Кино и немцы. От кого мы защищаем нашу победу

Заявление президента России Дмитрия Медведева о необходимости защитить память о победе советского народа в Великой Отечественной войне вызвало немало критических откликов. Напомню, что 19 мая 2009 года президент отдал распоряжение о создании комиссии, которая призвана противодействовать "попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России". "Мы стали чаще сталкиваться с историческими фальсификациями... - заявил Медведев 7 мая. - Такие попытки становятся всё более жёсткими, злыми, агрессивными... Мы никому не позволим подвергнуть сомнению подвиг нашего народа".

Комиссию при президенте РФ из 28 человек возглавил Сергей Шойгу. Сопутствующий законопроект предполагает штрафы и тюремное заключение до 5 лет для всех, кто будет по суду сочтён виновным в отрицании решений Нюрнбергского трибунала.

На Западе тут же принялись интерпретировать решение российского главы на свой лад. Михаэль Людвиг из Frankfurter Allgemeine в статье «Единственно верная точка зрения на историю» заявил, что преследоваться по закону будет утверждение, будто Советская Армия совершала во время Великой Отечественной войны преступления.

Однако некоторые иностранные журналисты признают, что у России есть основания для защиты своей истории от поругания. Так, Фред Уэйр из The Christian Science Monitor указывает, что Кремль возмущен многими явлениями в Восточной Европе, странах Балтии и Украине: демонтажом памятников павшим воинам Советской армии, уличными маршами ветеранов СС, судом над ветераном войны Арнольдом Мери, которого обвиняли в геноциде за предполагаемую причастность к высылке эстонцев в Сибирь. "Ещё один повод для раздражения - публичное восхваление президентом Ющенко Украинской Повстанческой Армии, которая при поддержке ЦРУ почти 10 лет вела партизанскую войну с СССР", - пишет он. И ту же замечает: почти две трети россиян считают, что попытки отрицания победы СССР в Великой Отечественной войне следует запретить.

К числу этих двух третей отношусь и я.
***

1.ПОБЕГ ПОД РАЗВЕСИСТУЮ КЛЮКВУ
Впрочем, сказанное выше – всего лишь присказка. Как выразился некогда дедушка Крылов, «мы историю не пишем; а вот о том как  баснях говорят». Итак, о баснях.

Несколько лет назад  мне довелось посмотреть немецкий фильм «Побег из ГУЛАГа», в оригинале – «So weit wie die Fuesse tragen» («Так далеко, насколько ноги унесут») - студия «Каскадёр», режиссёр Харди Мартинс. И я вспомнил телерепортаж с немецкого кинофестиваля, где зрители делились впечатлениями о российской картине  «Звезда» по повести Эммануила Казакевича. Милая девица лет 18-ти, выросшая на сосисках и пиве, пухленькая, в круглых очках, возмущалась, оттопырив губки: «Зачем ворошить прошлое? Надо делать кино светлое, объединяющее народы!».

В принципе, лично я – за. Да и режиссёр Мартинс не против. Вместе с автором экранизированного романа Йозефом Бауэром они и впрямь слепили зрелище, объединяющее народы – немецкий, германский и фашистский. А заодно просветили нас, какие страдания вынесли несчастные дяденьки эсесовцы от пьяной банды жестоких руссишен швайнен.

Бавария, август 44-го. На вокзале жена и маленькая дочка провожают лейтенанта Клеменса Фореля на Восточный фронт. «Ты пришлёшь мне открытку?» - спрашивает доброго фатера наивная Лизхен. «Натюрлих!» – нежно отвечает героический папашка. С открыткой, правда, выходит неувязка. То ли не с того ракурса фотографировал бравый лейтенант повешенных партизанен, то ли ещё что… Только в следующем эпизоде злой советский трибунал зачитывает вояке приговор: «Клеменс Форель признается виновным в совершении преступлений во время борьбы с партизанами». В июле 1945 года обвиняемый получает 25 лет и отправляется по этапу со товарищи на мыс Дежнёва.

Тут, правда, авторы фильма забыли упомянуть, что основная масса немецких военнопленных (а их было в Союзе свыше двух миллионов) ни в Сибирь, ни тем паче на мыс Дежнёва не направлялась. Они вкалывали в европейской полосе России и после войны содержались очень даже неплохо. Рабочий день - 8 часов, четыре обязательных выходных в месяц, «немецкий» паёк по нормам, значительно превосходящим «пайку» наших зэков. Лишь в начале ноября 1945 года пленные были лишены права ношения знаков различия и знаков отличия гитлеровской армии! С 4 июня 1945 года выполнявшие норму немцы получали месячную зарплату от 100 до 200 рублей (квалифицированные специалисты - до 500 рублей). На территории лагерей действовали коммерческие ларьки. А уже в 1947 году началась массовая репатриация немецких военнопленных, и большинство из них тогда же вернулись домой. Вот такой «немецкий ГУЛАГ».

Кстати, об этом периоде немецко-советской истории в Германии изданы серьёзные книги с фактами, цифрами, фотографиями, воспоминаниями военнопленных. Например, книга известного австрийского исследователя С. Карнера "Архипелаг ГУПВИ: Плен и интернирование в Советском Союзе: 1941-1956", посвящённая истории пребывания в плену на территории Советского Союза немецких и австрийских военнослужащих в 1945-1956 гг. Однако бойким режиссёрам недосуг читать умные – а главное, честные – книжки.

Впрочем, ради справедливости отметим: незначительная часть немцев действительно по приговору трибунала направлялась на каторжные работы в Норильский и Воркутинский лагеря, в Карагандинский ИТЛ и Сиблаг. Это были эсэсовцы, гестаповцы, каратели, осуждённые за особо тяжкие преступления против человечества. Хатынь помните? Лейтенант Форель ведь тоже «боролся с партизанами»…

Однако немецкий фильм немножко не про это. На протяжении всей картины демонстрируются неимоверные страдания бедных немчиков от жуткого холода в теплушках, голода и диких зверств «советской солдатни». Здесь и раздевание пленных догола на морозе, и травля овчарками, и избиение прикладами – разумеется, под нежные понукания типа «А ну-ка, шевелитесь, твари!», «Вставай, сука!» и тому подобное. (Хотя, собственно, я всё прикидываю: а что бы я сказал доброго карателю из СС?). Арестанты, конечно, в жалком тряпье, а их истязатели – в красивых белых овчинных тулупах, с румяными мордами, холёные и сытые.

Главный садист и кровопийца - старший лейтенант Каменев (в исполнении эталонного русского красавца-мужчины Анатолия Котенева), с волевым подбородком и роскошным шрамом через всю левую щёку, разумеется, постоянно хлещет водку из горлышка своей походной фляги. Специально подчёркивается, что он – герой войны, отважный советский офицер. «Вы спасли роту, перешли через линию фронта, за это получили орден», - хвалит его начальник лагеря. Именно Каменев морит замордованных немцев голодом, без всякой причины убивает выстрелом в лоб одного из них… Ну, теперь ясно, кто они, наши герои Великой Отечественной – палачи и вурдалаки.

Дальше сюжет настолько же прост, насколько туп. Храбрый немец Форель убегает из лагеря и  – ЗИМОЙ! - через бескрайние просторы России (Якутия, сибирская тайга, Средняя Азия) добирается до иранской границы, где ему помогает достать фальшивый паспорт… еврей, у которого родственники погибли в польских гетто! Это – сильный ход…

По пути Клеменсу встречаются дегенераты-золотоискатели Анастас и Семён. Ну, вы поняли: хлещут спирт и стараются удавить друг друга из-за золота. Семёну удаётся. Затем он бросает в трудную минуту немца, за что нехорошего пьяницу постигает страшная кара: он попадает в лапы злых чекистов и вешается в камере.

Я не буду дальше пересказывать весь дикий бред, который мне пришлось выдержать: с шаманскими плясками, чумами и экзотическим якутским сексом. Достаточно сказать, что храбрый немецки зольдат за три года странствий преодолел… 14 тысяч километров! Особо умиляет то, что все, кто встречался Форелю на его долгом пути, прекрасно говорили по-немецки…

В конце концов славный фашист успешно добрался до родного дома. А немецкий зритель узнал, что на самом деле главными негодяями, садистами и уродами  как в войне, так и после неё были не их дедушки, вырезавшие, перевешавшие и спалившие пол-России, а эти «проклятые русские»! Я плакаль…

Немецкая очкастенькая девочка, наверное, тоже.

Ей же, бедняжке, не втолкуешь, что зимой в одиночку бежать через Сибирь, а тем паче через Якутию – это всё равно что из Северной Америки бежать в Европу по дну Тихого океана без акваланга. Средняя температура зимой  в Якутии -50С, а то и до -60С. Бежать в такую погоду не отважится даже абориген-якут. Местную зиму пережить можно, лишь имея навыки долгих поколений, тёплое жильё, одежду, собак, оленей… Почитайте хотя бы «Тайны якутских алмазов» замечательного писателя, бывшего «законного вора» Михаила Дёмина, мотавшего срок в тех краях во времена ГУЛАГа. Не случайно Якутию называют «тюрьма без замков».

К слову сказать, и доброе отношение местного населения к беглецам – миф. Как раз наоборот: якуты, эвенки, чукчи и прочие представители северных народов занимались особым промыслом – охотой на беглецов. Власти за голову убитого зэка расплачивались спичками, крупой, оружием, боеприпасами… «Охота за головками» на Севере считалась выгодным бизнесом. Некоторые «счастливцы» к весне сдавали по мешку «головок». А уж за бежавшего немца власть тем более не поскупилась бы…

Однако очевидно это далеко не всем. Как-то я зашёл на германский сайт "Ворота в Германию" и поделился своими впечатлениями о «Побеге из ГУЛАГа». Что тут началось! Какая истерика, какая зверская ненависть лично ко мне! Я и сталинист, и фашист, и шовинист! Я ничего не знаю! Как русские швайне издевались над несчастными немецкими зольдатен! Это есть документалише фильм, всё так и было. И бесполезно этим людям что-то доказывать.

Хотя смотря кому и как. Роман Йозефа Бауэра давно стал на Западе бестселлером и переведён на 15 языков общим тиражом 30 миллионов экземпляров. На его экранизацию не пожалели 10 миллионов долларов. «Побег из ГУЛАГа» получил призы международного кинофестиваля в Хьюстоне в номинациях «Лучший приключенческий фильм» и «Лучшая операторская работа», за то же самое он награждён и на международном фестивале в Сантадере. Вот так ОНИ преподносят НАС.

Позорнее же всего то, что в этой вонючей пропагандистской поделке приняли участие русские актёры, оператор, композитор, режиссёр.

2. ЛЕГИОН УМАЛИШЁННЫХ
Отдельно – по поводу «документальности» таких чудовищных, бредовых «залепух». Увы, принимать на веру нельзя даже «мемуары» бравых гитлеровских солдат, воевавших на восточном фронте. По сравнению с их россказнями пропагандистский советский фильм «Два бойца» и прочие картины, изображающие фашистов в карикатурном виде, смотрятся как сухая констатация фактов.

Нынче, например, в России активно издаются и переиздаются «мемуарно-приключенческие» боевики некоего Свена Хасселя – датчанина, воевавшего во время второй мировой в танковом штрафном полку германского вермахта, в том числе на Восточном фронте. Первый его роман, «Легион обречённых», вышел в свет в 1953 году и во многом посвящён как раз боям на территории СССР.

Замечу, что Хассель в целом настроен к бывшему противнику – СССР – достаточно благодушно. Но воспринимать его сочинения как документальное свидетельство – значит себя не уважать. Жанр их можно, скорее, определить как «деревенские побрехушки». Собственно, и сам дядюшка Свен остроумно замечает, что, несмотря на упоминание реальных событий и имён, его повествование является «воплощением законного права автора использовать свободный полёт фантазий». В переводе на литературный русский это значит: рассказывать байки в духе Мюнхгаузена, Швейка и Тартарена из Тараскона.

Кстати, у Хасселя (настоящая фамилия – Педерсен) мы тоже сталкиваемся с историей группового побега немцев - из лагеря в Енисейске. Правда, датский Тартарен повествует, как с приятелями преодолел половину России до самого Дона в товарном вагоне - с убийством русских солдат, опереточными переодеваниями и последующим переходом через линию фронта. Даже в его напрочь отмороженных мозгах не возникает варианта с блужданиями по студёным якутским просторам. Возможно, автор экранизированного романа  Йозеф Бауэр использовал байку Хасселя как отправную точку – а далее Остапа понесло…

Мне могут возразить: имею ли  я право так издевательски оценивать романы Хасселя? Во-первых, автор всё-таки воевал лично и знает о войне не понаслышке. Во-вторых, его сочинения (помимо названного «Легиона», это «Колёса ужаса», «Трибунал», «Дьявольский полк» и другие) выпущены в преддверии недавнего Праздника Победы и продавались по особой, сверхнизкой цене – 99 рублей за том. То есть официальная российская пропаганда сочла эти книги полезными для воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Какие же основания у меня скептически и даже саркастически отзываться о мемуарах старого вояки?

Да есть основания, есть. Слава Богу, у издателей хватило ума сопроводить «воспоминания» Хасселя ненавязчивыми комментариями. Хотя и без них видно, где автора, мягко говоря, заносит. Даже добродушно настроенный к датчанину кандидат исторических наук Р. Мазуркевич во вступительной статье вынужден то и дело оговариваться, когда речь заходит о чудовищной брехне отважного танкиста-штрафника: «На страницах его романа тысячи и тысячи русских солдат наступают на немецкую танковую роту или же взвод, которые держат оборону на фронте в 100 и более километров».

И это - мелочи. «Свободный полёт фантазий» заносит рассказчика ещё дальше. Он не знает вооружения танков, на которых воевал, калибра их пушек и т.д. Вот, например, одна из цитат:

«Пришёл приказ готовить танки к бою. Мы… загрузили боеприпасы: 20 тысяч пулемётных патронов, по 10 тысяч на каждый пулемёт; 100 кумулятивных снарядов, 100 осколочных, 50 бронебойных; ручные гранаты, сигнальные гранаты, патроны для стрелкового оружия и зажигательную смесь для огнемётов».

А теперь для справки – вооружение танка Т-IV, о котором идёт речь. Боекомплект пушки – 87 снарядов, двух пулемётов – 3150 патронов, огнемёта на танке и вовсе никогда не было. То, что перечисляет дядюшка Свен, при всём желании невозможно было впихнуть в один танк…

Из такой галиматьи состоит вся книга Хасселя. Те же Т-IV разносят наших КВ – знаменитых «Климов Ворошиловых», от которых в реальности немецкие снаряды попросту отскакивали; у «тридцатьчетвёрок» (признанных лучшими танками всех времён и народов) лихие германские танкисты напрочь сносят башни с одного выстрела; бронепоезд «Лейпциг» подавляет русскую артиллерию огнём маломощных зенитных пушек (представьте, что вы подбиваете сверхзвуковой истребитель из рогатки), между тем советские 280-мм орудия колотят по платформам бронепоезда, не причиняя ему вреда (на самом деле при попадании одного такого снаряда от платформы остались бы только щепки)…

В общем, перечислить всю ахинею «воспоминаний» фашиста-датчанина не представляется возможным. Уже не впечатляют даже радостные русские, с песнями и плясками бегущие строить укрепления для немцев и катающиеся по 40 человек на броне «Тигра» (на который и дюжина мужиков с трудом заберётся), и вонючая русская баба, в зимний  мороз посреди улицы стоя справляющая малую нужду, расставив ноги и пустив на землю мощную струю…

Главная мысль Хасселя: немцы воевали против диких, варварских племён, которых фактически не коснулась цивилизация. Писающую на морозе бабу Свен прямо сравнивает с коровой. Забить корову – конечно, жестоко, но – не преступно же. Как можно сравнивать человека и бурёнку? А проиграли германские войска просто потому, что устали убивать. Русских было, как мошкары. Просто на них на всех боеприпасов не хватило. Вспоминается Высоцкий: «А потом кончил пить (потому что устал)»…

Но особенно мило после этого читать перлы Хасселя о «лживой и коварной» советской пропаганде. Вот один из эпизодов, где описываются советские киножурналы с фронтовыми сводками:

«Мне они казались фальшивыми, высокопарными, даже гротескными. Один из них посвящался советскому солдату в боях за Крым. Солдат был тяжело ранен, ему оторвало ноги выше колен, снарядный осколок выбил оба глаза, однако едва его перевязали, он спрыгнул с койки, схватил охапку мин и побежал на своих обрубках продолжать бой. По улице шли немецкие танки. Этот безногий, безглазый русский подкрался, словно тигр, к одному и взорвал его. И продолжал, пока не уничтожил больше десятка…».

Автор даже не понимает, что, совершая наглый плагиат из гашековского «Шейка», он высек сам себя, как унер-офицерская вдова. Ведь именно «роман» Хасселя представляет собой образчик тупой и лживой пропаганды. Понятно, что во время «холодной войны» подобный опус выполнял определённый социальный заказ – несмотря на экивоки в сторону «храбрых русских солдат». Но ведь даже пьяный бред должен иметь разумные границы. Но вот как Хассель описывает русскую пропаганду уже на линии фронта. Некий ефрейтор Фрайбург, попавший в плен, через громкоговоритель вещает бывшим собратьям по оружию:

«Больше часа он описывал рай, в котором жил. Среди всего прочего зачитывал меню на неделю, в которое входили икра, жареная свинина, гуси и голуби…
Как-то вечером русские установили на бруствере траншеи большой киноэкран и стали показывать фильм… Мы видели немецких военнопленных, сидящих в первоклассном салоне… их обслуживали, словно принцев, в замечательных комнатах, где на громадных столах лежали горы великолепной снеди, её снимали под всевозможными ракурсами и очень крупным планом…
Следующая сцена разыгрывалась в роскошной комнате, где бросалась в глаза огромная кровать. Хорошенькая молодая женщина медленно раздевалась перед немецким пехотинцем. Снимала одёжку за одёжкой, вертясь перед солдатом. Оставшись совсем голой, раздела его; затем последовал порнографический эпизод, непристойнее которого трудно придумать…».

Представить подобные образчики пропаганды в сталинском СССР – это надо обладать болезненной фантазией. Нечто подобное я встречал только однажды: когда мне в руки попались тетради с эротическими рассказами, отобранными во время обысков оперативниками колоний у осуждённых. Зоновские «хассели» красочно описывали события Великой Отечественной. Особенно впечатлило повествование о событиях на Курской дуге: раненый лейтенант попадает в хату, где его лечат две молоденькие девочки-близняшки. То да сё, взыграла кровь молодецкая, и всё заверте… Фантазия зэков очень напоминает «мемуары» горячего датского парня.

Хотя нет: именно такого рода листовки сами немцы распространяли во Франции! Они рисовали лихих американских солдат, перед которыми раздеваются и которым отдаются в разных заманчивых позах за кусок хлеба несчастные француженки. Видимо, у Хасселя не хватило ума и фантазии, и он попросту в очередной раз пошёл на пошлый плагиат.

Впрочем, есть в романе «Легион обречённых» эпизоды, которым веришь. Веришь безоговорочно: «Через четверть часа деревня была в огне, и мы носились по ней, давя всех подряд: солдат, мужчин, женщин, детей, животных… Странно. Ты ничего не чувствуешь».

Ты – не чувствуешь. А вот я – чувствую. И хочу, чтобы чувствовали не только мои соотечественники, но и жители других стран, обязанные своей свободой простому русскому Ивану. Да, против Гитлера сражались и простой английский Джон, и простой французский Жан, и итальянский партизан Джованни… Но сломал хребет фашизму именно Иван (я разумею под этим общим именем всех солдат многонациональной Страны Советов; просто потому, что немцы всех их называли «иванами»).

И когда я услышал, как бывший президент Буш благодарил народы мира за то, что они помогли Соединённым Штатам победить гитлеровскую Германию, каюсь – я плюнул в экран. Плюнул не в память павшим американским ребятам, а в наглую морду сытого недоумка…

Вот поэтому я отдаю свой голос в защиту победы. НАШЕЙ ПОБЕДЫ.


Рецензии
Вся беда в том, что после победителей историю исподволь начинают пописывать и побеждённые. И у меня в библиотеке есть книжка воспоминаний немецкого танкиста, который рассказывал, как в одном бою уничтожил 42(!) советских танка.

Алекс Рус   11.05.2024 13:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 115 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.