Ужас

(рассказ студента)
–… продолжаем наши занятия. А сейчас, уважаемые дамы и господа, я попрошу ответить на вопрос,… что означает понятие… состояние аффекта?
Преподаватель поднял глаза на аудиторию.
Студенческий гомон стих, его заменил шорох судорожно переворачиваемых страниц. Руки подняли несколько человек.
«Как всегда – одни и те же!» – подумал он с сожалением. – «Агапова, Черпита, Болотова, Бабасиева… Мороз… ручку как-то нерешительно тянет, а глазки отводит. Да-а… не густо!».
Большая часть студентов сразу приняли вид деловых и очень занятых людей. Кто-то уткнулся в учебник. Кто-то принялся рисовать каракули в конспекте. Кому-то что-то срочно понадобилось под партой. Одна невозмутимая Святкина, как ни в чем не бывало, глядя в зеркальце, подкрашивала губы.
– Милые дамы, опустите ваши ручки. Отвечать будет… Отвечать будет…
Преподаватель наклонился к журналу.
Аудитория замерла…
–… Святкина Ксения!
По аудитории пронесся вздох облегчения.
Зеркальце с помадой разом брякнули о стол.
Святкина вставала так, будто ниже поясницы у нее магнит, а вместо стула – наковальня.
Дальнейшие действия Святкиной, если посмотреть со стороны, выглядели довольно занимательно и не поддавались простой человеческой логике. Одним глазом она преданно смотрела на преподавателя, другим пыталась заглянуть в учебник. Одной рукой ловила, катившуюся губную помаду, другой листала страницы. Одновременно пыталась откинуть спадавшую на глаза челку, одернуть короткую юбку, поправить воротничок кофточки. Преднамеренная суета с одной единственной целью – «Ну разве Вы не видите, как я занята!» – и выиграть время. Нехитрая студенческая логика – непогрешимая в своем исполнении и виртуозности! 
До ушей преподавателя долетел торопливый шепот Бабасиевой. За ним асинхронное, едва внятное бормотание Святкиной:   
– Э-э-э… аффект – это… э-э-э… внезапно возникшее… э-э-э, кратковременное расстройство… человеческой психики,… вызванное чувством гнева… э-э-э, страха или… уша… уша…– Ксения смутилась и замолчала.
– Что, что? Какого еще уша, что за уша? – Преподаватель недоуменно поднял на лоб очки.
– Ну это… слово,… которое – страшное…
Ксения еще больше смутилась.
– Ужас?! – Догадался преподаватель.
– Угу…
Краска залила лицо Ксении:
– Я его с детского сада не могу выговорить…
По аудитории пронесся смешок.
– Тихо, тихо! – Преподаватель поднял руку.
Ненадолго задумавшись, он быстро написал на листке два предложения:
«Свернувшись кольцами, на куче хвороста лежал большой уж».
«Ас – это высококлассный пилот».
– Прочитайте, пожалуйста! – Он протянул записку студентке.
Святкина, пошевелив губами, запинаясь, прочитала.
– Еще раз!
Она снова прочитала написанное.
– А теперь, будьте любезны, прочтите последнее слово первого предложения и первое слово – второго.
Ксения задумалась, соображая. Потом, не спеша, произнесла раздельно:
– Уж… Ас.
– А теперь постарайся произнести их слитно.
– Что слитно? – Святкина растеряно посмотрела на преподавателя.
– Уж и ас! – Быстро сообразив, о чем идет речь, в диалог вмешалась нетерпеливая Бабасиева.
– Алена, не мешайте! Пусть Ксения сосредоточится.
Святкина сосредоточилась. Пошевелила губами:…
– Уж-ж… уж-ж… – и обреченно произнесла – ушаш!
Смех грохнул, как на концерте Задорнова.
– Придурки! – крикнула Ксения, – знаете, как это трудно!
Она села, уронила голову на руки и расплакалась.
Преподаватель укоризненно посмотрел на аудиторию, покачал головой. Смех потихоньку стих. Подойдя к девушке, он погладил ее по плечу:
– Успокойся! Не переживай! У тебя все получится.
Пара была последней. Тихонько пересмеиваясь, студенты стали расходиться.
Святкина осталась на своем месте. Преподаватель сел рядом, тронул за локоть:
– Давай-ка, золотко, попробуем еще раз. С самого начала.
– Я уже пробовала.… Про себя,… – всхлипнула девушка… не получается у меня, Сан Саныч… – она снова зарыдала.
– Ну-ну, сейчас не получилось, потом получится. Москва и та – не сразу строилась!... А если не получится – избегай такое слово. Найди ему замену.

Прошла неделя. Занятия шли своим чередом.
На одной из лекций Святкина вдруг подняла руку:
– Сан Саныч, у меня вопрос!
– Выкладывайте.
– Разрешите мне рассказать о состоянии аффекта.
– Пожалуйста! – Преподаватель даже растерялся.
Чуть задумавшись, Ксения торопливо начала рассказывать:
– В уголовном праве есть такое понятие, как преступление, совершенное в состоянии аффекта. То есть это – связано с эмоциями, которые проявляются, как реакция, вызванная внезапными обстоятельствами.
Немного сбавив темп и подавив первое волнение, девушка продолжала:
– В преступном поведении, эмоции играют роль мотива. Например: ненависть, страх, жестокость, состояние… – Ксения сделала паузу и в повисшей тишине четко и ясно произнесла, –  ужаса!
Гордо окинув взглядом аудиторию, она продолжила:
– Именно у-жа-са!
Ксения произнесла последнее слово по слогам.
Аудитория обалдело молчала.
– Фона, на котором протекают интеллектуальные и волевые процессы. – Продолжала девушка. – Аффекты – сильного и относительно кратковременного эмоционального состояния, связанного с резким изменением психики человека, способного породить преступление…
– Во дает! – Раздался голос Акулинина – парня умного, но отчаянного разгильдяя.
– Так рождаются звезды! – подхватил его реплику Деревцов.
– Тихо вы, умники! – Одернула неразлучную парочку Черпита, – Дайте послушать.
А Святкину несло:
– Внезапно возникшее сильное душевное волнение может быть вызвано насилием, издевательством или тяжким оскорблением или возбуждено, так называемой последней каплей, когда психотравмирующая ситуация вызвана длительным, систематическим нанесением побоев, издевательством, истязанием, психологическим давлением…
– Во как! И добавить нечего! – Только и смогла произнести Болотова, после окончания монолога Святкиной.
– Точно! – Преподаватель взъерошил на голове волосы, отчего стал похож на растрепанного весеннего воробья.

С этого дня, слово «Ужас» стало для Святкиной, как присказка. То и дело от нее можно было услышать: «Ужас как красиво», «Ужас какой-то», «Ужасно великолепно», «Ужасно прекрасно», «Ужасно классно» и прочее из этой же области. По поводу словосочетаний Святкина не комплексовала.
Студенты – народ к таким вещам чуткий. Тут же прилепили ей кличку: «Здравствуй Ужас!» Почему прибавилась приставка «Здравствуй», объяснить никто не мог. Наверное, в этом не было особой нужды. Святкина на кличку внимания не обращала и не обижалась, а может, даже и гордилась. Такой-то точно ни у кого не было. 


Прошло время. Наступила пора сессии. Пора студенческих волнений,  тревог и бессонных ночей.

Билет Ксюша взяла с закрытыми глазами. Затаив дыхание, открыла один глаз и увидела: «Вопрос № 1. Аффект». Чувство неописуемого восторга охватило ее. Обращаясь к преподавателю, чуть заикаясь, спросила:
– Са-ан Са-аныч, ра-азрешите без подготовки?
Преподаватель с нескрываемым удивлением взглянул на нее поверх очков:
«Святкина? И глубокие знания уголовного права? Интересно, интересно!» – подумал он.
– Позвольте ваш билетик, сударыня.
Глянув в билет, произнес:
– Вашу зачетку!
Вывел крупно – «Отлично», размашисто расписался и, торжественно произнес:
– В  Ваших знаниях, по поводу данной проблемы, Ксения, я нисколько не сомневаюсь! Поздравляю! – и протянул зачетку.
Взгляну в нее, Ксения вспыхнула и воскликнула:
Уж-жасно, кла-ассно! – и мотнув белобрысым хвостом, выбежала из аудитории.


Рецензии
Ужасно (УЖ-асно) интересно! Удач и успехов :)

Сергей Лузан   11.05.2005 14:03     Заявить о нарушении
Я к Вам заглядывал "комментов" не оставил, но это не означает, что меня нечего не заинтересовало. Напротив... но надо почитать неспешно. Коли Вы предпочитаете юмор и иронию, рекомендую "Кандидат" часть 1-ю. Возможно это будет более интересно. Хотя я склонен думать, что пишушая братия читает редко и бегло, предпочитая личное знакомство и медленную притирку друг к другу.
Удачи.
Ал.

Александр Быков   11.05.2005 15:15   Заявить о нарушении
Ув. Александр! Спасибо, учту Ваши рекомендации. Да, отзывы дело - не спешное.

Сергей Лузан   11.05.2005 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.