Смертельное творчество Гумилева

Значительная часть его поэзии так или иначе связана этой темой или с её производными. Предчувствие ранней насильственной смерти сопровождало Гумилева на протяжение всего его творчества, хотя в книгах я читал что он говоря о себе , считал что проживет не менее чем до 53 лет. Толстой писал «смерть всегда была вблизи него, думаю, что его возбуждала эта близость». Желание Гумилева встретить свой конец не обычно, не как все отражается в строчках:

 «И умру я не на постели при нотариусе и враче,
  А в какой-нибудь дикой щели, утонувшей в густом плюще... «

 Вообще многие сюжеты его стихотворений разворачиваются как бы на границе двух миров земного- плотского и потустороннего, духовного, мистического. И главное в этом пограничном бытие-мучительность выбора между тем и этим миром. С одной стороны, явное предпочтение радостей и горестей земного существования, страстная привязанность к жизни, красоте, чувственной любви, с другой - не менее ясное сознание греховности земной жизни и необходимости отречения от неё, что оказывается невозможным до смерти. Гумилев стремиться поставить себя на грань смерти, на линию предельного риска , где вероятность выжить, или погибнуть от слепой случайности практически уравнивается. Это балансирование он называет  «игрой в сache-cache со смертью хмурой».
Гумилёва иногда пронизывает уверенность что рай ему так же ведом как и земная жизнь, что он одновременно причастен и миру смертных и вечности, бессмертию(«первым условием которого является смерть» Е.Л.):
«...когда же смерть грустя немного, скользя по роковой меже войдет и станет у порога мы скажем смерти- «Как уже»,
И не волнуясь без испуга пойдем в беспечный Божий рай, с улыбкой ясной узнавая повсюду нам знакомый край»
В этих строчках затрагивается на мой взгляд гораздо больший смысл чем просто причастность человека к вечности. Здесь будущее существование(после смерти) рассматривается как вариант нашей формы бытия.
Однако тема смерти у него, не всегда не всегда звучит так умиротворенно, по-философски. После некоторого времени образ смерти в его поэтическом осмысление сливается с картинами жестокого насилия, казней. Просто слишком неромантическая баллада о 3-х мертвецах. Суть : человека окружают трое на дороге и убивают его жестокой смертью. Убитый перед смертью клянётся , что отомстит. Цитирую отрывок, который наиболее ясно освещает смысл произведения, мораль которого -«не творите дела злого мстят жестоко мертвецы»:

«...Протекло четыре года, умер наконец другой,
    Ах  не видела природа дикой мерзости такой
    Мертвый глухо выл и хрипло ползал по полу дрожа,
    На лице его налипла мутной сукровице ржа.
    Уж и кости обнажились, смрад стоял- не подступить
    Все он выл и не решались в гроб его заколотить...»

Судьбы убийц ужасны. Лишь по отдельным намекам можно представить в чем заключалось возмездие убитого. Все смерти, включая пересказанную, которые постигли насильников до такой степени отвратительны, что описать их оказывается невозможно, причем каждая следуюшая оказывается безобразнее и страшнее предыдущей. Всякий раз это смерть заживо. Если не умерший но обреченный на смерть человек описывается как безусловный мертвец.
Гумилев как никто другой очень четко выражает свое отношение к смерти. Он знает весь ужас смерти, но и знает того, кто при встречи со смертью предлагает «поиграть в изломанные кости».
Он на равных общается с ней и не столько она зовет его к себе, сколько он её. Себе он представляет право выбора :

«Не избегнешь ты доли кровавой,
 Что земным предназначила твердь,
 Но молчи! Несравненное право -
 самому выбирать свою смерть»

Так Гумилёв гадал о своей  судьбе и угадал её. Угадал её совершенно точно, незадолго до своей гибели.
(далее необходимо привести стих. «Рабочий», я не буду этого делать, если интересно, вы найдете его в любом сборнике).

У него существует множество очень странных, таинственных  и непонятных стихотворений. Все из них приводить было бы бессмысленно, но одно, мое любимое,  я пожалуй напишу. Оно относится, как мне кажется, к такому роду стихов, которые невозможно, да и неправильно трактовать однозначно. Каждый прочитавший понимает его для себя и по-своему. Это, пожалуй самое загадочное из его произведений.  (читать медленно)

                Акростих

Ангел лег у края небосклона.
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был темным и беззвездным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.


Рецензии