Современное образование и человек

Ни для кого не секрет, что в 90-х годах национальная система образования претерпела глубокие изменения -  в частности, после развала советского строя в некоторых московских и периферийных школах был провозглашен девиз, суть которого состояла в том, что к каждому ученику необходимо выработать индивидуальный подход. Это помогло бы ему в последующем всестороннем развитии, способствовало бы более интенсивному формированию собственного мировоззрения, ибо в любой сфере жизни современного общества, будь то экономика, литература, математика и пр., необходимо обладать универсальными знаниями, искать новые пути гуманистического развития. Последнее утверждение объясняется известным тезисом о том, что общество не есть остановившийся организм, оно динамически развивается и не приемлет психологию, воспитанную советским обществом, (иждивенческую - в экономике и идеологическую – в сфере культуры и искусства)
 В результате новая система образования в следующие несколько лет стала в России как будто даже выполняться. И до настоящего момента повсеместно организовываются все новые гимназии, лицеи и, так называемые, специализированные школы, делающие упор на какой-то один предмет. Однако на деле, и это давно уже стало объектом обсуждения в современной периодической печати, качество образования даже в самых элитных заведениях, (вернее считающихся таковыми), оставляет желать лучшего. Происходит это по целому ряду причин: во-первых, администрация школ как состояла, так и состоит из людей, выросших при социалистическом строе; они лишь номинально встали на новый путь развития, реально же действительные изменения граничат с пережитками прошлого; во-вторых, школам не всегда удается найти стоящих преподавателей – на это нужны деньги, а поиск спонсоров – задача сложная, требующая больших сил и времени и не всегда завершающаяся успехом. За это время учебный процесс успевает сильно ослабеть.
 Государство же как всегда старается лишь успокоить население. На образование в нашей стране выделяются средства непозволительно маленькие. Раз так, то на какой реальный рост можно рассчитывать? Но этот вопрос тут же убирается в долгий ящик и подменяется номинальными величинами – так в 90-х годах многие российские институты с какой-то стати получили статус университетов.
 

 Теперь разберем проблему "старых людей в новых школах", обозначенную чуть выше. Индивидуальный подход к каждому ученику подменяется, как это ни парадоксально, подведением под общую гребенку в воспитании "воистину образованного человека", но... только лишь в понимании самих административных органов. В частности, во многих "самых элитных и продвинутых школах" огромное внимание уделяется внешнему виду учащегося (и изменению этого вида в соответствии с мифическим и, вместе с тем, поверхностно-приземленным пониманием того, что такое хорошо и что плохо), его прическе, стилю одежды и прочим вещам, не имеющим никакого отношения к учебному процессу. Все это, разумеется, тормозит развитие учащегося, будь-то нравственное или любое другое. Изначально же подобные меры, конечно, имеют цель прямо противоположную. Подобное поведение администрации и учителей недальновидно и попросту позорно.
 Все эти проблемы, между тем, вполне решаемы. Как только государство поставит на первое место стимулирование образовательного процесса, развернет широкие программы в этом направлении и, после, уделит им больше внимания и средств, добьется реальных изменений, - вот тогда общество и получит более солидную гамму перспектив.
 А что касается пережитков социалистического строя, то историческая наука показывает – они исчезнут сами собой. С другой стороны, этот процесс можно катализировать – подобное решение было бы вполне резонным. Для этого необходимо вводить в учебный процесс все новые и новые подходы, интересные и оригинальные, которые могут заставить проникнуться собой преподавателей и учеников.

 Вот теперь-то и пришло время разобрать самого человека, получающего знания. Как мы уже упоминали, чтобы обеспечить как собственное развитие, так и развитие общественное, нельзя быть только образованным человеком. Это еще не все. Способный ученик, а затем и студент, должен уметь пользоваться своими знаниями в жизни, применять их на практике, сопоставлять с конкретными ситуациями. Это талант, который либо дается от природы, либо приходит со временем. Другое дело, что прийти он может слишком поздно – вот почему многие перспективные люди оказываются, в результате, абстрагированными от творческой работы. Такое положение вещей обратить вспять очень непросто, так что приходится довольствоваться применением обретенного опыта по большей части в  жизни личной. 
 Как же сделать так, чтобы этот талант пришел раньше? Прежде всего, заниматься самообразованием (на базе остальных знаний, разумеется). Маниакальное, ревностное стремление к отличным результатам в учебе, подчас уничтожает смысл самого этого процесса. Человек оказывается оторванным от общества, он одержим своими далеко идущими планами в отношении карьеры, но не понимает, во-первых, как и что нужно для этого сделать на практике, и, во-вторых, что сам карьерный рост не может и не должен являться главной жизненной целью.
 Следует помнить, что школа и вуз дают только программные знания, подборка которых не является абсолютно правильной, и должна трансформироваться сознанием самого учащегося. И к этому приплюсовывается гораздо более важный феномен – самообразование; именно посредством него человек получает то, что считает необходимым конкретно для себя, для собственного нравственного развития, для стимулирования способностей оставить что-то после себя в наиболее талантливой форме.
 Главные знания из потока разнообразной информации человек должен отобрать сам, а затем обеспечить себя всем недостающим материалом с помощью самообразования. Разумеется, этому нелегкому процессу его надо научить еще на первом этапе его жизненного пути. Задачу эту выполняет семья, которая его воспитывает и развивает.
Следует отметить, что до этого мы говорили именно о лучших учебных заведениях нашей страны. Если такой критике подвергается верх, то можно представить себе, что представляет из себя низ – а именно, школы и вузы, которые в обиходе принято называть "обычными учебными заведениями, не относящимися к элите". Подобная дифференциация существует в любой стране, но хорошо известно, что страны с переходной экономикой отличаются чуть ли не полюсным ее характером.

 В современном обществе уже давно стало популярным получение высшего образования. Однако у многих студентов - речь идет, прежде всего, о тех, кто идет в вуз с одной лишь целью – избежать пресловутой службы в армии, - отсутствует понимание того, зачем вообще оно нужно. Сумма полученных в результате знаний будет в этом случае крайне мала. И, конечно, не только потому, что студент не будет заинтересован учебным процессом (о втором шаге – самообразовании – в этом случае и говорить не приходиться) – еще раньше он выберет заведомо слабый "университет", где качество преподавания является крайне низким. А выходят из вуза эти люди с такими же документами, как и те, кто действительно серьезно учился. Кто-то может высказать в противовес то, что "жизнь так или иначе все расставляет на свои места", однако существуют и альтернативные результаты, ведь иногда необразованный человек совершает более высокий прыжок посредством родительских или другого рода связей.
 Здесь обращает на себя внимание, прежде всего, качественный результат – последующая работа этих самых сомнительных специалистов. В абсолютном большинстве случаев она некомпетентна.
 К сожалению, решением этой проблемы не является прозаический вариант "заинтересовать новоиспеченного студента". Сделать это невозможно, если человек сознательно поступает в вуз не для того, чтобы как-то развивать себя. Каков же настоящий ответ? Поиски его продолжаются. Учитывая известную закономерность исчезновения подобных студентов по мере роста реального образовательного уровня соответственного учебного заведения, путь к нахождению ответа уже обозначен.

 А вот еще один пример: человек поступает в вуз, чтобы учиться, но не получает того качества образования, которое считает для себя необходимым. В результате он разочаровывается, ищет и не может найти. Такие случаи возникают сплошь и рядом – вузов огромное количество, ориентир теряется и очень непросто выбрать себе по-настоящему серьезный уровень.

 Теперь поговорим подробнее о самообразовании. Это важнейший аспект человеческой жизни, присутствующий на всем ее протяжении. Самообразование помогает обрести дополнительные знания в какой-либо области науки и культуры и характеризуется, прежде всего, личным интересом человека. Важную роль играет здесь самостоятельное изучение материала. Вместе с тем самообразование – средство самовоспитания, поскольку, вне всякого сомнения, способствует выработке целеустремленности, настойчивости, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. Наибольшую важность принимает оно именно в период окончания школы и возможной дальнейшей учебы. Тогда-то и формируется окончательно направление жизненного пути. Самообразование – процесс, распадающийся на две составляющие. Одна из них практическая, другая – теоретическая. Первая существует всегда – в узком или широком смысле, - ибо каждый человек что-то познает в процессе жизни, и это "что-то" помогает ему просто существовать дальше. Конечно же, это познание носит эмпирический характер.
 Гораздо более для нас интересно самообразование теоретического уровня. Именно его направленность указывает на пути и перспективы дальнейшего развития конкретного человека. То, что он в этом случае выбирает для себя ровно и будет его дальнейшей базой, с помощью которой он станет принимать практические решения в какой угодно сфере своей деятельности, а также и в личной жизни. "Все люди от природы стремятся к знанию", - сказал один великий философ. А если они еще от природы стремятся и к самообразованию, то это вообще замечательно. Ведь самообразование носит избирательный характер – смысл этого утверждения в том, что человек в этом случае постигает только те вещи, которые считает для себя нужными, к которым испытывает искренний интерес.
 Помимо всего прочего, самообразование делает человека разносторонним, ибо зачастую может развивать его в совершенно ином направлении, нежели то, которое избрал он при поступлении в вуз.
 Как происходит этот процесс? Человек изучает научную, научно-популярную, учебную и художественную литературу, а также использует различные вспомогательные средства: прослушивает лекции, доклады, концерты, консультируется у различных специалистов. Самообразование включает в себя и различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование...
 Чем лучше у человека выстроена личная система самообразования, тем плодотворнее его деятельность, ощутимее результаты.

 Каков же вывод? Разумеется, высшее образование и самообразование – те вещи, без которых современное общество существовать не может. Человеку необходимо получать и то и другое, ибо теоретические и прикладные знания с каждым днем приобретают все большую и большую ценность. Высшее образование помогает человеку устроиться на работу и быть хорошим специалистом, самообразование – легче воспринимать жизненных обстоятельства, ориентироваться в них. Только глубокий синтез этих двух важнейших аспектов существования поможет человеку наиболее эффективно реализовать себя в современном обществе.
 


Рецензии