Изобретение в психологическом ракурсе
горный инженер-электромеханик, изобретатель
Изобретение в психологическом ракурсе (о феномене бессознательной творческой смелости)*
Изобретение как таковое можно рассматривать в двух ракурсах. С одной стороны — это новое, имеющее существенные отличия от аналогов (изобретательский уровень) и пригодное для промышленного применения техническое решение. С другой — проявление высших психических процессов человека, то есть продукт творчества. На этом, втором — психологическом — ракурсе остановим свое внимание в настоящей статье.
Известно, что создание любого оригинального произведения, и изобретения в частности, требует от его автора, наряду с прочим, преодоления подсознательных психологических барьеров или достижения избирательного и направленного их действия. Тему, которую мы попытаемся раскрыть, можно, наверное, представить как рассмотрение такого процесса.
Вначале примем к сведению следующую априорную информацию.
Некоторые авторы при классификации потребностей индивида подразделяют последние, в частности, на потребности сохранения и развития. Так, потребности сохранения, к которым в принципе могут быть отнесены социальные потребности, удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, как правило, превышают эти нормы. Потребность же в творческой реализации может быть отнесена ко второй группе. Таким образом, следует отметить, что некоторое сущностное различие социальных и творческих потребностей одного субъекта невольно подводит к мысли об их взаимной несовместимости, точнее, о вероятной невозможности их одновременного существования и удовлетворения.
Теперь обратимся к рассмотрению отдельных психических особенностей творческих личностей.
Такая личность для реализации в избранной области, с нашей точки зрения, должна иметь такую природу психики, благодаря которой возникает возможность во время творческого вдохновения непроизвольно преодолевать различные не совместимые с ним желания, побуждения и включать процессы торможения соответствующих возникающих влечений. Другими словами, в это время превалирующими для такого индивида должны становиться исключительно творческие ценности. Так, социальные потребности, выраженные в стремлении к определенной оценке, статусу в коллективе и уважению в обществе, должны интуитивно подавляться таким субъектом, с тем чтобы удовлетворить связанную с риском глубинную потребность в самореализации через созидательную деятельность.
Считаем, что сопряженное с риском такое подавление, обеспечивающее удовлетворение любопытства путем исследований и проведения экспериментов, результаты которых часто заранее даже не предсказуемы, а также потребности в выдвижении новых, порой абсурдных идей и гипотез, создание, на первый взгляд, невразумительных и бесполезных произведений возможно только для людей творческих. Поэтому одним из свойств психики (подсознания) созидающей личности, по нашему мнению, следует считать возможность действия феномена, который назовем: «феномен бессознательной смелости». Это одно из бессознательных свойств «творчесткости» такого индивида, проявляющееся в неосознанной им самим собственной смелости, риске, которое и определяет его выбор в пользу творческой деятельности.
Рассматриваемый гипотетический феномен есть необходимая составляющая творческого процесса, однако, творчество не исключительная область его существования (приложения). Любопытной в этом смысле представляется следующая аналогия. Итак, изобретательство и любое другое творчество будем рассматривать как действие, внутренне связанное с встречно направленными потребностями, т.е. обладающее определенным конфликтным смыслом. Это и обнаруживает некоторую аналогию между процессом созидания и требующим от субъекта смелости подвигом или преступлением, когда в сознательной борьбе стремлений (потребностей) в душе человека берет верх соответственно нравственное стремление или наоборот. Предположим, что в экстремальных условиях такой конфликт может возникнуть и разрешиться в бессознательной области психики человека — его подсознании. В этом случае, видимо, происходит неосознаваемое преодоление и выбор потребностей, определяющих мотив поведения личности. Санкционируемый таким образом непредсказуемый поступок (подвиг или преступление) героя или его антипода является по существу независящим от его воли. И такой поступок может быть разным, т.е. его можно рассматривать как случайный. Продолжая это уподобление, можно отметить, что многие открытия, пионерные изобретения были сделаны тоже случайно. Возможно, эта параллель может служить косвенным подтверждением того, что творческий процесс в момент своего апогея в значительной мере является бессознательным и предполагает такой выбор потребностей, который требует, если можно так сказать, неосознанного бесстрашия, смелости — своеобразного внутреннего подвига души.
Одна из распространенных точек зрения на состояние вдохновения заключается в следующем: возникающее состояние характеризуется непредсказуемостью, неуправляемостью процессом со стороны субъекта, а результат этого процесса представляет, с одной стороны, глубинное постижение до сих пор закрытой истины, а с другой — более или менее точное ее выражение.
С нашей точки зрения, психикой творческой личности (изобретателя) без его сознательного участия во время вдохновения осуществляется соответствующий самовыражению (иррациональный) выбор потребностей. Посредством него возбуждается влечение, которое возникшую в подсознании и неадекватную наружному восприятию мысль каким-то образом трансформирует в соответствующее реальности смысловое выражение и мотив, санкционирующий деятельность с этим выражением в сознании индивида. Следовательно, рассматриваемый феномен — это свойство психики индивида, определяющее явление преодоления цензуры, стоящей на пути в сознание неосознаваемых мыслей и желаний. В контексте творческого процесса роль этого свойства заключается в том, что с его помощью оригинальная идея из глубин бессознательного (подсознания) может появиться в сознании творца. Словом, проявление обозначенного психологического феномена, как, возможно, и некоторых других, может сыграть ключевую роль, т.е. может непосредственно оказать воздействие на создание в конкретное время конкретного изобретения — повлиять на то, состоится это изобретение или нет.
Представляется, что доля влияния феномена бессознательной смелости на психическую деятельность изобретателя во время пика его творчества может быть разной, потому что создание изобретения представляет собой синтез нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых психологических факторов, только одним из которых является рассматриваемый нами. Можно предположить, что в создании простых технических решений роль этого фактора будет наиболее весомой, потому что алгоритм мыслительной деятельности, направленный на поиск собственно технического решения, в этих случаях менее сложен. В творчестве, например, артиста, особенно клоуна, этот фактор также, видимо, весьма значим. Может быть, о готовности к его проявлению в импровизации иногда говорят как о кураже.
По сложившемуся у нас представлению предложенный рассмотрению феномен является одним из характерных признаков личностей — пассионариев, иррациональная направленность интуитивного выбора потребностей которых наряду с прочим детерминирует неоднозначное положение таких людей в обществе, их эксцентричные характеры, судьбы и т.д. Итак, вернемся к вопросам, связанным с созданием простых изобретений.
Во всем мире, когда говорят об изобретении, понимают, что речь идет о техническом решении, которое является неочевидным для специалистов. Итак, с одной стороны, это решение является неочевидным для специалистов, а с другой стороны — простым. Следуя традиционной логике, можно предположить, что если решение очень простое, то оно не может быть неочевидным для образованных людей, глубоко разбирающихся в этой области знаний, равно как и наоборот: если оно неочевидно, тогда оно, вероятно, не может быть таким простым. Что же это, абсурд? Нет — это «нормальный парадокс», который может быть разрешен и объясняться наличием рассмотренного нами глубинного конфликта противоречащих друг другу потребностей.
Преодоление этого подсознательного конфликта может стать возможным для изобретателя, проявляющего активность, и это преодоление, по нашему мнению, следует объяснять указанной нами феноменальной способностью творящего субъекта. Разумеется, сложность создания простых изобретений, как и простых стихов, произведений музыки, графики и т.д., не видна со стороны. Нужно отметить в этой связи, что автор и потребитель (конструктор, проектировщик, инженер-практик) решают разные задачи в отношении изобретения. И то, что потребителю требуется лишь принять в данность, автор должен создать впервые, рискуя ошибиться и подвергнуть сомнению свою деловую репутацию — так, во всяком случае, это можно представить, претендуя на объективность. Но трудность создания простого изобретения, как представляется нам теперь, заключается не в том, чтобы суметь увидеть и понять на первый взгляд невидимое, и не в том, чтобы впоследствии его преобразовать в воображении до удобоваримого вида, и даже не в том, чтобы осознанно не побояться заявить о нем и открыто связать его со своим именем. Трудность заключена, если можно так сказать, в самой природе психики человека, не позволяющей простой идее, родившейся в его подсознании, являться ему самому. Ведь перед тем как осознанно, рискуя ошибиться, автор может заявить или не заявить о своем изобретении, он должен непроизвольно также пойти на риск и рисковать тем же престижем в своем подсознании, где нет места логике. Иначе идея по существу не посетит его. Словом, речь идет как раз о дефиците рассматриваемой нами бессознательной смелости, которая, по сути, является тем ключом в душе человека, который открывает дверь в стене цензуры, отделяющей его сознание от подсознания.
Краткие выводы.
I. Творческий процесс имеет отношение к неосознаваемому конфликту потребностей в душе человека. Иногда такой конфликт может разрешаться в пользу творчества и не в пользу здравого смысла.
2. Предполагается существование феномена бессознательной смелости, который может влиять на разрешение, а значит, и следствие этого глубинного конфликта.
3. В соответствии с моделью, определенной принятой гипотезой, этому феномену отводится ключевая роль в творческом процессе — он ответственен за прохождение в сознание субъекта его интуитивных идей.
_________________________
*Впервые статья опубликована в журнале Донецкой торгово-промышленной палаты "Меркурий", №12 за 2000г. Затем в журнале "Изобретатели - машиностроению" - 2010. - N 1. - С. 19-20
_________________________
_________________________
Отзыв, или Переписка с Татьяной Владимировной Черниговской
13.09.2019.
Д-ру биол.наук, д-ру филол.наук,
проф., член-кор. РАО Черниговской Т.В.
Уважаемая Татьяна Владимировна!
Если представится возможным, ознакомьтесь, пожалуйста, с моими статьями. Я не прошу о рецензии. Может быть, Вы кратко сделаете отдельные замечания... Статей всего две, и они очень короткие:
http://proza.ru/2004/11/16-181 и http://www.proza.ru/2009/06/29/792
Я - инженер и изобретатель, а в психологии - дилетант, но, как мне кажется, что-то сумел понять, и это "что-то" -- немаловажно.
С уважением, Артур Гольберт.
__________________________
Через год... Я сверх-занята, и есть очерёдность дел.
Prof.Tatiana Chernigovskaya, PhD,DSc
Member of Russian Education Academy
Dept.of Theoretical and Experimental Linguistics
Chair of the Division for Convergent Studies
in Natural Sciences and Humanities
Head of Laboratory for Cognitive Studies
St.Petersburg State University
___________________________
Через год, так через год! Это меня устраивает! И с чувством юмора у меня все в порядке... Буду Вам весьма признателен!
____________________________
Это невозможно. Я сверх-занята и прочитать Ваши произведения смогу через год...
____________________________
Заранее Вам благодарен, Татьяна Владимировна!
С искренним уважением, Артур Гольберт.
____________________________
17.09. 2019
Я прочитала. Это просто два эссе. Не более. Вы должны понимать, что вторглись в
ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ, в которой на эти темы написаны тонны работ. Прежде, чем писать свою - надо их прочесть. Заново изобретаемым велосипедам ( к тому же не ездящим) – нет числа...
_____________________________
Добрый день, Татьяна Владимировна!
Рад Вашей оценке! Однако не очень приятно было распрощаться с целым годом радужных надежд...
Врачи иногда говорят своим больным: «Облегчения не будет. Привыкайте к своему состоянию!»
И я привыкаю... Спасибо!
С пожеланием, творческих успехов и неизменным уважением, Артур Гольберт.
_____________________________
А на что здесь обижаться? Я же не комплексую, что ничего не знаю в инженерном деле... У каждого свои умения. Что не мешает приобрести другие...
_____________________________
Татьяна Владимировна, я не обижаюсь, а наоборот - благодарен Вам за оказанное внимание! И полностью разделяю Вашу точку зрения! Более того, думаю, что ученые-психологи на моем опыте и опыте мне подобных как на материале могли бы перманентно изучать возможности и особенности творческих индивидов... И моя писанина, может быть, когда-нибудь пришлась бы ко двору...
_____________________________
_____________________________
Рецензия на «Изобретение в психологическом ракурсе» (Артур Ефимович Гольберт)
На мой взгляд, творчество в любом виде человеческой деятельности - это особый талант сосредоточения, когда сознание не рассеивается, не распыляется, а сосредотачивается без отвлечения на ВСЕ ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО в течение длительного промежутка времени - 6-8-10-12-16 - часов...
Творческие люди в любой сфере деятельности мало спят...Наполеон всю жизнь спал от силы 4 часа в сутки, как правило 2-3 и вставал свежим...Достоевский работал по ночам....
Так называемая фраза "не замечает времени" - характерна для творческих людей
А окружающие думают, что этот человек не замечает людей, близких...
Они - неудобные мужья...иногда, плохие, то есть всегда плохие, если их творчество не приносит материальный достаток...вернее, на том этапе, когда не приносит
По настоящему творческий человек - тот, тотально сосредоточенный на работе - в любом виде деятельности всегда приходит к материальному достатку...если не нарвется на психическое расстройство из за гипер-трудоголизма...
С уважением
Александр Тиханов 23.01.2023 02:13
_____________________________
_____________________________
Рецензия на «Изобретение в психологическом ракурсе» (Артур Ефимович Гольберт)
У сороконожки спросили, как ему удается ходить управляя всеми ногами. Он задумался и не смог сделать следующего шага...
С одним я точно согласен, для создания изобретения нет срока давности. Мысль может кипеть где-то там годами и выплеснуться в самое неудобное время.
Очень специфичная статья, которая вряд ли понятна изобретателям. А понять хотелось бы.
Муса Галимов 23.01.2023 08:37
_________________________________
_________________________________
Отзыв, или Переписка с Саймоном (Семёном Соломоновичем) Литвиным*
_____
*Эксперт – Simon S. Litvin, PhD, TRIZ Master, CEO / President, GEN TRIZ LLC, Boston, USA.
Со-председатель Международного совета патронатов и попечителей 2-го Евразийского саммита лидеров цифровой экономики.
Др. Литвин является основателем и генеральным директором / президентом GEN TRIZ, LLC. Он отвечает за стратегию, продажи и качество инновационных услуг GEN TRIZ, руководит частной сетью экспертов глобальной сети знаний GEN TRIZ. Д-р Литвин является генеральным директором компании «Алгоритм» — российского филиала компании GEN TRIZ. До основания GEN TRIZ д-р Литвин был управляющим директором GEN3 Partners и руководил многочисленными международными консалтинговыми проектами для компаний из списка Fortune 500, включая Alcoa, Alcon, British American Tobacco, Chiquita, Clorox, Colgate-Palmolive, Covidien, Diageo, Electrolux, General Electric, GSK, Kimberly Clark, Land O’Lakes, Mars, Nestle, Novartis, Owens-Illinois, Pepsi, POSCO, P&W, Siemens, Tyco, Unilever, and Wrigley. До GEN3 Partners д-р Литвин был исполнительным вице-президентом и главным научным сотрудником Pragmatic Vision International (PVI), где разработал более 100 прорывных инновационных технологий. До PVI он был вице-президентом в Invention Machine Corporation, где также руководил многочисленными международными консалтинговыми проектами для компаний из списка Fortune 500, таких как P&G, Motorola, Intel, Gillette, Honda и Toshiba. Др. Литвин является одним из архитекторов современной методологии инноваций — GEN TRIZ, G3: ID, TRIZplus и инновационные технологии дизайна (ITD). Др. Литвин получил степень магистра наук в Государственном морском университете в Санкт-Петербурге, Россия. Имеет докторскую степень в области машиностроения Российской академии наук, Института проблем машиностроения в Санкт-Петербурге. Др. Литвин получил диплом Мастера ТРИЗ в 1998 году от Международной ассоциации ТРИЗ и на эту высшую профессиональную номинацию был выдвинут Генрихом Альтшуллером — основателем ТРИЗ. Др. Литвин имеет более 110 публикаций, в том числе 7 книг и более 20 патентов. Др. Литвин разработал и развил такие инструменты ТРИЗ, как Function Analysis, Trimming technique, Feature Transfer, Function-Oriented Search, Main Parameters of Value Discovery, Creative Imagination Development tools, etc. Д-р Литвин избран вице-президентом по исследованиям и разработкам, а также председателем Сертификационного совета Мастеров ТРИЗ Международной ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ – www.matriz.org) и членом the Altshuller Institute for TRIZ Studies, американской и европейской Ассоциаций ТРИЗ.
17 нояб. 2024 г.,
Добрый день, уважаемый Семён Соломонович!
Прежде всего, я хочу извиниться. Вероятно, ваше рабочее время расписано, а тут я -- со своим вопросом. Однако надеюсь, что вы меня поймете, так как у вас есть соответствующий опыт. Впрочем, я отнесусь с пониманием, если Вы не захотите уделить мне время...
Я вынужден представиться. Ведь я знаю о Вас (из открытых источников) достаточно много, а Вы не представляете, кто к Вам обращается. В противном случае я даже не вправе рассчитывать на ответ...
Меня зовут Артур Ефимович Гольберт, 1958 г.р. Большую и лучшую часть жизни я прожил в Донбассе, а теперь живу в Германии, в городе Мёнхенгладбах (земля Северный Рейн - Вестфалия). По профессии я -- инженер. Окончил Донецкий индустриальный техникум и Донецкий политехнический институт (ВЭТФ -- вечерний электротехнический факультет). Более 40 лет отработал в угольной промышленности (в шахтном строительстве), в металлургии и в энергетике. Служил рядовым в Советской Армии, в железнодорожных войсках, на БАМе, был проходчиком, подземным электрослесарем, горным мастером, механиком проходки, главным механиком, главным энергетиком и главным инженером... Единоличный автор 10 изобретений и около 50 статей, опубликованных в разных технических журналах.
С большим удовольствием посмотрел Ваше интервью, состоящее из трёх частей, которое Вы дали в 2022 году Евгению Кустову: "Альтшуллер. Неизвестный гений". Совершенно очевидно, что Вы -- очень талантливый специалист и, кроме того, потрясающий рассказчик. И при всех Ваших достижениях Вы остаётесь весьма простым и скромным человеком.
Масштаб личности, талант, вклад в науку и прочие достижения Генриха Сауловича Альтшуллера, безусловно, огромны. Однако я пока не готов согласиться с Вами, как и не готов не согласиться, когда Вы утверждаете, что он -- гений. Вместе с тем Ваши аргументы -- очень убедительные...
И последнее. Я более двадцати лет назад написал две короткие статьи, имеющие некоторое отношение к теме Вашего повествования, и очень хотел бы узнать Ваше мнение об их содержании.
О месте талантливой личности в... (Артур Ефимович Гольберт) / Проза.ру (proza.ru)
Изобретение в психологическом ракурсе (Артур Ефимович Гольберт) / Проза.ру (proza.ru)
С уважением и пожеланием здоровья и вдохновения, А.Е. Гольберт.
________________________________
19 нояб. 2024 г.,
Уважаемый Артур Ефимович,
Спасибо за ваше письмо и высокую оценку моих выступлений и публикаций.
Я внимательно прочитал обе ваши статьи. Вот мои краткие комментарии:- Творческая деятельность человека, особенно в техническом творчестве, состоит из двух компонентов – логика (сознание) и интуиция (подсознание).
Г.С. Альтшуллер и его последователи уделяли и уделяют внимание обеим этим составляющим творчества. Техническая ТРИЗ сконцентрирована на логике, объективных закономерностях развития технических систем, эффективных алгоритмах творчества. Эта компонента сегодня активно реализуется в системах Искусственного Интеллекта. Другая компонента – это воображение, фантазия (за неё отвечает подсознание человека). Здесь достижение Альтшуллера и его учеников в разработке системы Развития Творческого Воображения (РТВ). - Ваше понятие «смелости» мышления талантливых творцов напоминает одно из определений Альтшуллера: «Воображение для изобретателя это как смелость для солдата. Солдат никогда не победит даже с самым мощным оружием, если у него нет смелости. Однако, если развитие оружия это вполне посильная задача, то развитие «смелости мышления» требует специальных подходов.
Я не могу согласиться с вами, что творческие способности задаются только генетически. Альтшуллер и его последователи разработали эффективные инструменты развития творческих способностей. - Что касается таланта и гениальности, очень советую прочитать книгу Г.Альтшуллера и И.Вёрткина «Как стать гением». Там описана созданная Альтшуллером Теория Развития Творческой Личности. Она насыщена многочисленными примерами деятельности творческих людей и содержит ответы на некоторые вопросы, поднятые в ваших публикациях.
Желаю вам здоровья и удачи.
Всего доброго, Саймон Simon S. Litvin, PhD, TRIZ MasterChairman of the Board / President, GEN TRIZ
_____________________________________
19 нояб. 2024 г.
Уважаемый Саймон!
Искренне благодарю Вас за рецензию!
С наилучшими пожеланиями, А.Е. Гольберт.
Свидетельство о публикации №204111600181
3. В соответствии с моделью, определенной принятой гипотезой, этому феномену отводится ключевая роль в творческом процессе — он ответственен за прохождение в сознание субъекта его интуитивных идей
это ваше заключение. а перед этим вы много писали. нот это все описательное без доказательного почему именно СМЕЛОСТЬ. нет точного логического доказательства. к тому же вопрос какую смелость вы имеете в виду. смелость перед самим собой или смелость заниматься исследованием проблемы внутри человеческого общества? какк на это посмотрят.
Леонид Колос 05.06.2025 17:16 Заявить о нарушении