Толкиен против Джексона - Рецензия на третью часть Властелина ко

Толкиен против Джексона

О вреде адаптированного табакокурения


30 января - 5 февраля 2004

------------------------

Очень-очень противный орк замыкает толпу себе подобных тварей. Они спешат, они торопятся, они уходят. Уходят, унося с собой бездыханного "хоббита года" — Фродо. Но этому последнему, видимо, не чужд театральный пафос — он разворачивается к залу (пардон, на камеру) и отпускает реплику: "Через полтора часа он очнется, но я не завидую его участи…"
Зрители тоже очнутся часа через полтора — к этому моменту они успеют отсмотреть добрую половину третьего, самого длинного фильма трилогии — "Властелин колец" — возвращение короля". Завидовать или нет их участи — вопрос более чем спорный. Во всяком случае, можно однозначно сказать, что если вы — давний фанат Толкиена или наоборот, попали на третью часть фильма не только не читав книги, но и не видев первых двух киноверсий — вы не зря пришли в кинотеатр: вам, конечно, понравится незатейливый сюжетец и яркие спецэффекты, возможно, вы даже достанете из шкафа запыленные плащи, заржавленные латы, наточите верный меч и отправитесь на бой с новозеландским саботажником, снова, как в юности, ощущая кипящую в крови ненависть.
Впрочем, господину Питеру Джексону нельзя отказать в определенной логике эволюционирования фильма от первой части к третьей. Это — неумолимая, как воля продюсеров, кривая ухода от текста оригинала. Первая серия фильма строго блюла дух и букву Толкиена. Третья…
Особо в данной ситуации потрясает густой поток рецензий, в которых продвигается тезис, что путаность и непонятность третьего фильма — следствие слепого следования тексту. Господа, имейте совесть! Если в 2004 году возможно объявлять "Властелина колец" "драмой года", то сам профессор Толкиен писал книгу для детей и юношества. Драмой в те далекие годы называли совсем другое… Поэтому сюжет, хоть и весьма разветвленный, понятен каждому читателю младшего и среднего школьного возраста. Чего не скажешь о людях в кинотеатре. Отсутствие логики компенсировано спецэффектами, и порой такими, что маленькие зрители, воя от ужаса, прятались за спинки сидений и оставались там большую часть показа. В то же время взрослые посетители реагировали на яркие картинки бодро, каждую новую "оригинальную" несуразицу текста встречая истерическим смехом. Чего стоит фраза: "Ты слишком много куришь, Пиппин" — сопровождаемая передачей затейливо вышитого кисета с табаком. Похоже, на съемочной площадке и вправду курили немеряно, ну да кровь из носу надо было провести антиникотиновую линию в фильме, а то еще ограничили бы возрастную категорию, благодаря которой появилась возможность получить $1779 млн. сборов от проката.
Зато создатели фильма в третьей части легко расстались со всей сюжетной линией обратившегося ко злу волшебника Сарумана. К чему подобные изыски? Победили его в конце второго фильма — и славненько. Короче, Сарумана в третьем фильме нет совсем, как и важнейшего, с точки зрения Толкиена, момента связи мира больших людей и страны маленьких хоббитов. В уютной Хоббитании никто и слыхом не слыхивал о войне, никаких концлагерей никто не строил, и сами маленькие хоббиты свою землю не освобождали (смотри оригинальный текст). Да и зачем? Со времени написания трилогии изменился политический контекст, и наши бравые "воины Заката" сами постараются защитить ваши, мелочь пузатая, границы от всякого зла, только будьте такими же туповатыми и не лезьте в большие дела. Это раньше кому-то могла быть интересна борьба народов за свою свободу и демократическое самоопределение. Нынче же всяческая борьба со Злом сугубо централизована. Не суйтесь. Да и вообще, поскольку "Возвращение короля" — фильм, почитай, военный, стало быть, и сделан он должен быть по законам военной пропаганды — наши цели ясны, враг мерзок, соотношение боевых потерь не должно быть ниже 1 к 1000 и т. д. Добавим пафосные речевки вроде "Час этой вражины еще не наступил" и "Люди Запада, в последний бой за свои ценности!" — и получим великолепную агитку времен глобализации. А что там профессор Толкиен себе надумал о войне в окопах Первой мировой, так давно это было…
Конечно, пропаганда не обойдется без купюр с цензурой. Возвращаясь к исчезнувшему в третьей части Саруману, стоит рассмотреть одну версию, отличную от официальной. В ней, напомним, ради пущего скандала и пиара, намекали, что актер Кристофер Ли, играющий Сарумана, не без греха, и глаза у него добрые такие… небесные. Возможно, что все дело в том, что 81-летний актер — чуть ли не единственный в съемочной группе фанат Толкиена с полувековым стажем. Ну а очевидцам и прочим тонким знатокам дорога одна — в полную режиссерскую версию на DVD.


Рецензии