Диана Арбенина Не модно зваться поэтом?

Диана Арбенина:
«Не модно зваться поэтом?»

Критическая статья о лирике Дианы Арбениной.

  Темный небольшой зал, сцена в полтора метра высотой, музыканты, настраивающие свои инструменты. Оглядываюсь пока: помещение полно; девушки 13-25 лет – основная часть аудитории. Они хором поют песню «Асфальт» и очень нетерпеливо ждут начала концерта группы «Ночные Снайперы».

  «Снайперы» появились для меня не вчера и не с вышеозначенной песней. Всеми силами стараюсь я не верить в то, что все собравшиеся в этот вечер в зале - фанаты именно названной композиции. И нахожу лица со следами осмысленности, и вижу, вижу, что есть люди неглупые, пришедшие сюда не потому, что слушать рок нынче более модно, нежели поп. Но, к сожалению, из раза в раз таких лиц, на которые правда приятно смотреть, становится все меньше. И публика: укуренные, пьяные, агрессивные подростки, - они с важным видом будут говорить вам, что читали и любят Бродского, Верлена, Рембо, Пруста, при этом не делая между авторами особого различия; просто в творчестве Дианы Арбениной – нынешнего лидера группы - так или иначе мелькали эти имена, а как же можно не читать то, что упомянул кумир? Ладно, читают - и слава Богу, уже хотя бы за то, что они знают такие имена, - спасибо.

  А по последнему альбому и не понимают многие толком, как кто-то кроме подростков может «Ночных Снайперов» слушать и любить. Что может привлечь в этом коллективе, по весьма распространенной мерке скатывающемся в «попсу»?..

  Притягивает энергетика лидера... в общем-то, обычная история. Да, энергия плещет из Дианы Арбениной всегда: слушаешь ли запись песен, на концерте ли присутствуешь – невольно ощущаешь бесконечный «драйв». И, что удивительно, энергетика эта не только в голосе и движениях – она даже в стихах.

  Именно о стихах – ставших ли песнями, оставшихся ли только на бумаге - мне хотелось бы поговорить, потому как они видятся мне ключиком, открывающим дверь к пониманию столь горячей любви к персоне «главной снайперши нашей сцены», а это, в свою очередь, позволит предположить, чего хочет сейчас хоть некоторая часть молодежи. В конце концов, на концерты «Снайперов» пойдет далеко не каждый, однако же зал всегда полон, значит, людей, которым группа чем-то близка, все-таки много.

  Творческому пути Дианы Арбениной уже 11 лет: отсчет начинать принято с 1993[1] года, ибо из всех известных произведений автора самые ранние датируются именно ‘93-м[2] – не раньше, не позже.

  Во многом мировоззрение и характер человека зависят от того, где он родился: с различных точек земли и мир видится по-разному. Даже в рамках одной страны. Немалых трудов стоило мне выяснить, где родилась Арбенина: эта информация каким-то неведомым образом разнится во всех источниках. Первым порывом моим было искать ответ в стихах: лирическая героиня Арбениной максимально сближена с самим автором. Получался то Санкт-Петербург, то Север. А старые интервью показали: родина все-таки город Воложин Минской области. Никакой не север (уж, во всяком случае, не севернее Москвы). Путано.

  Разгадка оказалась довольно простой: когда Диане было три года, родители, любившие путешествовать, переехали в Магадан, а затем посетили еще несколько городов тех же широт. Север остался у Арбениной в крови, а посему и фигурируют часто холода, снега и ветер («Лето ‘93», «Вечер в Крыму» («мой север во мне как вдохновенье»)).

  

  Весьма видное место в Арбенинской лирике занимают города. Город без названия как место действия представлен сразу в нескольких песнях, но: «какие странные бывают города мне не постичь их никогда»[3] , - поет Диана. Если появляется город, то речь пойдет об одиночестве, пустоте и тесноте, о тюрьме, о какой-то потере. Спасает крыша или окно с видом на море («Города»). Героиню не оставляет желание вырваться из города в поле, в горы – куда угодно, на свободу.

  Что примечательно, к конкретным городам отношение несколько иное. Для переехавшей в студенческие годы в Санкт-Петербург Арбениной часто обращение к Питеру. И отношение к нему весьма и весьма неоднозначное.

  С одной стороны есть песня «Питерская», нарисованную в коей картину Санкт-Петербурга вряд ли можно назвать красивой и располагающей к оптимизму: и «Икару не к чему стремиться», и «машины попадают в пробки», а «любовь всего минут на сорок, перед сном, чтоб поскорей забыться», при этом такая ситуация обреченно-неизменна. И получается, что город этот героиня любит «вопреки»: «Ничего не может измениться, но все прекрасно – даже это!» А в песне «Черное солнце» «в окрестностях Питера» «остывает» будущее да Балтика названа вообще «безысходной» и предстает консервативной и губительной для тех, кто пытается мыслить и жить свободно.

  С другой же стороны город на Неве – место желанных встреч: «Предельная осень гуляет по Питеру,/и встретить тебя да поговорить бы нам». В «д.р.» лирический герой говорит: «Я – вечный Питер, ты – Москва».

  Случается, что Москва и Питер сталкиваются («и закружится в танце Москва, и захлебнется Невой»), что, в принципе, неудивительно: во-первых, оба города считаются культурными столицами и в последнее время все меньше различий между ними остается, а во-вторых, не стоит забывать, что Арбенина – музыкант, и волей-неволей приходится ей выступать и в Питере, и в Москве довольно часто, стало быть, обе столицы известны ей в достаточной мере и каждая сыграла в ее жизни определенную роль.

  Если говорить о Москве обособленно от Питера, то нельзя, опять-таки, не заметить противоречий и в ее образе. Вроде бы героиня стремится вырваться из столицы («я покидаю столицу раненой птицей», «к северу душно: лечу налегке»[4] ), и в то же время – первопрестольная связана с дорогими ей событиями, вызывает приятные воспоминания:

       я знаешь чего хочу?
        всё просто:
        чтоб лето.
        тверская.
        скамеечка: сверху на.
        бутылочка пива.
        и чтобы никто не знал.
        и кепарик любимый на брови.
        и улыбаться плечо в плечо.
        и чтобы пошёл дождь чуть.
        но быстро растаял в сумерках.[5]

  Ностальгическое, элегическое стихотворение, словно бы написанное с грустной улыбкой, обращенной в прошлое, которое невозможно вернуть. Это стихотворение-описание, причем, надо заметить, обрисовывается не только местонахождение героя в пространстве: «лето», «Тверская», да и все остальные детали, – это еще и психологическое состояние человека. Из какого-то периода жизни вырван фрагмент, все застыло, находится в статичном состоянии – даже дождь, который «пошел чуть», «растаял в сумерках» (словно для того, чтобы не нарушать установившейся неподвижности), а сумерки – самое спокойное и загадочное время суток, своеобразное перемирие между днем и ночью, светом и тьмой. И это ощущение умиротворенности так же владеет лирическим героем. Не зря ситуация подается как прошлое, потому что уже минувший момент, в отличие от настоящего или лишь предстоящего, можно рассмотреть до мельчайших подробностей, ибо он не подвержен динамике.

  Про невозвращение прошлого Диана говорит в упоминавшейся песне «Асфальт»: «И ближе, чем были, уже невозможно», - трагическая в чем-то фраза: все, что было раньше, действительно ушло, лучшее – позади. Мало кто воспринимает эту композицию всерьез, зачастую из-за рифмы «идиотка-водка» (которую, ходят слухи, и не Арбенина вовсе придумала). А между тем у «Асфальта» за спиной десять лет жизни и три перерождения (существуют как бы четыре версии песни, но я склоняюсь все-таки к трем, так как один вариант являет собой некую смесь из разных текстов «Ночных Снайперов»), - перерождения, роднит которые лишь припев; и это уже само по себе заставляет задуматься, потому как и Арбенина признавалась, что никогда не переделывает раз написанное, а данная песня – исключение из правил. Конечно, желание представить «Асфальт» (свидетельство «опопсения Арбениной») с наиболее приглядной стороны очевидно, но это не повод отказывать песне хоть в каком-то смысле и глубине. Если продолжить лирическое отступление на тему музыки, замечу, что я была бы действительно счастлива, если бы у нас вся «попса» оказалась на уровне «Асфальта». Де-факто это, к сожалению, не так.

  В «Асфальте», между прочим, тоже есть упоминание о городе – это остановка трамвая, до которой шагает герой с тем, кого сберечь не сможет. Эти строки вряд ли привлекли бы какое-то особое внимание к себе, если бы в песне «Реггей» (датированной, как и «Асфальт, 1993 годом) не было строчек:

        Не всю ведь жизнь петь об остановках...
        И трамвая нет в городе нашем,
        И трамвая нет, а только дождь
        Да остановки, но без трамвая...

  Учитывая то, что песни эти ровесницы, между ними возможно установить связь и сделать некоторые выводы, как-то: место действия «Асфальта» - не Питер, не Москва, а вообще некий абстрактный город; цитированные строки создают впечатление, что автору надоело говорить о чем-то отдаленном, возможно – вымышленном (в определенной степени), чем, получается, является все тот же «Асфальт»; наконец, творчество Арбениной представляет собой все-таки не несколько десятков песен и «антипесен», но единое целое, так сказать, единый организм – «органы» взаимодействуют друг с другом. И тут можно предположить, почему так часто меняла Диана Арбенина текст «Асфальта»: песня-вымысел стала чем-то очень сильно напоминать реальную жизнь; по некоторым интервью видно, что песня посвящена-таки кому-то конкретному (кому – можно гадать, но этот человек определенно существует).

  Прежде чем продолжить разговор о поэтике Дианы Арбениной, мне хотелось бы сделать небольшой экскурс в «снайперскую» терминологию. Свое творчество Арбенина делит на «песни» и «антипесни»: «Я никогда не говорю “стихи”, я обычно говорю “стих..й” либо “антипесня”...»[6] И различие между ними, на мой взгляд, принципиальное. Например, существовал некогда сборник «Дрянь», включавший более тридцати «антипесен» периода с 1990 по 1996 г., из которых только одна – «Свобода», в итоге стала песней. И то, входящая в «Детский лепет»[7] , она разительно отличается от остальных композиций альбома. Таким образом, судьба «антипесен» ограничивается стихотворными сборниками или чтениями на концертах.

  Это не удивительно. В стихах чаще царит печаль, нежели тоска; ритм ломается реже, чем в песнях, а строки длиннее, цельнее, напоминают речь и часто венчаются рифмой (что в произведениях, изначально ориентированных на музыкальное сопровождение, все-таки редкость). Некоей размеренностью веет от «антипесен», а если и встречается чрезмерная экспрессивность, то она такова, что на музыку строчки просто невозможно положить – слишком много они потеряют от этого соития. Ну, например, «антипесня» “Do you love me”:

                            вверх
        так - вверх          вверх
                                              так
                                                    глубоко

        пусть пусть пусть я ломаю стрелы из этих
        голосов ибо не существует ничего кроме
и стрел.
        наступит день когда они придут к нам с тобой
        и никто не скажет что мы "едем" "гоним"
        будет вот так, вот так!!!
        и можно захлёбываться в своей глотке своим же

        и промелькнувшее слово "teacher" уступит слову

        и орать и стонать от боли покинутого и поймут
умрут вместе
        главное honestly! всё можно только honestly like
crystal. [8]

  Эта «антипесня» (слово в достаточной мере жесткое, не то что тянущееся «сти-хо-тво-ре-ние» - явно не подходящее для данного произведения) насыщена эмоциями. Здесь даже Арбенина, игнорирующая обычно заглавные буквы и знаки препинания, использует восклицательные знаки. И текст хочется выкрикивать; слабо он представляется исполняющимся под гитарный аккомпанемент, разве что только под барабанный бой – в стиле марша.

  Арбениной легкость разговорной речи помогают имитировать спондей и пиррихий[9] ; она не ломает почти ритм, он изначально задан изломанным – так, как мы привыкли говорить, а не декламировать стихи. Антипесни типа «Do you love me» - скорее исключения, нежели правила, обычно речь лирического героя тиха и спокойна, но непрестанно создается ощущение сдерживаемых эмоций; это речь сильного человека, умеющего владеть собой. Эмоции пробиваются скорее на фонетическом уровне: наиболее часто встречающиеся «т», «с», «р», «б» - звуки все жесткие, ударные. Апофеоз ударности – песня «Барабанщик»:

        Барабанщик будит бога
        боем, брассом сильных рук.
        Барабанщик бреет шею
        нежной бритвой без труда.
        Выгнула спину весна и сломала хребет.
        Броский цвет больного нёба,
        барабанщик заболел.
        Барабан грустит без боя,
        пыль ложится на бока.
        Барабанщик бредит небом,
        беспределен для любви.
        Выгнула спину весна и сломала хребет.
        Утром бабочки быстрее
        всех узнают про него.
        И в большом сачке без окон
        барабанщик будет жить.
        Барабан забьется в угол,
        захлебнется в немоте...

  Слова вылетают, как «пули» из пулемета. «По-снайперски» - точно в цель. Краткость, вернее – лаконичность, вообще свойственна Арбениной: одним-двумя словами выразить то, что в душе, обойтись без пространных описаний, использовать емкие метафоры. По сути, и песни, и «антипесни» строятся именно на них – это главная ударная сила «снайпера». Арбениной не надо описывать предмет целиком, она находит несколько важных деталей – и образ готов.
        вечер в крыму
        мыши в углах
        а я исчерпала
        свой недельный запас тепла
        в южную ночь
        страшно
        смотреть вверх[10]

  Вполне яркая картина Крыма: перед глазами предстают и грязные гостиницы, и – в контраст им – темное низкое небо, усыпанное бесконечным множеством звезд – зрелище, захватывающее дух.

  Вообще, если говорить о контрастах (антитезах), нельзя обойти вниманием довольно частое противопоставление темного и светлого, ночи и дня.

  Например:

        на одном берегу умирал черный стерх,
        на другом танцевал белый лебедь
        теряя крылья
        навсегда навсегда[11]

  Или:

        приходит ночь и ты идешь ко мне...
        ...я каждый день тебя в толпе ищу...[12]

  Вообще, надо заметить, что ночь встречается в стихах Арбениной гораздо чаще дня, а если они сталкиваются в одной песне, то день «догорает» - то есть оказывается побежденным тьмой, но его падение, его смерть в какой-то мере даже героична: «догорает» - погибает ярко.

  Возможно, именно из-за преобладания темных тонов над светлыми, из-за постоянного воя ветра у людей первоначально складывается впечатление, что лирика Арбениной глубоко пессимистична и даже депрессивна. Это ошибка. Если ночь, так почти всегда есть либо звезды, либо снег, либо дым, тоже бывающий белым. Если ветер, то не как противник, а как союзник. В конце концов, в центре всего – личность, сильная, способная выйти из любой схватки победителем, но вместе с тем хранящая кому-либо или чему-либо верность. На мой взгляд, наиболее полно явленный, практически донельзя раскрытый образ этой личности представлен в песне «Сенбернары»[13] .

  Сюжет таков: героиня любила какого-то человека, приносила в жертву этой любви все («друзей имена забывала, чтоб только... быть с тобой»), мучилась в разлуке, оживала при встречах; в определенный момент по какой-то причине произошел разрыв, который она отказывалась принять («тогда не сдержалась... тебя пыталась увезти домой») до последнего момента. Но человек уехал (ушел) все равно. «Жалею», - четырежды повторяется это слово. В общем, можно сказать, что героиня задает себе вопрос: «Кого я любила? Стоил ли этот человек того?» Она осознает, что все силы, чувства, душу свою отдавала тому, кто этого не стоил:

        Сенбернары, ты знаешь, недолго живут,
        Одного в жизни любят – и только к нему,
        А после с ним вместе попадают в Рай.
        И прячут слезы огромные псы,
        В горячие лапы тычут носы,
        А я не люблю маленьких собак.

  Сенбернар – это лирическая героиня (вновь метафора: сравнение человеческих характеров с собаками). Под «маленькими собаками», по всей вероятности, подразумевается экс-пассия. Во всяком случае, мне вполне видится здесь параллель «маленькие собаки»-«маленькие люди». Это даже не вызов, но нота презрения мелочности. Антитеза: с одной стороны верность, сила, искренность, с другой – мелкость (все-таки даже не мелочность). Конечно, тут можно возразить: «А где же Личность, если человек так просто отрекается от того, кого любил?» Но, знаете, не так просто, во-первых, рушить свои идеалы, а во-вторых, отпускать того, кого действительно любил, и восстанавливать душевное равновесие после тяжелой потери (и кому расставание дается легко?).

        Жалею о том, что тогда не сдержалась
        На Площади Трех Вокзалов,
        Тебя пыталась увезти домой,

 - поется все в той же песне. Снова здесь пересекаются города: Москва, которая держит героиню, и некий Город, ломающий любовь, забирающий себе некогда дорогого героине человека. Вообще, иногда создается впечатление, что центром города является вокзал (а «райцентры», в таком случае – остановки). Кстати, есть даже песня «Вокзал», где по сюжету герой приходит, встречает поезда, но того, кого он ждет, они никогда не привозят. Скорее всего, образ вокзала появляется так часто оттого, что это начало или конец пути – а герои (именно герои!) Арбениной в пути всегда:

        зовёт дорога меня в путь
        зовёт асфальт меня куда-нибудь [14]

  «Мне близка сейчас восточная философия, - говорила Арбенина в одном интервью. - И она учит тому, что дорога приходит из “ниоткуда” и уходит в “никуда”. Я постоянно двигаюсь по этой дороге, постоянно думаю, постоянно что-то преодолеваю... Я все время иду вперед. Только когда-то быстрее, когда-то медленнее.»[15] На мой взгляд, эта фраза очень верно характеризует творчество Дианы Арбениной в целом: постоянный путь, где цель не главное, где важнее именно каждый шаг - и каждый миг. Да и эти «ниоткуда», «никуда» - понятия глобальные, скорее представляющие собой огромнейшие пространства, чем отсутствия оных; но именно в силу этой своей «огромности» они недоступны для человеческого понимания (в отличие от пути), а посему-то они и не главное. Да и по сути, «дорога» - это тоже метафора, на самом деле речь-то идет о судьбе...

  Есть такое понятие - «снайперизм». По определению Арбениной, «это попытка объяснить миру, что он фатален», а фатальность «не равноценна любви, но это дорога к ней», «снайпер» - «это очень меткая фатальная любовь, которую ты испытываешь один раз и проносишь через всю жизнь». В конечном счете все сводится к любви в лирике Арбениной: «Я о чувствах. Я только о них. Мои пули - слова»[16] . При этом нельзя сказать, что «судьба Родины» «снайпера» совсем не волнует. Взять хотя бы довольно жесткую песню «Россия, 37» - название говорит само за себя, а текст набросками описывает чуть ли не самый кровавый год в советской истории – но с необычного ракурса, выделяя не те моменты, о каких пишут в учебниках – здесь ведь тоже о любви: «а выстрел уложит нас рядом на красном прозрачном льду», «и ты опять предашь меня и хоть на минуту, но все же забудешь». Или песня-антипесня «Свобода»: речь о свободе (что логично), но во вступлении дается оговорка: «Это любовь, хотя ее проповедника давно уже нет в живых». То есть «любовь» в творчестве Арбениной предстает не как взаимоотношения двоих людей, ее смысл шире – это глобальное чувство, глубочайшее, сильнейшее. Но когда оно оказывается мелким:

        А дальше - забудь моё имя.
        А дальше - по разным мишеням. [17]

  Терминология в стиле «милитари» пронизывает всю лирику Арбениной: пуля, мишень, курок, прицел, стрельба; слово «навылет» вообще очень часто появляется: «ночи навылет» («Юго»), «под музыку сердца навылет» («Бальные танцы»), «а я играю навылет» («Давно не виделись: здравствуй»), ну и, наконец, «снайпер»: «снайперам в подарок пальцы и курки» («До востребования»), «снайпер безоружен» («Колыбельная по-снайперски») и проч.

  Может, время сейчас такое, что женщина вынуждена идти «с винтовкой наперевес »[18], пусть даже только в стихах, и никто этому не удивляется, а многие даже присоединяются к этому движению. И что ждет впереди нас? Женщины, вероятно, будут делать тот рок, который мужчины делать уже разучились в большинстве своем (не говорю о мэтрах, скорее, о новичках). Снайпер должен бить точно в цель, а для этого надо быть и осторожным, чтобы не заметили (а «Снайперов» ведь много лет не замечали), и хладнокровным... К счастью, этого о Диане Арбениной сказать нельзя. Как говорится, «снайперизм живуч, горюч и дерзновенен!»[19] «Снайперизм» - это идеология, если можно так выразиться, субкультуры – «снайперистов», и теоретически главный идеолог сейчас – Диана (ранее – в союзе с С.Сургановой). Я говорю «теоретически», потому что «снайперизм» как способ восприятия мира постепенно уходит в историю. Быть «снайпером» - «жить с чесТноком в душе»[20] . Таким образом, для людей, называющих себя «снайперистами», на первом месте стоит честность – перед людьми и перед самим собой: «я жму руку только друзьям»[21] .

  Именно поэтому расстраивает нынешнее отношение Арбениной к своим поклонникам: слушателям и читателям. Тоскливо как-то стало после выхода сборника песен и «антипесен» Дианы Арбениной «Катастрофически»...

  2002 год ознаменовался для «снайперистов» публикацией книги «Ночные Снайперы. Патронташ» (издательство «Нота-Р», Москва), включившей в себя 69 песен и 33 «антипесни», сопровождавшиеся фотографиями «Снайперов» и «картинами» (специфические рисунки, знаете ли, но интересные вместе с тем: как в лирике – все набросками, отображается суть, без лишних красивостей). Два года спустя в свет вышла книга «Катастрофически» - неудачная копия «Патронташа»: новых стихов нет, песни дополнены свежими композициями с последнего альбома, при этом автором книги значится Диана Арбенина, а в сборник входят песни, принадлежащие перу С.Сургановой; картинки напечатаны некачественно; как объясняют это в питерском издательстве «Геликон-Пресс», автор не предоставил составителям книги оригинальных изображений, поэтому их пришлось отсканировать с «Патронташа»; фотографий нет. Не очень утешительные выводы напрашиваются. Не слишком ли неуважительное отношение к читателю? Книги у Дианы не каждый день выходят, почему же так мало внимания к процессу их создания?.. Есть одна чудная передача на телевидении, «Школа злословия» называется; однажды в гостях у Т.Толстой и А.Смирновой (о литературных и прочих талантах которых стоит говорить отдельно) была Арбенина; и там впервые (в столь широком формате) прозвучало мнение о «звездности» Дианы, о том, что если человек понимает, что чего-то добился, если считает себя состоявшимся, его развитие прекращается.

  Арбенину можно понять. Почти десять лет она боролась за место под солнцем, и вдруг на нее разом обрушилась неслыханная слава – мало кто способен устоять на ногах в такой момент. Я не говорю, что она «зарвалась» и сейчас «делает попсу». Просто расстраивают некоторые вещи...

  По сути, «Снайперов» многие стали слушать именно потому, что в песнях, в стихах нашли необычный в современном музыкальном мире способ подачи мысли. Устал слух от слащавых песенок о любви, захотелось чего-то резкого, местами – дерзкого и одновременно – тонкого и нежного. Люди поверили тому, что две хрупких женщины (Арбенина и Сурганова) в одежде стиля «милитари» пытались донести до них со сцены и изредка – со страниц малотиражных газет. Немало стихов написано в подражание стилю Арбениной: на пределе, живо, метко (во всяком случае, есть попытка написать именно так), главное – откровенно, местами даже не банально. Но это все равно подражания. Так же как и сама Арбенина вряд ли новатор: многое было до нее, да и рядом с ней. Она пока не поэт-мастер, а, скорее, ученик. Плюс ее в том, что ей удается выдержать одно настроение во всем своем творчестве, она не мечется из стороны в сторону: фатализм и обостренное восприятие действительности от первой строчки до последней (если осень – то «предельная», «терпкая», лето – «опасное», весна – «западня»). Это стиль. Беда только в том, что «снайпер» отказывается выйти из стадии ученичества и перейти на более высокий уровень. Это остановка на пути «из ниоткуда в никуда». Надеюсь, недолгая – в ожидании «трамвая, звенящего на бегу».

  Просто для сравнения скажу пару слов об авторе примерно одного с Арбениной возраста, долгое время публиковавшемся лишь в Интернете и совсем недавно вышедшем на книжный рынок – это Яшка Казанова. Старые стихи Яшки - не доведенный до совершенства, «любительский» Маяковский. Однако более поздние творения выявляют собственный стиль автора, пусть и стоящий по-прежнему на приемах оратора-революционера, - и уже сейчас видно, что в скором времени, приложив некоторые усилия, Яшка сумеет заявить о себе как о поэте. Развитие на лицо. Человек меняется, не изменяя при этом себе.

  Я очень жду рывка Арбениной. Но пока все ровно... Пока – за одиннадцать лет рожденные слова и их сочетания да новомодные «sms». Поэт ли Диана? Сложный вопрос. Вроде бы логика (вбитая, верно, со стереотипами) подсказывает, что артисты, певцы, музыканты не дорастают до поэтов; поэт – он на бумаге да на вечерах, специально для чтений предназначенных; разве поет он?.. А сердце чует, что поэт: своеобразный поэтический мир есть, просто не сильно развитый еще. И если спросить кого, то один ответит утвердительно на этот вопрос, а другой скажет: «Да бездарность бездарностью! Пустые, лишенные смысла сочетания слов, запудривающие мозги малолетним!» И кто тут прав: тот, кто не хочет вслушиваться и думать, или тот, кто ищет и находит смысл там, где его нет?

  Творчество Арбениной не литература в том смысле, в каком ее принято понимать. Но вместе с тем это поэзия, просто иного рода, нового – созданного, возможно, и не Арбениной, но все жестче и жестче пробивается этот род в жизнь, требует себе места под солнцем. И вот вопрос: а за чем будущее? За теми ли стихами, что спасаются под толстыми обложками от пыли в книжных магазинах (я говорю о современных авторах, а не о классике, разумеется)? А может за тем, что сейчас и является массовой культурой – за песнями, которые поются в забитых залах публикой? В конце концов, время не так бездумно, как люди, - оно отметает все ненужное, а оставляет лучшее; и не все из того, что сегодня максимально популярно, останется жить, но лучшее – будет. И какая судьба уготована творчеству Арбениной, покажет тоже время. «Снайперизм кипуч, могуч и дерзновенен».

  Сегодня многие «снайперисты» присутствуют в зале по инерции – все еще очарованные силой старых «пуль-слов», убежденные в честности «главного снайпера», ждущие в этот вечер нового откровения. И я среди них. И мне очень хочется верить, что через несколько лет я буду иметь право сказать: «Да, стихи Арбениной 90-х были интересны, но ни в какое сравнение с нынешними не идут. То была лишь разминка настоящего поэта».

  Вот и погас свет. Музыканты на сцене, взяты первые аккорды. У микрофона – она, по-прежнему хрупкая, живая и - дерзкая, только без камуфляжа:

        «Давно не виделись: здравствуй!» [22]


Комментарии:

  [1] 19 августа 1993 г. – встреча Д.Арбениной и С.Сургановой; считается официальной датой основания коллектива «Ночные Снайперы», первоначально существовавшего в виде дуэта «гитара+скрипка». С.Сурганова покинула группу в 2002 году и теперь выступает под брендом «Сурганова и Оркестр», играя при этом музыку, кардинально отличающуюся от «НС».

  [2] Стихи «Он напился» и «Привет той».

  [3] Строка из песни «Иду одна».

  [4] Строчки из песни «Столица». Печатается по книге «Патронташ», с.162. К слову сказать, речь здесь идет действительно о Москве, о чем свидетельствуют, например, указание на Неглинную и Тверскую.

  [5] Стихотворение «Я знаешь чего хочу?» (2004 г.). Печатается без изменения авторской орфографии. Источник – http://arbenina.ru.

  [6] Ст. «Рок-матриархат. Секреты женской силы».

  [7]Второй официальный альбом группы «Ночные Снайперы».

  [8] Фрагмент текста «Do you love me» печатается с сохранением авторской орфографии. Источник – http://arbenina.ru.

  [9] Литературный приемы: столкновение двух ударений или пропуск ударения в стихотворной строке.

  [10] Песня «Вечер в Крыму». Источник – «Патронташ», с.24.

  [11] Песня «Стерх и лебедь». Источник – «Патронташ», с.128.

  [12] Песня «Уп-тау-тау-ду». Источник – «Патронташ», с.40.

  [13] Песня «Сенбернары» написана в 2003 году.

  [14] Песня «Зовет дорога». Источник – «Патронташ», с.120.

  [15] Статья «Диана Aрбенина – повстанец снайперского движения».

  [16] Стихотворение «Подожди».

  [17] Строчки из песни «Грязные танцы».

  [18] Песня «Белые козы».

  [19] Надпись на стене.

  [20] Д.Арбенина и С.Сурганова в одном интервью.

  [21] Строчки из песни «Я играю в Б2».

  [22] Строчка из одноименной песни.



Ноябрь-Декабрь 2004, Москва


Рецензии
Критическая статья . Наткнулась случайно. Начало вызвало раздражение, все от накопившейся усталости от ханжества и предвзятости к "укуренным подросткам" и безапеляционного заявления об их тупости. Слушать Рок уже не модно, да и не рок это.
Еще один вопрос -поэт ли? -и опять "А сердце чует, что поэт: своеобразный поэтический мир есть, просто не сильно развитый еще" - абсурднейшая фраза, милый критик, не сердитесь , но поэтический мир он на то и есть чтобы быть своеобразным, если чувствуешь холод, жару, тонкость слов, если они пулями попадают точно в цель -Поэт, нет сомнений , поэт.
Логикой, приблизительностью мер, понятиями больше и меньше лучше бы не оперировать критикуя поэтов , у них там все тонко , со снами , предчувствиями, и ночь не ночь и день не день) Но за статью спасибо.

Ло Розенфельд   10.01.2009 12:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.