Никто не стесняется попсы

Попса стала крута. Она и была всегда крута. Но никто не хотел этого признавать. Сейчас круто признать, что попса крута. И мне нравится попса.
Мы так долго боролись с попсой, что полюбили своего врага. От любви до ненависти и обратно… Ну кого удивишь этническим джазом и Coal Chamber, когда KOЯN становятся попсой. Маргинал живет один день. Завтра его покупает мэйнстрим и вот он уже себя ненавидит. Кэвин Смит снимает кино в Голливуде и становится лидером продаж. Вчерашний подонок-наркоман поет в Мулен Руже и заливает карамелью полмира. Альтернатива стала попсой. И альтернативой стала попса.
Я понимаю, когда говорят «Я люблю Мадонну» (Майкла Джексона, Аллу Пугачеву, прости господи). Это значит – я уважаю тот огромный труд и работу, которую они сделали, чтоб я их полюбил. Даже не смотря на спаивание малолеток и мужа-истерика (хотя, стоило бы). Но, когда мой приятель-маргинал, который сам смастерил ситар, не стесняясь (просто не стесняясь, и никто его за язык не тянул!) сказал, что любит «ВИА Гру», я поняла, что мир повернул куда-то не туда. Я поняла, что я делаю что-то не то… Я поняла, что ничего не поняла…   
Прошло время. Я не перестала слушать «Ноля» и Билли Холлидей, я не перестала не читать возникшего из небытия Вильяма Берроуза (хотя, лет шесть назад я его обыскалась) или, упаси господь, Харуки Мураками. Я не перестала любить европейское кино, хотя перманентные сцены прилюдного сношения, крупные планы мастурбации под лозунгом «Другое кино» как-то приелось… Короче, я постаралась вести привычный образ жизни, делая вид, что ничего не происходит. Но… признайтесь «ВИА Гра» действительно клеевые телки, в особенности некоторые их части! А Ираклий Перцхалава! Одна фамилия чего стоит!
А вас не тошнит от замученных нео-псевдо-панков, голого садо-мазо в так называемых киношных клубах, беспочвенных и абсолютно устаревших потоков сознания о том, что ты съел на завтрак, хотя есть этого не стоило, потому что кажется, что в этот стакан вчера плюнул твой приятель после того, как долго развлекался со своим любовником?!
Да, я не читаю Мураками из принципа, потому что до него был Генри Миллер, и уж этот-то мог достоверно описать, с кем, чем и зачем он ужинал и на какие такие деньги в чужом городе и без работы. Я не смотрю оголтеломодный французский арт-хаус, потому что восемь минут жесточайшего извращенного насилия над ни в чем не повинной женщиной в подземном переходе как-то не будят во мне жажды жизни и чувства прекрасного. Зато я прочитала все «Приключения Эраста Петровича Фандорина», получив при этом ненавязчивое легкое удовольствие; посмотрела «Ночной дозор», искренне порадовавшись за российский кинематограф (наконец-то!); ну разве что на концерт «Фабрики» не сходила (хотя, нет, это уже крайности).
Я не пою оду попсе, боже сохрани! Но слепое копирование того, что якобы маргинально приводит к массовости. Появились люди, например, ненавидящие этническую одежду. Многим надоели пирсингованно-татуированные толпы молодежи. Круче вырядится в какой-нить качественный пиджак из секонд-хэнда и обувь – единственный элемент в прикиде за приличные деньги. И слиться с толпой, чтоб никто не приставал со своим тупым «А ты какую музыку слушаешь?». Ведь были же моды, изначально отличавшиеся от серых масс, но не выделявшихся из них. И это было высшим пилотажем, будучи денди затеряться в прохожих, да так, что тебя не сразу вычислят.
Вопрос на засыпку: группа «Ленинград» - попса? Когда в «Китайском летчике» было не продохнуть – это был культ. А когда Шнур приехал в Алматы. Интерес ещё подогревался, стоило запретить концерт, но поднимите руку, кому понравился последний альбом группировки «Ленинград»? Поистине, хорошего помаленьку, хотя идея была хорошая и здорово двигала (не зря же Шнуров везде отнекивался и от рок-идола, и от блатного, и от панка). Вот и выдвинула к тому, что на всех радиостанциях остался один WWW. В этом отношении стоит приглядеться к… «Дискотеке Авария», извините. По-моему, этим ивановцам можно простить «Пей пиво» после прошлогодней «Песенки разбойников» и нонешнего «Сурового рэпа». Отход от примитива состоялся и появилось кино (последние клипы под руководством сначала эстонца Маасика, а затем и вообще экзотического фрукта Йонссона тому доказательство). И теперь кто круче: Шнур со своими мелодиями для мобильников или Авария со своим горячим исландским режиссером?! Может весь вопрос состоит в том, как тратить деньги?
Мораль сей басни такова, что в конечном итоге, никто не заменит тебе любимого Сигизмунда Кржижановского, Кустурицу и Алексея Козлова. Возможно мировая культура и переживает свои очередные витки, но мы, как истинные «аристократы духа» будем и дальше полагаться на собственную интуицию и правила гармонии. И если гармония говорит «Это круто», то значит, это круто наслаждаться телом блондинки из «ВИА Гры» и слушать при этом что-нибудь из «Водопада им. Вахтанга Кикабидзе».


Рецензии