Уборнистический аспект Адарской урбанистики

                Александр Бизяк


Уборнистический аспект адарской
урбанистики

Дистрибьюторсие байки

Пусть ополчатся на меня эстетствующие снобы, но все же я начну с хайфского муниципального сортира. Старейшего не только на Адаре, но и во всей северной столице. (Не путать с туалетом при Большой синаноге на улице Герцель и с небольшой уборной на Центральном шуке, зажатой в щели между магазинчиком под вывеской  “Молочная река” и продавцом яиц, осуществляющим торговлю с безымянного фанерного лотка). 
Что я прежде знал о Хайфе, до того как стал активным дистрибьютором  “НУСПОКа”? Только то, что предлагают туристические справочники. А именно: морской Центральный порт, Бахайский парк (седьмое чудо света), Кармелит - единственный в стране гибрид метро с фуникулером, гора Кармель с видом на залив, пещера святого Илии, Кармелитский монастырь, университетская игла, которую увидишь чуть ли не с Голан, окрестные пейзажи израильской Швейцарии…
Но ни один путеводитель не снизошел до туалета на знаменитом адарском пятачке, на котором разместились Театрон, парикмахерский салон, фонтан, скверик для выходцев из СНГ и заколоченый русский книжный магазин с забытой на витрине книгой “Процветания тебе и счастья, наш родной Израиль!”
А ведь адарский туалет является туристической жемчужиной нашей северной столицы. И в этом убедил меня Семен Вайсбойм, мой наставник в компании “НУСПОК”.
Как-то, находясь в закусочной “Дюймовочка”, где, как обычно, я получал уроки мастерства, Семен поведал мне одну из самых удивительных легенд о Хайфе.
Вот этот рассказ. Центральный Хайфский Городской Сортир (далее по тексту – ЦХГС) был воздвигнут еще во времена Британского мандата, по эксклюзивным чертежам начальника береговой охраны Хайфы адмирала сэра Чарльза Кристофера Билдинга. И назывался он тогда, в силу принадлежности сэра Билдинга к морскому ведомству, - ‘The central galiun of Haifa”.
Корабельная специфика наложила яркий отпечаток на архитектуру и инженерное устройство туалета. Городской санузел был построен в форме палубной надстройки британского корвета, а окна туалета имели форму судовых иллюминаторов. Кстати, эти самые иллюминаторы сохранились и поныне, как и цветовая гамма павильона, исполненная в голубых маринистических тонах.
Свежая вода для промывки унитазов и каменного пола доставлялась  в Хайфу бедуинами. На верлюдах, в специальных бурдюках. Воду черпали из моря, но не из Средиземного, а исключительно из  Мертвого. Речную воду морской волк Билдинг принципиально отвергал. По двум причинам: во-первых, он был противником осквернения святой воды из Иордана, (а иных сколько-нибудь значимых речных артерий Палестина не имела), а во-вторых, вода в Мертвом море  - самая соленая на всей планете и является эффективнейшим природным антисептиком. В ней не только что микроб, но и матерый солитёрище не сможет выжить.
Проделав долгий путь через Иудейскую пустыню,  Самарию и Шомрон, верблюжьи караваны с восходом солнца торжественно вступали в Хайфу и останавливались возле Большой синаноги, где раввины еще с ночи ждали бедуинов. И лишь пройдя кашрут, мертвая вода шла на санитарно-гигиенические нужды.
В мужском и женском отделениях клозета были обустроены уютные салоны («rooms of rest”) – для отдохновения после праведных трудов по разгрузке органов пищеварения и мочевого пузыря. Мягкие кушетки, столики для чая, на стенах - арабские ковры и габелены, друзские бронзовые блюда.  Изящные фарфоровые вазы, наполненные лепестками роз, мятой и жасмином облагораживали воздух, источая нежный аромат.  Мальчик-бой, переодетый в юнгу,  предлагал желающим сладости и фрукты. Мужчины  курили кальяновые трубки и играли в нарды. По вечерам в салоне выступал скрипач.
Вокруг клозета вился виноград. Лоза, пропущенная в иллюминатор,  свисала над кабинами, и любой желающий мог полакомиться, не привстав со стульчака…
В наши дни уникальный памятник архитектуры пришел в упадок: ядовитые миазмы, вызывающие слезоточивость глаз и астматические приступы удушья, исчезнувшие  напрочь мыло и бумага (чиновники из ирии грешат на  «русских»), свинченые краны, неисправности в сливных бачках, выразительные граффити на стенах - на русском, на иврите, на азербайджанском и молдавском языках.
Но в утилитарном плане ЦХГС по-прежнему заряжен магнетизмом, демонстрируя энергичные центростремительные силы. И, как сказал поэт (правда по другому поводу) – «к нему не зарастет народная тропа». Несмотря ни на какие катаклизмы.
А что касается ивритоговорящих ворчунов, пеняющих на гигиенический упадок санузла, то неплохо было бы с воспитательными целями командировать хотя бы одного  сортирного гурмана  в провинциальный российский туалет. Да усадить его торчком над кратером  очка, набитого горой окаменевших экскрементов! Уверен, что вернувшись в Эрец Исраэль он бы трижды низко поклонился Земле обетованной, прежде чем переступить порог адарского клозета!
Что же до  настенного изобразительного творчества, заменившего старинные мозаики, хотелось бы заметить: любой завсегдатай ЦХГС (будь то музыкант,  военнослужащий, чиновник ирии, студент, торговец с шука, школьник, домашняя хозяйка, сексуальная поденщица махона) вам непременно подтвердит, что на фоне всеобщего экономического спада здесь и только здесь царит невиданный прогресс.
 Кроме пошленьких рисунков и телефонных номеров, здесь все чаще стали появляться тексты медицинской и социально-бытовой тематики. Вот только несколько образчиков: «Продается швейная машинка «Зингер». Предпочтение чернобыльцам»; «Быстрые дискретные аборты на иврите и на русском языке. Недорого»; «Продам трехтомник Бунина. Парижское издание. В хорошем состоянии, ни разу непрочитаный»; «Херсонские бюстгальтеры больших размеров. По лекалам Наума Аксельрода. Бесплатная подгонка по конфигурации груди»; «Одесситка бальзаковского возраста заинтересована в супруге без эротики и секса»; «Стоматолог из Тират Кармеля хочет познакомиться с приятной женщиной. Имею единственную вредную привычку: люблю песни Вики Цыганковой»; «Салон «Гуцулочка» предлагает девушек из Закарпатья. В утреннее время – семнадцатипроцентная мивца. Постоянным посетителям – бесплатный чай «Высоцкий» и булочка с юзюмом».
А как-то появилась полемическая надпись: «Программисты - все козлы!». Тут же кто-то приписал: «Неправда! Мой зять  - вполне интеллигентный человек и хороший семьянин, хотя и программист». Козлиная тематика спровоцировала острую дискуссию. Запомнилась такая надпись: «Если кто действительно козлы, так это мудаки из управления абсорбции». Автора поправили: «Самые отвязные козлы – маклеры и агенты по продаже фильтров!».
И все же главное достоинство Адарского клозета – в его авангардной  роли в битве горожан за свои гражданские и социальные права.
Несмотря ни низкий уровень санитарных норм и упадок сервиса, ЦХГС давно и прочно зарекомендовал себя как подлинный вожак трудящихся. С особой силой это проявилось  в дни разгула экономических реформ правительства по снижению прожиточного минимума и отмены выплат одиночкам-матерям.
Небольшой, но дружный коллектив Адарского клозета еще за сутки до объявления всеобщей забастовки пошел на смелый привинтивный шаг: уборную закрыл, повесив на дверях плакат с хлестким риторическим вопросом: «Нужен ли голодному желудку туалет?!». Транспарант был подкреплен карикатурой: анальное отверстие, затянутое паутиной. Нашлись, конечно, чистоплюи, усмотревшие в карикатуре оскорбление морали. Но подавляющая часть населения Адара отнеслась к проктологической карикатуре как к документу острой политической сатиры.
О смелой акции заговорила вся страна. Фотографии мятежного сортира появились на первых полосах журналов и газет крупнейших мировых агенств. На новостных каналах CNN и BBC  велись круглосуточные репортажи.
 Для персонала туалета Гистрадут оперативно обустроил полевую кухню с горячим пятиразовым питанием, а детям забастовщиков окрестные кибуцы стали направлять  овощные и фруктовые посылки.
Для предотвращения терактов палестинских экстремистов «Комитет общественной защиты забастовщиков» («КОЗЗАБАСТ») выставил вокруг туалета  караульные посты и раскинул восемь добровольческих палаток
Учитывая, что забастовочная акция  грозила стать бессрочной и затянуться до зимы, (а одна из ясновидящих из Кирьят Хаима, так та вообще  предрекла четыре года непрерывной забастовки), «Движение друзей ЦХГС» («ДВИДРУЗ ЦХГС») объявило сбор теплого нижнего белья, одежды, обуви и зимних головных уборов.
Нашлись фанатики, которые в знак солидарности объявили голодовку и отказались от посещения своих квартирных туалетов. В Нагарии объявили голодовку  шесть семей, в Ашкелоне – пять, в Хадере – три, в Мигдаль Эмеке – четыре.   А в Ор Акиве некий Моисей Агудин, холостяк-вдовец,  на протяжении двух лет  не выходящий из состояния запора,  унитаз вообще выбросил на свалку. За ненадобностью. ( Правда, его соседи утверждают, что  в дополнении к запору холостяк давно уже страдает психическим расстройством, начавшимся на пятый день по прибытии на ПМЖ).
На голодовку  положительно откликнулись амута «Диетологи Беэр Шевы», Магаданское землячество Арада,  Союз нелегальных гастарбайтеров Холона, Клуб йоги в Цфате,  Объединения «Восток – Запад» и «Север – Юг», рыболовецкая артель на Мертвом море, Движение в защиту Ицхака Рубинчика (мифическая личность подзащитного так и не опознана)  и, наконец, шаман в пустыне Негев.
Уборнистическая акция получила широкую международную поддержку. (Решающую роль сыграли Сионистский Форум и Сохнут).  Так, четыре туалета объявили забастовку на Брайтон Бич в Нью-Йорке,  два - в Сиетле и в Атланте,  три общественных уборных в Дрездене и в Кельне, туалет в столице Кипра Никозии. 
На три часа одновременно, причем в прамтайм, закрылись городские туалеты в Хельсинки, Шанхае, Барселоне, Манчестере и Риге.
Одним из первых, естественно, откликнулся Биробиджан. Но  как  на  зло в столице автономной области не оказалось ни одного приличного муниципального клозета. Пришлось, в знак солидарности, вместо туалета прикрыть две парикмахерских, химчистку и три сапожных мастерских.
Не обошлось и без конфуза. Произошло это в Москве. В здании Госдумы вдруг закрыли самый важный туалет, расположенный по соседству с залом пленарных заседаний. Туалет не функционировал уже два дня. И надо было так случиться, что консервация этого элитного объекта совпала с Хайфскими событиями.   Что тут началось! К микрофону, брызгая слюной и матом, прорвался генерал-полковник. Молотя трибуну кулаками, он закричал:
- Это заговор жидомасонов! Я, русский депутат-одномандатник, по прихоти сионских мудрецов из Хайфы должен обоссаться?!  Не выйдет, господа хорошие! Время Ходорковских - Абрамовичей прошло! Требую немедленно создать Чрезвычайную комиссию и сурово наказать виновных!
            Тут же большинством центристских фракций  комиссию создали. (В нее не допустили даже Розенбаума с Кобзоном!). Не успела Чрезвычайная комиссия приступить к работе, как на трибуну поднялся замначальника ХОЗУ Госдумы и смущенно сообщил, что туалет закрыт по техническим причинам, никак не связанным с событиями в Хайфе. Прорвало центральную канализационную трубу. Во избежание окончательного затопления Госдумы нечистотами, туалет временно закрыт.
И вот тут-то произошло невероятное. Нарушив правила регламента,   на трибуну взобрался депутат-центрист, член Комитета Думы по международным связям. Настолько русский с головы до пят, что даже генералу не придраться.
-  Прошу без паники! – заявил центрист. – Из прецендента с нечистотами мы можем выгодно извлечь солидные политические дивиденты!
-    Это как?! – не понял спикер.
            – Временно закрытый  туалет объявим актом солидарности с забастовщиками Хайфы!
                Раздался душераздирающий вопль генерала:
             - Да чтобы я, русский генерал!..
- Не воспользуемся мы, - оборвал его центрист, - нас опередит Конгресс Соединенных Штатов.
             В зале воцарилась тишина.
             -    А что, в этом предложении заложен здравый смысл… - В глазах спикера появился хитрый ленинский прищур. – Предлагаю проявить государственную мудрость и принять верное решение…

              На следующее утро мировая пресса запестрела заголовками: «Российская Государственная Дума на стороне забастовавшей Хайфы!».
          …Так маленький, но дружный коллектив адарского клозета сыграл решающую роль в борьбе трудящихся Израиля за свои законные гражданские права.












               


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.