6. Мелихово. Чехов

Вышли из усадьбы. Когда собирались ехать, я думал, что из Остафьево к Симферопольскому шоссе поедем по другой дороге, через Подольск. Но теперь решили не экспериментировать и возвращаться так, как приехали. Слева остался аэропорт «Остафьево». Оказывается, есть такой аэропорт, даже видели штук 10 небольших реактивных самолетов.
Доехали до Симферопольского шоссе и довольно долго (километров 10) ехали вдоль него, видимо, по какой-то старой трассе. Симферопольское шоссе строили в начале 80-х годов. У проектировщиков перед глазами было старое Варшавское шоссе, летом забитое трейлерами из промышленных районов Украинской ССР и легковушками, пытающимися пробиться на ЮБК (Южный Берег Крыма). И они оттянулись по полной программе. Трех-четырех рядное в обе стороны движение с широченной разделительной полосой, хитроумные развязки, никаких светофоров…
Где теперь ТА промышленность? Где Донбасс? Где Крым?.. Теперь это дорога в никуда. В прошлое. Правда, говорят, что под выходные и эта шикарная трасса забита, но мне в это верится с трудом. Впрочем, и МКАД порой «стоит»…
Проехали 29-й километр от МКАД, в районе Подольска. Интересное место. Движение в одном направлении разделяется на два рукава опорой моста.
До Мелихова доехали без приключений. У входа в музей, над автостоянкой живописно нависло громадное дерево – то ли дуб, то ли тополь. Был сильный ливень, даже гроза и возникли опасения, не рухнет ли оно на машину?
Купили билеты и буклеты. За съемку платить не стали – снимали скрытой камерой. На входе – памятник, воздвигнутый, как оказалось в 2002 году. Усадьба средних размеров («средних» - между Остафьевым и садовым участком подруги жены Светы, к которой мы приехали в конце этого дня).  Главный усадебный дом – одноэтажный, деревянный, также «средних» размеров, примерно, как в Абрамцеве. Да и строился он в то же время – в конце 80-х годов 19 века (см. главу 10 «В поисках Родины»). Еще есть маленький двухэтажный флигелек, построенный уже при Чехове в 1894 году по проекту его друга Ф.О.Шехтеля. Мелкие хозяйственные постройки, небольшой квадратный пруд с дорожкой вокруг него, а также беседка – сцена для любительских спектаклей под открытым небом. Огород, где выращиваются те же культуры, которые росли здесь при Чехове. Он сам так описывал миниатюрность своих владений: «Тут все в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиною с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья…»
В доме довольно много небольших комнат. Чувствуется, что здесь жила большая семья. Множество экспонатов. Сюда не докатились войны 20 века. Впрочем, Великая Октябрьская Социалистическая революция «докатилась». В 1929 году главный усадебный дом был разобран местными крестьянами по бревнышку, видимо, на память о великом писателе и о том, как Чехов лечил местное население. Кстати, в одном из домов, сложенных из этих бревен, жил какое-то время директор музея Ю.Бычков. Остался только флигель. И когда в 1944 году открылся музей, экспозиция помещалась именно в нем. А дом восстановили позже, в 1950-х годах .
Чехов купил усадьбу Мелихово в 1892 году у театрального художника Сорокина, который незадолго до этого построил дом в стиле собственных декораций. Из буклета про музей:
«Мелиховский период – это время самозабвенной общественной деятельности (борьба с холерой, строительство школ и дорог). Это радость общения с природой. Это свой дом, как воплощение мечты о счастливой жизни. Это, наконец, то, за что человечество чтит, обожает Чехова – 42 бессмертных шедевра, вышедших из-под пера великого писателя, гениального драматурга. В августе-ноябре 1895 года здесь написана «Чайка» - новаторская пьеса, определившая ход развития мирового театра в двадцатом веке и не списанная в запас в веке двадцать первом. Утверждая принципы новой драматургии, в 1896 году Чехов создает «Дядю Ваню». Мелихово – вследствие этого – театральная Мекка. Факт, подтверждаемый ежегодными Международными театральными фестивалями «Мелиховская весна»».
В мелиховские годы написаны «Палата №6» и «Рассказ неизвестного человека», «Страх» и «Черный монах», «Бабье царство» и «Скрипка Ротшильда», «Студент» и «Учитель словесности», «Анна на шее» и «Ариадна», «Дом с мезонином» и «Ионыч», «Три года» и «Моя жизнь», «Мужики» и «Убийство», «Душечка» и «Человек в футляре», «Крыжовник» и «По делам службы», «О любви» и «Новая дача». Огромный по объему и значимости научно-публицистический труд «Остров Сахалин» был написан, как и все вышеназванное, в этот благодатный для творчества Антона Чехова мелиховский период».
Чехов. Что же я знал до недавнего времени о нем, кроме того, что это великий русский писатель и самый известный в мире русский драматург? Родился в 1860 году в Таганроге. Окончил Московский университет (медицинский факультет) и некоторое время работал уездным врачом. Еще во время учебы в университете начал писать короткие юмористические рассказы под различными псевдонимами (наиболее известен – Антоша Чехонтэ).
Из программы средней школы: «Каштанка», «Ванька» («на деревню, дедушке, Константину Макарычу»), «Хамелеон». В моем детстве (50-60-е годы) по радио часто передавали «Шутку», «Лошадиную фамилию». По телевизору и в кино крутили короткометражные фильмы «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Хамелеон», «Медведь», «Свадьба» в исполнении лучших советских артистов. В юности, когда я еще ходил на литературные концерты, рассказы Чехова исполняли Ильинский, Журавлев, был еще какой-то очень хороший чтец (Кочарян не в счет – он Чехова, вроде бы, не читал). Конечно, школьный талмудизм наложил на память несколько клише: «обличение чиновничества царской России», «порабощенность русского народа», «загубленные таланты» и т.п. Но так вот, сейчас перечитываешь, вспоминаешь – действительно, бриллиантики русской классической литературы. Если бы даже не было более позднего Чехова, то только за это он остался бы в русской словесности.
Во время перехода из неполной средней в просто среднюю школу (между «ранним» и «поздним» Чеховым) была поездка на остров Сахалин – место каторжной ссылки в Российской империи. После этого путешествия Чехов писал серьезные рассказы и повести. Не помню, что было в школьной программе, но осталось из юности чтение дореволюционного марксовского издания и потрясение от «Черного монаха». От школы засело в голове «изучение» «Чайки», «Вишневого сада», «Дяди Вани». Многократно смотрел их по телевизору и, видимо, во МХАТе. Тогда еще не делали из этого оперетт и детективов. Правда, сами пьесы наводили грусть-тоску – не сравнить с рассказами.
Еще. Будучи в Мелихове, Чехов лечил крестьян, занимался всякой общественной работой в уезде. В последние годы жизни жил в Ялте, поскольку был болен чахоткой. От нее же и умер в 44 года. Вдовой его была Ольга Леонардовна Книппер-Чехова – актриса МХАТ.
Это все, что я знал до нашей поездки и, в особенности, до сбора и изучения сведений о Чехове. Как он жил? Почему заболел и умер? Были ли у него «музы», вдохновлявшие его? Помимо Ольги Леонардовны (ведь женился он незадолго до смерти). Кто были прототипами его героев, были ли они, вообще, или это все игра фантазии гения? Есть ли в его жизни какие-то эпизоды, напоминающие мою судьбу? Это не ради удовлетворения моего тщеславия, дескать, «и я – как Чехов», а из желания понять, как родились эти вещи, которые так взволновали меня когда-то и волнуют до сих пор?

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии