О Кама-Сутре на капустной грядке и половом воспитании

«Зри в корень!».

Корни современной цивилизации уходят в древние Египет, Индию, Грецию и Рим.
В этих великих цивилизациях дети играли нагишом в городах, украшенных статуями обнаженных богов и героев, они жили среди эротических фресок и барельефов, смотрели пляски голых танцовщиц и соревнования обнаженных атлетов. И родители не боялись за их нравственность, более того, считали своим долгом передавать им «науку любви». Были ли они правы? Или правы молодые религии – христианство и мусульманство, запретившие не только саму наготу и ее изображение, но и передачу от поколения к поколению информации о брачных отношениях, на все вопросы отвечая: «Вырастешь, узнаешь»? И права ли сегодняшняя цивилизация, возвращающая нас к древним свободам?
Это давний спор, и он скоро не кончится: каждый стоит на своем. И спор партии «вышли мы все из капусты» и партии прилежных читателей «Кама Сутры», конечно, должен идти среди взрослых. Но в последние 15 лет наша страна оказалась в новой ситуации: через бывшие запреты хлынул бурный поток всяческой информации на сексуальные и околосексуальные темы. Половая жизнь взрослых не просто открылась детям, но и предстала в запутанном, нелепом, искаженном виде. Поэтому нашей с вами задачей видится вот что: как объяснить детям и подросткам, почему человек себя ведет так, как он себя ведет, а не как хотелось бы, чтобы он себя вел. Объяснить на научной основе. Готовы ли мы к этому?..
О загадочных причинах полового поведения людей больше всего могла бы сказать наука этология, но её долгое время просили помолчать.

Маятный маятник.

Итак, прежде всего, что такое этология и с чем ее едят?
Традиционную психологию, равно как и другие науки о человеке, всегда интересовал вопрос о соотношении биологического и небиологического в поведении гомосапиенса. Причём в разное время как преобладающе значимое рассматривалось то биологическое, то небиологическое влияние. В 19-м и начале 20-го века общепризнанным было мнение о преобладании биологического компонента. Самым известным выразителем такой позиции можно назвать австрийского ученого Зигмунда Фрейда. Однако, постоянно говоря об инстинктах ("либидо" и "мортидо") и их влиянии на человека, он не предпринял даже поверхностной попытки исследовать их происхождение и физическую природу. Не удивительно поэтому, что его построения выглядели не очень убедительно а с определенного времени перестали выдерживать сколь либо серьезную критику...
Начиная с 20-х годов 20-го века маятник качнулся в другую сторону, и, оставив за собой золотую середину, полетел дальше. В результате вплоть до недавнего времени господствовала концепция веского преобладания социально-обусловленных компонент в поведении человека, иногда называемая концепцией "Tabula Rasa", то есть "Чистый Лист". В её рамках предполагалось, что человек при рождении являет собой чистый лист, на котором общество и среда пишут те или иные правила поведения, и что каким образом будет записано, таковым человек и будет. Однако с течением времени становилось всё более очевидно, что в рамках данной концепции совершенно невозможно объяснить весь спектр поведенческих реакций человека. В самом конце 20-го века крайности в трактовке человеческого поведения стали устраняться, и воззрение на человека, как существо биологическое, рождающееся с багажом готовых поведенческих схем, вернули маятник к центру круга. Решающий вклад в это сделала появившаяся полвека назад наука этология, и отпочковавшиеся от неё позже дисциплины.

Истина и сравнение.

Итак, этология изучает инстинктивные основы поведения живых существ путем сравнения поведения разных видов между собой. Человек для этолога – высокоорганизованное млекопитающее, т.е. один из равноправных биологических видов.
Сравнивая между собой поведение представителей самых различных зоологических видов, от простейших, до самых высших, учёные обнаруживают удивительные параллели и закономерности, свидетельствующие о существовании общих поведенческих принципов касающихся всех представителей животного царства, и человека – в том числе. Подобные методы исследования мира очень плодотворны и широко применяется в других науках. Например, астрономы гораздо лучше знают внутреннее строение Солнца, чем геологи– внутреннее строение Земли. А все потому, что звезд очень много; сравнивая их между собой, можно многое понять. А Земля одна, и сравнить её не с чем. Так же и в изучении человека.
Что может рассказать этолог о человеке? Многое… Об агрессивности и природе власти, о врожденной морали и движущих силах национализма, о снах и демографических тенденциях, о молодежной культуре и демократии… О половом поведении?.. В первую очередь.

Половое поведение.

Великие религии, запрещающие до определенного возраста знать, откуда дети берутся, были бы правы, если бы… Если бы человек не рождался с врожденными знаниями, как жить, – с инстинктивными программами поведения, унаследованными от предков. В том числе и далеких, дочеловеческих.
У животных для достижения одной цели имеется не одна программа, а целый набор разных вариантов. И варианты эти естественный отбор создавал в разное время. Одни из них – молодые, другие – древние. Ставшие ненужными программы долгое время не исчезают и хранятся где-то на задворках нервной системы в качестве атавизмов. Каждый из нас может позвать с этого заднего двора атавистическую программу шевеления ушами (она не нужна человеку уже миллионы лет), только одному придется потрудиться, а у другого уши зашевелятся по первому требованию. Программы срабатывают в ответ на появление специфического для них стимула. Например, человек рождается с программой: «склоняющийся над тобой овал с Т–образной темной серединой – твоя мать; запомни все ее признаки»…
Половое поведение человека в большой мере определяется врожденными программами, причем одни их них вполне приемлемы для современных условий, а другие и анекдотный поручик Ржевский постеснялся бы назвать. Эти, другие, для современного общества малопригодны, но тем не менее они тоже пытаются управлять поведением… И если бы мы безусловно подчинялись врожденным программам, наше половое поведение было бы очень дикими, примитивным, грубым, эгоистичным, а во многом и просто нелепым. Так и ведут себя некоторые люди. Но большинство стараются исправлять дефекты программ и не безуспешно.

Игры в «дочки-матери» на капустных грядках.

Животные появляются на свет с набором инстинктов о том, как охотиться, избегать врагов, строить гнёзда… как оставить после себя потомство. Когда программа требуется всерьез, ее неумелое использование может стоить жизни. Как же узнать заранее – полноценный или нет достался мне инстинкт, смогу ли я всё сделать правильно? Для этого природа создала игровое поведение. Играя, детеныши проверяют и тренируют свои программы. Играют в охоту, убегание от хищника и, конечно, в половое поведение. Вы и сами, конечно, видели, как ездят друг на друге, изображая спаривание, телята, щенки или котята. В играх партнеры меняются ролями, осваивая не только свое поведение, но и поведение партнера. В опытах на высших животных выяснилось, что если им в детстве не дают играть, они вырастают пугливо-агрессивными, с трудом образуют пару и плохо заботятся о потомстве…
Нам досталась от предков не только программа спаривания, но и команда ее проверить в играх со сверстниками. Она срабатывает в возрасте 4-6 лет. Где-нибудь в укромном месте дети играют в «папу-маму» или в «доктора», осматривающего больного или еще во что-нибудь в этом роде. Биологическая суть игры состоит в попытках воспроизвести спаривание, о чем дети сами, конечно, не подозревают. А взрослые, верящие в «Чистую Доску», если заставляют проказников за столь грешным занятием, приходят в ужас и детей за это жестко наказывают. Родители из благовоспитанных семей находят только одно объяснение: их чистые дети попали под влияние отпрысков из соседней семьи алкоголиков-дегенератов. А на самом деле это «привет от предков»…
Знаменитый детский врач и психолог Б. Спок советует пресекать такое поведение детей, не делая из него скандала и не выдавая тайны. Девочки, став старше, могут болезненно стыдиться былых игр. Поэтому хорошо, если мать или воспитательница скажет ребенку, что и с ней в детстве случилось подобное, что больше она в такие игры не играла, и всё обошлось, и все это забыли.

Когда Фрейд прав.

У всех видов, заботящихся о потомстве, детеныши любят своих родителей. Не будь этой любви, за кем бы они следовали, кого слушались и у кого учились? Природа использует любовь к родителям и еще для одной цели: их облик запечатлевается в детстве как образец будущего партнера по размножению. Запечатление обнаружено и у высших животных, а, значит, и у человека. Чтобы оно срабатывало, естественный отбор «подмешал» в любовь к родителям маленькую толику сексуальной влюблённости. Поэтому девочка не просто любит отца, но и немножко влюблена в него. Поэтому она немного ревнует его к своей матери. И поэтому в некоторых ситуациях ее реакции на родителей оказываются неожиданными для нее самой и странными для родителей.

«Ух ты!».

Со взрослыми всё ясно. Но некоторые боятся, что на детей изображения голых людей влияют дурно. Оказывается, что это далеко не так. Дело в том, что ребенок по всем врожденным программам – ребенок голого человека. И ему необходимо знать, как выглядит взрослый голый человек. Если он такую информацию получил, его интерес к ней снижается. В странах, где «сексуальная революция» произошла несколько десятилетий назад, дети теперь равнодушны и к эротике, и к порнографии. Более того: там, где с помощью муляжей и фильмов их еще в первых классах школы знакомят со строением половых органов, интерес к этой области утрачивается на несколько самых «опасных» лет.
А если ребенок лишен такой информации?.. Он отнюдь не растёт непорочным, он просто всячески стремится её добыть. Подглядывает за родителями, за купающимися, за сверстниками. Поскольку он знает, что подглядывать нехорошо, его могут мучить угрызения совести. И ладно бы только это. Не исключена и такая ситуация: стремясь добыть недоступную информацию, мальчики-подростки поймают девочку и насильно ее разденут...

Первично-потолочное, вторично-половое.

До прихода периода размножения самцы и самки многих биологических видов очень похожи друг на друга и интереса к противоположному полу практически не проявляют. Мальчишки и девчонки тоже до определенного времени занимают друг друга постольку-поскольку. Но вот наступает пубертат, выработка половых гормонов (разных у самцов и самок) резко увеличивается, и под их влиянием внешний вид преобразуется. Подобные признаки у людей называются вторично-половыми. У мужчин это борода, усы, грубый голос, особый запах. У женщин – утолщенные и яркие губы, груди, округлые бедра, высокий голос и тоже – запах… Учитывая то, что набор признаков биологически «экономный» (у других то видов эти признаки ого-го какие бывают!), люди дополняют и усиливают их различием в прическах, одежде, парфюмерными запахами, подкрашиванием губ и многими прочими украшениями.

«Обратите внимание на наше воспитание!».

Половые гормоны изменяют и поведение: животные начинают демонстрировать другим особям свои половые признаки. Поднимают и опускают хохлы, трясут рогами, трубят, ревут, птицы поют песни. Врожденные программы демонстрации у человека очень простые. Их проявление можно понять, наблюдая, как пытаются обратить на себя внимание невоспитанные подростки. Он – раздувается, важничает, издает громкие звуки (голосом, топотом, стуком), наскакивает на Нее, дергает, хлопает по заду, замахивается отскакивает, разными способами показывает свою силу. Она жеманничает, покачивает телом, хихикает, взвизгивает, то делает вид, что не видит Его, то изображает нападение. Под влияние культуры поведение облагораживается: важничанье превращается в манерное поведение, вместо воплей и стука – серенады под гитару, сила демонстрируется в рыцарских турнирах или спорте; вместо жеманства – кокетство, вместо визга и нападений – тонкая беседа с подшучиванием...

Чем сердце отличается от избирательной урны?

Обычно инициатива выбора закреплена за одним полом. На тетеревином или турухтаньем току самцы демонстрируют себя, дерутся на турнирах, а самки – придирчиво выбирают. У африканских страусов всё наоборот: самки танцуют перед оценивающими самцами.
В традиционных обществах инициатива выбора была закреплена за мужчиной, а женщина выбирала в пределах заинтересовавшихся ею ухажеров. Инстинктивный выбор мужчин прост: им нравятся «красивые», то есть соответствующие общепринятому «стандарту», существующему в данный момент. Если девушка руководствуется инстинктивной подсказкой, ее привлекает довольно примитивный типаж – крупный, нагловатый субъект. В современном мире ценны другие качества: ум, трудолюбие, доброта, но о них древняя программа не знает. Так что, повинуясь инстинкту, молодые люди делают далеко не лучший выбор. Но… первобытному типажу могут противостоять образ отца, запечатленный в детстве, идеальный образ «принца», созданный романтической литературой. У девушки есть несколько программ проверки правильности выбора. Одна из программ – нравится ли он другим девицам. Инстинкт советует: чем большему количеству девиц он интересен, тем больше независимых подтверждений правильности выбора. Поэтому вокруг знаменитых артистов, музыкантов, спортсменов образуются огромные табуны подогревающих друг друга поклонниц…

Почем звезды с неба?

После того, когда партнёры наметились, самец начинает ухаживать за самкой. Ухаживание определяется большим набором инстинктивных программ, многие из них схожи у разных видов. Например: программа отделения самки от сообщества, показ своей территории, стычки соперниками. Поведение юношей подсознательно следует сходным программам. Девушки тоже подсознательно провоцируют поклонников к стычкам по пустякам.
Еще одна широко распространенная программа – «сопровождение». Самец стремится всюду следовать за самкой, чем бы она не занималась. Она то принимает сопровождение благосклонно, то пытается убежать (обычно не слишком быстро)…
Во время ухаживания происходит инверсия (переворачивание) доминирования: самец демонстративно подчиняется самке. Если вначале он казался страшноватым, таящим опасность, то теперь выглядит совсем ручным. Мужчина под действием этой программы встает на колени, выполняет любые поручения, клянется всю жизнь носить на руках, достать звезды с неба… Врёт ли он? Разумно говоря – да. Звезд он никогда не достанет. Женщина, предлагая ему совершить подобные подвиги, интуитивно проверяет, произошла ли внутри него инверсия или он только притворяется.
Самки многих видов проверяют и то, насколько хорошо самец будет обеспечивать пищей ее и потомство. Для этого есть специальная программа: представительница слабого пола начинает изображать из себя детеныша… Во время ухаживания девушки тоже часто начинают изображать из себя маленьких и беспомощных, лепетать детским голоскам, применять к себе уменьшительные эпитеты. Добиваются подарков, любят, чтобы их угощали. Кстати, поцелуй – одна из форм ритуального кормления.

Любовь зла…

Одновременно поцелуй – не случайный телесный контакт. Влюбленные придают ему столь большое значение потому, что он сообщает инстинктивным программам: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Если в начале ухаживания пара была неустойчивой, то теперь ее что-то сцементировало. Это сделала доминанта влюбленности. Если бы партнеры подходили к выбору объективно, они бы никогда его не сделали. Этот поклонник подходит по одним качествам, тот по другим. А вдруг где-то есть экземплярчик и получше? Доминанта искусственно преувеличивает достоинства избранника и в то же время скрывает его недостатки. Недаром родные и друзья часто говорят о влюбленных: «Любовь зла…». Но природа отмерила на состояние влюбленности лишь определенное время. Поэтому первичные яркие чувства неизбежно проходит. В удачной паре они переходят в любовь – тоже доминанту, не столь сильную, зато более длительную…

«Стыд-то какой!».

Даже в открытых в отношении половой жизни обществах многое окутывалось покровом тайны. Сокрытие определенных сторон брачной и половой жизни присуще человеку всех времен, оно резко отличает его от животных у которых (включая целомудренных аистов) все делается в открытую. Главная причина таинственности в том, что от разных времен нам досталось множество плохо совместимых программ. Мы ветрены, как, например наши ближайшие родственники – верветки, и в тоже время мы ревнивы, как не менее близкие приматы – павианы. Мы хотим, чтобы другие жили по программам, удобным для нас, себе же позволяем пользоваться программами, для других неприемлемыми. Не удивительно, что в этой сфере ханжество и лицемерие – дело обычное. Не соответствующая парному браку повышенная сексуальность смущает нас, и в то же время не совместимые с ним формы поведения не могут не скрываться от партнера и окружающих. Поэтому всегда было и будет стремление наложить табу на все эти проблемы, включая и голое тело.
С одной стороны мы такие, какими нас создал естественный отбор. С другой стороны – с точки зрения нравственности – такими мы друг другу не очень нравимся. Борьба разума с инстинктами в этой области вечна. Каждое поколение снабжало входящих в жизнь молодых целым набором ограничений, советов, найденных в этой борьбе – вслепую… Так давайте стремиться это делать по возможности зряче, пытаясь использовать те знания, которые у нас сейчас есть. Именно такая задача и поставлена перед нашим семинаром.
Спасибо!




По материалам:
К. Лоренц, «Агрессия»;
В. Дольник, «Непослушное дитя биосферы»;
А. Протопопов, «Трактат о любви».


Рецензии
"...ее привлекает довольно примитивный типаж – крупный, нагловатый субъект." - мне кажется, что вместо нагловатый нужно было написать смелый)
Зачем я вообще читала Дольника и Протопопова?!:) Надо было твой материал прочитать, здесь понятнее.

Анастасия Макаренко   12.04.2014 19:20     Заявить о нарушении
Все-таки нагловатый точнее. Я вот смелый, но не нагловатый:)

Тоже конспекты любишь?

Олег Горбунов   15.04.2014 01:29   Заявить о нарушении
Обожаю) Всё по полочкам, точно, понятно, а главное кратко)

Лучше быть смелым, но не наглым, чем наглым, но трусом)

Анастасия Макаренко   20.04.2014 02:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.