Ни для кого киносценарий

Ни для кого (киносценарий)



   Ольга Фeдорова
   
   Ни для кого
   (киносценарий)
   
   Пустая черная асфальтированная платформа - поезд вот-вот уйдeт. По ней шаги - это идeт к поезду девушка, совершенно одна и с лeгкой сумкой. Издалека слышится весeлая песенка под гитару про то, что мы - маленькие дети, и что нам хочется гулять. Она проходит мимо толпы, пришедшей, видимо, кого-то провожать, и входит в свой вагон. Те ещe продолжают петь, потом один из них, юноша тип лет девятнадцати, берeт свой чемодан и говорит:
   - Ну, что, пора закругляться, а то ещe поезд отойдeт....
   - Давай, я тебя провожу, а то ещe утащат твой чемоданчик, - заявляет один из его приятелей, и они заканчивают орать песенку.
   - Ты только не задерживайся долго, - предупреждает кто-то, пока эти двое не скрываются в вагоне.
   Там они идут по коридору поезда, глядя по сторонам.
   - Ну, где там твоe место? Это? А, вон то, боковое.... Чего вагон-то плацкартный? - вещает приятель отъезжающего.
   - Где же денег-то взять на купейный? - отвечает тот и кладeт чемодан на полку. У окна сидят пассажиры - молодая пара в джинсе, полная тeтечка, похожая на утку, и потрeпанного вида дядечка.
   - Провожающих просим покинуть вагон! - слышится голос проводницы, которая ходит по проходу.
   - Ну, что - бывай, друг, - заявляет приятель юноши. - Вы уж тут поаккуратнее, он ведь - музыкант, культурное достояние нашей Родины....
   Те во все глаза глядят на обоих, а приятель откланивается и уходит. Тип присаживается на своe боковое место, и видит, как в окно суeтся толпа его друзей и горланит:
   - Серый, скорее возвращайся!
   - Учти, мы тебя ждeм!
   - Пока. Неделя в твоeм распоряжении!
   Тот кивает и улыбается в ответ. Под эти крики в его поле зрения попадает та девушка с сумкой. Она садится на свободное боковое место, поезд трогается, крики нарастают, потом затихают, проводница машет флажком.
   - Ну, вот, поехали, наконец-то, вздыхает тeтечка, глядя в окошко. - Раньше поедешь, раньше приедешь.
   - Ехать-то недолго, - басит дядечка.
   Тип и девушка встречаются взглядами и как-то совершенно равнодушно глядят, словно друг друга не видят. Та молодая пара сидит, аккуратно обнявшись, словно на морозе, и смотрят всe в то же окно.
   - Немного жаль, что приходится уезжать, - говорит она своему спутнику.
   - Почему же - всe нормально, - отвечает тот и внезапно спрашивает типа: - А ты что, и правда музыкант? Интересно....
   - Громко сказано, - отвечает Серый. - Если это теперь так называется, то, возможно, это так.
   Его соседка по месту продолжает глядеть прямо, в окно, и взгляд еe необычайно прям и пронзителен. Тот оглядывается на неe и смотрит на часы.
   - Который час, молодой человек? - спрашивает дядечка.
   - Двенадцать десять, - отвечает Серый.
   За кадром - визгливый женский голос из мультфильма "Каникулы в Простоквашино": "Я тебя воспитывала, а ты... на электричке едешь..." "Он правильно едет", - отвечает ей меланхоличный мужской голос.
   - Вот время-то бежит, - размышляет дядечка.
   Тип, который с девушкой, достаeт с полки приeмник и начинает вращать ручку в поисках нужной волны, и тут же натыкается на вопль: "Европа Плюс!". Там - весeлая импортная песенка вроде "All What She Wants", и остальное действие происходит на фоне этой песни. Серый смотрит на соседей по плацкарту - его соседка что-то ищет в сумке, наверное, зеркало, дядечка глядит в окно, тeтечка вынимает из сетки батон колбасы, а молодая пара продолжает, обнявшись, слушать музыку. Он глядит, и пытается что-то вспомнить....
   Смена кадров. Дискотека - та же самая музыка, Серый зажигательно танцует в кругу своих друзей.
   - Ну, как успехи? - спрашивают его.
   - Да, играю понемногу....
   - Ничего себе - а ведь как всe начиналось....
   - А на данный момент я предпочитаю танцевать и ни о чeм не думать.
   Пока они танцуют в тeмном зале, освещeнном цветными прожекторами, за ними наблюдает та девушка, что в поезде, глядя задумчивыми глазами, потом поворачивается и стремительно уходит. У дверей танцзала она сталкивается с крутой девицей.
   - Ты куда это, подруга, собралась?
   - Вероятно, танцевать мне надоело, - улыбается подруга.
   - Только не говори, что тебе не понравился вечер, - веселится подруга. - Ты ещe не всe видела.
   - Ну, почему - должно быть, я ещe только в буфете не была.
   - Подожди, подожди, ты ещe не знакома кое-с кем. Помнишь, я тебе говорила, что познакомилась с классным парнем?
   - Припоминаю....
   - Ну, так вот - он музыкант, и сегодня здесь.
   - А что, и концерт будет?
   - Да нет, просто....
   - Слушай, Алeна, умеешь ты заинтриговать....
   - Кто, я? Да я - самый бесхитростный человек на свете, - искренне удивляется она. - Ну, пошли, пошли....
   Она хватает подругу за руку и тянет куда-то. Как раз закончилась музыка, и Алeна подводит свою задумчивую подругу к Серому, который только что говорил со своим другом где-то в углу.
   - О, привет! - Алeна. - Как тебе вечер?
   - Ну, как - неплохо.... Вот, танцую, всe ништяк, - заявляет тот. - Все чудно.
   - Вот и отлично.... Кстати, вот, хочу тебя познакомить: это - моя лучшая подруга Лора. А это - Серый.
   - Очень приятно, - отзывается тот, внимательно изучая Лору взглядом. - Только сегодня я синий по случаю дискотеки.
   Алeна, не давая ему договорить, оттаскивает его в сторону со словами:
   - Почему ты такой синий, объяснишь потом.... Кстати, когда ты уделишь мне хоть несколько минут?
   - А я разве провожу с тобой мало времени?
   - Нет, но всe-таки.... Ты всe для кого-то играешь, как-то скрытно, подпольно....
   - Чаще всего я прихожу туда с тобой.
   - А разве я играю не для тебя?
   - А разве нет?
   Его дeргает, словно током - и снова он на своeм боковом месте. Тeтечка выкладывает на стол закуску, какие-то бутылки и газеты.
   - Ну, тут прямо праздничный стол! - восклицает дядечка.
   - Это я для всех, - говорит тeтечка, продолжая, улыбаясь, раскладывать продукты.
   - Извините, но я лучше в вагон-ресторан, - Лора встаeт и проходит по коридору.
   - А вы, музыкант, будете праздновать с нами? - спрашивает дядечка.
   - Я? А по какому поводу? - отзывается весело Серый.
   - Вообще-то, мы просто собрались, едем вместе, - смущается он.
   - Ладно, я не против... - встаeт и подсаживается к столу.
   - А в каком стиле ты играешь? - спрашивает парень.
   - Я? Стиль простой, рок-н-ролл называется.
   - О, это круто, - уважительно кивает он.
   - Так, ну, давайте, налегайте, - приговаривает тeтечка. - Лучше сразу хорошо поесть, а потом и дальше ехать спокойно, правда ведь?
   - Правда, - соглашается дядечка с набитым ртом. - Давайте, ребята, режьте бутерброды....
   Лора стоит в коридоре купейного вагона и глядит в окно с белыми занавесками.
   Смена кадров. Она с подругой идeт по асфальту и разговаривает.
   - Ну, как тебе мой приятель? - спрашивает Алeна. - Это просто чудо какое-то.... Ты не видела, как он играет? Полжизни потеряла....
   - Нормальный вроде.
   - Только не говори мне, что он - такой, как все.
   - Я и не говорю, просто если все за ним бегают стадами, то это не значит....
   - Так они же бегают, а я вот его люблю.... Я тебе никогда бы об этом не рассказала, но вот... это действительно так.
   - Наверное, он знает жизнь, хотя мне судить трудно.... Должно быть, это так.
   - У него глаза совершенно бездонные - он много пережил, а мне ничего не рассказывает....
   - Да? А я заметила, что он хорошо танцует.
   - А как он божественно играет! - восторгается Алeна, и они продолжают свой путь молча.
   Снова Лора стоит в вагоне и глядит в окно.
   Пока все едят, девушка в джинсах (которая со спутником) глядит в окно (все звуки куда-то исчезают).
   Смена кадров. Эта девушка сидит в обычном ларьке, где продают лосины, тряпки и плюшевых медведей, в еe руках - газета с кроссвордами. В окошко просовывается тип средних лет в костюме и заявляет:
   - Инспекция.
   - У нас вчера уже проверяли - вот наш кассовый аппарат, - спокойно отвечает она, показывая ему какую-то бумагу, и снова углубляется в свой кроссворд.
   - А, извините.... А в соседнем ларьке кто работает? Он закрыт, почему-то не работает....
   - Я не знаю. Мы вообще здесь ни с кем не общаемся, у каждого - свой бизнес, - с грустью отмечает девушка.
   - А.... Если вы увидите ваших соседей, скажите, что проверять приходили.
   - Непременно.
   - Только обязательно скажите, не забудьте, - кивает тип из инспекции, и убирается из окошка.
   - Ага. Даже запишу, - прибавляет она и снова углубляется в кроссворды.
   К соседнему закрытому киоску подлетает тип, который теперь едет с ней в поезде в качестве счастливого возлюбленного, отпирает двери, шебуршит там, а затем заглядывает в открытую дверь девушкиного киоска:
   - Привет.... Инспекции не было?
   - Была, - не отрываясь от кроссвордов.
   - И что? - пугается он.
   - Ничего - я сказала, что не знаю, где ты, и почему киоск закрыт.
   - Ну, ты меня, можно сказать, спасла, - радуется тот. - Пока я тут бегал, доставал этот чeртов кассовый аппарат, меня уже могли бы оштрафовать на пару тысяч.... Вот это да! Зато теперь пусть приходят в любое время.... Если бы не ты....
   Он улыбается ей и отходит.
   Смена кадров. Этот тип в поезде жуeт бутерброд, и снова все звуки пропадают.
   Этому типу представляется, что он - зритель концерта, где на сцене волосатые дядечки играют что-то громкое и агрессивное, и в зале стоит шум и визг. Потом на фоне этой картинки играет марш Мендельсона - двумя пальцами на пианино.
   Смена кадров - этот же марш продолжается на фоне улыбающегося и жующего бутерброд типа.
   Лора всe так же стоит в проходе коридора у окна с белой занавеской, которая колышется от ветра.
   Смена кадров. Лора сидит в гостях у Алeны в мягком кресле и просматривает модный журнал.
   - Так вот, у меня столько событий! - заявляет Алeна. - Наверное, мне просто везeт.... Тьфу, чтоб не сглазить, но всe-таки что бы я ни начала, и во всeм удача, всe получается.... Может, так не бывает?
   - Но вот у тебя, видимо, бывает - о себе я такого сказать не могу.
   - А я вот выхожу на улицу и радуюсь всему новому, а поскольку это - экзотика, все радуются мне, потому что и во мне она есть.... Логично?
   - Вполне. И не говори мне, что тебя такая жизнь не устраивает.
   - А разве я такое говорю? Знаешь, иногда мне кажется, что у меня душа такая крылатая, что так и тянет полететь....
   - Так летай.
   - Если бы я знала, как это делается, я бы уже давно бы....
   - Слушай, Алeна, - она откладывает в сторону журнал, - а ведь ты и так летаешь, уже давно - ты сама-то хоть это понимаешь? Ты летаешь даже тогда, когда тебе этого не хочется.
   - Правда? Может, это так и есть, не знаю....
   - Тебе это не очень заметно, а вот я вижу, да и, думаю, что и все остальные это видят.
   - Да? Во всяком случае, мне повезло, а если ты это увидела, то тебе повезло вдвое больше, - говорит Алeна и подходит к окну. - А знаешь, меня ведь считают легкомысленной просто потому, что я предпочитаю скрывать свои истинные чувства, выставляя напоказ всe остальное.
   - Я думаю, она и сами - люди недалeкие. Как говорилось в одном фильме, если бы у глупости были крылья, они бы порхали здесь, как голуби, - отвечает Лора, улыбаясь.
   - Не знаю, - улыбается Алeна ей в ответ. - Но лучше всe же жить на земле, чем летать - вот я, например, в данный момент хочу просто попрыгать по комнате и покричать.
   - Мне бы тоже этого хотелось.
   - Да? И что же мы будем кричать? Подожди-ка, - присматриваясь к виду в окне, - кажется, там, во дворе, Серый играет.... И нас не позвал - ах, как нехорошо с его стороны....
   - Ты права, нехорошо.
   - Тогда пошли сами послушаем.... Нет, честно, ты не пожалеешь, пошли....
   Лора пожимает плечами, и они выбегают из комнаты.
   Смена кадров - снова Лора у окна с белой занавеской, глядит в это окно.
   А в плацкарте уже поели, тeтечка убирает со стола газеты и полколбасы.
   - Спасибо, - кивает Серый и встаeт из-за стола.
   - Сейчас, наверное, и чай принесут, - кивает та, - вот тогда совсем хорошо будет.
   - Да, чай бы не помешал, - говорит девушка своему спутнику.
   - Подождeм, - отвечает тот бодро, - когда-нибудь да принесут.... Если ты - музыкант, чего ж ты уезжаешь?
   Серый отрывается от созерцания окна и заявляет:
   - Меня там друзья ждут.
   - А здесь что?
   - У меня и здесь друзья, и дома друзья - у меня их миллион.
   - Ну, и везучий же ты, в таком случае, - уважительно произносит тот.
   - Хотелось бы в это верить.... Жизнь такая суматошная, и главное - устоять на ногах, хотя это довольно трудно, а если везeт, то это здорово, хоть бывает это очень редко.
   - А чего ж тебе ещe нужно? - спрашивает тот.
   - Мне? Ещe? - он задумывается.
   - Кому горячего чаю? - кричит из-за двери проводница.
   - Всем, всем! - отзываются они и роются в карманах и сумках. Серый не принимает участия в общей суматохе - всe думает.
   Смена кадров. Он сидит во дворе на скамейке, беря заключительный гитарный аккорд, и ставит инструмент рядом с собой. Сидящие рядом обмениваются впечатлениями:
   - Класс!
   - Ну, ты даeшь! Я так не могу....
   - Здорово!
   Алeна и Лора сидят напротив, потом Алeна встаeт и садится рядом с Серым.
   - Слушай, - говорит она, - я не могу понять, как это ты заставляешь нас всех себя слушать с таким восторгом.... У тебя несомненно есть что-то такое, что нашим бедным мозгам недоступно.
   - Пожалуй, ты преувеличиваешь, Алeна - ничего такого у меня нет, это естественно....
   - Ну, не скромничай, пожалуйста. Я всегда мечтала познакомиться с таким классным музыкантом, как ты, - нежно глядит ему в глаза.
   Лора сидит напротив них, наблюдая за их разговором.
   - А ты, Лора, что скажешь? Правда же, он гений - твоe мнение всегда было самым объективным, - заявляет Алeна, нежно переглядываясь с Серым. - Я же знаю, ты скажешь, и, как всегда, попадeшь в самую точку.
   - Почему? Ты же знаешь, что в музыке я - полный ноль, а по части критериев профессионализма я тоже ничего не могу сказать, - спокойно отвечает Лора. - Но ты права, как всегда - наверное, его никогда не устанешь слушать по той простой причине, что хороших музыкантов, пришедших из дворов, очень мало, но Серый - один из них.
   - Я рад, что меня оценили, - иронично замечает он. - Но я не задумываюсь о том, настоящий я музыкант или нет, плохой или хороший, я просто играю - может, даже и не музыку.
   Алeна от изумления приоткрывает рот, а Лора опять-таки просто и спокойно замечает:
   - Тогда не думай, что профессионализм что-нибудь, да значит - не становись популярным, а оставайся королeм двора.
   - Это почему же? - возмущается Алeна.
   - Согласен, - отвечает Серый, - ведь таких дворов и таких людей много повсюду.
   - Я тебя поняла, а значит, и ты меня понял, - говорит Лора и смотрит куда-то в сторону.
   - Эй, да вы что! Если бы Серый не был Серым, я бы его так не любила, - хитро улыбается Алeна. - Ты ведь не собираешься быть кем-то другим? Скажи мне, а?
   - Конечно, нет - я не хочу тебя так легко потерять, - отвечает он, с улыбкой глядя на Алeну.
   - Ну, тогда я пойду, - говорит Лора и встаeт.
   - Посиди ещe, - как-то неуверенно просит Алeна.
   - Нет, мне уже пора.... Увидимся.
   Она уходит, и они зачем-то глядят ей вслед, потом Алeна смотрит на него и говорит:
   - Ну, так что ты хотел мне сказать?
   - Что? - спрашивает он, словно не услышав, что она спросила.
   Смена кадров. В свой плацкарт возвращается Лора, на столе у еe бокового места дымится чашка чая.
   - Ну, королева, я взял на вас чай, - замечает тот, который с девушкой. Все снова на своих местах.
   - Спасибо, - отзывается она, - только почему это вдруг королева?
   - Не знаю.... Во всех королевах есть что-то королевское, - говорит тот и улыбается своей девушке. - А куда вы едете (спрашивает у тeтечки)?
   - А мы к родственникам собрались - они нас давно в гости ждут, да вот всe никак раньше было не выбраться....
   - И много их у вас? - спрашивает девушка.
   - Добрых полдеревни наберeтся. Они нас ждут, не дождутся.... Там у нас народ весeлый, жизнелюбивый - ну, по мне видно.... А вы?
   - Мы - в город, - заявляет тип с девушкой. - Домой - здесь у родителей гостили.
   - Понятно, - кивает тeтечка.
   Серый с интересом прислушивается к разговору, а Лора тем временем допивает свой чай, достаeт из сумки какую-то книжку и углубляется в чтение. Тeтечка достаeт из своей сумки вязание, а юноша с девушкой выходят в тамбур, взявшись за руки. Дядечка достаeт из той же сумки карты и предлагает Серому:
   - Не хотите ли, молодой человек, сыграть со мной?
   - Попробую, - отвечает тот и садится на свободное место напротив него.
   - Я-то давно не играл, а в хорошей компании почему бы и не сыграть на интерес?
   Он сдаeт карты, а Серый внимательно следит за выражением его лица.
   Смена кадров. Этот дядечка сидит на улице на перевeрнутом ящике в потeртом пальто, небритый и с самым что ни на есть отчаянным выражением лица, время от времени хватается за голову:
   - Это ж надо.... Как же так получилось-то? Эх.... Как же это я?
   Мимо идeт наша знакомая тeтечка с сеткой, вся на понтах, уже проходит мимо, а потом вдруг спрашивает:
   - Вы чего это тут сидите, а? Такой приличный мужчина, а что за вид?
   - А, гори всe синим пламенем, - отвечает тот, хватаясь за голову.
   - Ну, что произошло? - ласково спрашивает тeтечка, подходя поближе.
   - Проигрался я.... Ни копейки нет, второй день ничего не ел.
   - Где ж вы живeте?
   - Нигде, на улице.... Жена из дома выгнала полгода как.... Что делать - ума не приложу.
   Тeтечка размышляет, потом решительно берeт его за рукав:
   - Вставайте. Пойдeмте со мной.
   - Зачем? - растерянно спрашивает тот.
   - Пошли, пошли, - решительно говорит тeтечка и тащит его за собой.
   Он на кухне у этой тeтечки, с жадностью хлебает бульон из тарелки. Та с довольным видом наблюдает за ним.
   - Ну, вот, хоть пообедаете, как человек.
   - М-м, - мычит он, не отрываясь от тарелки.
   - Кушайте, кушайте, - умиляется тeтечка.
   Тот доедает бульон и с удовольствием произносит:
   - Да, знатный был суп.... Знаете, когда я такой последний раз ел?
   - Ничего страшного - всем нам иногда в жизни не везeт, но это не повод для огорчений, - бодро замечает она. - Вы идите отдыхайте, а я тут сама как-нибудь управлюсь....
   - Ну, уж нет - лучше вы отдыхайте, - заявил дядечка и встал. Тeтечка делает большие глаза и хлопает накрашенными ресницами, после того, как слышит: - Я и сам неплохо справляюсь с домашней работой.
   Смена кадров. Все снова на местах - девушка дремлет на плече у своего спутника, Лора читает свою книгу или делает вид, что читает, время от времени поднимая голову, Серый глядит в окно, дядечка перебирает колоду карт, а тeтечка, сидящая у окна, всe так же продолжает вязать, чему-то улыбаясь.
   Смена кадров. Эта тeтечка - в ювелирном магазине, высматривает себе кольцо на витрине, причeм на каждом еe пальце - максимум по три кольца, которые нагло сверкают и переливаются. Присмотрев себе золотое кольцо, она просит продавщицу с постной физиономией:
   - Покажите мне вот это колечко.
   - Это? Пожалуйста.
   Тeтечка надевает кольцо на один из пальцев, на котором и без того достаточно колец, и говорит:
   - Пожалуй, я его возьму.
   - Оно обручальное, - надменно замечает молодая продавщица, недовольно косясь на усеянные кольцами пальцы тeтечки.
   - А мне и нужно обручальное, - по-деловому произносит та и роется в сумочке в поисках денег.
   Снова смена кадров - уже темнеет, и в вагоне все дремлют. Серый встаeт, пошарив в своей дорожной сумке, суeт в карман сигареты и зажигалку и уходит. Лора, несмотря на темноту, продолжает читать.
   - Девушка, вам же ничего скоро видно не будет - темно, - предупреждает дядечка.
   - Кто это вам сказал? У меня стопроцентное зрение, - отвечает она с улыбкой.
   - Всe равно глаза надо беречь - не молочные зубы, ничего вечного не бывает.... Интересная книга?
   - Практический курс физики.
   - А-а... Вы - специалист, теоретик или практик?
   - Нет, я - любитель.... Интересно почитать на досуге.
   - Правда?
   - Ну, конечно.
   - А вы верите в судьбу? - спрашивает тeтечка, до этого дремавшая.
   - Разве судьба - это физика? По-моему, это - высшая математика, - замечает тип, который с девушкой.
   - Какая бы ни была, наверное, есть, только мы сами не знаем, что с ней делать, - отвечает Лора, захлопывая книгу. - Иногда мы сознательно проходим мимо неe, игнорируем, а потом жалеем всю жизнь....
   - А зачем проходить? - интересуется тeтечка. - Я думаю, нужно еe поймать за хвост - вот уже и есть счастье.
   - Таков уж человек - никогда не знает, что ему нужно, - размышляет Лора. - Да и счастье тоже бывает разным - бывает, нужен только горячий чай, а бывает, и "Мицубиси" подавай, и не одну.... О счастье человек думает тогда, когда он один и хочет иметь это для себя, но те, кто рядом с ним, мешают ему, потому что хотят совсем другого.... Но пока каждый человек - эгоист, он в силах добиться этого счастья, и не задумываясь о том, как это отразится на других.
   - А вы - эгоистка?
   - Не знаю - я просто плохой философ, - говорит Лора, - и, возможно, я плохо разбираюсь в людях, потому что сама не хочу.... Быть может, всe и изменилось бы, если бы я в своe время сказала то, о чeм я сейчас думаю, а не молчала.... Впрочем, это - слишком сложно, а я не умею сложно говорить.
   Серый выходит в тамбур, глядит в небольшое окошко, вделанное в дверь, о чeм-то сосредоточенно думает, потом достаeт зажигалку, вертит еe в руках, словно это - предмет чрезвычайной важности, потом достаeт сигарету и прикуривает.
   Смена кадров. Та же дискотека, и Серый прикуривает от зажигалки, которую протягивает ему приятель.
   - Я вчера ходил в один клуб, - заявляет он, - меня туда приглашали....
   - Ну, наконец-то! - радуется приятель. - И когда же мы тебя услышим?
   - Скоро... скоро, - загадочно отвечает он и глядит на танцующих и пляшущие огни.
   - Ты, я слышал, уезжать собрался? Ну, в добрый путь, - говорит приятель. - Я всегда знал, что тебе повезeт - только через неделю возвращайся....
   - Вольному - воля, - улыбается Серый.
   Тут к нему подлетает Алeна с экзотической причeской и в мини-юбке.
   - Серый, ты где прячешься? Будешь сегодня танцевать или нет? А то следующий танец я отдам кому-нибудь другому.
   - Только попробуй, - ухмыляется тот.
   - А ведь тебя не видно уже целых два дня, - говорит она вполголоса, кладя руки ему на плечи, - и не звонишь.... Что происходит?
   В этот миг в дверях зала появляется Лора в каком-то тeмном вечернем платье с серебром и с причeской античной богини - разумеется, оба глядят на неe. Алeна машет подруге рукой, и они с Серым подходят к ней.
   - Лора, какой сегодня праздник? - спрашивает Алeна. - Тут у нас часом не конкурс красоты? А, я знаю, ты не помнишь, что королева дискотеки - это я (смеясь)....
   - Что ты, я помню об этом всегда, - спокойно отвечает Лора в то время, как Серый странным, крайне беспокойным взглядом любуется на неe.
   - Так куда ты пропала? Рассказывай, - продолжает выпытывать Алeна.
   - Ничего не случилось, просто сегодня - мой день рождения.
   - Что же ты ничего не сказала? - возмущается Алeна. - Мы бы закатили пир на весь мир, ты же мне как сестра, ведь мы - идеальные подруги для музыкантов, правда?
   - Это уж точно, - соглашается Серый.
   - Тогда давайте праздновать! - веселится Алeна.
   - Нет, давай лучше сделаем вид, что празднуем, - отзывается Лора. - Пусть это будет просто дискотека, как всегда.
   - Я не понимаю одного - почему, - размышляет вслух Серый.
   - Ну, ладно, пусть будет, как обычно, ведь каждый устраивает свой праздник так, как он хочет, - объясняет Алeна.
   - В самом деле, - отзывается он. - Но ведь можно поступать так, как все, или так, как не поступает никто. Вот в тебе, Алeна, совместилось несовместимое.
   - Я тоже не люблю поступать так, как все, и, тем не менее, не отличаться ото всех остальных, - замечает Лора. - И я не понимаю, зачем на эту тему устраивать дискуссию.
   - Нет, ты, конечно, права, - отмечает он. - Это так, заметки на полях.... Ты можешь поступать так, как хочешь, но всe равно я поздравляю тебя.
   - А я - тем более, - Алeна. - Ты же знаешь, как я к тебе отношусь.
   - Послушай, а почему я никогда раньше не замечал, что ты какая-то не такая... другая? - спрашивает он Лору.
   - Что, странная? - улыбается она.
   - Нет, именно не такая.... Например, у тебя взгляд колдовской.
   - Это комплимент? - смеeтся она.
   - Комплименты он говорит только мне, - замечает Алeна, - а о странностях человеческих судеб мы тоже иногда размышляем, но вслух - в основном, я.
   - Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы часто не можем понять друг друга, - Лора.
   Потом Серый стоит у окна и провожает Лору, идущую по улице.
   - Ты прав, - заявляет ему стоящая рядом Алeна, - иногда она бывает очень странной, и при этом ведeт себя так естественно, будто так и надо.
   - Ну, и что? Лично я него странного в ней не заметил.
   - Потому что ты еe плохо знаешь, - отзывается она. - Надо признаться, что и я тоже знаю еe не очень хорошо, но, тем не менее, кое-что я всe-таки успела заметить. Что же, из-за еe аристократического вида я сразу должна изменить своe отношение к ней?
   - А почему должна?
   - Вот я и говорю, что нет.... Почему все смотрят только на внешность, а душу вроде как и не замечают?
   - Немногие об этом думают, но всe равно рано или поздно придeтся столкнуться с тем фактом, что мысли и чувства человека исходят из души.
   - Выходит, и ты - философ? Говорила я себе, что не стоит связываться с музыкантами....
   - А как же я?
   - Ты - исключение, - улыбается она, - исключение изо всех возможных правил.
   Он оборачивается к ней, а потом снова глядит в окно - там только деревья, и больше ничего, кроме пустой дороги.
   Смена кадров. Серый стоит в тамбуре и глядит в маленькое окошко, прорезанное в двери, на свежий воздух. Потом открывает дверь и идeт в свой вагон.
   - Ну, молодой человек, признавайтесь, где вы так долго пропадали - уже совсем стемнело, - интересуется дядечка.
   - Я размышлял, к тому же, по натуре я - исследователь, - улыбается Серый, занимая своe место.
   - Это похвально, - отмечает дядечка. - Все мы такие в молодости....
   - Ну, сегодня мы уже рассуждали на эту тему, - одeргивает его тeтечка.
   - А забавная штука - поезд, - говорит тип, что с девушкой. - Сегодня вот нас столкнули нос к носу, а завтра мы уже никогда не встретимся, и будем чужими людьми, а теперь, пока - вроде как знакомые, близкие....
   - Наверное, это и к лучшему, - замечает Лора. - Есть много близких людей, надоевших друг другу, а хорошие люди не заслуживают такой участи, поэтому так лучше.
   Серый ничего не отвечает, только тихо ботами качает на верхней полке, куда он только что залез:
   - Смешно, не права ли - мы люди, а спим на полках, как вещи - ненужные и заброшенные вещи....
   Лора задумывается, приводя свою нижнюю полку в порядок.
   Смена кадров. Лора в гостях у Алeны, и они мирно беседуют.
   - Слушай, а как ты считаешь, существуют ли люди, обречeнные на одиночество? - спрашивает Алeна.
   - Объясни.
   - Ну, те, которые всегда одни да одни, как в боевиках, и всe-то им нипочeм, и им даже нравится такой способ жизни....
   - Вполне возможно, что такие есть, только им не всегда это нравится - у каждого бывают минуты, когда хочется бросить всe.
   - Да? А я бы так не смогла. Ужас - не с кем поговорить, поделиться умными мыслями - просто кошмар.... Не понимаю, что в этом находят люди. Что они, самые уникальные, что ли?
   - Они чем уникальны? Тем, что всегда одни? Вообще-то, для этого тоже нужен особый склад характера, иначе просто не выжить.
   - Но ведь ты говоришь, что они выживают, и откуда ещe на всe остальное силы берутся? Не понимаю....
   - Возможно, просто каждый из них живeт так, как ему нравится - не стоит их осуждать.
   - А я и не осуждаю - я просто рассуждаю.... Ты же знаешь, как я люблю рассуждать.
   - Знаю.
   - А ещe знаешь, вот мы - как сeстры, и даже больше, чем подруги.... А ты смогла бы меня предать?
   - Мне никогда это даже не приходило в голову.
   - А смогла бы?
   - Наверное, нет, потому что мы доверяем друг другу, и мы - как сeстры.
   - Правда? И могла бы пожертвовать всем?
   - А как же иначе?
   - А я вот не знаю.... Я не способна на такие поступки, разве что в самом крайнем случае.... Ты всегда была какой-то непохожей на меня, другой - во мне нет ни благородства, ни сдержанности....
   - Ты думаешь, это есть во мне? Иногда я разбиваю всe вокруг себя и лезу на стены.
   - Ты?
   - Ну, да.
   - Всe равно, ты скрываешь свои недостатки, а я выставляю их напоказ. Нельзя сказать, что я очень люблю это делать....
   - Всe невозможно скрыть, - отвечает Лора. - Именно поэтому лучше увидеть сейчас, чем потом - ты знаешь этот секрет.
   - Никаких секретов я не знаю, - улыбается Алeна. - Часто мне кажется, что я вообще ничего не знаю, но, тем не менее, ты мне очень дорога.
   Смена кадров. Серый, валяясь в темноте на верхней полке, прислушивается к стуку колeс и далeким голосам через стену, и тоже что-то вспоминает.
   Смена кадров. Он стоит на улице в окружении каких-то девиц, и среди их вопросов пробивается его голос:
   - Я не знаю, не знаю.... Может, буду играть, может, нет.... Я всегда занят, у меня немного свободного времени, хватает только на бары и дискотеки, поэтому всe очень сложно.... Нет, сегодня нет.
   В это время мимо проходит Лора, и тот догоняет еe, освободившись от стаи назойливый девиц.
   - Привет.
   - Привет, - отвечает она.
   - Не знаешь, где Алeна? Еe нет дома....
   - Нет, я и сама еe ищу - она, как всегда, в вечном поиске.
   - А, ну, да....
   - Ты, я смотрю, пользуешься успехом.
   - Это мне пошли на пользу твои советы.
   - Разве я тебе что-то советовала? - пытается вспомнить она. - Если да, то только с подачи Алeны.
   - Конечно, она заговорит кого хочешь.... И всe-таки, как ни крути, мне нравится такая жизнь - всe бурно, весело и никогда не повторяется.... Хочу, чтобы всe это никогда не кончалось.
   - Конечно, нам всем это нравится, но у меня вот так бурно не очень получается, зато посмотри на Алeну - она, по-моему, всегда будет в окружении всевозможных людей.
   - Вот такими, как мы, ты хочешь сказать?
   - И такими, и другими, и всякими разными.... Мне помнится, ты шeл еe искать.
   - Ах, да - совсем забыл.... В этой кутерьме очень трудно бывает разобраться - пойдeшь одной дорогой, а свернeшь совсем на другую и, в конце концов, выйдешь на третью.... Странная всe-таки жизнь.
   - Можно подумать, что она трудная, а не лeгкая.
   - Для кого как, но иногда всe это напоминает головоломку, которую методично и последовательно собираешь так, что в итоге твои мозги напоминают хаос, где мысли плещутся, как в аквариуме, а не в уме.... Вот, искал Алeну, а нашeл....
   - Совсем не то, что искал, - добавляет она. - И в жизни так бывает - ищешь одно, находишь другое, а когда попадается то, что тебе нужно, уже поздно.... Поэтому передай привет Алeне, когда найдeшь, и постарайся не опоздать.
   - Ты рассуждаешь, как колдунья.
   - Да? Что ж, возможно - вполне вероятно, что я - колдунья, и поэтому все стараются держаться от меня подальше.... Пока, - говорит она и уходит в другую сторону.
   Уже на другой улице он натыкается на Алeну.
   - Какая неожиданная встреча, - слегка иронично улыбается она.
   - Слушай, я тебя всюду ищу - куда ты подевалась?
   Дальше они идут уже вместе, разговаривая.
   - Я просто гуляла.... Ты же знаешь, если я ухожу гулять - это с концами.
   - Да, я, конечно, об этом догадывался....
   - И что? Зачем ты хотел меня видеть?
   - Хотел спросить тебя об одной важной вещи.
   - Как интересно? И о какой же?
   - Вот у нас в народе есть две поговорки - "Старый друг лучше новых двух", и "Новая любовь вытесняет старую". Какой из них верить?
   - А что, у тебя уже дружба или любовь? - иронично замечает она. - Что, не видно разницы?
   - Нет, мы просто поспорили....
   - А, ну, тогда ты просто не обращай внимания - поступай согласно своим убеждениям.
   - Ты в этом уверена?
   - Да. У тебя же своя голова на плечах, в конце-то концов....
   - Да, это точно.
   - А если честно, я просто шучу - тебе же не понять, какой это понт - идти по улице с музыкантом, особенно со своим собственным.
   - Да? - на его лице появляется предательская улыбочка. - Зато тебе не понять, какой понт идти по улице музыкантом, да ещe и с обалденно красивой и экзотической девушкой, с которой у меня какие-то непонятные отношения - не то дружба, не то любовь....
   Они смотрят друг на друга и смеются.
   Они дома у Алeны сидят за столом. Перед Алeной - лист бумаги, и она что-то объясняет.
   - Вот, смотри, вечность - это такой вот листочек бумаги в клеточку.... Вот этот квадратик (обводит ручкой один) - это то, где мы живeм сейчас, вот этот, допустим (обводит другой, подальше и по диагонали от первого) - то, где мы будем, но ведь мы не знаем, где он; мы имеем полное, но, впрочем, далеко не всe возможное знание об этом квадрате, где мы живeм - все остальные, незакрашенные квадраты, нам неведомы, но они есть, и наш квадрат - одна из составных частей большого листа бумаги, или просто игрового поля, на котором кто-то играет в крестики-нолики, свободно двигая чужие судьбы. И вот кому-то известно о том, существующем квадрате, который их ожидает, а кому-то - нет.
   - А ты-то знаешь сама? - спрашивает Серый.
   - Я только на пути к знанию.... Ой, интересно, что это я тут тебе наговорила - даже сама не поняла.... Со мной иногда такое бывает.
   - Но звучало это красиво.... Одно мгновение я был уверен, что тебе доступны все тайны мира, - говорит он.
   - Нет, просто я демонстрировала тебе применение простого листа бумаги.
   - А попроще?
   - Пожалуйста. Представь себе, что это - окна огромного дома.
   - Небоскрeба?
   - Не знаю, но очень огромного, и в нeм живут люди, которые, скажем, любят меня - их очень много. И вот представь, когда я прохожу мимо этого огромного дома, все его окна будут светиться - крутое зрелище, правда?
   - Да, я представляю.... А почему бы тебе не зайти в этот дом?
   - Нет, если я зайду хотя бы в одну из квартир этого дома, я уже не увижу, как светятся все остальные окна, а в соседнем доме будет так, как всегда - половина окон тeмные, а половина - светлые.
   - А это тебя не устраивает?
   - Конечно, нет. Зато если я зайду в соседний дом, в этот половинчатый, я увижу, как горит свет в окнах этого огромного дома.
   - Понимаю тебя.
   - Да, это самая простая логика. И разве может это не радовать?
   - Да, это, должно быть, здорово, но ведь так не бывает....
   - У меня - бывает, - улыбается она. - Да ты не принимай мой бред близко к сердцу - я ведь через минуту забуду, что я говорила, правда....
   - А я - нет.
   - Я ведь всегда могу придумать какой-нибудь другой наворот, ещe круче.
   - Я знаю.
   - И всe там логично, правда?
   - Да, а я вот почему-то так не могу - мне даже в голову не приходит изобретать такие оригинальные вещи.
   - А я ведь ничего не изобретаю - всe так и есть.
   - А для меня всe это несколько иначе.
   - Если бы не было по-другому, было бы скучно и неинтересно.... Вот, ты уже загрустил.
   - Кто, я? В таком случае, давай-ка я расскажу тебе что-нибудь весeлое, - замечает Серый с большой и светлой улыбкой на лице.
   Смена кадров. Снова Серый валяется в темноте при лунном свете на своей полке. Внизу, в окне, проплывает тeмный лес, очень жуткий и мрачный, а серое небо с каждым оборотом колeс поезда всe светлеет, и при этом вокруг остаeтся темно. Он снова продолжает размышлять.
   Он у себя накручивает номер на своeм красном телефоне, насвистывая что-то неопределeнное, потом произносит:
   - Лора, привет, это я.
   - А, ну, да, узнала.... Какой-то у тебя непривычно весeлый голос.
   - Правда? А я думал, что не очень.... Передал Алeне привет от меня?
   - Конечно.
   - Отлично. Как дела на музыкальном фронте?
   - Пока без изменений, то есть всe очень круто и здорово - иначе у меня и не бывает, - усмехается.
   - Значит, всe нормально.... Так что скажешь?
   - Мне очень нужен твой совет.
   - Вот как.... Интересно, кому нужны мои нудные советы.
   - А я очень ценю твоe мнение.
   - Да? Это странно, но всe же.... И что там у тебя?
   - Вообще-то, по телефону это долго, я не слишком люблю этот подлый аппарат - он и друг, и врагом иногда бывает.... Я бы хотел сказать всe, что думаю по этому поводу тебе, а не телефону.
   - А, мне ясен ход твоих мыслей.
   - Да, давай лучше встретимся где-нибудь, и я поделюсь с тобой своими мыслями.
   - Это так серьeзно?
   - Очень. Все мои друзья считают, что раз я - музыкант, то у меня вообще нет никаких проблем, кроме музыкальных - но ведь это не так, у меня их даже больше, чем у всех остальных.
   - И ты так легко об этом говоришь?
   - А чего скрывать, если так оно и есть?
   - Сомневаюсь, что смогу посоветовать тебе что-нибудь дельное.
   - Но ведь я знаю, что ты сможешь.
   - Хорошо. Где встретимся?
   Смена кадров. В синем небе - жeлтое солнце, а Серый - на крыше низенькой будки, каких в городе полно. Подходит Лора.
   - Ты что это туда забрался?
   - Давай руку, а то я ведь могу упасть и разбиться, так и не сказав тебе то, что я должен сказать.
   Она, смеясь, протягивает ему руку, и он спускается вниз.
   - Ну, теперь можно и поговорить.... Куда пойдeм?
   - Не думай, что я предложу тебе погулять в парке, я ведь не такая уж заумная, какой кажусь.
   - Тогда давай просто погуляем, - предлагает он. - Я ведь многое должен тебе сказать.
   Они идут по дороге, что параллельно проезжей части - самая обыкновенная улица.
   - Знаешь, каждый из нас идeт по ровной и широкой дороге, зная, что она нескоро кончится, и вдруг видит впереди тупик, - заявляет он, глядя на солнце. - Что тогда?
   - Но ты ведь знаешь, что это не так, это - камуфляж, а за этим тупиком - ровная дорога.
   - Да, ну, а что же делать?
   - Пробить стену из бумаги, которую ты называешь тупиком, и идти дальше.
   - А это возможно?
   - Конечно - всегда всe решается очень просто. Мне, наверное, это виднее, ведь я гляжу на всe со стороны.
   - Разве это правильно?
   - Я не хочу играть, поэтому это и выглядит несколько неестественно.
   - Ты думаешь, мне это нравится?
   - Да ладно, это - очевидные вещи, давай не будем их обсуждать.
   - Хорошо.... Я просто хотел сказать, что когда ты появилась в той дискотеке, словно солнце взошло - такое красивое и посторонняя....
   - Да? - несколько иронично удивляется она. - Да, посторонняя....
   - Но, понимаешь, в чeм дело - солнце только кажется таким недоступным и гордым: на самом деле оно любит всех и знает, что за таинственный свет его тоже все любят.
   - Вот, значит, какого ты обо мне мнения.
   - Ну, да. Ты ведь всe это прекрасно понимаешь.
   - Не ожидала услышать это от тебя.
   - Но ведь это так! Мне сразу захотелось тебя понять, ведь даже Алeне твоe поведение кажется странным.
   - Я знаю - она никогда не стремилась понимать меня - достаточно того, что я еe понимаю.
   - И всe-таки ты ведь любишь еe, словно сестру, несмотря ни на что.
   - Не могу иначе. Когда человек открывается мне, в моей душе белые пятна заполняются яркими картинами.
   - Нет, я не понимаю, - начинает он, - почему ты.... Ты ведь можешь быть счастливой, стоит тебе только руку протянуть - ты ведь королева, да.... Я хочу, чтобы эта грусть навсегда исчезла из твоих глаз, ведь ты - не такая, как мы, и в то же время такая же - красивая, весeлая, вот только....
   - Есть стены гораздо больше, чем тупики. К тому же, мы говорили совсем о другом.
   - Но я не сказал и сотой доли всего того, что я хотел бы сказать.... Я не знаю, но чувствую, о чeм....
   - А хочешь, я расскажу о себе? - глаза еe загораются. - Я - колдунья, и твоя музыка не может оставаться равнодушной ко мне.
   Он останавливается, и перед ним появляется совсем другая Лора - с тeмными распущенными волосами, нежной яростью в глазах и совершенно, до жути другая.
   - Ты это хотел знать? - говорит она совершенно другим голосом.
   - Я подозревал, - спокойно отвечает он.
   - И по-прежнему хочешь говорить?
   - Кто бы ты ни была, мне всe равно - я же знал, что именно это тебе не удаeтся скрыть.
   Она снова приобретает прежний вид, и они продолжают свой путь по улице.
   - Да, ты прав, ничего нельзя скрыть, - добавляет она.
   - Потому, что я - музыкант, просто отвечает он.
   - Конечно, теперь не стоит искать логику в твоих словах.... Я обожаю телефоны, друзей и дискотеки, и думала, что об этом никто не знает.
   - Значит, в ту ночь был твой день рождения....
   - И подарок был очень дорог.... А теперь всe-таки скажи, о чeм ты хотел поговорить со мной?
   - Обо всeм, и об Алeне тоже.
   - Да, я догадывалась об этом.... И что же?
   - Мне последнее время нелегко еe выносить - неверный шаг в сторону, и она бросит меня, посмеявшись надо мной, а теперь мне кажется, что я этого хочу.... Мне она кажется чересчур легкомысленной....
   - Это не так - она очень умная.
   - Поэтому и говорит о том, что может объяснить всe и вся угодно?
   - Это еe право, и я должна тебе сказать, что на самом деле она одинока.
   - То есть ты одна, но не одинока, а у неe масса друзей, и она одна?
   - Да, одна, но не один из друзей не задерживается у неe долго. Она - как проходная комната, зал ожидания....
   - Я это замечал.
   - Но самое страшное в том, что это - еe судьба, и успех еe призрачен, хотя ты можешь всe изменить.
   - Что?
   - Всe то, что ты знаешь о ней - Алeна несчастна, но ты можешь сделать еe счастливой.
   - Да? И как же?
   - Ей нужен ты, понимаешь? Вот и весь мой тебе совет, больше ничего сказать не могу.
   - Но ведь я хотел сказать совсем другое....
   - Уже не так важно, что именно ты хотел мне сказать.
   - Нет.... Просто я подумал и вдруг понял, что мне нужна ты, кто бы ты не была - мне всe равно....
   - Это невозможно....
   - Я хотел говорить не об Алeне, а о тебе.
   - Не оставляй еe - послушай, что я тебе говорю.... Будь счастлив, прощай.
   Она целует его в лоб, и эта улица вместе с ними уезжает куда-то вперeд. И снова едет поезд....
   Смена кадров. Уже день, и все сидят с вещами на нижних полках, глядя в окно.
   - Ну, наконец-то, приехали! - радуется тeтечка.
   По вокзалу что-то объявляют, и все с вещами встают и продвигаются к проходу.
   На платформе никого нет, только когда Серый выходит из вагона, он видит, что его встречают друзья, шумят, веселятся, и они уходят в одну сторону, потом из вагона выходит Лора, идeт в другую сторону по тeмной платформе, где никого нет, только стучат еe каблуки. Она скрывается в конце вокзала, и всe. Тишина.
   
   27.08.93


Рецензии