Знак Пути

Грязь. Слякоть. Сырость. Запах тления. Капающая с потолка вода.

Здесь всегда было так. Никто не собирался ремонтировать этот подвал, а жильцам дома это было не важно, совсем – неважно. Им были не важны и не нужны они, не нужны – практически никому.

Только единицы помогали им, откликались на их просьбы – совсем-совсем простые просьбы, совсем не сложные для этих обеспеченных жильцов. Подать немного денег – сколько смогут, сколько не жалко. Дать хоть небольшой кусок хлеба – ведь они умирали с голоду.

Практически никто не помогал им. Помогали – единицы.

Почему? Почему? Почему?

А ведь сколько смелости им надо было набраться, чтобы обратиться хоть к кому-нибудь! Чтобы обращаться за помощью в том состоянии, в каком они пребывали теперь. Чтобы выдерживать взгляд, подчас полный неприязни и презрения.

За что же люди презирали их? За то, что, когда погиб их отец, а мать тоже покинула их, задохнувшись в приступе какой-то свирепой болезни… а, когда это случилось, государство забрало себе их квартиру? За то ли, что с тех пор они были вынуждены скитаться по дворам и подвалам, всеми правдами и неправдами добывая себе кусок хлеба? Очень-очень редко воровать, чаще всего – просто просить помочь хоть чем-нибудь, чем не жалко. У них оставалась единственная возможность выживать – искренняя человеческая просьба, обращение к сердцам людей… Но им помогали – единицы.

За что же люди не только не помогали им, но и гнали их прочь? За их жизнь, за то, как они стали теми, кем они стали? Неужели за это? Но за что здесь можно презирать?

Сегодня они снова собрались здесь, в душном и грязном подвале – лучшем, что им удалось найти за несколько месяцев. Собрались, чтобы обсудить итоги дня – поделиться друг с другом тем, что каждому из них удалось найти… если, конечно, удалось.

Они не прятали друг от друга ничего – не прятали, ссылаясь на неблагоприятные обстоятельства. Делились друг с другом всем тем, что каждому из них удалось найти за прошедший день. Им, выдерживавшим такие лишения, была неведома заносчивость и жадность, презрение и эгоизм. Они помогали друг другу… они – два брата и сестра. Два шестнадцатилетних подростка и четырнадцатилетняя девочка.

Три года они уже жили так – так, как удавалось, как они могли. Они выдержали эти три года такой жизни… сколько еще им предстоит выдержать? Месяц, год, десятилетие? Нет, об этом лучше и не думать, совсем не думать. Совсем.

Упрямый разум не давал покоя, даже теперь – не давал. Пытался найти пути спасения, высчитать возможности вылезти из этой темной и грязной зловонной дыры на свет Божий. Выйти в мир – хороший и чистый мир, а не эту его жалкую карикатуру. Выходит, что им придется познавать это состояние мира, только это. Но как же тогда все те великие дела и свершения, о которых так мечталось в детстве, что будет с ними?

Погибнут? Или выживут? Должны выжить.

Они должны выжить, чтобы выжили и воплотились в жизнь их мечты. Их светлые мечты должны выжить в их сердцах, чтобы выжили уже они, выжили – как люди. Значит, они выживут. Обязательно. А потом свои мечты они воплотят в жизнь.

Его размышления внезапно прервал тонкий и высокий голос – голос его сестры, только что прибежавшей с улицы, вернувшейся в это жалкое подобие дома.

– Паша, Паша, смотри, что я сегодня нашла. Подойди скорее, ну подойди же!

Он взглянул. В руках у нее был яблочный пирог. Большой яблочный пирог – уже слегка засохший и испачканный, с большой откушенной частью. Изголодалась, бедняга…

– Ваня, Паша, держите, берите все. Я уже поела, меня накормили. Замечательная добрая бабушка, одна на несколько лестничных пролетов. Одна такая. Она напоила меня теплым и сладким-сладким чаем с вареньем. Представляете? Я никогда в жизни после смерти мамы и папы не пробовала такой вкуснятины! Она дала поесть пирогов, а когда я сказала, что у меня еще есть два брата, то она долго что-то искала и сокрушалась. А потом она сказала, что сейчас у нее практически нет ничего съестного для них, так как сама она уже не ходит, а еду ей покупают и приносят ее сыновья. Пирог, этот пирог – она сказала, что испекла его сама, и это все, что у нее сейчас есть для них. Она дала мне его для вас, а потом сказала, что если мне будет голодно и страшно, то я смогу снова зайти к ней, и она согреет и накормит меня. Вот так. Представляете, как это здорово!

Пока она, сбиваясь и коверкая слова, тараторила все это, он подошел и тихо сел рядом. Посмотрел на нее – она дрожала. Тогда он обнял ее и прижал к себе. Пускай согреется, пускай успокоится. Она молодец, добыла хорошую еду. Даже им вдвоем не всегда удавалось такое. Молодец.

«Ты молодец», – сказал он ей. Она улыбнулась. «Я старалась», – услышал он.

Сейчас они поедят и согреются. Организм послушно возьмет предлагаемую пищу и преобразует ее в тепло. На сегодня им должно хватить – а завтра придется все повторять с начала. И так каждый день…

Месяц? Год? Десятилетие?

Без видимой возможности вырваться из этого круга. Она, безусловно, существует – вот только он не может ее найти. Но он найдет, обязательно найдет. Ради них – ради его младшего брата, ради его сестренки – он найдет выход, обязательно найдет. Обязан найти.

***

Медленно капали капли с потолка. Медленно тянулось время. Он сидел и размышлял. Вспоминал свою прошлую беззаботную жизнь… как ему теперь не хватает ее! Им всем не хватает ласки родителей, их тепла и заботы. Жизнь очень рано заставила их стать совсем-совсем взрослыми, выкинув прочь из детства. Значит, это было зачем-то нужно. Зачем-то нужно…

Научить их не бояться лишений? Научить быть добрее и терпимее к людям –теперь, когда их самих мало кто терпел? Научить способности понимать боль и тяготу других – таких же, как они сами? Возможно, вполне возможно.

Но вот только он из всех жизненных уроков лучше всех, похоже, выучил урок сострадания и взаимопомощи – он не мог представить свою жизнь без помощи брату и сестренке. Он был обязан помочь им выбраться из этой дыры…

Вот сейчас его милая сестренка как-то забавно причмокнула во сне и перевернулась на другой бок, так и не выпустив край его куртки из своих маленьких рук. Он развернулся и снова укрыл ее – пусть хоть дурацкий холод не тревожит ее сон… А рядом c ними, буквально в двух метрах, заснул его брат – заснул, свернувшись калачиком… тоже замерз и оголодал. Они все замерзли и оголодали за последние дни… за последнюю тысячу дней.

А ведь у них даже не было возможности заработать хоть какие-то деньги – заработать своим, пускай еще детским, но совершенно самозабвенным трудом. Он стал бы таким, если бы ему удалось найти хоть какую-нибудь работу. Но – не удавалось. Никто, никто, никто не брал их – тут же выгоняли прочь при первом же брошенном на него взгляде.

«Люди, – порой так хотелось крикнуть ему вслед тем дававшим подзатыльники и тумаки мужчинам, брезгливо морщащимся разукрашенным девицам, что-то быстро начинавшим шептать этим самым мужчинам на ухо при первом его появлении перед ними, – люди! За что же вы гоните меня и не даете ни единой возможности вылезти из той жуткой дыры, в которой я оказался? Ведь я же пытаюсь это сделать, пытаюсь изменить свою жизнь! Я сейчас даже не прошу ничего у вас – хочу только получить возможность заработать хоть что-то, хоть на еду. За что вы все презираете меня? Ведь вы же не знаете, совсем не знаете тех тягот и лишений, которые мне и моему братику с сестренкой пришлось пережить!

Знаете ли вы, что это такое – жить без крыши над головой, без дома… Жить так, как живу я – надеясь только на себя, свои руки и свою голову? Жить, будучи готовым каждый день прекратить эту жизнь – прекратить, просто погибнув от голода? Знаете ли вы, люди, что это за жизнь? Не хотите знать? Я тоже не хотел, совсем-совсем не хотел – но пришлось. А теперь, теперь я не могу ничего сделать. Почти совсем ничего…»

Неужели я и вправду не могу сделать почти совсем ничего… неужели это так? Ведь если не найти хоть какой-нибудь постоянный источник пищи и тепла – они неминуемо погибнут. Погибнут, и… и все?

Если он не сможет заработать хоть что-нибудь, хоть чуть-чуть, то… его сестренке придется… придется… Нет, нет, нет! Дурацкий разум, замолчи, замолчи, замолчи! Этого не будет никогда. Никогда! Я не допущу! Хоть разобьюсь об пороги, вымаливая работу – но не допущу!

А ведь она, Нина, могла бы стать истинной принцессой – может быть, лучиком света для множества людей. У нее всегда, с самого своего рождения был дар играть жизнь – совсем-совсем мило играть, совсем непосредственно. Она и сейчас жила так – ребенком, она оставалась ребенком в этой какофонии их жизни. Она могла бы стать прекрасной актрисой – актрисой жизни, разной жизни… непростой жизни.

И он с его братом также могли бы помогать очень многим людям – учить их ценить то, что им дается жизнью, ценить всякое благо, всякую помощь. Откликаться на просьбу, на искреннюю человеческую просьбу… не давать своим сердцам замерзать.

Медленно капающая с потолка вода. Писк крыс за соседней стеной. Два мальчика и девочка, прижавшиеся друг к другу, спящие. Что готовит им новый день? Новые пятьсот шестьдесят семь дней…

***

Отложенная в сторону ручка, сложенные в стопку листы бумаги. Завтра он продолжит свою работу – продолжит писать. Ему еще есть много о чем рассказать людям.

Еще достаточно молодой человек с каким-то странным для стороннего наблюдателя лучистым взглядом отошел от стола. Да, завтра он продолжит эту работу – работу, которой он посвятил всего себя.

Задумался и улыбнулся. Как же была мила и непосредственна его сестра! Она и сейчас жила так – жила ребенком, способным позаботиться о себе и о других. Она жила так сейчас, когда беды и напасти прошлого уже миновали, оставив широкий рубец в памяти… трудно заживающий рубец.

Усвоены ли уроки? Понят ли смысл событий его жизни? Найдены ли достойные ответы на вопросы, заданные им ей? Заданные десять лет тому назад…

Многое понято и осмыслено, но еще больше предстоит сделать и понять. И он попытается понять результаты своих выборов, осмыслить свои прошлые ошибки. Он сделает это в своей книге – своей первой книге. Нет, в их книге – в книге их жизни. Двух братьев и сестры.

Сестра вчера позвонила ему. Ее голос как всегда был мелодичен и звонок, радостен. Милый голос любимого человека. Да, она радовалась, радовалась своей новой жизни. Она была счастлива. Ее берут в новую роль в замечательном фильме – в роль нежной жены и любящей матери – роль, которую она теперь так прекрасно выполняет в своей собственной семье. В семье, где нет обиды и ненависти, где нет недоверия и корысти, где есть свет и простор, где есть горний воздух свободы и нежный аромат любви, где есть взаимопомощь и взаимовыручка, где есть доверие и благодарность, где есть признательность и доброта – где все это есть как основа жизни, как ее стержень. Она счастлива в своей семье – она всегда так говорила… делилась с ним радостью при первой же встрече. Он тоже счастлив в своей новой работе.

Вот только брат что-то не шлет весточку… Впрочем, обязательно пошлет, как только приедет из-за рубежа. Он теперь бизнесмен… влиятельный и деловой человек.  Крупнейшие магнаты страны прислушиваются к его мнению – но власть не испортила его. Ему – им – не зря был дан тот урок лишений. Он сделал их добрее и мудрее – сделал, несмотря на преграды. Теперь каждый из них воплощает свою мечту в жизнь – как им когда-то и хотелось…

Кто-то назовет это чудом и с восторгом в глазах прослезится. Кто-то недоверчиво сморщится, пробурчав, что вся эта история его жизни, которую он запечатлел в своей книге, больше похожа на нелепую сказку и несуразные вымыслы. Кто-то поблагодарит его за совет. Кто-то начнет прилагать советы в жизнь. А он бы назвал это – испытанием жизни, испытанием, символизирующим начало новых, маленьких испытаний – испытаний каждый день.

Чудо ли то, что после почти пяти лет скитаний, когда им, наконец, удалось устроиться в какой-то цирк ухаживать за животными, вскоре после того, как уволилась какая-то актриса, внимание заведующих вдруг было внезапно обращено к его сестренке, к ее живой и детской непосредственности, к ее красоте в своей непосредственности? А потом были годы работы. Разные годы…

Его сделали гимнастом – со своей природной ловкостью он отлично справлялся с этой ролью. Его брата научили жонглировать. Сестра стала вести представления. Это было начало их нового пути.

Чудо ли то, что сестра вскоре стала актрисой, и ее обаяние и душевная красота со временем принесли ей мировую известность? Чудо ли то, что его брат, скопив небольшой капитал, открыл свое дело, однажды выросшее в крупнейшую транснациональную компанию? Чудо ли то, что он, в глубине души желая искать ответы на вопросы жизни, учиться и учить делать верные выборы, стал писателем?

Он не назовет это чудом, он назовет это знаком – знаком Пути. Его и их пути, который они должны – обязаны были! – пройти, чтобы стать теми, кем они стали.

Чтобы справляться с новыми испытаниями.

Чтобы не бояться преград.

Чтобы верить прекрасным мечтам.

Чтобы их воплощать – в жизнь.

Чтобы стать – Человеком, человеком с большой буквы.

Чтобы быть им.

21.12.2004


Рецензии
Увы, Тимонг. Этот рассказ не выдерживает никакой критики. Слог ужасный - читать такое, все равно, что лезть через заросли колючек. Очень тяжело.
Вот пример яркий: "Да, завтра он продолжит свою работу. Работу, которой он посвятил себя. Замечательную работу. Работу, которую он стремился выполнять замечательно."
Ты бы еще раза четыре слово "работа" вставил. Если ты хотел сделать из этого литературный прием, то у тебя не получилось.

Теперь о сути: несчастное детсво - это, что и говорить, всегда акутальная тема. Только ее раскрывать нужно хорошо и полностью. А твой рассказ можно свести к следующему: "им было плохо, они страдали - им повезло, они в цирке - они вырасли и стали богатыми". И не видно никакого роста самих героев.
Такое мое мнение.



Евгений Немец   21.12.2004 06:58     Заявить о нарушении
"Увы, Тимонг. Этот рассказ не выдерживает никакой критики. Слог ужасный - читать такое, все равно, что лезть через заросли колючек. Очень тяжело. "

А кто сказал, что будет легко? :) Для того, чтобы что-то добиться, всегда нужно что-то преодолеть. У меня нет желания нарочно осложнять жизнь тем людям, которые будут читать эти произведения, но предложения на полстраницы, длинные, как клубок шерсти, который пока распутаешь, забудешь где, собственно, его начало и чем, собственно, это начало начиналось, мне, выражаясь языком штампов, "не по душе", иными словами, "длиннословесный" стиль не совпадает с моей стилистико-мировоззренческой позицией.



"Ты бы еще раза четыре слово "работа" вставил".

Здесь ты прав. Действительно, стоит эту комбинацию сделать более удобочитаемой для глаз и удобоваримой для ума.



"Если ты хотел сделать из этого литературный прием, то у тебя не получилось."

Все литературные приемы (т.е. их вызубренные наизусть названия вместе с иллюзией понимания смысла их использования в произведениях) я забыл со славных школьных лет. И очень этому рад.
Мне не нужно, чтобы неизвестные мне критики (буде таковые найдутся), разбирая по звукам слова и их группировки, вытаскивали отсюда и оттуда какие-то неизвестные даже мне "лексические обороты" и "литературные приемы", как это уже сделано для всех т.н. "классических" произведений вкупе с объяснением их (приемов) "истинного" смысла в каждом конкретном блоке текста каждого конкретного произведения нашим школьникам на уроках литературопочитания.
Мне нужно, чтобы текст звучал. Чтобы он был подобен музыке, будь то боевой марш или плавная расслабляющая элегия. И при всем этом - чтобы он оставался в умах и душах читателей, как каждый автор хочет, чтобы к его творениям отнеслись внимательно, чтобы их поняли, а не только скользили по ним глазами.
Спотыкания на этом пути неизбежны - да !. Но пусть они станут основой выработки стройной и сильной походки. Пусть так будет и для всех других авторов.
Но если иногда читателю и приходится нагнуться, то он только что прошелся по "спотыкательному" месту в произведении - вполне возможно, что, нагнувшись, он избежал и существенного удара по голове вещами более тяжелыми, чем воздух.



"Теперь о сути: несчастное детство - это, что и говорить, всегда актуальная тема."

Угу. Как считаешь, может быть это так потому, что сие недостойное явление все еще имеет место среди достойных?




"Только ее раскрывать нужно хорошо и полностью. А твой рассказ можно свести к следующему: "им было плохо, они страдали - им повезло, они в цирке - они выросли и стали богатыми". И не видно никакого роста самих героев."
Ты прав, но сложно описать этот самый рост, оставаясь в рамках выбранного жанра. Для этого нужны толстые пачки листов (вариант : объемистный хард), но и их не хватит, чтобы раскрыть тему.
Сколько произведений на эту тему уже было написано - а ведь поток не кончается, все еще пишут. Просто потому, что книги банальны, а гениальна только жизнь (дак простит меня автор сей великой мудрости, я забыл его имя и не могу поставить под фразой копирайт).
В этом плане, я считаю, можно охватить большой период жизни в мазках и штрихах (прямо как у т.н. "импрессионистов", стремящихся произвести впечатление на других), но не всегда обязательно зарисовывать каждый фрагмент до посинения (бумаги).
И жанр рассказа типа "один день из жизни Иванова Ивана Иваныча" позволяет это реализовать.


P.S.
Ух, теперь бы надо все это подвести под НОД (Наименьший Общий Делитель).
Спасибо тебе за совет по стилю, я учту его. У меня даже идейка родилась - буду публиковать произведения в 2х экземплярах - один читателям, а второй ... тоже читателям. Но другим.
Тем, кому нравятся витиеватые предложения, и не нравится колючий лес. Соответственно текст экземпляров будет слегка отличаться - простое станет сложным и сложное простым.
Надеюсь, так читать будет легче.

Еще раз спасибо за советы (кажется первый раз я где-то это уже говорил).
Timong

Озорнин Прохор Николаевич   21.12.2004 19:58   Заявить о нарушении
Несмотря на некую обиду, которую я почувствовал в твоем ответе на мой комент, я увидел в нем главное - он читается и воспринимается намного легче, чем твой рассказ. :) Я так понимаю, что ты сел и стал писать, что думаешь, и это получилось легче, изящнее и вразумительнее, чем рассказ, над которым ты, наверняка работал не один день. Если это так, тебе стоит над этим подумать...

"А кто сказал, что будет легко?" - Тимонг, если ты пишешь для себя, то это не имеет значения. Но если ты пишешь для себя, то зачем выкладываешь на всеобщее обозрение? Стало быть не совсем для себя. А потому надо все же немного думать о читателе. А читатель, он всегда вредный, ленивый и спесивый - аксиома. :)

"Все литературные приемы ... я забыл со славных школьных лет." - я тебе завидую, нас в школе литературным приемам не учили. Так что у меня о них более широкое понимание, и, разумеется, приобретенное собственным опытом.

"Мне нужно, чтобы текст звучал." - об этом и речь. Видишь ли, он для тебя "звучит", а для меня вот не прозвучал. Это я и имел в виду, когда говорил, что "читать такое, все равно, что лезть через колючки". Я называю это "замыливание глаза" - иногда в своем тексте таких вещей не видишь. Могу посоветовать маленький приёмчик - читай свой текст с разными шрифтами и разным форматированием.

"Как считаешь, может быть это так потому, что сие недостойное явление все еще имеет место среди достойных?"
Не знаю, Тимонг. Если ты помнишь, к самой сути рассказа я не придирался. Почему случается так, или иначе?.. Наверно, потому люди и садятся писать, чтобы попытаться ответить.

А вообще, я рад, что ты не полез тупо сраться, хоть слегка и обиделся, конечно :). Это говорит о тебе, как об человеке, адекватно вооспринимаюшем критику, а следовательно всегда готовому к самосовершенствованию. А таких людей я уважаю.

Евгений Немец   21.12.2004 20:51   Заявить о нарушении