Рецензия на quotПлатформуquot Уэльбека

«Платформа». Мишель Уэльбек

Об этой книге можно сказать либо только плохо (встав на позицию нравственности), либо плохо, но с попыткой оправдания.
Конечно, на форзаце обязательно будет написано, что Уэльбек – один из самых скандальных писателей современности. Но а кто сейчас не скандален? Нет однозначного отношения ни к Уэльбеку, ни к Уэлшу, ни к Паланику, et cetera. Скандальна, во-первых, сама современность; а во-вторых, однозначного подхода в литературе и быть не может.
Впрочем, книга могла бы и не считаться ультрасовременной, если бы не актуальные пассажи о терроризме. Выкиньте вы пару столкновений бунтующих людей в «темных» кварталах Парижа, и последнюю кульминационную сцену насилия с применением современного оружия, замените их чем-нибудь подобным, и получится роман на любое время. В конце концов, тема любви, секса, власти, денег и насилия, к сожалению, в этом мире вечна и непереводима.
Правда, эпизоды сексуального характера бывают порой слишком откровенны и навязчивы, но вряд ли это носит характер порно, скорее эротический, пусть и не очень тонкий и не очень прозрачный налет. Читателю может показаться, что сексом автор в книге злоупотребляет, но здесь секс скорее выступает в качестве одного из главных художественных средств выражения событийной линии.
Сюжет довольно прост, эротики многовато, но это искупляет яркий, легкий и динамичный стиль Уэльбека. Лирические отступления касательно Огюста Конта, экономических моделей систем производства-потребления, а также припоминание цитат из сочинений старика Иммануила Канта и прочее, проскальзывают в тексте практически незаметно, но и настолько же непринужденно создают у читателя иллюзию о интеллектуальности романа. Хотя, откровенно говоря, не настолько эти высказывания лезут в голову, чтобы снять с полки томик Канта и погрузиться в перечитывание «Критики чистого разума».
Всего должно быть в меру, - пожалуй так можно охарактеризовать основной стиль «Платформы». Правда, финал у Уэльбека получается слегка смазанный. Незабвенная Валери все-таки чему-то не смогла научить Мишеля, или он сам не захотел учиться, утонув в лоне столь привлекательных и давно им желанных проявлений гедонизма.
Хотя, впрочем, точки ставить рано, будучи живым. Пока Уэльбек поставил лишь точку с запятой – ведь на грани и рождается и истина.


Рецензии