Вариации на тему Богадельни Олди

Вариации на тему Богадельни (Олди).


 Перечитал Богодельню.

А недавно, перечитывал Сноу Краш(Лавину) Неила Стефенсона. Очень удачная последовательность. Ведь лейтмотивом Богадельни было то, как различные тексты являются переводами одного и того же содержания в различные культурные контексты - вот и выпал случай проследить за имплементацией этой идеи на примере... самой Богадельни.

Нет, параллель с Малыми Богами Пратчетта и богами(симбиотическими абстракциями) странстрианской религии(цикл о Френке Седноу - Желязны) была видна мне и при двух предыдущих прочтениях. Но эти ассоциации - достаточно поверхностны и неглубоки. Когда же я перечитывал притчу о Вавилонской Башне, смешении языков, общем праязыке, лингвистических программах(в том числе вирусов) сразу после того, как перечитал всю эту проблематику у Стефенсона... Да, это - разные книги. Да, подходы авторов различаются. Но вот сама проблематика - совпала, эдак, на три четверти - и сходство далеко не поверхностное. Повторенье - мать ученья :). Только прочитав обе версии трижды, я начал проникаться ;).

Впрочем, добавилось и одно забавное наблюдение. Морализаторство на тему о том, что ставить эксперименты на себе и на своих детях - это, этически, далеко не одно и то же - достаточно тривиальны, даже для страдавшего от экспериментов тётушки на поприще целительства Тома Соера. А вот причина, по которой не стоит закладывать в фундамент Вавилонской Башни женщину - порядком позабавила. Она, оказывается, может отвлечься на безделушки - и Башня - рухнет :-).

И ещё одно прочтение Богадельни ;).

  Ведь это в нашей цивилизации, с оружием ходят менты и солдаты(вот уж кому не позавидуешь), а люди, в чём-то преуспевшие, если нужно, нанимают охрану, а сами ведут свои бои головой, пером, деньгами наконец - но не свинцом и сталью.  Это наша цивилизация поддерживается, как Вавилонская Башня, миллионами детей, которые всё раньше и всё бесповоротней должны отказываться от детства, забав и игрушек, чтобы она не рухнула.  Они идут в школу уже в шесть лет, они, постепенно, начинают просиживать за партой полный рабочий день - а вместе с домашними заданиями выходит побольше, чем записано в трудовом законодательстве.  В Японии, их начинают учить компьютерной грамоте чуть не с яслей, а ведь языкам и скорочтению, в самом деле, проще научить ещё в детском саду - да и память тренировать...  Странное получается у них детство - но, без этого, цивилизации не удержаться даже на сегодняшнем уровне, не то, что вперёд идти - в средневековье оружное скатимся, как и предсказывают писатели.

  Как прямую реакцию, мы получаем агрессию страдающих от гиподинамии детей, молодеют "старческие" хворобы.  Запоздавшая реакция - бунты отказывающихся взрослеть(хотя время-то уже давно пришло) недоигравших в детстве студентов - вот сейчас у Мураками(Норвежский Лес) читаю - в Союзе-то студенты шибко не баловали :).

  Чтобы совершенствовать цивилизацию, не лишая детей детства есть много путей:

 - Переложить всё на машины(ИИ) - тупик, даже когда технически это будет уже возможно.

 - Продление жизни - но тут потребуется продлить и оптимальный для обучения период - а значит, мы говорим о генетических изменениях, если не о киборгизации.

 - Наследуемая, или передаваемая напрямую память - звучит весьма заманчиво, но, опять-таки, сопряжено с глубоким генетическим и техническим вмешательством - и чревато не только уходом от современного человеческого генотипа и фенотипа, но, так-же, идейным застоем и целым букетом неведомых ныне психических осложнений...


Рецензии