Вадим Сыромясский. Мысли - 2004

Вадим Сыромясский

Мысли – 2004
Русский поэт Афанасий Фет высказал такую мысль:                мысль изреченная есть ложь.  Неплохо, хотя и двусмысленно!

Быть или не быть? Думать или не надо? Вот в чем вопрос.

Мысли бывают светлые и темные, добрые и не очень, глубокие и поверхностные, доброжелательные и коварные, правильные и ошибочные, свои и чужие – и все это от того, что они кому-то принадлежат.

Мысль – вещь в себе, явление уникальное и монопольно принадлежащее человеку. Так что же это такое, в конечном счете? Это продукт жизнедеятельности мозга, сгусток энергии, циркулирующей во внутреннем информационном канале, или это информационный след, считанный нашим внутренним сугубо персональным компьютером из внешнего непрерывного информационного потока банка данных коллективного  разума? Мы говорим так: мысль ударила в голову, мысль поразила как молния, мысль осенила; мысли роятся в голове,  витают в воздухе; мысли давят, угнетают, не дают спать; можно собраться с мыслями, ловить или гнать их прочь; мысли могут быть оригинальные, чужие, заимствованные; мысли можно строить в ряд или ощущать их беспорядочность; мысль может обгонять события, возникать и исчезать бесследно; мысль можно потерять или обрести вновь; мысли могут быть светлыми, черными, нейтральными, веселыми, грустными, ироничными, витиеватыми и простыми как перст…
Итак. В нашем представлении есть некто, который наблюдает, судит, квалифицирует, собирает, гонит и т. д.  И есть нечто, которое осеняет, поражает, угнетает, радует, возникает и исчезает по своей воле. Более того, это нечто жалует к нам не в любое время и не при любых обстоятельствах. Так, где же кладезь этих полезных, необходимых, радующих душу мыслей? Что стимулирует это мыслительное производство? Когда и при каких обстоятельствах они предпочитают посещать нас и оставаться у нас надолго? Как их приумножить и каким образом с ними бороться?

Да убоится жена мужа своего. Думает муж.

Общеизвестно, что когда петух догоняет курицу, у них возникают разные мысли.

Муж говорит: “Я умираю”. Жена в это же время думает: “А как же я?”

Женщина говорит “нет”, чтобы о ней плохо не подумали.

Когда дипломат говорит о мире, он непременно думает о войне

Бойтесь данайцев, дары приносящих. И властолюбцев, свободу сулящих.

Предрасположенность делать добро другим выгодно выделяет человека в природе.

Сон разума – творческая лаборатория подсознания.

Если человек заблуждался, то это означает лишь одно – он искал свою дорогу.

Никто не имеет права переходить черту и проникать в нишу, где обитает внутренний мир другого. Тот, кто пренебрегает этим правилом, рискует потерять доверие партнера.
Природа не знает иронии, сарказма и негодования. Она все принимает как сущность, факт или действие.

Жизнь замечательна уже тем, что она есть.

Любовь одного человека к другому в общем случае это принесение в дар своего Я другому.

Там, где побеждается страх, начинается мудрость.  Б. Рассел.

Каждому Создатель дал разум, но, к сожалению, не каждый ним пользуется.

Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак.  Марк Твен.

Собственное мнение, которое принято отстаивать с пеной у рта, есть ничто иное, как осознание собственных возможностей и предпочтений. Ему следует противопоставить собственное знание, извлеченное из проверенных опытом человечества сведений.

Я не хочу учить жить своих детей и внуков. Но я хочу, чтобы у них появилось желание учиться у меня и знать свои корни.

Путь таланта труден и тернист. Вначале его допускают в приемную. И только после долгого и томительного ожидания приглашают в палаты признания и почета.

Продлить себя за пределы земного образа – стремление каждого человеческого существа – в творчестве, делах, открытиях, потомстве, наконец.  Юрий Нагибин.

Уходя уже в мир иной, человек вдруг обнаруживает, что все, чего он достиг, не идет ни в какое сравнение с тем, чего он хотел.

Вечности не будет, вечности не было, а вечность есть.  Гегель.

Если бог есть на свете, то мы должны быть бесконечно ему благодарны за то, что он подарил нам чувство прекрасного и любовь друг к другу. Если же его нет, то мы должны быть благодарны вдвойне за то, что он живет в нашем сознании.

Красота и совершенство – немилосердны.

Все, без исключения, авторы дышат и питаются надеждой, что они будут кому-то интересны. И даже тот, кто работает на полку и утверждает, что ему все равно, в конечном счете, лицемерит перед самим собой.

Искренность всегда преодолевает препятствия.  Веркор.

Институт главных редакторов в литературе и искусстве – это прямая диктатура предпочтений отдельно взятой личности. А чем это чревато, хранит в своей нетленной памяти история.

Голая правда подобно голой женщине вызывает восхищение не у всех и не всегда.

История, как наука, не позволяет манипулировать фактами, вырванными из цепи событий.

Судьба, случай, привидение, рок, ангел-хранитель, бог – все это категории, которые пытается обозначить наше воображение, будучи не в силах дать им исчерпывающее объяснение.

Каждый человек, будь то самый отпетый рационалист, не свободен от определенного суеверия, от воздействия таинственной магии слова. Эта магия носит зачастую весьма негативный характер, особенно когда человек рассказывает о планах на будущее или о собственных благих намерениях. Судя по фольклорным текстам, злые демоны очень любят слушать про эти планы и намерения, и, разумеется, делают свои выводы. Сведущие в чем-либо хорошо понимают ценность молчания; о свободе больше всего рассуждают рабы, о женщинах – неудачники в любви, о богатстве – горемыки без гроша в кармане.  Е. Головин.

Никто не знает настоящей правды.  Антон Чехов.

Человеку, поглощенному любимой работой, не остается ни времени, ни сил, ни желания выяснять отношения со своими фибрами души.

Воображение сытого и здорового человека рождает положительные эмоции, образы и вожделения. Тот же, кто попал в западню, концентрирует все свои возможности на единственной цели: спастись любой ценой.

Быть рыцарем, джентльменом или просто достойным человеком, значит поступать не так, как хочешь, а так, как должен.

Добро и зло не однозначны и, более того, обратимы в своих последствиях. Сладости обольщают вкусовые ощущения и одновременно разрушают зубную эмаль. Безоглядная доброта, душевная теплота на грани беспринципности порождают себялюбивых индивидуумов, эгоистичных и глухих к нуждам окружающих.

Жизнь – это нечто, которое не имеет начала, а есть только бесконечное продолжение какого-то великолепного замысла.

Человек, который находится в плену иллюзий, безвольно плывет в жизненном море по воле волн. Он не испытывает душевных переживаний от того, что чего-то не знает или что-то недопонимает. Как говорится, блажен, кто верует. Тот же, кто много знает и постоянно анализирует происходящее, всегда в поиске и сомнениях, в муках самоутверждения. Познание – дорогой и взрывоопасный предмет. Оно требует от человека мужества, предельной честности перед собой и окружающими, способности не впасть в уныние от раскрывшейся истины. Самоутверждение через знание, твердая позиция и независимость от сложившегося уклада мыслей достигаются дорогой ценой. Знание, к сожалению, может быть неверным, и приносить заблуждения, огорчения и беды. Истинное знание – сила, которая становится убийственной для слепой веры.

Каждого, кто пришел в этот мир, сопровождает тайна его предназначения и загадка окружающей среды. Эти таинства будоражат воображение, мобилизуют волю и увлекают в глубину познания. Когда же они уходят, человек чувствует себя опустошенным и абсолютно лишним в этом мире.

Те, кто не может или не хочет напрягать свое мышление, выбирают для себя легкий путь: они верят в чудеса.

Тот, кто сохраняет в своей памяти прошлое, живет второй жизнью.

Полученное в счет не идет. Любят лишь будущие щедроты. Кто думает только о том, как бы больше ухватить для себя, тот не думает об уже ухваченном. Неотъемлемая черта жадности – неблагодарность.  Мишель Монтень.

Прозрение истинно верующего ужасно. Как для него самого, так и для его веры и его падших кумиров.

Равнодушие убивает вдохновение.

Люди могли бы жить более счастливо и спокойно, если бы постоянно не искали себе врага.

Молодые люди, современники научно-технической революции, очень много для своего возраста знают. Это порождает у них убеждение, что они все знают. Но, пренебрегая изучением истории и опыта предшественников, они игнорируют мудрость и многое не понимают. Отсутствие мудрости рождает самолюбование и самонадеянность в ответственные моменты жизни.

Любовь – клинический случай. Это болезнь на уровне подсознания. У многих она проходит легко как ветрянка или насморк. У людей эмоциональных и глубоко чувствующих это тяжелый недуг, который при осложнении оставляет рубцы и незаживающие раны. При благоприятном течении к зрелому возрасту болезнь плавно переходит в вяло текущий абсцесс сознания, который доставляет человеку радость и приятные воспоминания.

Вошедшие в моду в последнее время телевизионные шоу “Про это” напоминают лежки обожравшихся тюленей. Телеведущие с наглыми глазами проникают в сферу личной жизни людей и копаются в подробностях скрытой от постороннего глаза действительности. Они пытаются разговорить присутствующих в студии и убедить тысячи зрителей, что быть нравственно голым значит быть духовно свободным.  Ворвавшись в кухню любовных отношений людей, они не интересуются рецептами здоровой и вкусной пищи. Их болезненный интерес к пикантным подробностям и их желания крутятся вокруг одного: как на этой кухне без конца хлебать жирную и приторную похлебку.

Посмотрим правде в глаза хотя бы искоса: мы уже прошли период разложения патриархальной культуры, с ее незыблемой ценностью личности, гения, героя, с ее “вечной женственностью” и априорным человеческим достоинством. Нашей жизнью управляют группы, в которых уже нет лидеров, мы живем в эпоху восстания масс, у нас нет этики и нет эстетики в качестве жизнеутверждающих идеалов катарсиса и сублимации, а наши теологи унизились до того, что оправдывают бытие Божие последними данными науки. Мы забиваем себе голову чудовищными представлениями о йоге,  дзэн-буддизме, слепо верим в парапсихологические бредни, препарируем фольклор и мумифицируем церкви, призывая к какой-то духовности. Но угрызения совести перестают нас терзать: мы уже не читаем поэзию, предоставляем специалистам копаться в средневековье, и находим пресными страдания молодого Вертера.    Евгений Головин.

Волку не дано испытывать угрызения совести и морально-этические переживания, когда он терзает свою жертву с целью утоления голода. Разумный человек – тоже хищник по природе – устроен более замысловато. При виде крови и судорог живой плоти ему становится дурно. Попав на бойню, он испытывает содрогание и  протест разума. А, увидев, как бьют обухом между рогов знакомую ему корову Маню, и как она, шатаясь, валится на подкошенных ногах и как, наконец, с нее хлещет горячая дымящаяся струя крови,  он испытывает ужасную тошноту и даже может упасть в обморок.
Но вечером, оказавшись в любимом ресторане, он без всяких сантиментов, под водочку, будет поглощать котлеты по-киевски, отбивные, эскалопы, ростбифы и предлагать даме грудинку и заливные свиные ножки. И при этом не вспоминать о той изуверской технологии, по которой приготовлены эти лакомства.
Точно также человек, возомнивший себя цивилизованным субъектом, ведет себя по отношению к себе подобным. Посылая людей на смерть, он дистанцируется от непосредственного участия в мясорубке, и пользуется лишь результатом продуманной технологии. Когда в условиях нравственной либерализации общественное развитие достигло определенных высот злодеяний, оно столкнулось с необходимостью, в соответствии с действующими законами, массового забоя поднявших голову убийц, головорезов, каннибалов и другой нечисти. И тут великий лицемер – человек сказал: “Стоп! Я не буду брать грех на душу и лишать жизни этих братьев-изуверов. Не мы давали жизнь этим существам, и не нам ее отбирать (мол, пусть думает, кто давал). А я буду пожизненно содержать их в бетонном каземате, кормить баландой и душить авитаминозом. И пусть они сходят с ума от полового воздержания! И Господь Бог пусть сам решает, удушить ли их туберкулезом или обычным инфарктом”.
Нас не будет смущать, что больше всего наказанными окажутся те невинные, которым придется содержать преступников, охранять их, водить в баню и убирать горшки. Говорят, что люди, лишенные элементарных человеческих условий, движения, света, общения, выхолощенного необходимыми химическими элементами питания, очень скоро деградируют и возвращаются к животной форме организации. То есть, перестают испытывать моральные нагрузки. А те, кто наблюдает этот процесс методического умерщвления души и плоти, напротив, испытывают нравственные и моральные потери. Но чтобы сохранить себя, они не должны задумываться, чем пахнет их хлеб насущный.

Казнить – было бы значительно гуманней, чем пожизненно мучить человека в застенках.

Неимущие в массе своей никогда не горят желанием и готовностью стать имущими, им претит само это стремление других. Фантазия их ума и страсть их души воспаряется к идее равенства, к ожиданию, что имущие побывают в шкуре неимущих и поймут всю несправедливость своего существования.

***
Толпа достойна умереть прежде, чем она родилась. Аристотель.

Любимое дело незадачливых политиканов – сводить счеты с покойниками и таскать с их могил лавровые и терновые венки для использования в своих личных не всегда чистых целях.

Если в политике вы все понимаете, это значит, что вы располагаете недостаточной информацией.

Религия начинается в душе человека. И заканчивается в обществе, где он живет. А воинствующая религия – это уже политика.

Свобода в широком понимании этого слова – это наличие существующих или будущих возможностей, как в механическом, так и в социальном аспекте. Эти возможности не безграничны в пространстве и времени и всегда имеют свой предел.
Свобода слова порождает инакомыслие, словоблудие, ерничество, кликушество, безответственность, синдром провокации и многое другое. Беспредельная свобода выбора – путь в никуда. Свобода вероисповедания ведет к духовному разобщению людей на не дружественные друг другу общины. Сексуальная свобода приводит к моральной деградации и распространению опасных болезней. Власть без границ – самоубийство демократического государства. Свобода перемещения людей приносит эпидемии. Механическая система, пребывающая в состоянии безразличного равновесия, обещает непредсказуемые движения.
Итак, страсти по свободе, эйфория по поводу ее приобретения должны контролироваться прагматичным, уравновешенным и свободным от предубеждения разумом. Свобода – это то, без чего не может быть динамичного существования всего сущего, но одновременно это то, что требует к себе бережного отношения. Давая нам ту или иную свободу, Бог надеется на наш разум.

Полная и безоговорочная свобода слова – то, что требуется политикам в момент укрепления во власти. Это можно представить себе так, как будто вы пригласили к себе на службу дальних плохо обеспеченных родственников и позволили им сочинять о себе любые небылицы, лишь бы они способствовали вашей известности. Но как только они заденут святое – ваши привилегии, они должны немедленно осознать, что не бывает безнаказанной свободы.

Только мертвые имеют свободу слова. Марк Твен.

Все, что уже возникло, имеет право на существование в пределах отпущенного срока.

Прочитайте внимательно и непредубежденно "Начальную летопись" и "Очерк истории Киевской Земли" М.С.Грушевского, перелистайте "Исторические портреты" В.О.Ключевского и "Чтения и рассказы по истории России" С.М.Соловьева,- и вы неожиданно для самого себя сделаете открытие, что мы имеем собственную оригинальную Библию. Вы вздрогните в изумлении и обнаружите, что нам не было нужды в течение столетий забивать себе голову неблаговидными деяниями чуждых нам в своих заботах мифических Моисеев и Соломонов. Что мы имеем достаточно собственных святых апостолов, мучеников за веру и правду, героев и собирателей земель, деяния которых более земные и понятные современному человеку и, одновременно, без религиозного приукрашивания, более жертвенные и самоотверженные.
  Из всего сказанного важно сделать далеко идущий вывод. Чтобы восстановить высокое славянское самосознание и гордость за свою многострадальную историю, чтобы дать современному человеку достоверное знание своих корней, необходимо кардинально изменить систему исторического образования на всех супенях его реализации. Необходимо незамедлительно отказаться от наскоро сфабрикованных политизированных поделок славянской истории и ввести на всех ступенях обучения курс "История Восточно - Европейских земель в оригинальных первоисточниках".

В телевизоре бытия проходят кадры мировой истории. Прошли благословенные времена религиозного правления. Исчерпал себя институт самодержавия. Канули в прошлое имперские гегемонии. Были повергнуты военный диктат и тирания. Доживает свой век веселая и безответственная госпожа демократия. На смену идут террор и мировые клубы избранных, уже созревших к достойной жизни.

С запада Украины потянуло затхлым духом средневековья. Необразованной черни противопоставила себя велеречивая и самовлюбленная обедневшая шляхетная спесь.

Националист – это человек с выпуклыми глазами и ярко выраженной ненавистью к тем, кто выглядит иначе и живет лучше.

Романтики в целом и революционные романтики в частности – это легко возбудимые люди, сознание которых воспаляется от виртуальных возможностей, которое им рисует их творческое воображение.

Даже тысяча жаждущих власти не достойна слезы ребенка. А женщина, посылающая в пасть молоха революции свое дитя, не достойна звания матери.

Государство – это большое здание. Его можно разрушить или взорвать. Но оно может и само рухнуть из-за несовершенства фундамента или несущих конструкций.

Кому быть во власти определяет бог. А они лишь потом выбирают себе одежды и цвета предпочтения.

Либеральные избирательные игрища явили миру то многое, что было скрыто под покровом добропорядочности.

Астрологи ведут беспроигрышную игру, предвещая по своему обыкновению, великие перемены и потрясения; их предсказания толкуют о том, что и без того очевидно и осязаемо, за ними незачем отправляться на небеса. Мишель Монтень.

***
Чудес как таковых в природе не существует. Есть только эффекты и явления, которые не умещаются в нашем сознании, информационно ограниченном или еще не готовом к осознанию происходящего. В разряд чудес относят события разовые или крайне редкие, явления с невообразимо большой длиной волны, эффекты со скрытой причинно-следственной связью. Чтобы не оказаться в шокирующем плену незнания, нужно постоянно руководствоваться некоторыми исходными посылками: все происходящее в этом мире имеет свои причину и следствие, всякое действие имеет свой предел, после которого возникает трансформация. А всякая передача воздействия от одной субстанции к другой возможна только в результате преобразования аналоговых величин в дискретную форму (квантование).

Машины, орудия труда и любые сооружения есть материализация моделей механистического воображения и рожденных ним схем движений. Информационные системы отражают логику мышления человека. И в этом смысле компьютер есть грубая модель мышления, отражающая схему работы мозга. Но чтобы приблизится к разуму человека, любой искусственной информационной системе нужно освоить способность к обману и лицемерию, а также постигнуть искусство аллегории.

Ось вращения, траектория, душа, аура, в электронике сигнал “нет” – все это нематериальные субъекты, которые живут в окружающем мире, несмотря на то, что физически их нет. Мы не можем их видеть, осязать или подарить другому. Но, используя их, наш мозг способен интерпретировать реальность и отражать в памяти то, чего фактически нет. Прекращается вращение – исчезает ось, останавливается жизнь – уходит душа.

В природе абсолюта нет. То есть, все сущее имеет свое логическое завершение. Если предположить обратное, то придется согласиться с тем, что, в конечном счете, любая сущность достигнет своего крайнего состояния, и все в этом мире замрет, остановится и окостенеет. Исчезнет движение, и остановится жизнь.

Гипотез, предположений, проб и ошибок не сотворяет только ленивый или лишенный воображения разум.

Можно,нежно поглаживая по голове или ободряюще похлопывая по плечу, вызвать положительные ощущения в центре удовольствий нашего мозга. Можно, нанеся удар между глаз, вызвать бурную реакцию болевого центра человека. Но таких же результатов можно достичь путем искуссной похвалы, лести, или, напротив, грубой брани и оскорблений.
Такова сила слова и прелесть поэзии!

Существуют мысли, которым мы подчиняемся, не осознавая их: они родятся безотчетно.     Оноре де Бальзак


Рецензии