На Дне

НА ДНЕ
(Телефарс)

Павел Чердынцев

Оригинальный сценарий



















Павел Чердынцев
pcherdyncev@narod.ru
 
НАТ. КИЕВ АЭРОПОРТ УТРО

По небу медленно ползут облака.

Звучит мелодия песни "Червона рута", которую постепенно заглушает рев реактивного двигателя.

На взлетную полосу выезжает пассажирский лайнер. Сквозь шум двигателей пробиваются обрывки переговоров членов экипажа с наземной службой.
 
ТИТР:

На Дне. Часть первая

ИНТ. САЛОН САМОЛЕТА УТРО
    
На последнем ряду сидят двое мужчин. ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР, интеллигент лет шестидесяти, и ПАВЛИК-ВОЛОДЯ, "бродяга", которому на вид – лет пятьдесят, хотя на самом деле он значительно моложе; он худ, лохмат, бородат; одет более чем странно: на теле - теплый свитер и зимнее пальто, на ногах - летние спортивные штаны и тапки; летит налегке, без багажа.

Трусливый пассажир заметно нервничает: в руках теребит платок, коим, время от времени, стирает проступающую на лбу испарину. Павлик-Володя, напротив, ко всему безразличен.

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
(пристегиваясь)
А я, знаете ли, услугами авиации пользуюсь крайне редко. Нет, вы не подумайте ничего такого - я не из трусливых, - просто поездом, оно как-то надежнее. Едешь себе и едешь, как сыр в масле. Скорость, конечно же, не та, зато, знаете ли, и падать неоткуда! Нет, вы не подумайте ничего такого...


ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(отворачиваясь к иллюминатору)
И не подумаю.

Самолет в эти минуты стремительно набирает ход и взлетает.

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Ну, вот и хорошо.

Вытирает пот. Закрывает глаза. Крестится.

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
(продолжая, шепотом)
Только бы пронесло, только бы пронесло, а то с этими самолетами, у-у-у, все, что угодно, может случиться. Например, хвост отвалится или шасси зак... - боже ж мой! ну зачем?! зачем?! - ...заклинит. Приземлимся на пузо - галстук, и тот до дому не доберется. Снимут. Всенепременно снимут. Подумают: На кой ему галстук?.. Покойному-то. Ой!

Трясущейся рукой лезет во внутренний карман пиджака, достает оттуда таблетку валидола и кладет ее под язык.

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Ох-хо-хох... Черт меня дернул лететь, а! Тоже мне - Икар выискался! Ехал бы себе и ехал! За окном: кустики, деревца, бабы... с флажками. А здесь!

В сердцах выплевывает таблетку и озирается по сторонам.

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
(продолжая)
Тьфу! Какая гадость! Смотреть тошно! Вокруг народу, как в Ноевом ковчеге - всякой твари по паре! То ли дело в купе: интим, полумрак... Ты да я, да мы с тобой! Чаек, бутербродики, водочка...

Павлик-Володя отрывает взор от иллюминатора.



ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(испуганно)
Водочка?

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
(удивленно)
Ну да, водочка. А что, собственно...

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(не дослушав)
Нет, нет, ничего.

Собирается отвернуться, но неожиданно раздумывает, хватает попутчика за руку...

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(возбужденно)
Дорогой товарищ... Уж не знаю, как вас там звать-величать... Послушайтесь, пожалуйста, моего доброго, полезного совета.

Начинает говорить вкрадчиво, все ближе и ближе поднося свои губы к уху трусливого пассажира.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(продолжая)
Ни-ког-да не ка-сай-тесь...

Трусливый пассажир вырывает ладонь из рук Павлика-Володи. Отодвигается.

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Простите, с кем имею? В чем, знаете ли, дело?! Чего вы тут от меня хотите?!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(заговорщицки)
Тут - ничего. А вообще - я хочу, чтобы вы, прелестный незнакомец...

Дружески похлопывает первого мужчину по гладкой щеке.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(продолжая)
...впредь никогда не касались в поезде водочки.
Ни водочки не касались, ни чего другого такого похлеще. Это я вам в целях вашей же безопасности говорю.

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
(растерянно)
Да я, знаете ли, не так часто и касаюсь-то. Бывает, правда, иногда, но...

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Что но?

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Но исключительно под хорошую, что называется, закуску с хорошим, знаете ли, человеком!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(разочарованно)
Помилуйте, при чем здесь закуска?

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Ну как же! Очень даже при чем!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Нет, мой юный, мой девственно наивный друг. Закуска здесь совершеннейше ни при чем!

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Вот те на! Вас послушаешь, так и человек...

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
А человек - тем более!

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Ну, знаете ли!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(тяжело вздыхая)
Знаю.

Отворачивается к иллюминатору.

За иллюминатором непроницаемым маревом плывут облака.

Постепенно облака редеют и превращаются в падающий хлопьями снег.

НАТ. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ГОРОД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ ПЛАТФОРМА ДЕНЬ
    
Из только что прибывшего поезда выходят немногочисленные граждане.

Звучит мелодия песни "Молодость моя - Белоруссия".

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПО ВОКЗАЛУ
(за кадром, на белорусском и русском языках)
Граждане пассажиры! Скорый поезд N60 "Киев - Санкт-Петербург" прибыл на третий путь. Нумерация вагонов начинается от локомотива.

В самом конце состава, на платформе, стоят Павлик-Володя и КАТЮХА. Павлик-Володя без бороды, коротко пострижен. Одет и обут нормально, по-зимнему: на голове - шапка, на ногах - брюки и ботинки, возле ног - чемодан. Катюха держит в руке древко с портретом неизвестно кого: портрет укрыт платком.

Павлик-Володя и Катюха неустанно целуются, обнимаются. Катюха рыдает, взывает к небесам. Павлик-Володя периодически падает на колени, бьет себя кулаком в грудь, после чего вскакивает на ноги, одной рукой хватает чемодан, другой сдавливает себе горло. По всему видно, что Павлик-Володя либо в чем-то клянется, либо за что-то просит прощения, а скорее всего: и клянется, и просит одновременно.

Чуть в стороне, у двери последнего вагона, стоит, качаясь, беспросветно пьяный ПРОВОДНИК. Закрепив на лице умильную улыбку, проводник заворожено следит за означенной сценой тягостного расставания.

ГОЛОС ПАВЛИКА-ВОЛОДИ
(за кадром)
Минувшей зимой находился я по случаю командировки в одном белорусском городке у своей... то есть своего армейского товарища, фамилия которого к делу не относится, так как жена моя, коли она жива, до сих пор,  надеюсь, ни о чем таком не догадывается. Находился я там, по моим подсчетам, с неделю, а как месяц прошел... "Всё, - думаю, - пора съё..." - иными словами: "И честь знать". Тем более что все мои... командировочные к тому времени уже словно в лету канули, а жить за бабской спиной... на средства, говорю, своего армейского кореша, я не альфонс какой-нибудь. В общем, расцеловались мы с ней... ним, старшиной Ивановым, обнялись на прощание. "Прощевай, - завещаю, - Катюха! Счастливо тебе оставаться! Жене, - прибавляю, - привет передавай..." Ну и все такое прочее. Сказал это и поехал. Да так поехал, что до сих пор приехать не могу.

Мелодия прекращается.

Вокзальный гул.

Павлик-Володя крепко прижимает к себе Катюху.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(икая)
Ну, Катюха, прощевай! Ой-ай. Счастливо тебе, ой-е, оставаться!

КАТЮХА
(воздев руки)
Господи-и-и! На кого ж ты меня-а-а...

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Да, ой, да...

КАТЮХА
Ты же обеща-а-ал!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(падая на колени)
Прости! Прости, любимая! Я знаю, я все знаю, но...

КАТЮХА
(поглаживая Павлика-Володю по шапке)
А может, останешься, а?  Погостишь еще? Ну хотя бы денечек?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(вскочив на ноги и сдавив себе горло)
Не могу! Понимаешь, не могу! Я бы с превеликим у... Но не могу! Вилы! У меня же - семья, ой-я, работа. Клянусь тебе, ой-е, если бы не ра... ой, да!

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПО ВОКЗАЛУ
(за кадром, на белорусском и русском языках)
Граждане пассажиры! Будьте внимательны и осторожны! От третьего пути отправляется скорый поезд N60 "Киев - Санкт-Петербург".

Проводник кое-как забирается в вагон, опускает площадку, извлекает из-за пазухи флажок и, гордо водрузив его пред собой на вытянутой руке, застывает.

Павлик-Володя и Катюха обнимаются, целуются и ничего вокруг себя не видят и не слышат.

КАТЮХА
(всплеснув руками)
Ой! Чего это я, дурья башка, уши-то свои непутевые поразвесила! Кому, как не тебе, любимый, гостинец-то мой предназначен?!

Поднимает над головой портрет.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(изумленно)
Что это?!

КАТЮХА
(улыбаясь)
А во!

Скидывает с портрета платок. На портрете - Президент Белоруссии.

Павлик-Володя, кое-как устояв на ногах, пытается что-то сказать, но, вместо этого лишь судорожно икает.

КАТЮХА
(торжественно)
Дарю тебе этот портрет!
Он символом быть попробует!
Меж нами границы нет!
Пусть не будет границ и между двумя нашими братскими народами!

Вручает портрет.

Звучит фрагмент гимна Советского Союза.

Тем временем поезд трогается.

Павлик-Володя, опомнившись, хватает чемодан и тотчас срывается с места.

Катюха, напротив, окончательно теряет голову, закрывает глаза и продолжает что-то упоенно цитировать.

Павлик-Володя подбегает к вагону, закидывает в него свой чемодан и тщетно пытается вскарабкаться на закрытую площадку.

Проводник безмятежно взирает вдаль.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(проводнику)
Ой, ну что вы стоите?! Что вы стоите?! Господи ты, боже мой!

ПРОВОДНИК
(невпопад)
А что мне - плакать что ли?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Ой, ну что вы не видите?! Вы не видите?!

Проводник пинает ногой чемодан Павлика-Володи.

ПРОВОДНИК
Вижу.

Павлик-Володя ловит чемодан, продолжает бежать.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Ой, ну что вы делаете?! Что вы делаете?! Откройте скорее!

ПРОВОДНИК
Ух ты! Какой ты быстрый! Откройте! Предъяви билет, тогда открою. Без билета не положено.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(истерично)
Какой-ой-ой билет-билет?! Я ведь-ведь вам-вам-вам его-его уже-же-же предъявлял-ял-ял!! Он-он-он, билет-билет, у вас-вас-вас!!!

ПРОВОДНИК
Ага... Так... Угу... Билет, говорят, у нас. Что ж, сейчас поглядим.

Свободной от флажка рукой шарит по карманам, находит билет.

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Ага... Так... Угу... Действительно, у нас.

Поднимает площадку, впускает запыхавшегося Павлика-Володю.

ИНТ. ВАГОН ПОЕЗДА "КИЕВ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" ДЕНЬ

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Ну вот. А ты, дядя, волновался. Стоило из-за такого пустяка так орать!

Павлик-Володя хочет что-то возразить, но проводник его опережает.

ПРОВОДНИК
Так, значит - так: курим - в тамбуре, блюем - в туалете, ясно?

Павлик-Володя согласно  кивает.

Проводник, довольный собой, принимает прежнюю позицию и сию же секунду обретает сон.

СЛЫШЕН ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
(за кадром)
Володя! Володя! Любимый мо-о-ой!

Павлик-Володя бросается к двери и мучительно пытается рассмотреть вдали бегущую по платформе женщину.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
(за кадром, трагически)
Не забывай меня! Не забывай меня в этом своем Петербурге, Володя!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(громко, в пустоту)
Ну что ты! Что ты, Катюха! Я тебя никогда не забуду!

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
(за кадром)
Я тебя никогда не увижу!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
И я тебя-а-а-а...

Переводит взгляд на оставшийся у него портрет Президента Белоруссии.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(продолжая)
Ой, бля-а!

Звучит мелодия песни "Я тебя никогда не забуду".

Камера направлена на открытую дверь.

Павлик-Володя пробирается по вагону.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(перестав икать, вполголоса).
Как же... Такую забудешь! На всю жизнь память ею загадил!

Находит свое купе. Берется за ручку.
      
НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД ДЕНЬ

Мимо будки железнодорожника проносятся пассажирские вагоны.

На площадке последнего вагона дремлет пьяный проводник. В руке у проводника вместо флажка - древко с портретом белорусского Президента.

ИНТ. ВАГОН ПОЕЗДА "КИЕВ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" ДЕНЬ

На столе - гигантская бутыль самогона, три стакана, хлеб, лук, яйца, сало. На верхних полках - голые матрасы. На нижних – трое украинцев, одетых в национальные костюмы. Двое украинцев сидят с закрытыми глазами на одной полке – СПЯЩИЕ УКРАИНЦЫ; третий, МЫКОЛА, с открытыми, - на другой.

Открывается дверь. В дверях появляется Павлик-Володя.

Спящие украинцы тотчас, как по команде, не открывая глаз, протягивают Павлику-Володе свои руки, после чего щупают воздух, здороваются друг с другом и успокаиваются.

МЫКОЛА
(дружелюбно)
Здоровеньки буллы!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(опешив, не решаясь сесть)
Да, да, спасибо. И вам того же.

МЫКОЛА
Добре.

Внимательно смотрит на Володю.

МЫКОЛА
(продолжая)
Н-н-ну-у.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Ну.

МЫКОЛА
Н-ну-у.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Ну... Чего ну?

Мыкола указывает Павлику-Володе на место рядом с собой.

МЫКОЛА
Сыдай! Шо ты тужишься?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
А-а... Ну это... Ну да... Да я так.

Снимает шапку, садится и ставит себе на колени чемодан, при этом опасливо косится на бутыль.

МЫКОЛА
Ну, хлопче, як дила?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Ой, да! Дела... Дела помаленьку.

МЫКОЛА
Помалэньку - цэ нэ густо.

Павлик-Володя продолжает болезненно посматривать на самогон.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Ой, да какое там "густо"! Живем, как могем - хлеб жуем.

Мыкола подмечает интерес попутчика к бутыли.

МЫКОЛА
Хлиб жуваты - цэ дило! Та есля еща у сайузэ с запывочкой...

Достает откуда-то большую кружку и доверху наполняет ее самогоном.

МЫКОЛА
(продолжая)
...воно нэ жизнь тода робится, а сплошная червона прэлэсть!

Встает, забрасывает чемодан и шапку Павлика-Володи наверх, после чего садится и вручает ему кружку и шматок сала.

МЫКОЛА
(продолжая)
А ну! Бувай як дома! Выпэй, гарный мий, с чуточку! Выпэй, нэ боысь. Цэ штуковина добрая.

Павлик-Володя отталкивает от себя угощение.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(вновь икая)
Ой, да! Да, ой, да. Нет, ну вы... Что вы! Да, ой, да. Да нет же, нет! Нет!! Ну вы да... Да, ой, да... Даете, да! Целую кружку налили. Да, ой, да - ...лили! Нет! Ну, нет!! Да, ой, да...

МЫКОЛА
(ошалев, спящим землякам)
Га! Цэ шой такэ? Йа шо-то нэ врубляюсь: що вон там мэни каже? Чи та, чи ни? Йа його языка нэ бачу. Трэба, шоб ви цэйе балаканье разжували мэни як следуе.

Спящие Украинцы одновременно открывают глаза и угрожающе смотрят на Павлика-Володю.

Павлик-Володя принимает из рук Мыколы кружку.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(нерешительно)
Да, ой... Да ну что вы! Здесь же грамм... Да, ой, да... Будет! Я столько отродясь не... Да, ой - е...

Приняв очень грозный вид, спящие украинцы слегка приподнимаются со своих мест.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(заискивающе)
Да, ой, да... Да вы меня не, ой-е... Я, ой-я... Мам-ма-а... А в том, что... В общем, я подумал, что вам и самим бы пригодилось. Я-то, конечно, могу ее, ой-е, опорожнить: в этом деле мне и море по колено, ой-ено. А что - как вам утром опохмелиться захочется? Да, ой, да... А нечем!

Спящие украинцы после таких слов Павлика-Володи понимающе кивают и добреют лицами.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(продолжая)
Вот, да! А так бы я... да, ой, бля... не задумываясь, ей богу!

Наивно предположив, что средство избежать смертоносной дозы подозрительного алкоголя найдено, рождает самодовольную улыбку и пытается поставить кружку обратно на стол.

Спящие украинцы незамедлительно вновь состраивают устрашающие гримасы.

Мыкола не позволяет Павлику-Володе расстаться с кружкой.

МЫКОЛА
(ласково)
Та ты об нас, хлопче, нэ пэкися, як кровна матка наша чи батько наш родный. Пий сэби на здоровьичка! У мэни с братами цэго добра йощо скилько хошь е! А ну, браты, скряпыте майо словоблудство прымэрам!

Спящие Украинцы, не теряя сурового вида, встают со своих мест и приподнимают сиденье. Под сиденьем стоят огромные бутыли, полные самогона.

МЫКОЛА
(продолжая, удовлетворенно)
Ну шо? Сполучил доказулю?

Павлик-Володя обреченно кивает.

МЫКОЛА
(продолжая)
Ось! Тапэрь тэби нэ отбрухаться! Пий, хлопче. Нэ томыся. Усэ пий!  До самого донца!

Прослезившись, Павлик-Володя плотно закрывает глаза и начинает пить. Спящие украинцы опускают сиденье, садятся и тотчас засыпают.

Мыкола придерживает ладонью дно кружки, из которой пьет Павлик-Володя.


МЫКОЛА
(продолжая)
До дна, хлопче! До дна трэба! Усэ шоб...

Павлик-Володя выпивает все и моментально хмелеет.

Мыкола просовывает в  широко открытый рот Павлика-Володи сало.

МЫКОЛА
(продолжая, влюблено)
Ось! Цэ гарно! Цэ як положено!

Павлик-Володя облизывает сало.

МЫКОЛА
Та ты жувай його! Жувай!

Павлик-Володя принимается жевать сало и расплывается в глупой улыбке.

МЫКОЛА
О! Цэ добре.

Хлопает Павлика-Володю ладонью по ноге и начинает резать хлеб.

МЫКОЛА
(продолжая)
Ну, и куды же ты идэшь, хлопиц? У госты к каму чи до хаты своей вертаешься?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(одурев от выпитого)
Да...

МЫКОЛА
(разрезая сало)
О! Цэ добре. А жинка исть у тэби чи холостуешь?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Да...

МЫКОЛА
О! Це добре. А дэтий с жинкой скильки зробилы?


ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Да...

МЫКОЛА
О-о! Добре. Хлопцы чи дивчины?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Да... В общем-то...

МЫКОЛА
(очищая яйцо)
У-у-у... Ну, а звать тэби як?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Да,  ой, да...

МЫКОЛА
О! Цэ добре!

Делит приготовленную закуску на три части.

МЫКОЛА
А мэни - Мыколай.

Берется за бутыль.

Павлик-Володя подмечает последнее движение рук Мыколы.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(шепотом)
Не-ет!
(громко, слезливо)
Ой, да-а...

МЫКОЛА
(посмеиваясь)
У ты - якой быстрай!

Разливает самогон по трем стаканам.

МЫКОЛА
(продолжая)
Ни, ты, хлопиц, погодь чуточку. Пожуй пока йоще сальца.

Вручает Павлику-Володе шмат сала.

МЫКОЛА
(продолжая)
А мы с братами у ту годыну выпьем малэнько.

Спящие украинцы протягивают руки. Мыкола подает им выпивку и закуску. Спящие, не открывая глаз, чокаются между собой и выпивают. Пьет и Мыкола.

МЫКОЛА
(выпив, закусив)
Ну, ты тут тода дувай трошки раздувайся пока чи переодывайся, а йа паду да витру сбигаю.

Хлопает Павлика-Володю по ноге, встает.

МЫКОЛА
(продолжая)
Дувай, дувай, хлопиц, нэ сыди. Дувай, Павлик, дувай!

Павлик-Володя изумленно глядит на Мыколу, хочет что-то сказать, но не может.

Мыкола покидает купе.

Павлик-Володя некоторое время сидит неподвижно, потом, кое-как поднявшись на ноги, открывает чемодан и извлекает из него спортивный костюм. Вновь оказавшись на нижней полке, Павлик-Володя начинает медленно переодеваться: снимает ботинки, затем брюки, тянется за костюмом, но костюма нет. Павлик-Володя испускает отчаянный стон и закрывает глаза.

Тем временем, один из спящих украинцев, мирно похрапывая, меняет свои тапки на ботинки Павлика-Володи; другой спящий украинец, как бы невзначай, во сне, расстается с дырявыми тренировочными, неизвестно откуда взявшимися. Зато приобретает брюки.

Открывается дверь. Входит Мыкола.

Мыкола удивленно смотрит на полуголого Павлика-Володю и пробирается к окну.

МЫКОЛА
Ну, малэнько облэгчился. Подувай бог кажному.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(отрешенно)
Спасибо!

МЫКОЛА
(растерянно)
За шо?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
За друж-жбу меж-жду на-ро-да-ми, и!

Мыкола хлопает Павлика-Володю по голой коленке и принимает серьезный вид.

МЫКОЛА
Добре.

Берется за бутыль.

Спящие украинцы, не открывая глаз, одновременно, вытягивают пред собой руки.

Мыкола разливает самогон в три стакана, наполняя их на треть, и в кружку - доверху. Стаканы оказываются у украинцев, кружка достается Павлику-Володе.

МЫКОЛА
(поднимая стакан)
Ну, будя, як говорытса, здуровы! Дувай, хлопче!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Даю!

Выпивает и падает на пол.

Украинцы дружно встают.

Звучит мелодия Интернационала: "Вставай, проклятьем заклейменный!"

Украинцы выпивают и садятся.

Входит пьяный проводник.

Проводник копается в папке с билетами, перемешивает их и глядит в никуда.

ПРОВОДНИК.
Ага... Так... Ну, и кто тут у нас?

МЫКОЛА
Цэ вирно - у вас.

ПРОВОДНИК
Ага... Понимаю. Значит, мы с Вами-с тобою на Вы.

МЫКОЛА
Мы.

ПРОВОДНИК
Ага... Так... Ну, и куда же, позвольте спросить, мы, т.е. Вы едут?

МЫКОЛА
Сугласну былэту.

ПРОВОДНИК
Ага... До конца, значит.

МЫКОЛА
Та йа бачу.

ПРОВОДНИК
А кто же меня просил разбудить его на подъезде к Дне?

Мыкола указывает на валяющегося на полу Павлика-Володю.

МЫКОЛА
Цэ вирно - на днэ!

ПРОВОДНИК
(радостно)
Ага! Так!

С трудом наклоняет голову.

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Ой! Чего это он у вас?

МЫКОЛА
Цэ вирно - у нас!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(пробуя приподняться)
Где?!

Проводник оборачивается и пристально смотрит в окно. За окном сквозь наступившие сумерки проплывает заснеженный лес.

ПРОВОДНИК
(себе под нос)
Ага... Так... Лес... Чем дальше в лес, тем меньше выпить - сказал Иван Сусанин полякам... Точно - леса Беларуси.

Поворачивается в сторону пассажиров.

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Ну чё? Хм. Отвечаю на поставленный вопрос: мы в Белоруссии. В лесе.

Павлик-Володя испуганно глядит на проводника.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Где-е-е?

ПРОВОДНИК
В Белоруссии. В ле-се. Дурачок какой-то!.. Песню помним?
(поет)
Живет в белорусском полесье
Кудесница леса Олеся...
Олеся, Олеся, Олеся! -
Так птицы крича-ат...
Так птицы крича-ат...
Так птицы кричат в поднебесье.
Олеся, Олеся, Олеся!
Останься со мною, О-о-о-ле-е-е-ся...

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(истошно)
Помогите!!!

ПРОВОДНИК
(обуздав пение)
Э не...
(ухмыляется)
...тебе еще рано, дядя. Вот когда ко Дне подъедем, тогда и поможем. А пока - желаю здравствовать!

Уходит, напевая.

ПРОВОДНИК
Олеся, Олеся, Олеся...

Звучит мелодия песни "Девушка из Полесья".
    
Вид из окна: безупречно-черная даль.

Звучит мелодия песни "Русское поле".
    
НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ДНО НОЧЬ

Падает снег.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПО ВОКЗАЛУ
(за кадром)
Граждане пассажиры! Будьте внимательны! Со второго пути отправляется скорый поезд N60 "Киев - Санкт-Петербург".
    
НАТ. ПОЕЗД "КИЕВ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" НОЧЬ

Звучит мелодия песни "Выхожу один я на дорогу..."

Из последнего вагона проводник выталкивает вдребезги пьяного, но сопротивляющегося пассажира, Павлика-Володю.

Проводник пропускает в вагон ГРАЖДАНИНА С ПОРТФЕЛЕМ и опускает площадку.

Поезд трогается.

Проводник спит у открытой двери с портретом белорусского Президента в руке. Задержавшийся в тамбуре гражданин с  портфелем укоризненно качает головой и меняет  портрет Президента Белоруссии на портрет Президента России.

Камера плывет сквозь открытую дверь в ночь.
    
НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ДНО НОЧЬ
 
Павлик-Володя, шатаясь, без шапки, в распахнутом пальто, в тапках, бредет по запорошенной тропинке.

Звучит мелодия песни "Степь да степь кругом...":  "Степь да степь кругом. Путь далек лежит. В той степи глухой замерзал ямщик".

На слове "ямщик" Павлик-Володя ударяется головой о дерево и падает в снег. Мелодия резко обрывается.

Звучит мелодия песни "Ямщик, не гони лошадей..."

Мимо заснеженных полей проносится скорый поезд.
    
ИНТ. ВАГОН ПОЕЗДА "КИЕВ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" НОЧЬ

Звучит мелодия песни "Постой, паровоз, не стучите, колеса...", которую все сильнее и сильнее заглушает чей-то заливистый картавый храп.

По тускло освещенному коридору, поглядывая то на билет, то на таблички с указателями мест, идет гражданин с портфелем.

Гражданин с портфелем находит свое купе и входит в него.

Храп тотчас прекращается.

Мелодия становится чуть слышной.

На верхней полке лежит ГОЛОСИСТЫЙ. Он только что проснулся. Из-за слабого освещения его почти не видно.

ГОЛОСИСТЫЙ
(испуганно)
У кто здеся?

ГРАЖДАНИН С ПОРТФЕЛЕМ
Никого. А что?

ГОЛОСИСТЫЙ
А нет. А ниче. Я п-оста подумкауы майца, че ктой-то вошеуы.

Гражданин с портфелем снимает пальто, располагается

ГРАЖДАНИН С ПОРТФЕЛЕМ
Бывает.

ГОЛОСИСТЫЙ
Агу, агу, а бывает, точна! Особуиво с п-осонья. Чагой-а-таки а тойка не п-иг-езится. А вот и тяпееча. Спью и чую, а вдуг, у будто бы ктой-то водвояется а в купею мою. Обнажаю г-аза, а спашиваю - а в ответ: никого, говоят, а бывает. Спи, моуы, усни, дуачок, я, то есть, снова. А куды тута спать, ес-и тёмно уже. А не овен час - а ко Дне у подъедем. П-оводник-то того - маость к-юнувши. Я а хотя и п-осиуы его а п-обудить а меня на подъезде, да надежа маа: позабудить.

ГРАЖДАНИН С ПОРТФЕЛЕМ
Напрасно волнуетесь. Теперь не забудет.

ГОЛОСИСТЫЙ
Не позабудить, да? А аче?
   
ГРАЖДАНИН С ПОРТФЕЛЕМ
А зачем ему забывать... Если он уже забыл?

ГОЛОСИСТЫЙ
А у как а забыуы?

ГРАЖДАНИН С ПОРТФЕЛЕМ
А вот так. Дно-то ваше - тю-тю - проехали.

Мелодия песни "Постой, паровоз..." взрывается и затихает.

Начинает звучать мелодия песни "Я  убью тебя, лодочник" - чем дальше, тем громче.

ГОЛОСИСТЫЙ
(цепенея)
Чаго? У чаго а п-оехуи?

ГРАЖДАНИН С ПОРТФЕЛЕМ
(хладнокровно)
Дно проехали.

Голосистый стремглав скидывает с себя одеяло и спрыгивает вниз. Он оказывается полностью одетым и обутым (ушанка, тулуп, шаровары, валенки), в руках крепко держит узлы с пожитками.

ГОЛОСИСТЫЙ
А да ну, а да на! А да не могёт у того быть. А потому у как не могёт быть никогда-уа!

ГРАЖДАНИН С ПОРТФЕЛЕМ
Могёт-могёт. В этой стране все могёт.

Голосистый выбегает из купе в коридор.

ГОЛОСИСТЫЙ
(прильнув к стеклу)
А у какая это ст-ана?

ГРАЖДАНИН С ПОРТФЕЛЕМ
(ехидно)
А вы у проводника спросите.

ГОЛОСИСТЫЙ
И сп-ошу! А убязатейно сп-ошу!

Размашистым шагом полубежит по вагону.

Мелодия звучит в ускоренном темпе и громко.

ГОЛОСИСТЫЙ
Я с яго а так у сп-ошу, что с яго у семь шкуы у спаузет а и семь у патов съезет, покуда а он у меня в ножаньках поузати будять. Ух а я яму счас...

ИНТ. ВАГОН ПОЕЗДА "КИЕВ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" КУПЕ ПРОВОДНИКА НОЧЬ

Звучит фрагмент арии "Мой час настал, и вот я умираю..."

Терзаемый похмельем, проводник рыщет по всем углам в целях обнаружения чего-нибудь спиртного.

ПРОВОДНИК
Ох, Господи ж ты Боже ж мой, владыка небесный и прочее!

В этот момент в кадре - древко с портретом российского Президента.

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Смилуйся, заклинаю тебя! Хотя бы капелькой-капелюшечкой живительной подбодри, уважь окаянного! Тебе хорошо: ты не пьешь, Господи. А мне, душе христианской, с завтрашнего дня на веки веков завязывающей, что прикажешь делать? Как дожить-то до этого завтра? Какими руками я чай пассажирам разносить буду? Ты подумал об этом? А если подумал, тогда пособи в суровой миссии моей. Укажи путь истинный... в то место, где это исчадие ада скрывается.

Открывает металлическую дверцу с надписью: "Не влезай! Убьет!" За дверцей, в шкафчике, валяются две пустые бутылки.

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Ну, а третья-то где? Где же третья-то? Их же три было. Я ж ее, роднулю мою сокровенную, почитай до самых краев наполненную, своею собственной рукой отсюда вызволил. Ну, и куда же она подевалась? - спросил палач у всадника без головы. Куда?

Проводник оборачивается и видит пред собой голосистого, покойно сидящего на своих узлах. От неожиданности проводник столбенеет, а немного придя в себя, хватается за сердце.

Проводник принимается судорожно бить себя ладонью по пиджаку, глотает слюну - в предвкушении чуда, затем достает из внутреннего кармана  почти целую бутылку водки, недоверчиво и, одновременно, восхищенно взирает на нее, наконец, издает победный клич и хохочет.

ПРОВОДНИК
Ага! Вот ты, оказывается, где! А я тебя...

ГОЛОСИСТЫЙ
(возбужденно)
Ан-нет! У это а я тебя! У это а я тебя, богохуйника п-ок-ятого, ***угана чеуотого, аукогоика хуйенова...

ПРОВОДНИК
Чего? Это кто же из нас...? Это кто же из нас здесь с Вами с тобой, дядя, алкоголик-то, а?

Наливает в стакан водки и незамедлительно выпивает.

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Кто из нас алкоголик, спрашиваю? Я что ли, по пьяной лавочке, после одного-другого ящика "Ааата"...
(дразнит)
...свое Дно-то проспал? Я что...

Не договорив, проводник  шарахается от голосистого.

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Свят-свят-свят...
(крестится)
Ты - это вы, что ли?

ГОЛОСИСТЫЙ
А вот именно - я! П-едставь а себе, моуада а запьянцовская! И я от-одясь ничаго а во своей жизни не выпьивауы ак-омя матеинского а моока и домашней самогоночки у собственного изготов-ения. А она у меня втоый денечек, а как кончиася. З-я чтои я домой-то, во Дно-то к сябе возвеаутаюсь? Поди соскучауися. Мочи уж нету теупеть. Весь гою от жажды... видеть а семью а свою аз-юбезную. А ты у чаго мне устоиуы, а гад?

ПРОВОДНИК
Ага... Так... Обожди. Ты или вы, или как Вас-тебя там еще, и вправду, здесь, что ли?

ГОЛОСИСТЫЙ
(негодуя)
А то а где же?!

ПРОВОДНИК
А черт его - Вас-тебя - знает.

Наполняет стакан  водкой, пьет, внимательно осматривает Голосистого.

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Действительно, здесь. Надо же! А кого ж я-мы тогда ссадил-ссадили вместо тебя, т. е. Вас? Кого ссадили-то?!

Звучит мелодия песни "Из-за острова на стрежень..."

Проводник открывает окно, высовывается и напряженно смотрит в конец бегущего поезда, в непроглядную тьму.

Камера устремляется все выше и выше, пока не достигает облаков.
    
ТИТР:
   
Конец первой части
 
НАТ. БЕЗЛЮДНАЯ МЕСТНОСТЬ НОЧЬ

Звучит мелодия песни "Снег кружится. Летает, летает..."

Сквозь густую пелену падающего снега видны очертания пассажирского поезда в движении. Слышен стук колес.

ИНТ. ВАГОН ПОЕЗДА "КИЕВ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" КУПЕ ПРОВОДНИКА НОЧЬ

Проводник разговаривает с голосистым. Голосистый стоит в дверях.

ПРОВОДНИК
Ага... Так... Обожди. Ты или Вы, или как Вас-тебя там еще, и вправду, здесь, что ли?

ГОЛОСИСТЫЙ
А то а где же?!

ПРОВОДНИК
А черт его - Вас-тебя - знает.

Наполняет стакан водкой, пьет, внимательно осматривает голосистого.

ПРОВОДНИК
(продолжая)
Действительно, здесь. Надо же! А кого ж я-мы тогда ссадил-ссадили вместо тебя, т. е. Вас? - спросил протрезвевший Степан Разин у кормчего. Кого  ссадили-то?!

Проводник открывает окно, высовывается и напряженно смотрит в непроглядную тьму.

Камера устремляется все выше и выше, пока не достигает облаков.
    
ТИТР:

На Дне. Часть вторая
      
ИНТ. САЛОН САМОЛЕТА ДЕНЬ

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(взволнованно)
Меня! Меня ссадил-то! Ссадили, понимаете! Ни за что ни про что - с поезда! В одних тапках - вот этих, вот, - спортивных штанах советских времен, дырявых - полюбуйтесь... да к тому же - не моих, без шапки, без...
(щелкает себя по подбородку)
...средств к существованию, и это посреди зимы.
    
ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Ой-о-о-ой. Да-да-да-да-да. Подумать только. А ведь сейчас уже... Ох-хо-хох. Где же вы пребывали до сей-то поры, мой бедный, мой, знаете ли, отмороженный друг?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Где, где - на Дне. Где же еще.

Встает с места и идет по проходу, пока не доходит до туалета.

Дверь открывается, а за ней...
    
НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ДНО ДЕНЬ
    
Звучит мелодия песни "Весна идет. Весне дорогу".

От здания вокзала в сторону близлежащего лесочка поспешает забавная старушка, Елизавета Сергеевна ПОНОМАРЬ. Одета Елизавета Сергеевна смешно, бедно – "во что бог послал". Она то и дело подергивает задом, чуть ли не приседает. В руках у нее большие хозяйственные сумки, в которых позвякивают бутылки.

ПОНОМАРЬ
Ой-ё-ё-ё-ё-ёй... Уй-ю-ю-ю-ю-юй... Мочи, моченьки моей нету.
(поет)
Я-я-яблоки йел-ла. Я-я ср...

Подбегает к кустам и скрывается за ними.

ПОНОМАРЬ
(продолжая, перестав петь)
...ать - во-от так, ух! - захотела. А они, сучата подколодные, шо удумали! На самом пике моёго, чай, стало быть, долготерпения спустили мене с протопленных небес на студеную землю. Мухосборницу свою вокзальную и тую, чай, стало быть, платной заделали. А за шо там платить? За амбру ихнюю? Одно название токмо - уборная. Кто в ей убирал-то когда? Здеся и то чища.

Выходит из укрытия.

ПОНОМАРЬ
(продолжая)
Ну, слав таби, чай, стало быть, матушка заступница, опорож...
(взвизгивает, увидав чего-то)
Ой, ба!

Звучит мелодия из телефильма "Приключения Шерлока Холмса...".

ПОНОМАРЬ
А энто кто еще там возлежит под дубцом-то, босой, а?

Под деревом, лицом вверх, лежит некто без шапки, в распахнутом пальто, в тапках и дырявых тренировочных. Это Павлик-Володя. Он лохмат и бородат; глаза закрыты. Живой он или мертвый – понять невозможно.

Пономарь подкрадывается к Павлику-Володе, подбирает с земли палку и тычет ею в него.

ПОНОМАРЬ
Алле, касатик! Ты, чай, стало быть, живой, аль усопший? Отвечай поскорее: мне некогда.

В ответ - тишина и никаких движений.

Пономарь набирает в ладони талой воды и льет ее на лицо Павлика-Володи.

ПОНОМАРЬ
(продолжая)
Живой? Я таби спрашиваю!

Эффект прежний.

Пауза.

ПОНОМАРЬ
Ну, ладно.

Роется за пазухой, выуживает оттуда свисток и свистит громко.

ПОНОМАРЬ
А такое, чай, не по вкусу? Али как?

Павлик-Володя, по-прежнему, не подает никаких признаков жизни.

ПОНОМАРЬ
(войдя в раж)
Ах вот оно шо?! Тоды погодь! Счас я таби, чай, стало быть, устрою испытание великое! Обреку, чай, таби на мучение, не сумливайси.

Извлекает из сумки бутылку водки и граненый стакан, после чего начинается шаманский танец, сопровождаемый песнопением.

ПОНОМАРЬ
(ударяя горлышком бутылки о край стакана, фальцетом)
Буль-буль-буль...
Яще? Аль хватит?
Буль-буль-буль...
(басом)
Краев не видишь?
(фальцетом)
Буль-буль-буль...
Яще? Аль хватит?
Буль-буль-буль...
(басом)
Краев не видишь?

Убирает бутылку, достает соленый огурец.

ПОНОМАРЬ
(продолжая, басом)
Закусить-то есть чаго?
(фальцетом)
Закусить есть огурец.
(басом)
Закусить-то есть чаго?
(фальцетом)
Закусить есть огурец.

Подносит стакан к губам.

ПОНОМАРЬ
(продолжая, басом)
Так давай его сюда.

Расправляет плечи, делает вид, что пьет.

ПОНОМАРЬ
(продолжая, басом)
Ху-а! Ху-а!
(фальцетом)
А тяперя выпью я. Ху-я!

Жмурится и будто бы выпивает.

ПОНОМАРЬ
(продолжая, фальцетом)
Ху-я!
(басом)
Ты тяки в меня рекой!
(фальцетом)
Я не мертвый - я живой!
(басом)
Я здоров и невредим...
(фальцетом)
Как Пал Палыч Бородин.

По ходу заклинания раздается едва слышное мычание, потом весьма отчетливое бормотание, затем громкое икание, наконец Павлик-Володя оживает, открывает глаза, смотрит на приплясывающую и музицирующую старушку, видит стакан и огурец, стремглав вскакивает и прячет голову за дерево.

Пономарь перестает петь и плясать.

Павлика-Володю мутит.

Пономарь, тактично отвернувшись, прячет чудодейственные предметы (стакан и огурец) в сумку.

ПОНОМАРЬ
(самодовольно)
Ну, вот, чай, стало быть, отошел, возродился, не иначе - с того света возвернулся, при пособии ритуала возлюбленного, звона животворящего да слов исцеляющих. Велика все же в пакости энтой вот сила, шо и говорить.

Перекладывает водку из одной сумки в другую.

ПОНОМАРЬ
(продолжая)
И мертвит она, и живит она. Чай, я-то знаю. Не первого, поди, с того света, чай, стало быть, жмурика-ханурика вызволяю.

Павлик-Володя, вытирая рукавом губы, пристально смотрит на Пономарь.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(обретая дар речи)
Ты кто?!

ПОНОМАРЬ
Я-то? Чай, стало быть, Елизавета Сергеевна Пономарь, в девичестве - Куркина, тыща девятисот какого-то там года рождения, вдова. Муж мой, Яван Яваныч Пономарь, скончался в тыща девятисот восемьдисят втором годе, аккурат опосля Леонида Ильича, чай, стало быть, Брежнева. До того как скончаться, работал скотником на Трудового Красного Знамени скотном дворе того же Знамени колхоза имени Красного Знамени Труда! Имею дочь, Клавдию, чай, стало быть, Васильевну Трубникову, родившуюся в тыщ сот пятьдесят первом, сына, Пятра, чай, стало быть, Пятровича Горимцева, от Пятра Степановича Горимцева - председателя Трудкрасзнамени колхоза Красзнамтруда, козу Дойку, от козла, Дояра, и соседку Пелагею, Пелагею, чай, стало быть, Ипатьевну...

НАТ. ДНО ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК ДЕНЬ
   
Звучит мелодия песни "Не стареют душой ветераны".

Под окнами опрятного деревянного домика, в огороде, задом кверху, ковыряется крупная, со спины очень даже привлекательная женщина в лосинах и полупрозрачной кофточке. Это ПЕЛАГЕЯ. Чуть поодаль, на крылечке, сидит лысый старичок, ее сожитель, БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ. Борис Александрович починяет  нечто похожее на пульт дистанционного управления.

ГОЛОС ПОНОМАРЬ
(за кадром)
По сякрету скажу: она в молодости шлюхой была, дай бог каждому. Да и тяпереча, в семисят три-то года, внувь, по сваей, чай, стало быть, неуемной бабской прихоти, кобеляку сябе завела, пюратехника, шоб яму ни нашаго Дна, ни чужого Покрышкина. За то токмо немцав не люблю, шо энтого удальца подколодного во время войны не расстряляли. И как яго зямля-то, поганого, носить! Как яму, дявярсанту пляшивому, до сей поры ноги-руки не поотрывало, да ящо кой чаго! Как он не оглох, чай, стало быть, от такого сатанинского увлячения за бесконечную жизнь-то сваю, не понямаю! Кощей он что ля, бяссмертный?! Вся округа чрез яво контужена, а яму хучь бы хны. Чудяса!

Мелодия заканчивается. Деревенский шум-гам.

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
(занимаясь своим делом, поет вполголоса)
Помним грохот огня, помним дальние страны,
Каждый год, каждый день, опаленный войной,-
Не  стареют душой, не стареют душой ветераны,
Ветераны...
(перейдя на прозу)
Эй, ёлы, Пелагея!

Пелагея медленно, держась за спину, разгибается и поворачивается к камере лицом. Пелагее, действительно, - семьдесят три, когда как не все сто.

ПЕЛАГЕЯ
Чаго тебе, Борис Александрович?

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
Да ничаго особого. Я вот  тут только, ёлы, представил себе на минуту, оно же секунду, как ты счас будешь довольна, ёлы. Так, ёлы, довольна, что, ёлы, сам так доволен становлюсь, аж, ёлы, до ужастев...
(поёт)
Пусть заноют порой наши старые раны,
Мы к победе, друзья, шли дорогой крутой.
Не стареют душой...

ПЕЛАГЕЯ
А чаго это я, Борис Александрович, довольна-то счас должна буду быть? Аль, не дай бог, затеял чаго опять?

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
(возмущенно)
Кто затеял? Я затеял? Да что мне, ёлы, дел больше нет никаких, как только, ёлы, затевать чего-то там, понимаешь. Ишь, ёлы, сказанула: затеял. Нашла тоже мне, ёлы, затевальщика.

ПЕЛАГЕЯ
(назидательно)
Гляди!

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
Да я уж гляжу, гляжу. Все гляделки выглядел, не пугай.
(поет)
Нам в отставку пока уходить еще рано.
Не сдаются сердца, им не нужен покой, -
Не стареют душой, не стареют душой ветераны...
(перестав петь, чуть слышно)
Ить ведь: дура-дурой, а неладное, ёлы, заподозрила. Затеял, говорит...
(поет)
Не стареют душой...
(перестав петь)
Как тут,  ёлы, не затеять, когда ты, красотуля моя, так, ёлы, вся в работу ушла, что даже глазу совестно.

Глядит на туго обтянутый зад Пелагеи, вновь склонившейся над грядой.

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
(после паузы)
Как не затеять, не изобресть кой-чаго, если, ёлы...

Пелагея бросает на изобретателя встревоженный взгляд.

ПЕЛАГЕЯ
Об чем ты там толкуешь, Борис Александрович, не расслышу?

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
(громко)
Сорняк, толкую, энтот сувсем, ёлы, стыд потерял. Так и прёть, так и прёть...

ПЕЛАГЕЯ
Вот то-то и оно, что прет, окаянный. Все тело чрез него ломат - разогнуться не моги.

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
(едва слышно)
Ничаго, ничаго, ёлы, не сокрушайся. Счас я тебе, молодка, пособлю мальца - паразитов энтих всех до единого с гряды твоей, ёлы, повышвыриваю. Минер Потапов, ёлы, не таких молодцов с лица земли сымал и до облаков подбрасывал.
(поет)
Поклялись мы, друзья, мир крепить неустанно,
Но готовы всегда мы к судьбе фронтовой...
(перестав петь)
Готовы, ёлы! А ну...

Звучит мелодия песни "Не стареют душой ветераны", громко, торжественно.

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
(поднявшись)
Как сказал наш замполит, наступая на мину, ёлы: Раз, два, три - под ноги смотри! А я говорю:  Раз, два, пять...
(кричит)
...будь здорова, мать!

Жмет на пульт и победоносно хохочет.

Раздается взрыв - первый, второй, третий...

Одна за другой грядки Пелагеи взмывают в воздух.

С ног до головы обсыпанная землей и сорняками Пелагея пускается в погоню за Борисом Александровичем.

Начинает звучать мелодия из кинофильма "Неуловимые мстители".

Борис Александрович, не переставая давить на пульт, смеясь, выбегает за забор и бежит по дороге.

Пелагея бежит за ним.

Взрывы не утихают.

Лай собак.

Прохожие и соседи грозят Борис Александровичу кулаками, матерятся (мелодия звучит громко, так что слов не слышно). Один мужик-сосед, поддерживая затею Бориса Александровича, поднимает над собой двумя руками лопату и трясет ею, жена мужика-соседа укоризненно кивает головой.

Постепенно мелодию и взрывы заглушает стук колес железнодорожного состава.
    
НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ДНО ДЕНЬ

На экране - товарный поезд в движении.

ГОЛОС ПОНОМАРЬ
(за кадром)
Вуть так и жавем, сыночек, чай, стало быть.

Елизавета Сергеевна Пономарь и Павлик-Володя.

ПОНОМАРЬ
(в продолжение закадровой речи)
А ты, касатик, кем будешь-то? Как таби, чай, стало быть, звать-величать?

Павлик-Володя обеими руками держится за голову.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
А черт его знает. В последний раз меня называли Павликом, хотя на самом деле я вроде как Володька.

ПОНОМАРЬ
А я - Елизавета Сергеевна Пономарь, в девичестве - Куркина, тыща девятисот не скажу какого года рождения, вдова. Муж мой, Яван Яваныч Пономарь, скончался аккурат опосля Брежнева. Имею дочь, Клавдию, чай, стало быть, Васильевну Трубникову и сына Пятра, чай, стало быть, Пятровича Горимцева от... Впрочем, кличь мени просто - баба Лиза.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Баба Лиза, где это я?

ПОНОМАРЬ
У Дне, милянькай, чай, стало быть, у Дне. Аль не помнишь?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Не помню.

ПОНОМАРЬ
Ух-тюх-тюх, Павлик-Володенька, бяда. У мени поди, чай, стало быть, тожа с головешкой проблемы. Память сувсем не в радость стала. Вуть, к прямеру, сягодня понадобилось мине по нужде малой куй-куды сходить. Ну чаго тут будяшь делать? Побяжала! Бягу-бягу, бягу-бягу, бягу-бягу, да и, чай, стало быть, на последнем издыхании прибягаю. Аж зарделась вся. Прибяжала, значить, за кусты юркнула, обустроилась, сумки поклала, дяла поделала - шасть из укрытия, а тут ты. Вона, чай, стало быть, оно как. Ляжишь!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
А причем здесь память?

ПОНОМАРЬ
А притом, что забыла я, Павличек, к чаму я таби все это рассказываю. На таби, чай, стало быть, Володенька, что ля хучь пива бутылочку. Я тут у паяздов, мимо нашаго, чай, стало быть, Дна проезжающих ярундистикой всякой питательной да в дороге необходимой приторговываю.

Открывает сумку. Среди прочего: вареной картошки, чипсов, сигарет, лимонада... и женского вибратора! -  находит бутылку пива, извлекает ее из сумы и вручает Павлику-Володе.

ПОНОМАРЬ
(продолжая)
Пенсии-то, милянькай, сувсем не хватаять, а мужичок-то мой, кормилец, Яван Яваныч, чай, стало быть, Пономарь, скотник, помер. Дался яму энтот Брежнев. Брат он яму, что ля, аль яной какой родствянник? А, может, он таго, чай, стало быть, чуял, а?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Чего чуял?

ПОНОМАРЬ
Чаго, чаго? А того, шо зелье яго энто сатанинское в скорем времяни, по приказу яго же партии, подорожаить да, чай, стало быть, по талонам станить, словно оно невядаль кака заморская не то чуда-юда. А одной, Павлинька, сувсем, чай, стало быть, тяжко. Доча-то моя, Клавдия Васильевна, в квартире жавёть, с мужам. Муж-то у ей хорошай. Пьет, правда, маненько, но это ничаго - не буйнай. Мой-то, чай, стало быть, Яван Яваныч, бывало, как нажретси до голубой луны, про каку ноне по тялявизиру поють, так мени, нявинную, по всяму колхозу и гоняить. Ой гоняить! Сам, чай, стало быть, плюгавай такой, а грозы в ём было не чета амбалу какому. А энтот, Клавкин-то муж, стыдно сказать, лятрушачку после работы приговорить... одну-другую... спиртика и газетку читаить, будта дитё малое. Спокойнай, чай, стало быть. Дай бог здоровья.
    
ИНТ. ГОРОДСКАЯ КВАРТИРА КУХНЯ ВЕЧЕР

Звучит мелодия песни "Мгновения" из телефильма "Семнадцать мгновений весны".

Муж Клавдии Васильевны Трубниковой, АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ Трубников, сидит за столом и читает газету.
На столе стоит канистра, из которой выходит тоненький шланг - другой конец шланга опущен в стакан. Время от времени Александр Тимофеевич отсасывает из шланга, наполняет стакан, после чего пьет и занюхивает яблочком, изображенным на обоях.

Входит КЛАВДИЯ ВАСИЛЬЕВНА.

КЛАВДИЯ ВАСИЛЬЕВНА
Опять, да?

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
(отвлекаясь от газеты)
Чего "опять"?

КЛАВДИЯ  ВАСИЛЬЕВНА
Опять, да?

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
(робея)
Об чем это ты? Об чем?

КЛАВДИЯ  ВАСИЛЬЕВНА
А все о том же. Об чтении об твоем.

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
(вздохнув с облегчением)
Ах, об чтении! Об чтении - это хорошо, это мило, это правильно. Я уж было - запаниковал, недоброе слабым местом своим, головой то есть, почуял. А ты об чтении!

КЛАВДИЯ ВАСИЛЬЕВНА
(не обращая внимания на слова мужа)
Значит, мы всё читаем, да?



АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
(заискивающе)
Читаем, читаем, Клавушка, всё читаем. То есть не всё, а газетку. Презамечательнейшая, надо заметить, газетка. Называется: Что? Где?.. А главное: За что? Можешь себе представить: Что? Где? За что? "За что?" - это вместо "Почем?"
(смеется)
Смешно, правда?

КЛАВДИЯ ВАСИЛЬЕВНА
(по-прежнему пропуская слова мужа мимо ушей)
Значит, мы всё читаем? Значит, мы теперь не Александры Трубниковы, а Александры Маринины, да?

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
Хм, ты меня, Клавонька, прости, конечно, но упомянутая тобой Александра отродясь ничего не читала, она только пишет.

КЛАВДИЯ  ВАСИЛЬЕВНА
Она-то пишет. А ты что делаешь?

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
А я...
(отхлебывает из стаканчика)
...читаю.
(отхлебывает еще)
Газетку.

КЛАВДИЯ  ВАСИЛЬЕВНА
Какую-такую газетку?


АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
Местную, Клавушка, местную. Тут, позволь тебе заметить, есть одна статейка... - прилюбопытнейшая! –

(ищет статью)
...которая начинается... начинается... А вот - послушай: Не так давно у меня встал... - Встал у него, понимаешь? Встал! - ...вопрос... Не перед ним, а у него!
(хохочет)
Нет, это прелестно, обворожительно! Вот они - современные Гоголи... - моголи. Статья о подержанном автомобиле начинается с фразы: "Не так давно у меня встал". О!

КЛАВДИЯ  ВАСИЛЬЕВНА
У него-то, может быть, и встал... И не так давно. А вот у тебя...

На глаза Клавдии Васильевны наворачиваются слезы.

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
(виновато)
Ну, Клавушка. Ну, голубушка.

КЛАВДИЯ  ВАСИЛЬЕВНА
Что - Клавушка? Что - голубушка? У всех мужья как мужья: тверезые, умные, на машинах ездют, супружницам своим долги отдают... И не раз в год, как ты, когда с месяц под капельницей пролежишь, а каждую ночь. Статейки, вон, в газетках пропечатывают - здоровый образ жизни пропагандируют! Можно сказать, собственным примером вдохновляют народ на... всякие там полезные дела. А тут...
(заливается)
Сколько ты еще будешь измываться надо мной, сволочь ты с ног до головы проспиртованная? Когда ты, сизоносый, только напьешься отравы-то этой своей поганой, а?

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
(оскорблено)
Ну, ты это Клавонька, Клава того... Ты это того - без оскорблений давай, без перехода на личности. Ты говори, Клавушка, говори, да не  заговаривайся. Какая это тебе отрава, голубушка? Это, миленькая моя, не отрава, а спирт! Спирт! Соображаешь? Питие спирта, Клавонька, для меня - это не то, что ты думаешь, это не долг, не пропаганда, не агитация и не езда на машине. Это страсть! Непреоборимая и несокрушимая страсть! Это, если хочешь знать, моя ахиллесова пята, мое Бородинское сражение, мое "быть или не быть?" - или-или!

Клавдия Васильевна перестает рыдать и занимает боевую позицию.

КЛАВДИЯ ВАСИЛЬЕВНА
Пята, говоришь? Бородинское сражение, говоришь? Ну, держись: сейчас я тебе устрою сражение!

Бросается на мужа.

КЛАВДИЯ ВАСИЛЬЕВНА
(продолжая)
Сейчас я тебе, Кутузову, глазницы-то повыковыриваю! Объясню сейчас, что тебе делать: пить или не пить? Тоже мне - Смоктуновский выискался. Будет тебе сейчас "или-или"! Или ты у меня, спиртосос проклятый, вылетишь сейчас отсюда, как пробка из-под шампанского, с пятого этажа, вниз головой, или завяжешь с этим своим чтением навсегда! Сейчас я тебе, читателю беспробудному, покажу "непреоборимую страсть"!

Александр Тимофеевич, уворачиваясь от ударов Клавдии Васильевны, выбегает из кухни.

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
Ой, Клавушка! Ой, голубушка! Позволь мне по случаю - уй! - избиения тобой меня, заявить тебе свой - ой! - решительный протест! Что же ты делаешь? Ты же интеллигентный человек! Ты же образование имеешь!.. Неполных пять классов. Ай! Ты же в культурном учреждении работаешь - в бане... уборщицей...

Пытается спрятаться под кровать.

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
(продолжая)
Ты же не ведаешь, что творишь, Клавонька! Спирт - это же пища для души! Об этом даже классик упоминал. А душа у меня бездонная! Во какая.

Александр Тимофеевич, засунув голову под кровать, разводит руками и удостаивается пинка под зад.

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
(продолжая)
Но я завяжу! Обязательно завяжу!

Вскакивает на ноги и тут же получает кулаком в лоб.


АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
О!
(теряя сознание, покачиваясь)
Уже завязал. Навсегда. До свидания, Клава, то есть  - прощай. Спасибо тебе за все!

Звучит мелодия песни "Мгновения".

КЛАВДИЯ ВАСИЛЬЕВНА
(испуганно)
Ой, ты чего это, Сашенька? Чего?

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ
(перед тем как упасть)
Нету больше Сашеньки, дочитался - убили его. Родная жена на тот свет переправила. Прощай, Клавушка! Прости, если что не так.
(поет в такт мелодии)
Мгновенья раздают кому позор,
Кому бесславье, а кому бессмертие...
(перестав петь)
Прощай, маму твою...

Падает.

Мелодия прекращается.
    
НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ДНО ДЕНЬ

Стук колес проходящего поезда.

Елизавета Сергеевна Пономарь и Павлик-Володенька.

ПОНОМАРЬ
Маму свою, завещал, беряги, Елизавету Сергеевну Пономарь, в девичестве Куркину. Это меня, чай, стало быть. Почитай ее, как самое себя. Ни в чем не смей ей перечить. Пущай она от таби ничаго не видит, окромя ласки да гостинцев там всяческих. Да всянепременно к отцу сваяму съезди - к одному и второму - на могилку. Цвяточки там, чай, стало быть, возложи, погрусти нямного. Да-а, а главное: отдай мамоньке сваей сто рублев, шо я у ей прошлым летом на два дня занимал. Вот ведь - вспомнил! А то чуть было не забыл, чай, стало быть, перед смертью-то. Сказал так и помер.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Помер?

ПОНОМАРЬ
Помер. Как не помереть. Рука-то у моей Клавки, чай, стало быть, тяжелая. Есля б она яму вовремя яго живительной воды из канистры не начерпала да  не влила яму в глотку - всё! Пряшел бы зятьку моему вековечнай, как тяпереча говорят, тайма! А вместе с им и аут. А так, хучь и помер, чай, стало быть, а жив!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Это каким же образом?

ПОНОМАРЬ
Каким-каким... А таким, каким и ты. Али вон как сынок мой, Петенька, что через слабость свою который год в райцентре на пище святого Антония сидить и бобылем ходить.
 
НАТ. РАЙЦЕНТР У ВХОДА НА РЫНОК УТРО

На пустом ящике располагается сын Елизаветы Сергеевны, ПЕТЕНЬКА, возле которого возвышается некто ДЯДЯ ЖЕНЯ - человек, волос которого испокон веков не касались ни ножницы, ни бритва. В  руках Петеньки - гитара, в руках дяди  Жени - аккордеон. Оба музыканта, по всему видно, большие поклонники горячительных напитков.

ПЕТЕНЬКА
Ну что, дядя Женя, сыграем?

ДЯДЯ ЖЕНЯ
А чего же не сыграть - сыграем. Трубы-то горят.

Пробует взять вступительный аккорд, но не может.

ДЯДЯ ЖЕНЯ
(обреченно)
Нет, не могу.

ПЕТЕНЬКА
Ну чего ты, дядя Женя? Ну чего? Начинай давай. Не в первый же раз. Видишь, и народ помаленьку подтягивается, хочет поменять свой хлеб на твое зрелище, а ты...

ДЯДЯ ЖЕНЯ
(всплеснув руками, с аффектацией)
Так я и знал! Нет, так я и знал! Всё на продажу, всё! Всю Россию распродали, а теперь и до меня добрались! А я не продаюсь, не про-да-юсь! В Писании сказано: Творец мя да голоден будь! Так что - оставьте свой хлеб при себе  - он мне не нужен.  Вы мне нот только дайте, одних только нот - и всё!

Кто-то из собравшихся вокруг дяди Жени и Петеньки, протягивая бутылку пива.

КТО-ТО
Держи!

ДЯДЯ ЖЕНЯ
Вот это другое дело! Слабоваты, конечно, молодой человек, твои ноты, ну, да и на том спасибо.

Берет пиво, которое тотчас принимается с жадностью употреблять.


ПЕТЕНЬКА
Э-э-э... Осади, композитор! На мой пюпитр тоже с  самого утра ни одной капли не пролилось.

Вырывает уже почти пустую бутылку из рук дяди Жени и осушает ее.

ДЯДЯ ЖЕНЯ
(слегка приободрившись)
Что ж, почин есть - на пару  куплетов хватит.

Пробегает пальцами  по клавишам.

ДЯДЯ ЖЕНЯ
(откашлявшись)
Песня человека, впервые за последние десять лет посмотревшего телевизор. Слова и музыка  народные. Исполняет автор - то есть народ. Посвящается техасскому рейнджеру, по имени Крутой Уоккер. Поехали!

Поет Песню человека, давно не смотревшего телевизор

ПЕСНЯ ЧЕЛОВЕКА, ДАВНО НЕ СМОТРЕВШЕГО ТЕЛЕВИЗОР
(куплет)
В час, когда все господа и дамы
Включают цветные свои экраны,
Мне тоже что-нибудь включить охота.
Хочется снова стать человеком
И посмотреть на Эдиту Пьеху
На Челентано или на Карела Гота.
Я телевизор давно не видел.
Может, я Господа Бога обидел.
Может, пропил его с кем-то, а с кем – не помню.
А вот вчера посмотрел в кои веки,
Но не узрел там ни Гота, ни Пьехи,
А только какой-то фургончик, залитый кровью.
За рулем фургончика сидел веселый бородатый человек, который только что двоим выбил зубы, а третьему сломал позвоночник.
Я спросил его: Кто ты?
А он мне ответил: Я?!
(припев)
Я – техасский рейнджер!
Я - техасский рейнджер!
Я – Крутой Уоккер!
Я – Крутой Уоккер!
Я – техасский рейнджер!
(куплет)
В час, когда все господа и дамы
Моют тарелки и моют стаканы,
Я за стакан в глотку готов вцепиться,
Чтобы поближе сойтись с ментами,
С Антибиотиками и кротами,
Чтобы она опять написала убийство.
Да чтоб мне вовек не сменить место встречи!
Столько убийств, сколько видела Флетчер,
Не видел никто! Даже Малюта Скуратов.
Сходят с ума понемногу соседи:
Что-то, - твердят, - тетя Ася не едет.
И не приедет: ее замочила бригада!
Или хозяин того самого фургончика, на котором была кровь.
Я спросил: Откуда кровь?
И услышал: Как откуда?! Разве ты не знаешь, кто я? Ведь я - …
(припев, далее куплет)
В час, когда все господа и дамы,
Сладко зевнув, наденут пижамы,
Я тормозну – не сникерсну  - и брошу!
Будет опять протекать по жилам
Не самогон, а убойная сила,
Будет бальзам увлажнять мою трезвую рожу.
Главную роль сыграю в «Каменской»!
Автограф возьмет у меня Хабенский!
Стану важней для людей, чем прогноз погоды!
Не сможет в меня Алсу не влюбиться,
Рядом со мной отдохнет Капица,
А Михалков назовет меня  дважды Народным.
Ну а потом, когда мне все это надоест, я уеду в Америку, куплю там себе фургончик, надену ковбойскую шляпу, разыщу плохих парней, дам им по зубам и весело спою...
(припев, далее куплет)
В час, когда все господа и дамы
Включают цветные свои экраны,
Мне тоже что-нибудь включить охота.
Хочется снова стать человеком
И посмотреть на Эдиту Пьеху
На Челентано или на Карела Гота.
Я телевизор давно не видел.
Нет, никого я там не обидел.
Просто пропил его с кем-то, а с кем - не помню.
А вот вчера посмотрел в кои веки,
Но не узрел там ни Гота, ни Пьехи,
А только какой-то фургончик, залитый кровью.




    
НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ДНО ДЕНЬ

Елизавета Сергеевна Пономарь, что-то возбужденно рассказывает  Павлику-Володе. Из-за шума проходящего поезда ее слов не слышно. Наконец шум стихает.

ПОНОМАРЬ
Вуть, чай, стало быть, так. Крутой, говорит, я - и всё тут!

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(чуть улыбнувшись)
Да-а, весело вы, баба Дуня, живете.

ПОНОМАРЬ
Ух-тюх-тюх... Кака я таби Дуня? Лиза - я! Елизавета Сергеевна Пономарь, в девичестве Куркина, тыща девятисот бяссовестно далекого года рождения. Отец мой - Сергей Аполлинарьевич Куркин - в ту пору, чай, стало быть, еще батраком был. Уж предсядателем Красного Трудового Знамени он ужо опосля революции заделался, а до того батрачил, как сидров козел. Ну, а как помер, так на яго нагретое-то мястечко Пятра Стяпановича Горимцева, чай, стало быть, и назначили. Петька-то мой от него. Яван Яваныч-то, чай, стало быть, покойничек, царствие яму нябесное, как про то нядоразумение разузнал - ой! - ошалел сувсем. Цельных девять месяцев без продыху в догонялки заставлял с им играть. А как дите-то, чай, стало быть, родилось, подуспокоился. Любил он Петеньку, да и Клавку, чай, стало быть, тоже любил, хучь она и рыженькая. Красивая девка! Да и батька-то яё, Василий Кондратьевич, тоже, чай, стало быть, красавец был! Здоровый, как конь! Яго у нас так и звали - Рыжий конь. Пей пиво-то, Володенька-Павличек.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Да я пью, баба Клава.

ПОНОМАРЬ
Не-е, Клава - это, чай, стало быть, дочка моя, а я - Лизавета. Знаешь песню-то?
(поет)
"Ты ждешь, Лизавета, от, чай, стало быть, друга привета, ты, чай, стало быть, не спишь до рассвета..."
(перестает петь)
И так далея. Ух-тюх-тюх. Ну, да и ладно. Пора, как говарица, и про честь вспомнить. Побягу. Кажись, киявскай подоспел. Пряшло время нам с тобою, Володенька, подосвиданькаться. Ты энто, чай, стало быть, в мялицию ступай, скажи им: так, мол, и так - выбросили с поезда - голого! Поплачь маненько. Они и сжалятся. Да пошлють таби куды надобно. Ты, чай, не с Киява?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Нет, не с Киева.

ПОНОМАРЬ
Жаль, а то... Ух-тюх-тюх... Бог таби в помощь, Володенька! Доедешь, чай, стало быть, не в пярвой! Засим прощевай, Павличек!

Берет в руки сумки и скорым шагом направляется к только что прибывшему поезду.

ПОНОМАРЬ
(на ходу)
Про-ще-ва-ай! Не помянай лихом-то Елизавету Сергеевну Пономарь, в девичестве Куркину, тыща девятисот...

Звучит мелодия песни "Прощай!": "Прощай! От всех вокзалов поезда уходят в дальние края..."

На экране: общий вид железнодорожной станции Дно.

НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ДНО ВОКЗАЛ ПЛАТФОРМА ДЕНЬ

Звучит мелодия песни "Я в весеннем лесу пил березовый сок..."

Вдоль пути, на котором стоит пассажирский состав, бредет Павлик-Володя, обросший, изможденный, пропащий.

По платформе туда-сюда снуют граждане. Многие из них бросают на Павлика-Володю взгляды, полные удивления, а то и презрения. Павлик-Володя не обращает на эти взгляды ни малейшего внимания.

Проходя мимо одного из вагонов и заслышав чей-то отчаянный стук по стеклу, Павлик-Володя поднимает голову и видит Мыколу. Мыкола широко улыбается и машет руками, словно призывая кого-то разделить с ним его нечаянную радость, вызванную встречей знакомого ему человека.

В считанные секунды Мыкола покидает вагон и принимается обнимать смущенного, робко пытающегося ответить тем же Павлика-Володю.

Обнимающихся примечает не имеющий привычки трезветь проводник и, растроганный, не может сдержать слез.

Плачут и прильнувшие к окну попутчики Мыколы.

Плачет Елизавета Сергеевна Пономарь, приостановившая по такому случаю свою торговлю.

Плачут все.

Звучит мелодия из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих...", сквозь которую пробивается предупреждающий гудок машиниста.

Мыкола садится в вагон и увлекает за собой в конец размякшего, не понимающего, что с ним происходит, Павлика-Володю.

Проводник данному действию не препятствует.

Поезд трогается.

Мелодия звучит крешендо. Камера запечатлевает окрестности и уходит ввысь.

    
ИНТ. САЛОН САМОЛЕТА ДЕНЬ

ГОЛОС БОРТПРОВОДНИЦЫ
(за кадром)
Уважаемые пассажиры! Наш самолет произвел посадку в аэропорту "Пулково" города Санкт-Петербурга. Командир и члены экипажа прощаются с вами.

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Ох, ну надо же - приземлились! Глазам не верю - земля! И галстук цел, да и сам я, в некотором роде, знаете ли...

Встает и вместе с Павликом-Володей медленно продвигается к выходу.

ТРУСЛИВЫЙ ПАССАЖИР
Нет, что ни говори, а воздушный транспорт не чета железнодорожному. Тут тебе: и скорость, и комфорт, и небо, знаете ли, голубое, но главное - никаких остановок. Хочешь не хочешь, а раньше времени не выйдешь.
(перед тем как ступить на трап)
Кстати, а как вы в Киеве-то, в Киеве-то вы как, в матери, знаете ли, городов русских как оказались?

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
(покидая самолет и обращая взгляд на солнце)
Как-как... А вот так.

Светит яркое солнце.
    
НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ КРУПНОГО ГОРОДА УТРО

Яркое солнце. Голубое небо. Из только что прибывшего поезда выходят пассажиры, в том числе и Павлик-Володя.
Ступив на, как ему кажется, родную платформу, Павлик-Володя делает несколько шагов, останавливается и от переизбытка чувств пускает слезу.

Начинает звучать мелодия песни "Город над вольной Невой..."

Оглядевшись вокруг, Павлик-Володя замирает на месте. Видно, что он чем-то взволнован, что-то ему очень не понравилось.

Мелодия звучит тише.

Павлик-Володя оборачивается и видит пред собой застывшего на своем посту проводника.

На вытянутой руке проводник гордо держит древко с портретом Президента... Украины.

Мелодия сбивается, звучит хаотично, режет слух.

Павлик-Володя бросается к проводнику.

ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Скажите, прошу вас, какой это город?

ПРОВОДНИК
(ухмыльнувшись)
Однако!

В дверях вагона появляется Мыкола.

Звучит мелодия песни "Распрягайте, хлопцы, коней..."
    
НАТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ АЭРОПОРТ "ПУЛКОВО" ДЕНЬ

Голоса людей, шум взмывающих в небо самолетов, рычание автомобильных моторов.

Павлик-Володя, прощаясь, жмет руку своему попутчику, трусливому пассажиру, и идет в сторону автобусной остановки.

Звучит мелодия песни "Летят перелетные птицы".
    
НАТ. ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДЕНЬ

Звучит та же мелодия.

Павлик-Володя, прилично одетый, постриженный и побритый, гуляет по родному городу.

    
ИНТ. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СТУДИЯ ДЕНЬ   

Перед телевизионной камерой сидит Павлик-Володя.
 
ПАВЛИК-ВОЛОДЯ
Дорогая Елизавета Сергеевна Пономарь, в девичестве Куркина. Завтра я буду проездом в вашем городе и потому прошу Вас подойти на железнодорожный вокзал, к первому вагону скорого поезда "Санкт-Петербург - Киев". Я рассчитаюсь с Вами за любезно предоставленное мне пиво. Ваш Павлик-Володенька, чай, стало быть.

ТИТР:

Конец


Рецензии