Глен Кук - Десять поверженных

Сначала - общее впечатление. Среднее, точнее, нейтральное. Ни плохое, ни хорошее. Книга вызвала лишь равнодушие. Есть, правда, одно “но”. Несмотря ни на что, появилось желание прочитать “Поверженных” еще раз. Осталось ощущение того, что я что-то упустила из виду, не прочитала более вдумчиво, что-то не поняла. Знаете, бывает так - ездишь несколько лет на работу одной и той же дорогой, кажется, знаешь ее всю досконально - где какой знак, дом, рекламный щит, но, однажды утром замечаешь, что не видел раньше это раскидистое дерево, развороченный забор и т.д. Мелочи, но всегда можно найти что-то новое. То же самое и здесь. Помнишь все диалоги, действия, но при очередном прочтении окажется, что упустил какую-то важную деталь.

Одно из достоинств романа, которое я не могу не отметить - автору удалось переплести настоящее действо и рассказы о прошлом так, что это не кажется скучным, занудным. А так как повествование ведется от первого лица, то все время ощущение того, что сам находишься во всех этих событиях.

Несмотря на кажущуюся непрерывность действия, роман состоит из отдельных мизансцен, которые связаны друг с другом словно серым туманом повествования. Впечатление, словно вспышка фотоаппарата выхватывает картину ярких красок (если это стены, то они кроваво-красные, если свет, то ослепительно яркий и т.д.) на несколько секунд и ... снова кругом только серый туман. Может быть, и не произвел роман нужного впечатления потому, что слишком коротки и незначительны подобные эпизоды.

Не ничего лишнего. Язык предельно прост и в меру краток - как рапорт солдата. Правда есть некоторые лирические отступления, но они кажутся ненастоящими - словно хрустальная роза среди букета живых цветов.

Роман явно “западный”. Единственное, что выбивается из разряда “западных” вещей, так это ковер-самолет. Он “не смотрится в интерьере” романа.

На мой взгляд (ударение на слово “мой”) персонажи Ворон и Душечка лишние. Я не поняла их роли. Обычно, если автор описывает жизнь какого-то человека, то он включает в роман только те персонажи, которые тесно связаны с главным героем, либо подчеркивается отсутствие подобных связей. Здесь же нет ни отрицания, ни подтверждения отношений. Вполне возможно, что я просто не смогла этого разглядеть, но впечатление от первого прочтения именно таково.

По-детски, примитивно смотрятся имена героев, образованные от глаголов и прилагательных, которые несут в себе определенную отрицательную информационную нагрузку - Поверженый, Сломаная шея, Меняющий форму и т.д. В принципе, это не особенно портит общую картину.

Небольшой временной диссонанс, несоответствие. Два времени - первое время, в котором действует Каркун и те, кто сейчас с ним, и второе время - фоновое, заднеплановое, в котором живут другие люди. И первое время нереально продлено, растянуто, по сравнению со вторым. Каркун успевает сделать значительно больше, чем остальные. Неправдоподобно больше.

Несмотря на ряд недостатков, оценка по моей пятибалльной шкале - 4 с минусом.

2002 год.


Рецензии