Президент Кравчук. Штрихи к портрету

1 декабря 1993 года из Киевского исторического музея  были похищены кварцевые часы марки "Луч", в которых первый президент Украины Леонид Кравчук принимал присягу. Так было отмечено двухлетие Всеукраинского референдума в поддержку Акта независимости, а заодно и пребывания Леонида Макаровича в президентской должности. Спустя семь с небольшим месяцев Кравчук потерял и президентство. При весьма необычных и до сих пор загадочных обстоятельствах. Учитывая, кто обеспечивал (да и обеспечивает) безопасность Государства Украинского, кто до самого последнего времени внедрял на территории Украины «современные предвыборные технологии», Кравчук Л.М. еще очень легко отделался…

Господин исполнитель
Повод для нашего рассказа такой: 10 января первому президенту Украины в ее новейшей истории, Леониду Макаровичу Кравчуку, исполнился 71 год. Для историков Кравчук навсегда останется президентом без приставки «экс», поэтому так будем звать-величать Леонида Макаровича и мы. А еще поговорим о нем, о том, что он уже сделал, да и сделает еще.
Хотя начать по традиции придется с обязательных подробностей биографии. Леонид Кравчук родился  10 января 1934 года в селе Большой Житин Ривненской области. В те времена это была территория Польши. В 1944 году на фронте погиб его отец. Кто не знает, что это означает, объясним: скорей всего призван боец сразу после освобождения села и необученным, а то и непереодетым (что случалось сплошь и рядом) был брошен в бой. А 10-летний полусирота Леня познал в полном объеме, как выглядит настоящая беда.
Но он не только выжил и вырос, а еще был воспитан прилежным, работящим человеком. Побывал на целине. Да, случилось это уже в студенческие годы – а в Киевский университет Кравчук поступил первым из своих односельчан. После выпуска в 1958 году - преподаватель политэкономии Черновицкого финансового техникума. Через два года – партработа. И сразу в Черновицком обкоме! Там дослужился до должности завотделом агитации и пропаганды. В 1967 году - аспирант Академии общественных наук при ЦК КПСС (не «заушно», а по-честному). В 1970-м – защитился и получил назначение в аппарат ЦК КПУ. Заметим, что парень  из Западной Украины (к «западенцам» в силу соответствующего пропагандистского климата в Украине относились примерно так же насторожено, как к «хохлам» в целом по Союзу) потихоньку рос по служебной лестнице и к 1988 году занимал пост заведующего  отделом агитации и пропаганды ЦК КПУ.
Скорей всего, высокие назначения  обеспечивались не только за красивые глаза Леонида Макаровича, хотя вспомним конец 80-х годов – выглядел он мужчиной весьма эффектным. Были у него нужные деловые качества, которые позволили тогдашнему владыке всея Украины Владимиру Щербицкому доверить Кравчуку самое святое – киевское «Динамо». Дело в том, что футбол – единственное, в чем «хохлам» разрешалось соревноваться с москвичами. Малейшая попытка предшественника Щербицкого Петра Шелеста напомнить союзному центру, что кое-что зависит и от Украины, стоила ему места. Что касается соцсоревнования московский «Спартак» -  киевское «Динамо», то это не возбранялось. Хотя даже  в годы союзного чемпионства киевлян для московских газет единственной не умеющей играть в футбол командой оставались именно подопечные Валерия Лобановского…

Господин соблазнитель
Так наступил 1988-й. Уже год миновал, как где-то в высоких партийных штабах вызрело решение о проведении Великой Номенклатурной Революции. Леонид Кравчук курирует «Динамо» (т.е. отвечает перед Щербицким за результат и не жалеет «патронов» для его достижения) и руководит партийной агитацией и пропагандой. Как у него последнее получалось, проиллюстрируем двумя фактами. Первый: украинская республиканская парторганизация считалась самой сильной в КПСС; второй: спустя годы после распада Союза Украина продолжала (если не продолжает) оставаться коммунистическим заповедником.
Однако наступали совсем новые времена: утонувшая в отчетах, процентах, надоях и привесах (читай: в приписках, лакировке действительного положения дел, кумовстве и круговой поруке) партия вынуждена была оторваться и от трибуны, и от  бумажки. И тут Леонид Кравчук оказался кадром воистину незаменимым. Умел он и сказать, и улыбнуться, и пообещать. В общем и целом… Разумеется, это немедленно отразилось на его служебном положении. Вот он заведующий идеологическим отделом (кто не знает – это одно из определяющих подразделений ЦК),  секретарь ЦК по идеологии, второй секретарь ЦК КП Украины, член Политбюро ЦК КПУ.
К чести Леонида Макаровича, он в телевизионных дебатах с представителями «Руху за перебудову» («Движения за перестройку» - таким изначально было название и ныне известного, но достаточно потрепанного идейными противниками  Руха) за чужие спины не прятался. Есть серьезные подозрения полагать, что становление Руха, его масштабные мероприятия по всей Украине (откуда деньги, ребята?) не обходились без ЦК КПУ и его лучших людей. Партия, как ее учил Горбачев, возглавляла процесс. Чтобы благополучно довести его до ручки…
Где-то в это время громко заявили о себе многие и ныне записные «националисты». Не чужие как отделу агитации и пропаганды, так и идеологическому отделу ЦК. Видимо, еще с времен совместной (и эффективной – см. выше) борьбы с «украинским буржуазным национализмом» завязались деловые, и не только, отношения Леонида Макаровича и Евгения Кирилловича (т.е. Марчука – уже бывшего премьера правительства, бывшего секретаря Совета нацбезопасности и обороны, бывшего Министра обороны). Последний в КГБ отвечал за то же самое, за что Кравчук в Центральном комитете.
Кульминационный момент карьерного роста Леонида Кравчука случился летом 1990 года. После изнурительной спикериады пост председателя Верховного Совета УССР занял 1-й секретарь ЦК КПУ Владимир Ивашко. Только это случилось, и тов. Ивашко уже успел проявить «полную самостоятельность», подписав распоряжение о внедрении киевского времени в Украине (многие тогда успели опоздать на поезда), как Михаил Горбачев решил над «хохлами» поиздеваться. И забрал Ивашко в Москву на не существовавший до тех пор  пост заместителя Генерального секретаря.
Украинский парламент, в то время голосистый и расхрыстанный, оказался без вождя. Единственной проходной кандидатурой в сложившихся условиях оставался Леонид Кравчук. Он и был избран председателем Верховного Совета. А до этого, как вспоминает коллега-журналист, к примеру, выступит он на площади города Луцка под аплодисменты тысяч представителей Руха, а затем идет на заседание партхозактива и песочит последний за то, что «распустили тут руховцев» и т.д.
Осенью 1990 года несколько испугавшись непонятно кем организованных акций киевских студентов  (скорей всего, что сотрудниками ЧК) украинская номенклатура с помощью известного провокатора Степана Хмары обеспечила себе спокойный год. Хмара под тремя телекамерами подергал в киевском подземном переходе за пуговицы милицейского полковника. Эти кадры по телевизору, а также сцены демонтажа памятников Ленина  (во Львове и других городах) показали «звериную сущность национализма», и до 19 августа 1991 года о былой активности Руха все почти забыли. 19-го же в Москве грянул ГКЧП. Из украинского слагаемого этого события выделим визит в Киев замминистра обороны и командующего Сухопутными войсками ВС СССР генерала Варенникова. Который чего-то требовал то ли от 1-го секретаря ЦК КПУ Станислава Гуренко, то ли от  Леонида Кравчука. Кроме того, в эфире появилась весьма путанная речь Леонида Макаровича, после которой за ним окончательно закрепилась репутация человека, способного без какого-либо для себя ущерба пройти межу дождинками.

Господин оформитель
ГКЧП благополучно почил, в России удачно осуществили государственный антигорбачевский переворот (ценой, как предполагалось, временного упразднения Союза). Кравчук, разумеется, был проинформирован  больше, чем мы с вами. Он прекрасно понимал, что к чему – чьи команды выполняет КГБ, армия, милиция (не говоря уже об их отдельных и весьма засекреченных подразделениях). Но в Киеве в 1991 году, заметим, не стрелялись, не вешались, не резали себе вены и не выпадали с шестого этажа  министры, маршалы и завотделами ЦК. Казалось, дорогой и убаюкивающий украинское население Леонид Кравчук тихо и без резких движений плывет по течению, изображая «независимого» Президента. (Кстати, на эту должность его избрали 1 декабря 1991 года 61 процентами голосов, в первом же туре, как раз те, кто буквально спустя несколько месяцев больше всех его же проклинал). Но…
Среди хобби Леонида Кравчука - охота и шахматы (он мастер спорта!). Т.е это человек азарта и просчитанных далеко вперед ходов. А еще автор (или скорей транслятор) афоризма: «Политика – искусство возможного». И похоже сам Бог подарил Кравчуку и Украине Бориса Ельцина. Не обыграть такого молодца одной левой человеку с талантами Леонида Макаровича было просто стыдно. Особенно предчувствуя открытие, обнародованное в телеэфире спустя несколько лет Шамилем Басаевым. Оно звучит так: «Любой договор  с Россией не стоит бумаги, на которой он подписан». Поэтому нечего доверяться  межгосударственному российско-украинскому договору еще 1990 (Союз был жив!) года о признании границ. Помните Тузлу, и российского министра иностранных дел Игоря Иванова («есть разные документы, которые можно по-разному трактовать»)?  А раз так, то вот вам Акт  провозглашения независимости, который  в соответствии с МЕЖДУНАРОДНЫМ правом подкреплен референдумом 1 декабря 1991 года. Не будь его, Украину как государство уже давно бы похоронили.
Вместо Союза в Беловежской пуще было образовано СНГ. «Как способ цивилизованного развода бывших советских республик», - любил повторять Кравчук. Это чтобы подыграть Ельцину, которому уже порядком надоел Горбачев, продолжающий восседать в Кремле. В 1993 году пришел черед четырехстороннего соглашения по отказу Украины от своего ядерного статуса. А США, Россия и Объединенное Королевство взяли на себя гарантии украинской безопасности. О чем т.н. украинские дипломаты  с постоянно поднятыми вверх руками, особенно в северо-восточном направлении,  ни разу и не вспомнили!
Но безопасность, государственное строительство почти невозможны в ситуации, когда все республики бывшего Союза были голыми и босыми вытолканы на собственные хлеба. Экономика, да еще экономика с заблаговременно расставленными из Москвы кадрами – вот главное… Кстати, мы поинтересовались, когда имя Леонида Кучмы впервые появилось в информационных выпусках? Ведь слыхом никто не слыхивал за два «с гаком» года парламентской деятельности такого замечательного народного депутата! Оказывается, за двое суток до назначения его премьер-министром Украины. То, что это московский выбор, навязанный Кравчуку, говорит факт уже 1994 года: в кабинет к Леониду Макаровичу во время предвыборной президентской кампании заходит глава Российского союза промышленников и предпринимателей (завотделом промышленности горбачевского ЦК) Аркадий Вольский. Сзади – Кучма. Вольский: «Представляю – Кучма Леонид Данилович, президент УСПП (Украинского союза, - Л.Р.)». Кравчук: «Очень приятно».
Кравчука в 1994 году «ушли». Ушли досрочно. Видимо достал он своим искусством возможного, несмотря на всю гибкость и осторожность, уже и Ельцина, и Черномырдина. Быстро "построенная" сначала российская, а затем и украинская пресса начали рихтовать Кравчука по полной программе. Была запущена версия заграничной «хатынки» - следы которой не найдены и поныне, а также слух о криминале вокруг Черноморского морского пароходства (тоже высосанный из пальца). Кроме того, теперь мы уже прекрасно знаем возможности шахтовладельцев. А тогда нам казалось, что вместо того, чтобы за гроши добывать уголь и гибнуть в забоях, горняки и вправду самостоятельно бастуют, ходят в Киев стучать касками и т.д. Словом, в 1993 году в Донецке начались забастовки. Их организатор и вдохновитель – ныне, вроде, даже дважды Герой Украины - Ефим Звягильский (директор-владелец шахты им.Засядяко, мэр Донецка и т.д. в одном лице) получил пост и.о. премьер-министра Украины.  В свою очередь, Верховная Рада (в независимой Украине парламент называется именно так) получила повод объявить досрочные президентские выборы.
Кравчук протестовал, но как только выдвинулся спикер Иван Плющ с шансами обойти Леонида Кучму, Леонид Макарович ринулся в бой тоже. Первый тур он выиграл с запасом, а перед вторым начал чудить. То солдат-срочников в казармах на лишних полгода оставил, то впервые зарплаты народу начали задерживать. Да и подсчет голосов осуществлялся в стиле недавнего г-на Кивалова, только с точностью до наоборот. В послевыборный вторник в обед московская радиостанция «Маяк» сообщила о победе Кравчука. А телевизор вечером - что уже Кучма  победил! Говорили по этому поводу разное, но мы можем утверждать определенно: к избранию Леонида Даниловича Леонид Макарович руку приложил точно. Интересно, кто только об этом его настоятельно попросил?
А затем Кравчук потихоньку взялся за политические шахматы. Уже спустя два месяца он народный депутат, и является таковым и поныне. Компания, правда, в которой пребывает Леонид Кравчук (Медведчук-Суркис), конечно, не делает ему чести. Но это на первый взгляд. Медведчук - один из лучших украинских администраторов. И уж скорей Кравчук на него, нежели он на Кравчука имеет влияние. А, кроме того, Медведчук, напомним, – глава президентской администрации с чрезвычайными  полномочиями.
И как бы там ни было, чтобы не говорили - сегодня держава есть. Даже совсем другой Кучма есть (во всяком случае, был до октября  2004 года). Достигнуто это все, может, слишком медленно и мучительно, но весьма в сложившейся ситуации продумано. Что  без  Леонида Кравчука сотоварищи  в принципе невозможно. А вы другого мнения? 
Леонид Романовичев               


Рецензии
Добавил Ваш материал в разде Рецензии в "ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ПРЕЗИДЕНТОВ И ОДНОГО РЕЗИДЕНТА":
http://www.proza.ru/2003/01/01-26


С самыми добрыми пожеланиями!

Niksud   07.02.2005 11:33     Заявить о нарушении