Разделение полномочий как средство исполнения...

Разделение полномочий как средство исполнения требований безопасности в шахте*

Нет нужды перечислять крупные аварии, произошедшие на угольных шахтах Украины за последние несколько лет, которые связаны со взрывом газа метана и угольной пыли. Эта печальная статистика известна не только специалистам...
Недостаточное финансирование отрасли государством негативно сказывается на безопасности работ в шахтах. Большое число угольных предприятий остро нуждаются в реконструкции и техническом перевооружении. Нужны средства на реализацию различных целевых программ, и тут на одном из первых мест - безопасность. Но, к сожалению, все эти истины остаются пока принадлежностью риторики.
Действительно, из-за недостатка средств на большинстве предприятий не могут быть созданы безопасные условия для реализации поставленных плановых заданий по добыче угля. Тогда невольно приходится делать выбор между выполнением поставленных администрацией норм добычи и очевидными требованиями норм безопасности. Такова сегодня реальность. И плановое снижение добычи - это, с нашей точки зрения, цена, которую мы обязаны платить за безопасность горняков. И задачу исследователей видим лишь в том, чтоб отыскать четко работающий механизм такого своеобразного обмена.
Итак, очевидно и уже ни для кого не секрет, что причиной большинства трагедий явились грубые нарушения "Правил безопасности в угольных шахтах" (ПБ) и других нормативных документов, принятие которых было направлено на обеспечение безопасности при ведении горных работ. В этой связи важно отметить, что такие документы в отрасли сегодня имеются, и уровень их требований достаточный, а иногда даже избыточный. Но почему они не срабатывают? Наверное потому, что требования безопасности нередко начисто игнорируются. Разумеется, это кому-то нужно или делается в чьих-то интересах...
Для несведущих заметим следующее.
На предприятиях, ведущих горные работы в сложных и особо опасных условиях, - а таких в Донбассе подавляющее большинство - должны проводиться специальные организационно-технические мероприятия. Это вызвано необходимостью обеспечения надежного проветривания и безопасного ведения работ во взрывоопасной среде. Добыча угля при отсутствии таких мероприятий приводит к недопустимому увеличению количества газа в шахте и, следовательно, к росту вероятности взрыва. Словом, нормальная работа и тем более повышение добычи допустимы только при соблюдении норм проветривания подземных выработок, пылегазового режима и других требований безопасности.
Теперь попробуем разобраться в реальной ситуации.
В связи с неудовлетворительным состоянием горного хозяйства предприятий и систематическими финансовыми трудностями некоторые, весьма опытные специалисты предлагают законодательно дать право инженерно-техническим работникам шахт самостоятельно или коллегиально принимать решения по некоторым отступлениям от прописанных норм безопасности. При этом они требуют повысить персональную ответственность этих работников за принятие таких решений. Наше отношение к этой точке зрения - негативное. И не только потому, что она ставит под сомнение целесообразность существования тех или иных норм безопасности, действенность которых многократно подтверждена опытом. Одна их наших бед заключается еще и в том, что наряду с низким профессиональным уровнем многих командиров производства немалая их часть вопиюще беспринципна и готова исполнять любую, даже самую нелепую, команду директора шахты или его заместителя. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и вероятность возникновения психической неадекватности руководителя, принимающего такое решение. Таким образом, это и близкие ему по смыслу предложения не станем далее держать в поле зрения.
Итак, имеем проблемную ситуацию. Есть определенные требования, соблюдение которых возможно и достаточно для обеспечения безопасного ведения работ, но они не выполняются. Возникает вопрос: кто должен реализовывать эти требования? Теоретически - все инженерно-технические работники шахты. Но это очень расплывчатое определение, и поэтому существует скорее на бумаге, чем на практике. Есть для этой цели специально выделенный персонал и даже отдельные подразделения, занятые почти исключительной этой задачей. Например, служба охраны труда, участок (!) вентиляции и техники безопасности и т.д. Опять вопрос: почему эти подразделения частично или в полном объеме не выполняют свои функции? Ответ напрашивается. Они испытывают давление со стороны руководства или владельца шахты, напрямую заинтересованного в прибыли, которую приносит добытый уголь. Понятно, чем больше добыча, тем больше и прибыль. Конечно, в успешной работе предприятия заинтересованы все работники, но эта заинтересованность, разумеется, разная. Впрочем, не будем здесь останавливаться на механизмах получения личной выгоды руководством шахты, отметим только,что цинизм отдельных руководителей приводит к тому,что эта прибыль иногда оплачивается ценой человеческих жизней.
Вернемся к существующей проблеме. Каким же все-таки нам видится положительный выход из сложившейся в отрасли, на первый взгляд, тупиковой ситуации? Его как раз мы и хотим предложить к обсуждению.
Если попробовать обозначить такое решение одним ключевым словом, то этим словом будет - "разделение". Разделение полномочий внутри единого предприятия. Итак, суть предложения сводится к следующему: все без исключения структуры, обеспечивающие безопасность, должны быть выведены из подчинения директору шахты, всей ведомственной вертикали начальников вверх и вниз от него. Таким образом, целые участки должны быть переданы другой, абсолютно сторонней организации со всем их штатом. Соответствующие фонды также должны быть полностью переданы ей на баланс. При этом контролирующая сторона (эта организация) никак не должна зависеть от подконтрольной (шахты). Более того, интересы сторон должны быть различными, в идеале - диаметрально противоположными. Тогда и контроль будет эффективным. Возникает непростой вопрос: какому все-таки ведомству (организации) подчинить эти звенья? Уже ясно, что, с одной стороны, такое ведомство не должно быть подвержено влиянию руководства шахты, а с другой - оно должно быть готово компетентно реализовать требуемую функцию, заключающуюся в руководстве созданием и поддержанием безопасных условий, необходимых для успешного ведения работ в шахте.
При рассмотрении сквозь призму обозначенных признаков организаций - вероятных кандидатов на эту роль, наш взгляд остановился на Государственной военизированной горноспасательной службе. Она, кроме всего прочего, способна обеспечить высокий уровень исполнительской дисциплины. Более того, главной и непосредственной задачей, которую обязана решать эта организация, является ликвидация аварий в угольных шахтах. Другими словами, горноспасательные части заинтересованы в поддержании безопасности больше остальных, потому что эта самая безопасность "обещает" им отсутствие основной работы, которую призваны выполнять ее сотрудники, рискуя жизнью. И они (горноспасатели) сочтут предателем любого из их числа, кто окажется продажным, и дальнейшая его работа здесь будет навряд ли возможна.
Далее важно отметить, что такая реформа (не побоимся этого слова) не должна быть половинчатой. Принцип разделения, чтобы сработать, должен быть реализован до конца. Горноспасательная служба, включающая в себя указанные новые структуры, должна быть выведена из состава Министерства топлива и энергетики Украины. Таким образом, она могла бы быть представлена в правительстве, например, независимым комитетом на правах министерства, или войти в состав, скажем, Министерства внутренних дел, как управление пожарной охраны или т.п.
Конечно, мы можем ожидать скептических и негативных оценок высказанного предложения. И оставаясь до конца честными, следует  открыто высказать свои прогнозы относительно его реализации. Действительно, можно предположить с высокой степенью вероятности, что в результате его воплощения в жизнь  мы будем иметь существенное снижение добычи угля, а  некоторые предприятия эти меры поставят  на грань закрытия. Наверное те, которые уже  следовало закрыть ранее. Таким образом, мы обсуждали  решение производственной проблемы, к которой,    по  всей видимости, добавилась и проблема социальная...
И еще. Наши оппоненты могут нас обвинить, как минимум, в непоследовательности. Действительно, мы предлагаем исполнять ПБ посредством неисполнения тех же ПБ. Считаем, что это "нормальный парадокс", рождение и разрешение которого является одним из отличительных признаков инноваций. И требования ПБ, предусматривающие подчинение структур безопасности шахты ее директору, разумеется, должны быть пересмотрены. Это вполне уместно в контексте преобразований,  целью которых является достижение безопасности. А разделение полномочий, рассмотренное выше, - лишь средство достижения этой цели.
Безусловно, принятие предложенной идеи даже за основу требует больше оснований, чем приведенные выше доводы. И в этих условиях представляется нелишним проведение эксперимента под контролем представителей нашей науки и независимых экспертов. С этой целью на первоначальном этапе могло бы быть выделено несколько самых опасных газовых шахт, которые после соответствующих организационных преобразований находились бы под наблюдением в течение ряда лет. Разумеется, выводы потом...

_________

* Впервые свои предложения автор опубликовал в Донецкой городской газете "Акцент", № 116 от 7 августа 2002 года: "Разделяй и властвуй... Ради жизни под землёй", и эта статья вызвала некоторый резонанс (одно из писем - самое интересное, на наш взгляд, приведем  вместе со указанной статьёй здесь же, на авторской странице Проза.ру в разделе "Публицистика"). Затем статья в более развернутом виде вышла в всеукраинском деловом журнале "Меркурий" (октябрь 2002 г.), была награждена дипломом и одновременно вызвала серьезную критику в МакНИИ...

________

ДОНЕЦКАЯ  ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ  ПАЛАТА
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ    ПАЛАТА  УКРАИНЫ
               
ДИПЛОМ
ЗА ЛУЧШУЮ ПУБЛИКАЦИЮ О НОВЕЙШИХ ДОСТИЖЕНИЯХ
И     РАЗРАБОТКАХ        НА       ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЛАСТИ
НА СТРАНИЦАХ ВСЕУКРАИНСКОГО ЖУРНАЛА «МЕРКУРИЙ»
                НАГРАЖДАЕТСЯ
А. Е. ГОЛЬБЕРТ  - горный инженер-электромеханик
             ГОАО  «Трест  «Донецкшахтопроходка»

Первый вице-президент, генеральный секретарь Донецкой торгово-промышленной палаты О.Г. ПШОНКА
Президент Донецкой  торгово-промышленной палаты  Г.Д.ЧИЖИКОВ

г. ДОНЕЦК,  28 января 2003г.


___________
   На иллюстрации статья - отзыв...
   В 2002 году в журнале « Меркурий» №10 была опубликована статья  А. Е. Гольберта « Разделение полномочий как средство исполнения требований безопасности в шахте». Свой взгляд на данную проблему выражают заместитель директора  МакНИИ  по научной работе Анатолий Григорьевич Мнухин и заведующий научно-исследовательским отделом общей безопасности шахт  МакНИИ  Николай Борисович Лёвкин  (См. Мнухин А.Г. , Лёвкин Н.Б.  «Охрана труда неотделима от производства» –  журнал «Меркурий» №3 за 2003г.,  с.44-45)


Рецензии