У. Х. Оден. Биографическое эссе
Представление о мире у великого английского поэта У.Х. Одена развивалось от юношеского бунтарства к вновь обретенной англиканской вере. В своей работе он смешивал проверенную временем традицию и модернизм. Оден недаром считается одним из самых больших авторитетов литературных мира 20-ого столетия.
"Но время всегда виновно. Кто - то должен заплатить за
нашу потерю счастья, наше счастье столь наивно."
(из «Детективной истории», Собрание стихотворений, 1991)
Уистан Хью Оден родился в Йорке 21 февраля 1907 в Норт-Йоркшире. Его родителями были выдающийся врач Джордж Огастус Оден и Розали (Бикнел) Оден. Солихол в Уэст-Мидлендсе, где Оден вырос, всегда оставался важным для него как для поэта. Оден учился в C-Эдмунде Хиндхуде и затем в Школе Грешама, в Норфолке. В 1925 он поступил в Оксфорд. Учился Оден без большого успеха: по английкому языку он получал тройки. И его первое собрание стихотворений было отклонено T. С. Элиотом в Фабер & Фабер. Одно время он планировал стать биологом. С 1928 до 1929 Оден жил в Берлине, где использовал в своих интересах сексуально либеральную атмосферу, и был увлечен психологическими теориями Хомера Лэйна.
После возвращения в Англию Оден преподавал в подготовительной школе, в 1930 имел частную практику Лондоне, в Ларчфельд Академии, в школе мальчиков в Эленсбурге (Шотландия), и в Нижней Школе, в Колволе, в 1932-35. Он был сотрудником GPO film Unit (1935-36), делая документальные фильмы типа «Ночная Почта» (1935). Музыку к этому фильму писал Бенджамин Брайттеин, с которым Оден сотрудничал сочиняя цикл песен для «Наших охотящихся отцов» и в неудачной народной опере 'Пауль Баньян'. В 1936 Оден путешествовал по Исландии с Луи Макнеисом – Оден верил, что у него были Исландские корни.
Оден получил первое признание в 1930, когда его небольшая пьеса в стихах «Страховка на все случаи» была издана в T. S. Элиотом в периодическом журнале «Критерий». В том же самом году появился сборник «Стихи» Одена, его первая коммерчески изданная книга, в которой он тщательно избегал подражания романтичному Йетсу – стихи были короткие, без названия, слегка загадочные. Вскоре Оден получил известность как левый интеллектуал. Он интересовался Марксом и Фрейдом и писал неистово о социальных проблемах в «Гляди в оба, незнакомец!» (1936).Отрывистые в лоб сказанные фразы и музыкальный эффект характеризуют «На этом острове» (1937) и «Другое время» (1940). В конце 1930-ых стихи Одена были политически менее радикальные, в которых неравенство и несправедливость считалось всего лишь частью обычной жизни. Последние работы этого десятилетия удивили читателей своим легким комическим тоном и интимной откровенностью.
В 1935 Оден женился на дочери Томаса Манна Эрике Манн, актрисе, лесбиянке и журналисте, чтобы она могла получить британский паспорт. В 1937 он уехал в Испанию как гражданское лицо и делал радиопередачи, чтобы помочь Республиканским силам. Об этом опыте он написал в «Испании» (1937). Однако он свернул там активную деятельность, частично потому что Испания стала для него источником разочарования и урока в тоталитаризме. Его приветствовали как сторонника Республиканцев, но игнорировали, как нечлена Коммунистической партии.
В 1930-ых Оден сотрудничал с Кристофером Ишервудом в нескольких пьесах, и путешествовал с ним по Китаю в 1938. В январе 1939 они эмигрировали в Америку, и в 1946 Оден стал американским гражданином. В 1940-ых он превратился в религиозного мыслителя под влиянием Кьеркегора и Райнхольда Нибура (1892-1971), передового американского протестантского богослова. Оден отразил свое возвращение к Англиканскому вероисповеданию, вере своей матери, в «Море и зеркало» (1944) и «В настоящем времени» (1944). «Море и зеркало » называли «Комментарием к Шекспировской «Буре», т.е. христианско-аллегорическим прочтением драмы Шекспира. В поэме видели аллегорическую драму, где Просперо представлял сознательное эго, Арил - воображение, а Калибан олицетворял падших существ. Но Оден сумел избежать интерпретаций - его поэмы не стали литературной игрой и показали ошибку предвзятых ожиданий.
Когда политики серьезно говорят: «Мы будет реалистами»,
Возможно, слабость заставляет их считаться пацифистами.
Но, если речь ведут о Принципах, выглядывая из-за парты,
их генералы, видимо, уже детально изучают карты.
(Из собрания коротких стихотворений 1927-1957)
Пер. И.Сибирянина.
С 1939 до 1953 Оден преподавал в различных школах и университетах. T.S. Элиот полагал, что длинная карьера Одена, как преподавателя, оставила слишком большой след в его работе – «Это утомительно», - считал Элиот, «одновременно объяснять и проповедовать». Ученики Одена помнят его непрерывное курение, неустанную энергию, большую черную фламандскую шляпу, и зонтик, которым он помахивал. "Мы назвали его Дядя Гений" - вспоминал позже один из студентов. (W.H. Auden: A Biography by Humphrey Carpenter, 1981). Оден полагал, что лучшая критика - живая беседа. Когда он читал лекции в Нью-Йорке в 1946-47 о Шекспире, он переделывал свои рукописи после каждой сессии. Однако, Алан Ансен и другие слушатели сумели собрать его тексты, которые были изданы в 2001. Позже Ансен стал секретарем Одена и другом.
В течение Второй Мировой Войны Оден в звании майора был с армией США в Германии, чтобы исследовать психическое воздействие бомбежек на гражданское население. С 1956 до 1961 он был преподавателем поэзии в Оксфорде и с 1954 являлся членом американской Академии. Оден жил в основном в Нью-Йорке, хотя также проводил лето в Австрийском местечке Кирштетин. Он был членом редакционного правления журналов «Decision magazine» ( (1940-41), «Delos magazine» ( (1968), и редактором Йельского Союза Молодых Поэтов (1947-62).
Книга «О Доме» (1965) представляет зрелый период Одена, технически игривый и интеллектуально остроумный. Стихи в книге точно передавали атмосферу комнат австрийского дома Одена, его экологические и биографические пределы. Оден также написал либретто оперы с американским поэтом Честером Кальманом, которому было всего 18, когда Оден влюбился в него, и жил с ним более 20-ти лет. В 1972 Оден оставил Нью-Йорк и возвратился в Оксфорд, проживая в доме, принадлежащего Церкви Христа. Он умер от сердечного приступа после публичного чтения своей поэзии в Вене 29 сентября 1973. Оден был похоронен недалеко от Кирштетина. Кальман умер в бедности в Афинах, в 1975.
«Каждый человек несет с собой через всю жизнь зеркало,
от которого столь же невозможно избавиться, как от своей тени.»
Оден часто возвращался к своим ранним стихам и пересматривал их позднее с христианской точки зрения. Он говорил о себе как основателе современного стиха, а таких поэтов как Мэрианн Моор или Эзра Поунд называл исследователями. В «Психологии и искусстве сегодня» Оден утверждал, что искусство состоит из рассказывания притч «от которых, каждый, согласно своим непосредственным и специфическим потребностям, может сделать свои собственные выводы.» Иногда Оден использовал притчу как средство разговора о Христианстве, как в эссе «Валаам и его задница» (!954) В «Проклятом доме священника» (1949) Оден пересказал в детективной истории христианскую притчу о личной виновности. Среди самых популярных стихотворений Одена – «Похоронный блюз», который использовался в фильме «Четыре свадьбы и похороны» ((1994): "Остановите все часы, отрежьте телефон. / Пускай спокойно кость грызет пёс Артемон./ Пусть некрофилы поспешат для поцелуев в лоб./
Под барабанный бой пускай выносят красный гроб.// (...) "
Величие имеет свою цену. И Оден заплатил ее сполна.
Свидетельство о публикации №204121200019