Актёр - это душа...

Обычный ли человек – актёр? Человек ли вообще? Мне кажется, актер – это душа. Открытая, обнажённая душа… А к душе можно ли прикоснуться?… Впервые эта мысль пришла мне в голову после просмотра спектакля «Моя Марусечка». Актеры в светлых одеждах, с вдохновенными лицами, словно привидения или божества, скользили по сцене. И вдруг меня осенило: это же души!… И одна душа поразила меня более других. Её взгляд, будто сотканный из тоски и боли, был устремлён куда-то «сквозь». Она смотрела печальными глазами, казалось, хранившими все тайны Вселенной… Галина Яськова.

Кто эта женщина: талантливая актриса Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус», ученица М. Ю. Резниковича. Участвует в спектаклях: «Наш человек» (по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»), «Софья Петровна» Л. Чуковской, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Бабьи сплетни» К. Гольдони, «Волшебник Изумрудного города» Д. Кейна, «Бемби» Ф. Зальтена, «Моя Марусечка» А. Васильевой.
Дата рождения: 3 ноября 1956 года.

Образование: окончила Киевский институт театрального искусства.

Родители: отец – инженер, мать – диетсестра. «Семья, в общем-то, не театральная, хотя папа в своё время участвовал в художественной самодеятельности на Украине. Он у меня очень артистичный. Видимо, я пошла по его стопам».

Карьера: Галина Яськова ещё в седьмом классе поняла, что её место - на сцене, и всё делала, чтобы стать актрисой. «Это счастье, когда в 13-14 лет определяешься в выборе профессии, некоторым людям понимание того, чего они хотят в жизни, приходит слишком поздно. А ведь если профессия – в радость, жизнь – в удовольствие!..» Галина, окончив Киевский театральный  институт, уехала работать в Одессу. «Это было замечательное время: мы даже репетировали на пляже. Но там не было того творчества, которого я ждала, и через два года я вернулась в Киев». Очень много было ролей медсестер, подпоясанных ремешками, в пилоточках, гимнастёрочках, юбочках. Театр специализировался на такого рода драматургии. Эти магические военные темы завораживали актрису. Роль Зины в спектакле по повести Кондратьева «Сашка» была очень мощной, драматичной и интересной! Из Киева она приехала в Новосибирск, работала в театре «Красный факел», с 1993 – в «Глобусе», но до этого Галина вообще ушла из театра и целый год проработала стюардессой. Хотя, занимаясь новой для неё деятельностью, она постоянно ловила себя на мысли, что  «играет» стюардессу. «Но через год меня такая тоска по театру взяла, что я не выдержала, вернулась из очередного рейса и пошла в театр». Тогда одновременно в трёх театрах  поставили чеховскую «Чайку»: в «Красном факеле», в театре С. Афанасьева и в «Глобусе»: «Сначала я пошла, конечно, в родной театр. В ту пору стали активно проводить театральные эксперименты, «реформаторы» принесли в жертву форме содержание, смысл пьесы. Меня очень расстроил тот спектакль. Я пошла к Афанасьеву и посмотрела его постановку.  Актёры играли азартно, вдохновенно, здорово, но всё же это был не мой Чехов… И тогда я пришла в «Глобус» (здесь «Чайку» поставил Б. А. Морозов), и эта «Чайка» мне понравилась больше всех! Я поняла, что хочу именно в этот театр». «Глобус» как раз приступил к постановке «Вишнёвого сада», и велись активные поиски актрисы на роль Раневской. Галину Яськову взяли практически без показов, поскольку помнили её по прошлым работам.

Высшее достижение в карьере: «М. Ю. Резникович считает, что лучшая моя роль,  - это Варенька (Варвара Павловна Лаврецкая) в спектакле «Дворянское гнездо», поставленном им на сцене «Красного факела». Мои любимые роли: Ирина в «Трёх сёстрах», шекспировская Джульетта (я сыграла её в 35 лет), Раневская («Вишневый сад»),  графиня Альмавива («Преступная мать, или Второй Тартюф»), затем – Валентина Белесова в  постановке «Богатые невесты» по пьесе А. Н. Островского».

Кумир: «У меня нет кумира. Мне очень нравятся актеры старой, товстоноговской школы. Я очень люблю Олега Басилашвили, Ефима Капеляна, Сергея Юрского, Аллу Демидову, Кирилла Лаврова, Олега Янковского, Алису Фрейндлих. Актеров хороших очень много, но я никому не хочу подражать».

Отношение к славе: «По моему мнению, слава приходит к актерам, которые играют в Москве и Петербурге. Её приносит кино».

Отношение к кино: «Я хотела бы сыграть в кино. Очень жаль, что в Новосибирске нет киностудии».

Отношение к религии: Галина человек не набожный и не религиозный. Она не соблюдает посты. Что касается церкви, на этот счёт у неё тоже есть свой определённый скепсис: «Ходить свечки ставить, поклоны бить – терапия для наивных. Для меня церковь – игра в бога и с богом. Но, тем не менее, я не могу сказать, что я человек неверующий. Я абсолютно убеждена, что существует космический разум, что он нас всех создал по образу и подобию своему, что мы – частичка его. Я сейчас читаю «Беседы с богом» Дональда Уолша, это ничего общего не имеет с церковью, но это удивительно! Уже даже с физической точки зрения доказано, что смерти не существует, что мы и после смерти продолжаем существовать, только в другой форме. В этом смысле у меня вера стопроцентная!»

Мечта: «Со студенческой скамьи мечтаю об одной роли –  комиссара в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. И возраст, вроде бы, может позволить её сыграть, но, не знаю, поставят ли эту пьесу когда-нибудь в нашем театре».

Галина Петровна, говорят, что актёра всегда, даже в жизни, скрывают своё истинное лицо? Признайтесь, кто такая Галина Яськова?
 - Я капризная, но тщательно это скрываю. (Смеётся). Я всю жизнь играю. Постоянно что-то изображаю, придумываю. И этим иногда пугаю близких мне людей. А на самом деле, я очень грустный человек.
Говорят, стихи – это открытие души. Когда человек читает стихи, он становится уязвимым, вся душа наизнанку. А актер уязвим, когда играет?
 - Сложившийся актер – нет. У него есть защитная реакция – профессионализм. Уязвимы неопытные актёры. Театральная машина может легко подмять их под себя.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать истинный актёр?
 - Выносливостью, терпеливостью. Важно, чтобы актёр, даже уже пожилой, никогда не чувствовал себя мастером, но был немного учеником. Должно существовать некоторое сомнение в себе, чтобы актер был всегда открыт творческому процессу.
Режиссер по отношению к актеру – кто?
 - Фокин – диктатор, но он профессионал в режиссуре, поэтому его диктат не раздражает, а восхищает.                На что вы способны ради роли?
 -  Раньше я была фанаткой театра, могла пожертвовать всем: сном, амбициями, гордостью…. Теперь нет. С великими режиссерами можно пойти на всё. Но сейчас очень многие режиссеры некомпетентны, у них есть большие амбиции и больше ничего. С первых репетиций понятно, кто есть кто. Если ты видишь перед собой профессионала, то отбрасываешь всякую лень. Пусть у тебя небольшая роль, мало слов, но тебе это интересно, ты работаешь очень честно, самозабвенно, с настоящей самоотдачей. Марина Брусникина – актриса, не имеет режиссерской школы, но это очень умный и тонкий режиссер.  Все актеры в восторге от Дмитрия Чернякова. Но если ты видишь, что это самодеятельность, то, естественно, и отношение к работе такое же. Поэтому, когда приходится играть в спектаклях «парикмахерского» уровня (вроде «Бабьих сплетней» В. Туманова), – не хочется работать, настолько это мучительно.
А чего бы вы никогда не сделали на сцене?
 - Я не хочу и не люблю раздеваться на сцене. Мне раздеться на сцене ничего не стоит. Но я считаю, что это не нужно. У меня чутьё на пошлость: если я чувствую, что это пошло, я никогда не стану этого делать. Я, кстати, в «Джульетте» так и не разделась, хотя режиссер на этом настаивал.  Режиссеры очень любят раздеть актрису, чтобы пощекотать нервы зрителям, и часто её на это толкают. Особенно жаль молодёжь, она не может противостоять напору, она ещё не умеет себя отстаивать.
Какие роли больше любите играть: положительные или отрицательные?
- Для меня не важно, отрицательная ли роль или положительная, главное, чтобы она была интересной. Хотя с годами я всё больше тянусь к положительным, когда играешь отрицательные роли, всё равно негативная энергетика  сохраняется, и от неё потом очень трудно очиститься. Поэтому, если есть право выбора, лучше выбирать положительные роли. В этом плане я суеверна.
Обычные люди, чтобы отдохнуть идут в театр, а как отдыхают актёры?
 - Я очень люблю дачу, я очень люблю вязать: крючком меня мама научила, а на спицах я научилась в театре. Когда я работала в театре Советской Армии, там все актрисы вязали.  Я очень мучаюсь вначале: вяжу путём проб и ошибок. Если чего-то не понимаю – иду к специалисту: у нас Ира Нахаева – просто ас в этом деле. А в последние годы я открыла в себе любовь к земле. Я уже создала себе сад в Жеребцово. После смерти мамы мне было так плохо, что я не знала, что мне делать. Пожалуй, сейчас я большее удовольствие получаю, копаясь в земле, работая на грядках, чем от театра. Это, видимо, от предков мне передалось: у меня в семье все любили землю. А когда умерла мама…. там каждая травинка посажена в память о ней. Поэтому, когда я туда приезжаю, я получаю огромную радость.
Актеры признаются, что их самый кошмарный сон, когда они выходят на сцену и забывают текст. Снятся ли вам подобные кошмары?
 - Мне очень редко снятся сны, крайне редко. Если мне что-то снится, я потом целый день хожу под впечатлением. Никто не знает, что такое сон, никто ещё не раскрыл. Это тайна, которую человек, наверное, никогда не разгадает. Я верю в сны. Когда моя мама сломала руку, я это видела во сне накануне. Я позвонила в Киев и сказала папе по телефону: «Папа, а мне приснилось, что мама руку сломала!» Была странная пауза, а потом  он ответил: «Доченька, она-таки сломала руку!»…
Чего больше всего боится актер?
 - Провалов.
Возможна ли дружба между актерами?
 - Возможна. Мы давно дружим с Наташей Орловой. Но мы с ней очень разноплановые, мы никогда не сталкиваемся с ней в одних ролях, нам нечего делить. Другое дело, когда две актрисы одного возраста, одного профессионального уровня, когда может существовать и ревность, и зависть, и, тем не менее, дружба оказывается выше всего этого. Пример, Ольга Цинк и Ирина Камынина. На самом деле, невозможно прожить жизнь, никому не завидуя. Только к зависти своей нужно относиться с юмором – это ещё С. Юрский сказал. Только в этом случае можно остаться человеком.


Рецензии