Золотой конь Чингисхана легенда Нижнего Дона

   Впервые эту легенду я услышал давно. Слышал её в Азове и Ростове, Семикаракорске и Волгограде. В Астрахани никогда не бывал, но от астраханцев тоже эту легенду слышал. Это легенда о Золотом Коне Чингисхана. Поймите меня правильно, но речь идёт не о двух конях Батыя и не о четырёх - Хубилая.

На востоке от развалин Саркела, на левом берегу реки, название которой на тюркских языках созвучно с именем гуннского вождя,в палаточном  городке, больше похожем на стойбище кочевников, был праздник. Если можно назвать праздником событие, которое внесло разнообразие в обыденную жизнь кочевников.
 Прибыли купцы с Востока. Помимо товара, редкого и нужного, они выставили на продажу несколько девушек, каждая из которых считалась редкой красавицей даже у себя на родине, а уж степнякам прелестницы с Кавказа и Византии казались настоящей диковиной.
 Желающих приобрести невесту оказалось десятка полтора. Поэтому было решено провести состязание, в котором одновременно определялся «жених» и половая зрелость невесты.
 Делалось это так.
 По сигналу старшего купца девицы бросились бежать в степь, а чуть позже - и орава влюбленных джигитов. Нужно было попасть папахой в невесту. Бараньи папахи, похожие на туркменские, тяжелые, да еще с проволочной арматурой, были серьезным «снарядом» в руке сильного воина.
 Девушка, бежавшая последней, упала, сваленная тяжелым ударом папахи. Ее увел купец, грубо утешая. Этой еще рано замуж, пускай подрастет. Еще троих увели женихи.
 Последняя зеленоглазая славянка, оказалась проворнее, чем ее подруги. Женихам, с их кривыми ногами табунщиков, трудно было догнать ее. Тогда они организовали живой «вентерь» - полумесяц, края которого были довольно близко от реки. Две папахи попали в девицу одновременно, два джигита схватили ее за руки.
Произошла безобразная драка.  Женихов тут же выпороли, поставив на колени.  А зеленоглазая тихо отдалилась от толпы, улучшив момент, подбежала к причалу и бросилась в воду. Ее долго искали, шарили шестами по дну, постепенно спускаясь вниз по течению. Потом оставили это занятие. Решили, что утонула. Такое и раньше случалось со славянками. Но беглянка не утонула. Спрятавшись под причалом, дождалась темноты и поплыла на другую сторону реки, держась за сноп камыша, который подобрала на берегу. Такие снопы кочевники использовали при переправе через реки. На правом берегу ее ждали. Еще когда купеческий караван подходил к переправе, она чувствовала присутствие сородичей, донских славян. Точнее сказать - разведчиков. Где-то недалеко должна быть и ватага. Скорее всего, ее вел отец славянки. Братья тоже должны быть в ватаге. А еще, она надеялась, среди друзей должен быть один белоголовый с детскими глазами, тонкой талией и руками богатыря. Все так и случилось. Ватагу привел ее отец, надеясь отбить ее еще в степи. Однако трудно преследовать кочевников в их родной стихии. Догнать купцов удалось только разведчикам, да и то в конце пути.
 С того момента, когда девушка оказалась среди своих, цель похода была достигнута, однако было решено совершить акт возмездия, чтобы помнили, как девиц воровать.
 Во второй половине ночи славяне были уже на левом берегу. Двинулись к Священному Шатру. Одиноких ордынцев, разбуженных лаем собак, резали, рубили без жалости. Был яростный бой в шатре и вокруг него. Вытащили Золотого Коня, отлитого в честь Духа Удачи по приказу Чингисхана.И поволокли его к берегу. Погрузили  на плот и отчалили в темноту. Ордынцы пытались применить свои знаменитые дальнобойные луки, но в темноте это трудно было сделать.
 На правом берегу разделились на несколько групп и стали уходить в разные стороны, пересев на лошадей. Коня же погрузили на телегу и направились в сторону Кумо-Манычской впадины. Этот маршрут был самый опасный, поэтому вожак ватаги взял в группу в основном родственников и друзей.
 Потом был поход. Были схватки с разъездами ордынцев. Если славяне были сильнее в рукопашной, то ордынцы могли успешно пользоваться дальнобойными луками. Скорее всего, славяне, совершавшие отвлекающий маневр, погибли все. А те, которые уцелели, никогда не узнают место захоронения Золотого Коня. А основная группа добралась до системы озер, рек, болот, протянувшихся от Каспия до Дона.
 Плыли на плотах, в основном ночью, реже днем, когда же ордынский разъезд обнаружил их, затопили коня в небольшом озере, приметили место и продолжали свой путь налегке.
Когда достигла Дона, скорость движения увеличилась, благодаря течению. Спустились вниз по реке к Зеленому острову. Решили заночевать на острове, а на рассвете раствориться в прибрежных лесах.
 
Ордынцы обнаружили славянский стан, и за час до рассвета напали, переплыв протоку с клинками в зубах. Был ночной бой, жестокий и кровавый. Славяне погибли все. И только Белоголовый, Зеленоглазка с одним из братьев, спаслись. Переплыли Дон, повинуясь приказу отца, нашли тетку, старшую сестру вожака ватаги. Была она языческой жрицей, одной из последних. Владела тайной подземных ходов Большого Холма, солидной возвышенности на правом берегу. Капище находилось под землей, скрытое от глаз братьев-славян, носящих кресты, а так же от ордынцев, живущих по законам Ислама.
 Выслушав их, тетка взяла с них страшную клятву. Молодые люди поклялись, что никому ни детям, ни родичам не раскроют тайну Золотого Коня. Повела их подземным ходом. В начале он был довольно высоким, в рост человека, потом сужался, и в конце была дыра, в которую мог пролезть только худой человек. В комнате дала последние инструкции: «Ордынские шакалы надежно взяли след и скоро будут тут. Сидите тихо, старайтесь, чтобы глаза привыкли к темноте. Мы с племянницей зажжем свечи у Перуна, вам будет легче рассмотреть врага. Палицами не бухать, саблями не звенеть. Головы снимать «ласково» арабскими тесаками. Снимите голов десять-пятнадцать и уходите, строго в этот ход. Там мы вас встретим.
 Об остальных ордынцах не беспокойтесь. Их хан отдаст палачу за потерю святыни. То-то Перун возрадуется, то-то будет кровавая тризна по братику с друзьями, когда десятки ордынцев пойдут под кривую саблю. Когда все закончится, я вас выведу к своим. И помните о клятве, держите язык за зубами, чтобы не выпустить на волю беса, под названием «человеческая жадность».
  Зажглись свечи. Слышен был жаркий речетатив жрицы:
  - Улетел Мудрый Ворон, живое воплощение Духа Удачи, в небесную синь. Сойдутся Великие Батыры и Великие Роды в кровавой сече. Явится с востока Хромой Воитель, взовьются стяги Перуновых Внуков на севере. Падут и снова восстанут многие языки. Но Орды не будет!
  Ребята переговаривались в темноте:
  - О чём это она?
  - Кажется, мы большое капище ордынцев осквернили. Всё равно, что Святую Хоругвь в бою потерять.
  - А кто такой Хромой Воитель?
  - Пока не знаю. Но тётка врать не будет.
 У тетки имелся солидный запас оружия, которое когда-то принадлежало людям, пытавшимся открыть тайну подземных ходов. Все они умерли от голода, заблудившись, или погибли, напоровшись на теткин кинжал. Выбрала два тесака с нетрадиционной заточкой. Вручила ребятам: «Повторяю, полтора десятка, не больше. Потом кровища будет хлюпать под ногами. Головы складывать в рядок у этой стены, туловища сажайте у этой».
 Когда появилась первая голова, ее сняли «ласково», а тело рывком втащили в комнату, взявши за плечи с двух сторон. С остальными то же самое. Потом ребята ушли к тетке, указанным путем. Тетка долго водила их по ходам, наконец, вывела на поверхность.
 Сородичам молодые люди сказали, что совершали отвлекающий маневр.
 Ордынец, видевший «комнату отрубленных голов» сошел с ума. А остальные решили, что имеют дело с нечистой силой и вернулись на Волгу, где их казнили, посчитав их рассказ фантазией перепуганного человека.

 ....Ростовские студенты, оценивая предварительную половую зрелость своих миниатюрных подруг, прикидывают, можно ли свалить подружку, залепив ей неожиданно между лопаток норковой или, скажем, нутриевой шапкой. И даже формулу вывели: "Шапкой не свалишь - замуж пора".
   Знатоки мифов много говорят об аномальных явлениях в районе Кобякова городища. И связывают это с наличием там древних капищ и захоронений. Другие считают, что древние обитатели Нижнего Дона места для капищ и захоронений выбирали именно в геопатогенных зонах. А кладоискатели, не боясь ничего, ищут Золотого Коня. А чего им, собственно, побаиваться? Звероящера? В Дону сомы водятся гораздо крупнее аллигаторов. Древнее заклятие? В катакомбах скопление природного газа с примесью сероводорода тоже достаточно опасное явление. Хотелось бы верить, что все кладоискатели достаточно профессиональны в своём деле. Хотя бы до такой степени, чтобы с помощью металлоискателя отличить кусок золота от авиабомбы времён ВОВ.
  А мне хочется, чтобы Мудрый Ворон никогда не улетел от нас в небесную синь!
 


Рецензии
Легенда Нижнего Дона "Золотой конь Чингизхана" - это "золотой конь" автора, на котором он уверенно въезжает в Донскую художественную литературу нашего времени. Проявив себя в байках из Азова как наблюдательный и с юмором автор, Юрий Евсигнеев в этой легенде как бы поднялся на вершину кургана, с которого перед ним открылись не только просторы Нижнего Дона, но и система рек,озер и болот от Каспия до Волги и Дона. Но главное в том, что он ярко показал исторические события во времена ордынцев, кочевников и донских славян. Все это, как в капле воды отразилось в "Золотом коне Чингизхана". Мы увидели обычаи тех людей, боевые схватки, оружие, смекалку воинов, бесстрашие при выручке из плена девушек. Эта легенда могла бы украсить хрестоматию по истории
Донского края. В ней захватывают события поисков Золотого Коня, который дождется своего часа. В этом убеждает произведение Юрия Евсигнеева.

Владимир Фадеев.

Владимирми Фадеев   09.08.2011 12:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.