы Витанора и Ваши. В них нет жизни и чувства. В них - the surveillance of foreign parts, то есть пустое ротозейство. Это НЕИЗБЕЖНОСТЬ любого человека еа Вашем месте. Вам это не понравилось и Вы стали кусаться. Должен сказать, что такую же ахинею плёл бы и я if I were in your shoes. Даже проживая в России, я сделал один шаг, резко изменивший мой образ жизни и это оказало ОГРОМНОЕ отрицательное влияние на моём творчестве. А Вы выехали из России и полагаете, что это никак Dна Вашем творчестве не отразится? В чём-то Ваши рассказы перекликаются с Витаноровскими. Попадаются хорошие места, но ... Не по месту судят о человеке. Должен сказать, что вообще на прозе - 90 с лишним процентов - это полная чепуха. Шлак. Это и не хорошо, и не плохо. Это - НОРМАЛЬНО. Это правильно. Пожалуй, даже хорошо. Вы можете представить себе 45 000 (сорок пять тысяч!!!) гениальных писателей? Это был бы дурдом, который не описал бы никакой Чехов! (мною глубоко почитаемый)

Сергей Елисеев   20.07.2007 15:42   Заявить о нарушении
«Зачем Вы разыгрываете из себя простушку?» - это грубовато по отношению к женщине, более того, пожилой, которая вас ничем не обидела.
Если вам не нравятся наши рассказы, зачем вы сюда заходите?
Нигде я вам не сказала никакой ахинеи (это не мое слово). Если вы обиделись по поводу «мелководья», это было по отношению к автору «Диагноза», который был его первой работой, самой первой, написанной в возрасте пожалуй значительно большем, чем ваш. И мелководьем я назвала просто начало новой деятельности для человека, небольшую миниатюру, маленький мемуар. Человеку есть что рассказать и он начал с маленькой вещички. Эт – учеба. Мы учимся плавать на мелководье. А вы сразу обиделись.
Вы критикуете многих. Пишущих о жизни за границей, вы ратуете за чистоту и красоту русского языка, зачем везде вы вставляете фразы на иностранном. Не хватает возможностей выразить свою мысль на родном языке?
У вас есть для нас конкретное предложение? Например, убрать наши странички из прозы?
У меня есть предложение: вы почитали, вы побывали здесь в гостях, сложили свое мнение и высказали его. Вам все ясно. Давайте расстанемся без обид.
Возможно, я загляну к вам на страничку. т.к. у меня есть один вопрос по вашему рассказу.

Vikingnz   21.07.2007 00:18   Заявить о нарушении
Прошу извинить за всё, что могло показаться обидным. Я критикую многих? Вы имеете в виду, что даю отрицательные отзывы? А что, надо давать положительные? На Прозе.Ру свыше 90% «произведений» - очевидный мусор. Но это НОРМАЛЬНО. Было бы просто кошмаром, если бы здесь было размещено полмиллиона шедевров. Да, мне иногда проще сказать по-английски, тем более человеку, который понимает. В рассказах я этого не допускаю. Зачем же странички убирать? Проза.Ру – это спортзал, которым вход открыт всем. И слава Богу. Пусть люди потеют в своё удовольствие. Обид никаких нет. Конечно, добро пожаловать на мою страницу. Отвечу на любой вопрос, как и если смогу.

Сергей Елисеев   21.07.2007 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.