Ибо хочу быть человеком

Биография и творчество великого русского писателя Ф.М. Достоевского, рассмотренные как путь духовных и нравственных исканий русского интеллигента середины 19 века, содержат в себе колоссальный материал для исследования. Автор всемирно известных произведений с юных лет проживал свою человеческую жизнь, постоянно открывая в себе Божественный мир и себя в Божественном мире. Неудивительно, что каждый его герой однажды задавал себе главный вопрос Родиона Раскольникова: «кто я – тварь дрожащая или право имею?»

Будучи глубоко религиозным человеком, Достоевский, тем не менее, постоянно задумывался о путях Божественного промысла. Почему одни люди от рождения не знают голода и холода, а другие испытывают их постоянно? Почему одни открыты для общения и готовы сострадать ближнему, даже когда об этом не просят, другие же всю свою жизнь проживают с глубоким сознанием собственной важности и относятся к другим с высокомерной надменностью? Почему вообще существуют унижение, несправедливость, предательство, гордыня, жестокосердие, жажда наживы? Почему дети и родители порой не только не ощущают своего кровного родства, но враждуют как заклятые враги? Почему никак не примирятся народы, живущие в разных странах? Отчего не складывается жизнь у многих внешне вполне благополучных людей? Что имеет в мире людей наибольшую силу и влияние и почему?

Многие из этих и других вопросов  встали перед Достоевским в полный рост в сибирские годы его жизни.
 
Автор всемирно известных произведений пережил тяжелейшие испытания русской каторги. Он сидел восемь месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости в Петербурге. Стоял на эшафоте и ждал, когда его расстреляют. Четыре года находился в Омском каторжном остроге среди людей, которые его ненавидели, потому что он был дворянин и бывший офицер, а каторжники Омского острога были, в большинстве случаев, простолюдинами, осужденными за преступления, которые совершили против своих жестоких господ. Они ненавидели Достоевского, потому что он имел в прежней жизни все и мог бы прожить ее тихо, спокойно и вполне благополучно. Но решил вместе с товарищами отыскать запрещенные тогда в России книги, в которых поднимались бы наиболее острые проблемы, стоящие перед страной, размножить их «посредством домашней литографии» и пойти с ними в народ, чтобы научить его грамоте и вместе с ним обсудить планы переустройства государства.
Идеи Достоевского были непонятны простолюдинам. Они смотрели на жизнь иначе. Если барин плохой хозяин, к тому же жестоко обращается со своими крепостными, то, рассуждали русские крестьяне – и живется при нем плохо. А если барин хороший человек, то и жаловаться не на что. И царь как главный помещик всем хорош, если относится к своим подданным, как к детям и бывает им «вместо отца». Для сокаторжников Достоевского был один приемлемый критерий оценки – умение «не уныть и не пасть» в каких бы то ни было несчастьях, «быть человеком между людьми…» Тот самый критерий, который определил для себя писатель, думая о предстоящей каторге.

Первый год в остроге был для Достоевского особенно тяжелым. К ненависти со стороны арестантов присоединялась ненависть плац-майора Василия Кривцова. Тот был непосредственным начальником над всеми арестантами и в буквальном смысле хотел быть им и Богом, и царем. Только поддержка коменданта Омской крепости Алексея де Граве спасла Достоевского от телесного наказания и от самых тяжелых, опасных для жизни работ.

В Омске Достоевский мог наблюдать людей самых разных сословий в экстремальных обстоятельствах. Эти обстоятельства обостряли как лучшие, так и худшие их качества. Они подчеркивали и оттеняли социальное неравенство. Заставляли задумываться о том, что сближает и разделяет людей на самом деле. Достоевский увидел, что главное различие вовсе не в происхождении и не месте жительства, а во внутреннем духовном строе человека,в высших духовных ценностях.

Часто в литературе, посвященной биографии Достоевского, можно встретить указание на то, что в Сибири произошел перелом в мировоззрении писателя. Я бы сказал иначе. Именно в Сибири Достоевский ощутил в себе некий духовный стержень. Все вопросы, которыми он задавался раньше, выстроились для него в стройную систему взглядов. Он увидел человека во всех сложных взаимосвязях с окружающим миром. И сам человек представился настолько сложным и многообразным, что раскрыть его внутренний мир с какой-либо одной стороны не представлялось возможным. Именно поэтому Достоевский, скорее всего даже интуитивно, в полной мере не отдавая самому себе в этом отчета, задумывает небывалое. Он задумывает создать одну великую книгу. Книгу о Человеке.

И ему удалось воплотить свой замысел. Пять знаменитых романов, написанных после каторги, это пять попыток с разных сторон раскрыть внутренний мир человека. Структура каждого романа также сложна и многопланова. Можно сказать, что творчество Достоевского 60 – 70 годов являет собой многомерный мир, где ничто не рассматривается в одной плоскости.

И хотя, как говорится, любое сравнение хромает, но можно сравнить произведения, написанные Достоевским до каторги со стартовой площадкой на Земле. А произведения, созданные им в 60-70- годы – с Космосом.

Охватить мир Достоевского в его целостности одному исследователю, наверно, невозможно. Прочтение Достоевского складывается из точек зрения тысяч ученых. Из их больших и маленьких монографий и статей. Их докладов и архивных разысканий. Невольно вспоминаются слова самого Достоевского. Еще не будучи писателем, не написав ни строчки литературного текста, он говорил своему брату Михаилу:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Эти слова оказались формулой всего творчества великого автора. На склоне своей жизни Достоевский вновь вернулся к ней. В речи на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве он сказал о поэте, но как будто и о себе: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».
        _______________________



Рецензии
В связи с этой статьёй перечитала Ваше "слово от автора" на странице - ваше с Ф.М. духовное родство налицо. Вас волнуют те же вопросы, что волновали и Достоевского:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Интересно, было ли это изначально, и поэтому вы "нашли друг друга" в пространстве, или Ваше мироощущение сформировалось под влиянием его произведений, открытых случайно или согласно школьной программе?..
В любом случае - это удивительно и вызывает чувство огромного уважения... И не только вызывает уважение, но и оказывает влияние на Ваших читателей (которые здесь на портале ещё и "писатели"), заставляя переосмысливать собственный подход к тому, что они пишут (на меня оказало влияние совершенно точно).

СПАСИБО Вам!

С искренним теплом,

Нила Кинд   10.07.2022 07:29     Заявить о нарушении
Многие люди, изучающие творчество Достоевского, в отличие от меня, абсолютно уверены, что они и есть реинкарнация великого писателя. А я что? Я - ничего. так, погулять вышел:)))

Большое Вам спасибо!

С уважением и признательностью

Виктор Винчел   10.07.2022 08:07   Заявить о нарушении
:)) Что ж - прогулка удалась:))

Нила Кинд   10.07.2022 08:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.