ЧЕС заявка на сценарий

Фильм о  так называемой,  «чёсовой», местной бригаде, работающей в 70-х годах. Фабула картины - сочетание ряда эпизодов из жизни сборного эстрадного коллектива, в котором представлены артисты не только разных жанров, но и разных судеб, разного социального статуса (учитывая тарификацию, размер ставки, звание и т.д.). Объединяет этих разных людей  общая работа, те самые «палки», которых чем больше, тем больше зарплата, хоть у каждого своя, исходя из ставки, но все равно больше... Огромное количество концертов (по нескольку в день, тот самый «чес»), работа на износ, в порою немыслимых условиях (деревянные клубы, «красные уголки», фермы, пьяные механизаторы, самодуры-председатели колхозов «большие знатоки искусства»… Но тем не менее – бесконечное количество смешных и трогательных ситуаций, проистекающих из реального идиотизма жизни тех лет. Взаимоотношения определяются абсолютно разными характерами замкнутым пространством (вечно ломающийся автобус «Кубанец» - «фурцваген», как его именовали артисты в знак благодарности к утвердившей его, как средство передвижения артистических сил, тогдашней «министрессе» культуры – ткачихи Е.А.Фурцевой,  гостиницы с  «братскими могилам» - многоместными номерами с тараканами и койками с панцирными сетками, с  «удобствами» во дворе, вышеупомянутые «концертные площадки». Перманентный, скрытый конфликт «скованных одной цепью», строится на противопоставлении артистов, которые «уже», и тех, которые «еще»…Но все считают, что это - их временное место работы, все верят, что их ждут Театр эстрады и ГЦКЗ «Россия» в Москве и вообще - перемены к лучшему. И ведь многие из них, действительно, по степени своей талантливости достойны были и того и другого, но … не сложилось. Большинство этих потрясающих артистов так  и не увидели огней больших концертных залов, не стали «звездами» в общепринятом понимании. Но по степени мастерства и самоотдачи они были на порядки выше многих признанных «звезд». Трагикомические небольшие новеллы, из которых, собственно, и должна состоять картина, называются по именам участников бригады - главных героев каждой из них. Повествование – от первого лица – бывшего участника этого коллектива, приехавшего в город юности спустя  30 лет с применением закадрового авторского текста. В конструкции картины – перемежающиеся куски из жизни нынешней - с ее современной атрибутикой и в чем-то наивной по-своему чистой и  бесхитростной жизни  70-х годов. С ее песнями, музыкой, героями, модой, радостями и ценностями. Эти ностальгические сравнения – лирический контрапункт всего сценария, его щемящая аура.
     Состав «чёсовой» бригады:  конферансье (он же – худ. руководитель) Олег Чернышов – кандидат в мастера спорта по гимнастике, медленно спивающийся талантливый артист, с несложившейся карьерой драматического актера, едкий, саркастичный считающий, что  его работа в этом коллективе – временна. Вот-вот должны дать звание «заслуженного», но все никак не дают. Его гражданская жена и предмет страсти - Вероника – инфантильное длинноногое создание с некими хореографическими наклонностями, которую матерый артист, «звезда» местного масштаба Олег Чернышов возит с собой и которой, преодолевая сопротивление и недовольство коллег, находит  применение (часто нелепое) в чьих-то номерах. Александр Сергеевич Саморядов – «заслуженный артист», «певец», по совместительству – парторг филармонии. Кондовый, фальшиво поющий «жлоб», какими-то немыслимыми путями получивший диплом  консерватории. Очень «напирал» на свою партизанскую юность, любил по дороге показывать места, где когда-то «ставил мины для немцев и сидел в засаде». Когда один из  музыкантов Миша Баранник, добыв «Наставление по саперному делу», пытался выяснить у него, как устроена мина, нарвался…Впрочем, это надо показывать. На второй песне «партизана» зал начинал роптать и молить о пощаде, но он «уперто» допевал все песни «про бульбочку», то, что положено по программе и уходил «под стук собственных копыт». Тем не менее, имел неизменную предельную ставку, определяемую одной фразой: «Однажды со мной столкнулось министерство культуры и оно (!?) об этом пожалело!». «Стучал» на музыкантов, слушавших  ночью по  «спидоле» музыкальные программы Л. Канновера  на «вражеской волне». Заставлял артистов слушать в автобусе, зачитываемые им передовицы «Правды» и перепродавал им же прочитанный номер еженедельника «Неделя». В качестве страшной «благодарности» и «признательности» «за все», ко дню рождения был «одарен» коллективом 60-килограммовой копией «Мишек в лесу» местного «Шишкина», которую снедаемый жадностью, таскал на протяжении месяца из гостиницы в гостиницу. «Въехав» в «подставу», пытался избавиться от «шедевра», но коллектив был начеку…
Гитарист Миша Баранник – экстремист, порождение «DEEP PURPLE», и «LED ZEPPELIN», временно по его мнению, «перекантовывающийся» в  «колхозной» бригаде. Орудия насилия над музыкой – ГДРовская гитара «MUZIMA», «самопальная» педаль - «Fuz» от швейной машинки «Подольск», хайер на голове, перетянутый тесемкой,  витой телефонный провод от гитары к усилителю, 16-килограммовая гиря, которую таскал по гастролям. Ненавидел всех солистов «совков», которым вынужден был аккомпанировать, и резко не сходился с ними в творческих подходах. Вынашивал тайные экстремистские планы создания внутри коллектива подпольной «хэви-металл» группы, в которой  видел себя безусловным лидером и даже пытался склонить крайне ленивых остальных музыкантов к тайным репетициям, обещая им триумфальные гастроли по Союзу, а может быть и… После концертов с маниакальной настойчивостью провожал местных барышень, сраженных его искусством, по этой причине имел постоянные силовые  «контакты» с местными кавалерами, орудовавшими не новомодными бейсбольными битами, а простыми кольями из заборов. При отсутствии барышень, переизбыток сексуальной энергии выплескивал в погрузке-разгрузке аппаратуры, или ночных кроссах, в которые отправлялся после концерта. Однажды, договорившись с водителем, что его подберут по дороге с площадки к гостинице, убежал в ночь в одних трусах и майке.  Водитель перепутал направление и поехал другой дорогой. До гостиницы было 70 километров. Дело было в конце сентября, к утру на траве появлялся иней. Миша появился  в гостинице оборванный в растерзанных тапках к  обеду следующего дня и  сразу направился в номер к водителю… Впрочем, это тоже надо видеть. Имел острый творческий конфликт с заслуженной артисткой – народной певицей Клавдией Ларпшиной, в результате которого во время ее номера удалялся со сцены. Найдя в химкабинете, соседствовавшем в деревенском клубе со зрительным залом огромную клизму, забрался под сцену и в щель между досками, «оросил» прелести певицы в байковых рейтузах  под длинной юбкой во время проникновенного пения песни про «перапелочку». Все, что было потом – надо видеть. До этого, конечно, снять…Можно сказать только, что певицу впоследствии возили к психиатру. С пением она «завязала», так и не став «народной».
 Вася Керута – бас гитарист. За полуторамесячную поездку произносил не больше 10 слов, из них 5 – междометия. В филармонии был известен, как «Вася, которого покусала лошадь». Случиться это, конечно же, могло только с ним. Надо заметить, что Вася имел странное хобби – любил ходить на рынок и рассматривал там таблички с изображением цветов, которые малевали местные торговцы и  ставили на свои мешочки  с семенами. Однажды на рынке увлекся таким созерцанием и не заметил, как к нему подобрался сзади огромный «першерон», привезший здоровенную телегу на резиновых шинах, и, схватив Васю за плечо, отгрыз вместе с погончиком ватное плечико и часть плаща. Вася так и «докатывал» поездку с «раненным» плащом, зашив дыру как умел, нитками поверху. Однажды, после перерыва в гастролях, на одной из песен перестал играть свою партию на протяжении  четырех тактов. Когда у солиста лопнуло терпение и он решил выяснить в чем, собственно, дело, оказалось, что на складе, где во время перерыва в гастролях хранился реквизит коллектива, крысы выгрызли кусок на нотном листке, где и были те самые четыре такта, То, что Вася играл эту песню не первую сотню  раз значения для него не имело. Нету нот – нету звуков.…Все «подколки» в свой адрес, заторможенный Вася сносил молча, но примерно раз в  неделю (как правило – в субботу) он покупал пару «огнетушителей» по 0,75 л., сольно их употреблял,  делал «обход» по номерам и, невзирая на лица и их иерархический статус в коллективе, предъявлял в довольно суровой форме все накопленные за отчетный период обиды, которые с потрясающей скрупулезностью были зафиксированы в его голове. Кончалось это всеобщей паникой в гостинице, рукопашными боями местного значения, иногда - вызовом милицейского наряда. Наутро Вася очень стесняясь содеянного, бессвязно бормотал, что ничего  не помнит. И так до следующей  субботы…
     Миша Романович, клавишник –– репатриант. Уехал в детском возрасте в Аргентину с родителями. Там играл на аккордеоне. Уже в зрелом возрасте (около 40 лет) вернулся  на родину. Навыки латиноамериканского музыканта - аккордеониста не очень «стыкуются» с той музыкой, которую надо исполнять на концертах на электрооргане «WELTMASTER» - культовом ГДРовском инструменте тех времен.  Отсюда – смешные казусы, неожиданные  «цитаты» в супермодном сейчас и не очень понятном тогда  стиле «латинос». Есть  проблемы и в общении. Определенный акцент, несколько иные представления о жизни в условиях тогдашнего «железного занавеса», легкое внимание КГБ. Но всегда – по западному улыбчив, доброжелателен, даже по одежде отличается, как человек «оттуда». Все это вполне заметно на фоне того, когда джинсы покупались у «фарцовщиков» в подворотне. Во многом наивен в том, что касается нашей жизни, цен, идеологических установок и т.д. Но чрезмерно толерантен  и законопослушен. Научила капиталистическая жизнь.
       Леша Куликов – барабанщик. Полноватый, не дурак выпить. Играл раньше в гастрольном коллективе, откуда и был уволен за свое увлечение. Отсюда некоторое высокомерие и повышенная обидчивость. Имеет редкую по тем временам  английскую установку «PEARL». Очень трясется над ней, конфликтует с коллегами, требуя для своих барабанов место впереди в автобусе, там, где меньше всего трясет. Но на эти же места претендуют и самые главные артисты в коллективе. Места у всех в автобусе в котором практически отсутствуют амортизаторы, постоянные, именные, ближе «к переду» согласно иерархии. Перманентный, вяло тлеющий конфликт…
    Виктор Ржеусский и Владимир Черепанов – фантастическая акробатическая пара. Пренебрегая хореографическими «понтами», делали рекордные трюки (одна стойка - «голова в голову» без «копштейна»- резинового бублика-прокладки чего стоила! Кандидат в мастера спорта О.Чернышов  очень уважал и ценил их и утверждал, что это трюки поистине мирового уровня и никто больше такого нигде не делает. «Секрет», наверное, таился в том, что  пара Ржеусский –Черепанов проработала вместе уже около 20 лет. И  за это время у «нижнего» здоровенного Ржеусского в черепе образовалась выемка, а у «верхнего» Черепанова – мозоль той же конфигурации. Образовался уникальный естественный «стыковочный» узел. Звали их втихую – «Апполон-Союз». Женаты акробаты были на сестрах, тоже работницах филармонии. Постоянная внутрисемейная грызня привела к тому, что каждый вечер, пыхтя на сцене в объятиях друг друга, они  месяцами не разговаривали. Но куда деваться? Номер… Другого ничего делать не умели. Тоже – скованные одной цепью. Ржеусский – непревзойденный оптимист, веселый, недалекий, добродушный амбал, с  просто девственным  чувством юмора. После рассказанного очередного анекдота в автобусе, спустя несколько минут после того, как все уже отсмеялись, с детской искренностью пытался выяснить в чем суть, или  выдавал свои личные «резюме», после которых все падали с сидений. И этого уже ждали, потому что это и была самая  «сладкая» часть. Иногда подрабатывал на  контроле, утихомиривая в свойственной только ему  манере местных «быков», имевшихся в каждом  пункте гастролей. Просто брал их двумя своими огромными рычагами  и с прижатыми по швам руками относил на крылечко клуба. Там  очень вежливо просил «купить билет, как все» и «культурно причаститься к искусству». После этого отпускал…с крыльца. В течение всего дня до концерта следил за бедным Черепановым,  не давая ему съесть лишний кусочек, чтобы потом не таскать все это на себе вечером. Черепанов - маленький, жилистый, вес – «47 кило с документами», замкнутый, молчаливый,  много читал. Однажды ночью, во время долгого  почти 400-километрового переезда из Бреста в Минск, зная автора, как пишущего человека, студента-заочника журфака МГУ, потряс его тем, что прочитал по памяти «Анну Снегину» С.Есенина.
     Семейная пара – Николай и Алевтина Тасюк. «Шаловливая» Алевтина, строящая глазки всей мужской части коллектива и получающая за это регулярные взбучки от супруга. Мало того – каждый вечер, она трясясь всем телом, стоит распростертая на сцене у деревянного щита, драгоценный супруг со зверским лицом швыряет в нее ятаганы. Весь коллектив с содроганием ждет, что у «рогатого» артиста вот-вот дрогнет рука. А поскольку уже много лет он делает свой коронный трюк – вспрыгивает стоя на голове на три ступеньки, принимая таким образом удар  всего своего 90-килограммового тела на голову, все понимают, что  «если что» - что возьмешь с человека с хроническим сотрясением мозга? Основной герой, от имени которого ведется повествование – певец Владимир Полков приехал в филармонию после окончания вокального отделения Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства в Москве. Баритон, поющий репертуар суперпопулярного в то время М.Магомаева. «Герой-любовник», с жабо и брошью, в чем-то перекликающийся с ним по фактуре. Отсюда - немалый успех у зрителей. Вторгся в бригаду, как инородное тело. Но в то же время - как ценный артист, с которым, невзирая на молодость (возраст по сценарию 22-24 года), вынуждены считаться. За мизерную ставку (как и положено начинающему), упиваясь бурным приемом, аплодисментами и цветами поклонниц, поет фактически отделение, «тянет» на себе программу. Ироничный,  достаточно самоуверенный, быстро прогрессирующий артист, к тому же – пишущий, творческий человек, часто является возмутителем спокойствия и устоявшегося климата бригады. Предмет зависти и скрытой недоброжелательности Саморядова, его главный оппонент и автор розыгрышей.. Дружат, искренне друг друга уважая,   Полков с Чернышовым. Полков даже начинает писать для него.  Отрывок одного из монологов - «Амбивалентность» можно использовать в фильме. В конце картины Олег Чернышов совершает благородный поступок – отвозит молодого перспективного певца В.Полкова в Москву к своим друзьям в гастрольный известный коллектив, жертвуя  тем самым интересами собственного коллектива. В картине, помимо оригинального саунд-трека, звучат реальные песни, популярные в те годы и записанные в той манере.. На сцене – аппаратура тех лет. Венгерские «BEAG»и  и «REGENT»ы.


Рецензии