Отзыв на рассказы Смерть за спасение, Принцесса и нищий и Нового

Да, журналистская смена подрастает! Хорошо пишут ребятишки, душевно. На душе кошки скребут, слеза продирает, в общем, все путем. И темы весьма актуальные — преступность, наркотики, беспризорные дети.
Если серьезно, то стиль рассказов по-настоящему понравился. Никто не пишет «мне жалко» или «мне страшно», а прочтешь, и по-настоящему становится страшно за страну, в которой мы родились и в которой нам жить. Потому что нормально жить здесь могут только те, кто захотел и сумел захватить богатую кормушку. Самым же слабым и беззащитным достается ад по полной программе.
Удивительно, как три коротких рассказа явили практически весь срез нашей современной жизни — жизни без идеалов, без философии, без целей. В них те же поведенческие мотивации и гуманитарный уровень развития героев. Проще говоря, «выживает сильнейший, побеждает вреднейший». И это после нескольких тысяч лет развития человеческой цивилизации, после Будды и Христа, после Леонардо да Винчи, Галилея и Ганди…
Но уж коль скоро я пишу отзыв, то хотелось бы этак тонко и между прочим упомянуть, что настоящая литература все же не та, где автор, обрисовав проблему, благополучно сбегает в кусты, оставив читательские сердца обливаться кровью, а глаза — горючими слезами.
Лелеющий своего читателя автор бессмертного шедевра, по моему мнению, хотя бы парой фраз наметит путь к свету в
конце тоннеля. Не зря ведь в странах Западной Европы запретили где бы то ни было использовать надпись «Выхода нет». Полезно было бы приучать себя видеть лучшие стороны жизни и, ставя диагноз, не преподносить его как приговор, а оставлять пациенту хотя бы призрачную надежду на исцеление. Замечу, что ни в одном из трёх рассказов этого нет.
«Сетование лучше смеха, потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл. 7:3). Согласна. Просто становится жутковато от ощущения безысходности.
Данные авторы, по-моему, стоят большего и пойдут дальше. Как знать, может быть, в будущем рядом с произведениями Татьяны Толстой и Виктора Пелевина, например, мы увидим на полках магазинов новеллы Натальи Захаровой или Вероники Гайворонской. А Наташа Бочкарева, пишущая так серьезно и остро уже в шестом классе, это и вовсе особый случай. Удивительны для столь юного возраста ее наблюдательность и психологичность.
Очень важен также выбор темы. Хороший слог и стиль можно встретить и в гламурном журнале, и тогда обидно становится за автора, который усердно «мечет бисер перед свиньями». Который во всех красках своего чудесного языка расписывая исключительно важный процесс нанесения (именно против часовой стрелки) крема от морщин!.. Важно — ради чего весь этот огород городили. Конечно, можно талантливо написать и рецепт приготовления яичницы. Но даже будучи блестяще написанным, он останется всего лишь кулинарным рецептом.
Истории, описанные в рассказах, жестоки, задевают за самое больное, как дантист, вытаскивающий зубной корень. Но они исключительно актуальны, они нужны, как шоковая терапия, приводящая в чувство хотя бы ту часть благополучных бюргеров, которая не потеряла еще способность мыслить и сострадать.
Мне, как будущему читателю, очень хочется надеяться, что наши талантливые авторы не оставят своих поисков, что вместе с их личным развитием будут совершенствоваться и их произведения. Постепенно умения причинять читателю душевную боль им станет уже мало, и захочется побеседовать с читателем, как с другом, рассказать что-нибудь интересное или забавное, разобраться в запутанной ситуации, вместе найти решение. И тогда я, увидев в магазине книжку с вашими рассказами, или найдя их в Интернете, скажу: «Привет, девчонки! А ведь я помню Снежинку, неприкаянную Верочку и люблю маленького Ушастика, рассудительно жующего подобранный под скамейкой бутерброд». Они вошли однажды в мое сердце, поселились в нем и живут там какой-то своей самостоятельной жизнью. Как и все другие творческие образы из тысяч статей, повестей, рассказов и романов, прочитанных мной. И это вы поселили новых героев в файлы моей памяти. И, знаете, я им рада!


Рецензии