10. Давидова Пустынь

А сейчас, когда мы вышли из мелиховской усадьбы, небо нахмурилось. Выяснили, как ехать до Давидова источника. Сначала заехали в Талеж. Ничего, кроме руин храма, не обнаружили. Вернулись, и по приезде к источнику нас накрыл ливень.
 Как и всякий летний дождь, этот был недолгим, и мы смогли ощутить красоту этого места. Первое, что бросилось в глаза – все окультурено, приведено в порядок. Вернее, отстроено: стоянка, вход на территорию, довольно крутая лестница, сам источник, домик, где совершается омовение, часовня. Все – с иголочки. Народу очень много. В омывальню (или омовельню?) очередь. Мы, конечно, стоять туда не стали. Ограничились набором воды в канистру. По вкусу вода ничем не отличается от  нашей, из глебовского источника. Но… этот источник освящен в свое время (больше 500 лет назад) старцем Давидом и потому – целебен. Правда, чтобы помогло, надо верить. Мне не помогло. Да и от чего? От жизни?
Следующим (и последним) пунктом нашего однодневного путешествия была дача Светы – подруги жены. Когда мы собирались в дорогу, и Света объясняла мне по телефону, как ехать, получалось, что от источника до нее рукой подать. И дорога на карте обозначена. Но Света упорно твердила, что нам надо возвращаться к Симферопольскому шоссе и ехать через деревню Новоселки. Получался круг километров 20. Моя душа автомобилиста этого, конечно, не воспринимала, и мы поехали по короткой дороге и … уперлись в КПП запретной зоны «Нерастанное». Надо верить людям. На российских картах обозначено не все, что есть на земле Российской.
Проехав неотвратимые 20 километров через Мелихово, Новоселки, Перхуровы Орлы, Бавыкино, аккуратно объезжая колдобины, мы, наконец, прибыли в садовый поселок «Раздолье». Света находилась в доме. Поскольку мы не договаривались именно на этот день, то она нас не ждала, но приняла очень радушно. Участок этот она получила не так давно (лет 5  назад), и плодовые деревья еще не выросли. Садовые участки нарезаны на открытом месте. Поэтому ничего не мешало клонящемуся к закату солнышку освещать результаты Светиных трудов. Жена, как агроном с  большим стажем, придирчиво осмотрела все и одобрила. Даже решила перенять передовую технологию использования плоскореза Фокина.
- Давайте, сходим на бугор, - сказала Света. – А потом поедим.
Мы прошли через перелесок и оказались на краю крутого обрыва. Вернее, то поле, на котором были нарезаны участки, было на возвышенности, и потом резко уходило вниз, к заливным лугам реки Лопасня. Внизу вилась та самая дорога, по которой мы сюда приехали. А потом – широкое пространство. Там, далеко кусты обозначали реку, а за рекой на холме, поросшем лесом, возвышались купола Давидова монастыря – место под названием Новый Быт.
Преподобный Давид (в миру – Даниил) происходил из рода Вяземских. Интересно, не из тех ли Вяземских, у которых мы только что были в Остафьево? В двадцать с небольшим лет (а родился он приблизительно в 1450 году) пришел он в Боровский монастырь (на севере Калужской области) и подвизался там более 40 лет.
В 1515 году Давид оставил Боровскую обитель дабы основать свой монастырь. Было ему в то время уже более 60 лет. В таком возрасте просто вырыть в земле убежище и там перезимовать было тяжеловато, несмотря на святость и молитвы. Поэтому он пришел не один, а с двумя старцами и «двемя простыма мужа». Впятером они соорудили себе жилище и церковь Вознесения Христова.
За 14 лет, что игумен Давид прожил на этом месте, прежде чем преставиться, под его руководством были возведены в Вознесенском храме приделы Успения Богородицы и Николая Чудотворца, посажена липовая роща. По преданию, Давид выкапывал липы в лесу, приносил в пустынь и сажал вверх корнями, дабы показать темному местному населению, что могут сотворить молитвы. А мы, такие же темные, сажаем как обычно. И тоже приживается. Без молитв. Вряд ли Давид не знал, как надо прикапывать саженцы. Скорее всего, поспорил с каким-нибудь аборигеном, усомнившимся в силе молитв преподобного. Ну, что ж. На хорошей земле, говорят, и палка корни пускает.
В течение 16-17 веков обитель укреплялась, строились и перестраивались церкви, приносило доход подсобное хозяйство. По указу и на средства Ивана Грозного началось строительство первого каменного храма. Интересно, что в историях практически всех монастырей, которые мне пришлось читать, есть такая фраза. Да, первый русский царь не только мечом, но и крестом укреплял власть, привлекая на свою сторону духовенство. Первый самовластный царь и практически последний дееспособный московский князь из рода Рюриковичей. Потом уже был Годунов, смута и Романовы.
В начале 17 века (1619г) обитель подверглась нашествию и разграблению литовцев и черкасов (запорожских казаков). Как-то я всю жизнь думал, что с воцарением Романовых в 1613 году поляки утихли, и никаких набегов на Русь больше не было. Оказывается, были. Это были отголоски тех процессов взаимодействия России, Украины, Польши, Турции и других стран, которые привели в середине 17 века к воссоединению Украины с Россией. Да, слабовато я историю знаю. Зато теперь в связи с этим «нашествием литовцев» на Давидову пустынь в Интернете нашел книгу «История России» Г.В.Вернадского (сына знаменитого ученого В.И.Вернадского, в честь которого назван проспект на юго-западе Москвы). Фундаментальный труд. Не мешало бы и Карамзина почитать.
Из довольно путаных материалов официального сайта обители и других, найденных мной в Интернете, мне представляется, что на протяжении почти 500 лет существования у монастыря была нелегкая  история. Периоды процветания сменялись упадком и запустением. Его то приписывали к другим монастырям (1657 – Воскресенский Ново-Иерусалимский, 1712 – Чудов, 1721 – Московский Златоустовский), то отпускали «на вольные хлеба». Власти то даровали ему угодья (охранная грамота Ивана Грозного), то отбирали в пользу «вышестоящих обителей». Строительство храмов то затягивалось на сотню лет (начатая еще при Иване Грозном постройка первого каменного собора была закончена только в 1682 году, но уже через 50 лет она «сильно обветшала», и к середине 18 века ее снесли и построили новую), то велось ударными темпами, как во второй половине 19 века (были построены заново Знаменский храм, ризница с библиотекой, кирпичный завод, гостиница для богомольцев, странноприимный дом). После окончания первого смутного времени, в начале 17 века, Давидову пустынь за один год разорили, а после второго, - в конце двадцатого века – очень быстро восстановили.
Девятнадцатый век – это время расцвета обители. В 1915 году там было около ста насельников. В связи с 400-летием основания монастырю был присвоен второй класс. А потом был 1917 год… В середине 30-х годов монахов увезли в неизвестном направлении. В монастыре устроили сельхозтехникум, срубили купола церквей, надгробия могил пошли на строительство нового общежития. Видимо, поэтому и поселок назвали «Новый Быт».
В 90-х годах прошлого века началось возрождение обители. В 1995 году настоятелем был назначен отец Герман, бывший до этого священником в Покровском женском монастыре в г.Хотьково. Это рядом с нашей дачей в Абрамцево. Кстати, в этом монастыре при Советской власти также был сельхозтехникум (см. «В поисках Родины», гл.10).
Сейчас в Давидовой Пустыни собрано более 200 частиц мощей различных божьих угодников. Полным ходом восстановительные работы идут с 97 года и нынче, судя по картинкам, снаружи он выглядит просто блестяще.
Уж не знаю, как сложится его дальнейшая судьба, но сейчас монастырь на подъеме. Интересно, что при поиске материалов в Интернете, я наткнулся на сообщение, что Новый Быт в Московской области является местом, где происходят аномальные явления. Правда, что это за «явления» не указано. Будет возможность – проверим.
Глядя в видоискатель на Давидову Пустынь, я задумался… Вернулись к Свете. Она угостила нас на скорую руку самыми простыми, магазинными котлетами. Обычно от такой еды я долго мучаюсь изжогой. А тут, в связи с тем, что жена должна была быть за рулем, я выпил стопку водки. И… ничего. Никаких «воспоминаний» о котлете.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии