Абрахам Меррит - Гори, ведьма, гори!

Мой опыт общения с художественной литературой мистической направленности, к сожалению, не велик. Это довольно интересный, захватывающий жанр. Своего рода фантастика, но иного толка, базирующаяся на различных верованиях, обрядах, религиях и т.д.

"Гори, ведьма, гори!" - это небольшой роман, написанный Мерритом в 1933 году. Взяв в руки книгу, я ожидала, что это будет очередной дешевый рассказик, имеющий цель напугать читателя примитивными способами. Но мне повезло. "Гори, ведьма, гори!" - это блестящий образец мистики с примесью horror.

Язык - очень красивый и изящный, со свойственными тому времени оборотами. Время джентльменов и леди. Время красивых слов, но без наивности, или напыщенности, присутствующих в более ранних литературных произведениях.

После прочтения первой страницы веришь, что все происходило на самом деле. После второй - погружаешься в атмосферу колдовства, ужаса и наивные попытки героев объяснить все с научной точки зрения.

Контрасты - это неотъемлемая часть романа, главная его составляющая. Если есть белое, то присутствует и черное, доброе и злое, красивое и ужасное - и часто противоположности объединены в одно целое. С одной стороны - это очень простой, даже классический литературный прием, но с другой - точный, идеальный расчет психологии читателя.

Как мы относимся к своим куклам? Конечно же, не как к источнику зла. С куклами проходит наше детство. Куклам ребенок доверяет, взрослые доверяют куклам своих детей. С любимой игрушкой разговаривают, ей шьют одежду, укладывают спать рядом, заботливо укрывая одеялом. В отличие от котенка или щенка, кукла не может сделать больно, даже случайно - не поцарапает и не укусит. Что мы видим в романе? Кукол-убийц, наделенных душами людей, которые не устояли перед злом, сдались, испугались кошмаров, получив взамен еще худший вид существования. Будучи заключенными в красивых игрушках, они убивали по воле их создателя, а точнее - создательницы, обладающей ужасным телом, но красивыми руками и бархатным чарующим голосом.

Мне непонятна одна вещь. Если у человека существует душа, которую можно поймать и заключить в какой-либо вещи, то куда эта самая душа пропадает, если временное вместилище уничтожается? Обратно вернуться в человеческое тело она не может, т.к. оно уже давным давно похоронено. Да и не было указаний на то, что освобожденные души радостно полетели на небо.

В заключении хочу предупредить: не советую читать этот роман перед сном впечатлительным людям. Атмосфера произведения идеально сочетается с ночной тишиной реальности.

январь 2003 г.


Рецензии
Есть одно мнение, куда попадают души недобрые:
«Там будет тьма и скрежет зубов».

Если я правильно понял понравившуюся вам истерику, посмотрите рисунки Рене Магритта, может не так жёстко, зато много о болезненных душах. Мне нравится «Ностальгия».
А ещё я знаю человека, который с помощью кукол и сказок, даёт умирающим (реально) людям нечто тёплоё умиротворяющее.

Илья Кравченко   31.10.2004 17:00     Заявить о нарушении
Истерика? Хм... Не знаю... Как-то с этой стороны не смотрела на данное произведение. На мой взгляд, оно хоть и насыщено "леденящими кровь жуткостями" в духе "английской старины глубокой" (ну не совсем уж и глубокой, если быть более точной), в "Гори, ведьма, гори!" плавное, словно бы "тягучее" повествование.

Верю, что с помощью кукол и сказок можно доставлять людям радость, умиротворение и т.д. Но у Меррита представлена противоположность (на нее я указала) - нечто такое, чего мы не ожидаем от кукол; конечно, если рассматривать это произведение отдельно ото всего, что было написано или снято позже, где куклы показываются крайне злобными тварями. Недавно довелось с ребенком посмотреть аниме "Сейлормун". Так и там не смогли обойтись без кукол и вселившихся в них демонов :)

Наталия Кредова   02.11.2004 23:29   Заявить о нарушении
Взрослым интересны неожиданные повороты, новые взгляды. Игрушки – ностальгия, что-то щемящее, тут можно поиграть на чувствах. А для детей игрушки – текущий мир, к «помощи» игрушек они обращаются, когда им плохо, когда их обидели. Мама может наказать – игрушка всегда с тобой! Но, представьте, девочка перед сном в кроватку плюшевого мишку берёт, прижимает его к себе родного, а он – резко её кусает хищной пастью или медленно душит. Или мальчика переезжает его игрушечный паровозик. Посмотрит такое ребёнок по телевизору… И? С чем ему жить дальше, как это себе объяснить? А кто-то заработает ещё денег, далеко не на высших человеческих эмоциях, я имею ввиду – страх, возможность предательства самого близкого.

Илья Кравченко   03.11.2004 20:25   Заявить о нарушении
А кто сказал, что читательской аудиторией этого произведения являются дети? Нет, ни в коем случае. Это - сказка для взрослых. Сказка, которая превносит в ностальгию немного страха. Это - для нормально психически развитого человека.

Кроме того, далеко не все дети смогут оценить язык, стиль данного произведения. Это нечто особенное. Недавно прочитала роман Гюстава Леружа "Война вампиров" (написан он, если мне не изменяет память, в 1909 году). И прочла я его до конца лишь благодаря тому, что мне нравится стиль. Все остальное - сюжет, герои - меня абсолютно не впечатлили.

Наталия Кредова   04.11.2004 22:47   Заявить о нарушении