Смертельное творчество Гумилева
«И умру я не на постели при нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели, утонувшей в густом плюще... «
Вообще многие сюжеты его стихотворений разворачиваются как бы на границе двух миров земного- плотского и потустороннего, духовного, мистического. И главное в этом пограничном бытие-мучительность выбора между тем и этим миром. С одной стороны, явное предпочтение радостей и горестей земного существования, страстная привязанность к жизни, красоте, чувственной любви, с другой - не менее ясное сознание греховности земной жизни и необходимости отречения от неё, что оказывается невозможным до смерти. Гумилев стремиться поставить себя на грань смерти, на линию предельного риска , где вероятность выжить, или погибнуть от слепой случайности практически уравнивается. Это балансирование он называет «игрой в сache-cache со смертью хмурой».
Гумилёва иногда пронизывает уверенность что рай ему так же ведом как и земная жизнь, что он одновременно причастен и миру смертных и вечности, бессмертию(«первым условием которого является смерть» Е.Л.):
«...когда же смерть грустя немного, скользя по роковой меже войдет и станет у порога мы скажем смерти- «Как уже»,
И не волнуясь без испуга пойдем в беспечный Божий рай, с улыбкой ясной узнавая повсюду нам знакомый край»
В этих строчках затрагивается на мой взгляд гораздо больший смысл чем просто причастность человека к вечности. Здесь будущее существование(после смерти) рассматривается как вариант нашей формы бытия.
Однако тема смерти у него, не всегда не всегда звучит так умиротворенно, по-философски. После некоторого времени образ смерти в его поэтическом осмысление сливается с картинами жестокого насилия, казней. Просто слишком неромантическая баллада о 3-х мертвецах. Суть : человека окружают трое на дороге и убивают его жестокой смертью. Убитый перед смертью клянётся , что отомстит. Цитирую отрывок, который наиболее ясно освещает смысл произведения, мораль которого -«не творите дела злого мстят жестоко мертвецы»:
«...Протекло четыре года, умер наконец другой,
Ах не видела природа дикой мерзости такой
Мертвый глухо выл и хрипло ползал по полу дрожа,
На лице его налипла мутной сукровице ржа.
Уж и кости обнажились, смрад стоял- не подступить
Все он выл и не решались в гроб его заколотить...»
Судьбы убийц ужасны. Лишь по отдельным намекам можно представить в чем заключалось возмездие убитого. Все смерти, включая пересказанную, которые постигли насильников до такой степени отвратительны, что описать их оказывается невозможно, причем каждая следуюшая оказывается безобразнее и страшнее предыдущей. Всякий раз это смерть заживо. Если не умерший но обреченный на смерть человек описывается как безусловный мертвец.
Гумилев как никто другой очень четко выражает свое отношение к смерти. Он знает весь ужас смерти, но и знает того, кто при встречи со смертью предлагает «поиграть в изломанные кости».
Он на равных общается с ней и не столько она зовет его к себе, сколько он её. Себе он представляет право выбора :
«Не избегнешь ты доли кровавой,
Что земным предназначила твердь,
Но молчи! Несравненное право -
самому выбирать свою смерть»
Так Гумилёв гадал о своей судьбе и угадал её. Угадал её совершенно точно, незадолго до своей гибели.
(далее необходимо привести стих. «Рабочий», я не буду этого делать, если интересно, вы найдете его в любом сборнике).
У него существует множество очень странных, таинственных и непонятных стихотворений. Все из них приводить было бы бессмысленно, но одно, мое любимое, я пожалуй напишу. Оно относится, как мне кажется, к такому роду стихов, которые невозможно, да и неправильно трактовать однозначно. Каждый прочитавший понимает его для себя и по-своему. Это, пожалуй самое загадочное из его произведений. (читать медленно)
Акростих
Ангел лег у края небосклона.
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был темным и беззвездным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
Свидетельство о публикации №204110500264