ЧТО ЭТО БЫЛО?

ЧТО  ЭТО  БЫЛО?..

Я стал свидетелем эпизода, который до сих пор пытаюсь как-то объяснить себе.

…В троллейбусе рядом со мной уселся старичок: живописное лицо, сплошь заросшее бородой и усами, на голове слегка, самое чуть-чуть «лихая» черная меховая шапка, в руке – клюка. И только дубленка щеголеватая, «закордонная».

Напротив нас сидела рыжеволосая девчушка, лет 15-ти – 16-ти. Неподалеку суетилась ее подружка. Всё обычно, мало ли кто где сидит в общественном транспорте!

Я читал увлёкшую меня последнее время книжку, ни на кого особо не обращая внимания. Вдруг угловым зрением замечаю: старичок делает какие-то махи у себя перед лицом, что-то бормочет. Ну, думаю, мало ли какие бывают старички! Но сосед повторил свои пассы, и тут я заметил, что рыженькая девчоночка смотрит на него и улыбается. Пришлось украдкой удостовериться, что дед делает какие-то знаки именно той девчушке. «Ну-ну, - подумалось, - В дедуле, видать, ретивόе взыграло, молодость вспомнил. Бывает!».

Но… девчоночка-то улыбалась ему! Причем – приветливо! Эт-то уже было интересно. В дальнейшем, заинтригованный,  я только делал вид, что читаю, а сам украдкой наблюдал за происходящим, не в силах объяснить себе реакцию девчушки. Обычно они в подобных случаях фыркают, вспоминая (вслух либо про себя – кто как воспитан) некоего «козла», который к тому же еще и «старый»… Но здесь, похоже, «козлом» не пахло.

Минут через пять троллейбус стал притормаживать, и рыженькая с подружкой встали у выхода. Рыженькая все так же с улыбкой и даже с румянцем на лице смотрела на дедулю, и тот неожиданно протянул ей руку (для прощания, наверное). Она, по прежнему улыбаясь, протянула в ответ свою, и дедуля, ухватившись за девичью ладонь в перчатке, задержал эту ладошку в своей ладони, и не отпускал всё то время, пока троллейбус (довольно долго!) подруливал к остановке.

А девчоночка? Она, всё так же улыбаясь, руки своей не выдергивала, лишь смущенно отворачивалась и поглядывала на подругу. Дедуля замер, а троллейбус всё никак не мог остановиться. Двери, наконец, открылись.

Я, сам не в силах сдержать улыбки и все так же таясь, наблюдал и ждал, что же будет дальше? Может, дед станет удерживать юное создание? А она, и без того  смущенная, начнет неловко «вырываться»? Но нет, ничего подобного: едва открылись двери, дедуля спокойно выпустил девичью ладошку, и эта ладошка на прощанье весьма приветливо помахала ему. Девушки исчезли в вечернем сумраке, а дед спокойно и достойно оперся на свою клюку, и ехал рядом со мной еще остановки три, после чего столь же достойно сошел на знакомой мне остановке.

… И вот теперь я сижу и силюсь понять: что это было? Проявление ли нестандартного по нынешним канонам человеколюбия (со стороны девчушки, по крайней мере)? Или просто девичий интерес к богатому (предположим) иностранцу? Дед-то был явно не русским, а девчоночки переговаривались друг с другом по-нашему. Но, может, они – «дед» и «внучка», все же были знакомы? Родственники там либо еще как? Да, но рядом с дедом сиденье было свободно, и будь они знакомы, девчушка либо подошла, либо присела бы рядом, да поговорили бы… Не-ет, тут явно было что-то другое. Дед изъяснялся жестами, чем весьма походил на иностранца. Выходит, у девчоночки той был «определенного рода» интерес к богатенькому дяденьке? (Дубленка-то – разве что не от Кардена!). Да, но всё закончилось приветственным жестом – и девчонки удалились. И финита! А могли бы остаться, «если что», так сказать…

И тогда мне пришло в голову, пожалуй, самое невероятное для нашего времени предположение: а что если я стал свидетелем проявления крайне благородной девичьей души, той самой, какие на Земле являются не столь уж часто, но «бывает»?.. А? Такие люди, такие женщины с самого детства исключительно человеколюбивы, природа награждает их редким талантом любви и материнства. И счастлив бывает тот мужчина, кому попадается такая жена, и счастливы те дети, у которых есть такая мама…

… Ни к какому выводу я так и не пришел, осталась лишь вероятность толкования эпизода, невольным свидетелем которого сделала меня судьба.

«О чем, собственно, речь? Что за мелкотемье?!» - вероятно, подумает кто-то из читателей. Но… каждый сам волен  решать, КАК объяснять людские поступки. То, что увидел в названном троллейбусе я, показалось мне исключительно занятным и неординарным. Потому и родилась на свет эта миниатюра.

И мне хочется, ну просто  ОЧЕНЬ  хочется думать, что я видел одно из маленьких чудес проявления юной человеческой души, наделенной редким качеством любить, понимать и сострадать. Возможно, то было крохотное зерно будущих отношений будущего общества, когда миром будут править  ЛЮБОВЬ  и  СОСТРАДАНИЕ  в их чистом виде, не запятнанном никаким «подтекстом».

Или я неправ?

Но дайте же хотя бы помечтать!
16-17.01.2005
Таллинн


Рецензии
Ну не знаю... Не в том смысле, что происходившее показалось мне таким уж невероятным. Наоборот - не понял, в чем автор увидел такие уж "проявления крайне благородной девичьей души"? В том, что она разрешила дедушке подержать себя за руку? В общем автор, по-моему, недооценивает нынешню девичью душу, ничего особенно исключительного и выжающегося в данной ситуации не увидел.
А еще хочу поделиться своим недавним наблюдением, ну очень меня порадовавшим. На станции метро, на скамеечке, сидел мальчик, не старше 9-10 лет. Одет он был ну очень бедно - мне запомнилась балоневая курточка, времен, наверное, еще моего детства. На нем были очки в такой же жуткой старой пластмассовой оправе. Он, не замечая ничего вокруг, читал какую-то толстую, совершенно взрослую по виду книгу и очень весело, заразительно смеялся над прочитанным. Не знаю почему, но мне как-то похорошело от этой сцены.
успехов)

Павел Херц   17.01.2005 16:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Яблочко и Павел, за реакцию. Так получилось, что меня эта маленькая историйка взяла за живое.
Объективен я или нет в оценке - это, в общем-то, дело десятое. Жизнь все-равно не объяснишь, потому и фантазируем.
Спасибо еще раз. Успехов.

Ю.Золотарев   17.01.2005 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.